Базируется на конституционных положениях гл2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».
Это глобальный конституционный принцип, влияющий на построение и реализацию всего уголовного судопроизводства и различные грани его действия отражены во многих статьях уголовно-процессуального закона, посвященных регулированию правоотношений на разных этапах судопроизводства.
Формально же рассматриваемый данный принцип провозглашен в ст. 11 УПК.
Разумеется, он не исчерпывающим образом отражен в данной статье и здесь представлены лишь общие предпосылки, важные для обеспечения прав и обязанностей граждан, вовлеченных в процесс.
Так, ч.1 ст.11 указывает на обязанность разъяснения вовлекаемым участникам уголовного судопроизводства их прав и обязанностей, ответственности.
Действительно, предпосылкой реализации своих прав субъектом, вовлеченным в сферу судопроизводства является их знание и понимание сущности.
Такое право – знать свои права – влечет за собой обязанность ведущих субъектов – их разъяснить права вовлекаемым в производство лицам при производстве каждого процессуального действия, на каждом из этапов уголовного судопроизводства.
Неразъяснение прав, обязанностей вовлекаемым в процесс субъектам является грубым нарушением законности, может быть обжаловано и влечет отмену принятого с такими нарушениями решения или непринятие результатов действия.
Например, подозреваемый имеет право знать - в чем он подозревается, представлять сведения своей невиновности, пользоваться помощью защитника.
Значит обязанностью следователя (дознавателя) будет обязательно представить ему копии: постановления о ВУД в отношении этого лица, разъяснить суть подозрения, если осуществлялось задержание – вручить копию протокола, как можно скорее дать возможность дать показания подозреваемому, разъяснив при этом что он может и не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников, немедленно предоставить защитника, даже и в том случае, если у последнего нет возможности оплатить услуги адвоката. Отступление от этих условий будет грубым нарушением закона.
Важным является и положение ч.2 ст.11 УПК, в соответствии с которым дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить допрашиваемых лиц, что на основании свидетельского иммунитета они имеют право не давать показания против себя и своих близких родственников, однако, если они желают давать показания, то они уже могут быть использованы в последующем доказывании и в случае отказа от них.
Ст. ст. 281 ч.3, ч.4, 276 УПК указывают на возможность и порядок использования таких показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля данных ранее на предварительном следствии при дальнейшем отказе от них в суде. Важно это правила как для обеспечения прав граждан, так и для последующего доказывания (все же можно использовать, если были предупреждены).
Последующие положения ст. 11 указывает на возможность и порядок применения мер безопасности уголовно-процессуального порядка в том случае, если есть основания сделать вывод о том что существуют угрозы безопасности участникам уголовного судопроизводства, их родственникам и близким лицам и имуществу.
- Это возможность при угрозе безопасности потерпевшему, свидетелю, их родственникам и близким лицам в протоколах следственных действий не приводить данные об их личности.
Следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагает причины сохранения в тайне этих данных, указывается псевдоним данного участника и приводится образец его подписи, который он будет использовать в протоколах следственных действий с его участием. Постановление запечатывается в конверт, который запечатывается и приобщается к материалам уголовного дела. Причем в безотлагательных случаях такое решение о сохранении в тайне данных участника может быть принято самостоятельно следователем без согласия руководителя СО.
Кроме того, еще одна из процессуальных мер обеспечения безопасности
– это возможность проведения контроля и записи телефонных переговоров безотлагательно, без получения судебного разрешения, тех лиц, в отношении которых имеются угрозы безопасности. – ч.2 ст. 86 УПК
- Возможно также предъявление для опознания лица без визуального наблюдения опознающего – порядок в ст. 193 УПК
В отношении обвиняемого, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, при угрозах его безопасности предусмотрена возможность выделения материалов дела в отношении него в отдельное производство и приобщения туда всей информации из основного дела, идентифицирующей его личность п.4 ч.1 ст. 154 УПК
Мерами безопасности, которые возможно применить в суде являются:
- закрытое судебное разбирательство как сказано в п.4 ч.2 ст. 241 - если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.
- допрос в суде свидетеля без оглашения подлинных данных о его личности, в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства – порядок этой процедуры указан ч.5, ч.6 ст. 278 УПК.
Все это меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, осуществляемые процессуальными средствами.
Разумеется, их бывает недостаточно если информация о лице уже не является тайной и угрозы безопасности серьезны. В этом случае за обеспечением безопасности участников уголовного судопроизводства обращаются к управлениям или отделам по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Они имеются в системе МВД, ФСБ. Действуют на основании Федерального закона РФ от 20.08.04 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
И, наконец, говоря об охране прав и свобод в уголовном судопроизводстве, законодатель в ч 4 ст. 11 законодатель гарантирует соблюдение прав и свобод, указывая на то, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом а также субъектами, осуществляющими уголовное преследование подлежит возмещению.