30 мая 1942 г. Государственным Комитетом Обороны при Ставке Верховного Главнокомандования был образован Центральный штаб партизанского движения, начальником которого был назначен первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко. В это же время партизанские штабы были созданы и при военных советах фронтовой войны Советского Союза.
6 сентября 1942 года ГКО учредил пост главнокомандующего партизанским движением. Им стал маршал К.Е. Ворошилов. Таким образом, была преодолена раздробленность и несогласованность действий, царившая на первых порах в партизанском движении, появились органы, координирующие их диверсионную деятельность. Именно дезорганизация тыла противника стала главной задачей советских партизан. Состав и организация партизанских формирований, несмотря на их разнообразие, все же имели много общего. Основной тактической единицей являлся отряд, насчитывавший в начале войны, несколько десятков бойцов, а позже до 200 и более человек. В ходе войны многие отряды объединились в более крупные соединения (партизанские бригады) численностью от нескольких сот до нескольких тысяч человек. В их вооружении преобладало легкое стрелковое оружие, но многие отряды и партизанские бригады уже располагали станковыми пулеметами и минометами, в некоторых случаях и артиллерией. Все, кто вступал в партизанские отряды, принимали партизанскую присягу, в отрядах устанавливалась жесткая воинская дисциплина.
Существовали различные формы организации партизанских сил – мелкие и крупные формирования, региональные (местные) и нерегиональные. Региональные отряды и соединения постоянно базировались в одном районе и несли ответственность за защиту его населения и борьбу с оккупантами именно на этой территории. Нерегиональные партизанские соединения и отряды выполняли задания в разных районах, совершая продолжительные рейды, являясь по сути подвижными резервами, маневрируя которыми руководство партизанским движением могло сосредоточить усилия на главном направлении планируемых ударов для нанесения наиболее мощных ударов по врагу.
В зоне обширных лесов, в горных и болотистых районах находились основные базы и места дислокации партизанских формирований. Здесь возникали партизанские края, где могли применяться различные способы борьбы, в том числе и прямые, открытые столкновения с противником, В степных лее районах крупные партизанские отряды могли успешно действовать в ходе рейдов. Находившиеся здесь постоянно небольшие отряды и группы партизан обычно избегали открытых столкновений с врагом, нанося ему урон, как правило, неожиданными налетами и диверсиями, В августе-сентябре 1942 года центральный штаб партизанского движения провел совещание командиров белорусских, украинских, брянских и смоленских партизанских отрядов. 5 сентября Верховный главнокомандующий подписал приказ «О задачах партизанского движения», в котором указывалось на необходимость координации действий партизан с операциями регулярной армии. Центр тяжести боевых действий партизан должен был быть перенесен на вражеские коммуникации.
Усиление партизанских действий на железных дорогах сразу же ощутили на себе оккупанты. В августе 1942 года они зарегистрировали почти 150 крушений эшелонов, в сентябре – 152, в октябре – 210, в ноябре – почти 240. Обычными стали нападения партизан на немецкие автоколонны. Шоссе, пересекавшие партизанские края и зоны, оказывались практически закрытыми для оккупантов. По многим дорогам перевозки были возможны только под усиленной охраной.
Образование крупных партизанских соединений и координация их действий центральным штабом позволили развернуть планомерную борьбу против опорных пунктов немецко-фашистских оккупантов. Уничтожая вражеские гарнизоны в районных центрах и других селениях, партизанские отряды все более расширяли границы контролируемых ими зон и территорий. Целые оккупированные районы были освобождены от захватчиков. Уже летом и осенью 1942 года партизаны сковали 22-24 вражеские дивизии, оказывая этим значительную помощь войскам сражающейся Советской Армии. К началу 1943 года партизанские края охватили значительную часть Витебской, Ленинградской, Могилевской и ряда других областей, временно оккупированных противником. В этом же году еще больше число гитлеровских войск было отвлечено с фронта для борьбы с партизанами.
Именно на 1943 год приходится пик действий советских партизан, чья борьба и вылилась во всенародное партизанское движение. Число его участников к концу 1943 года выросло до 250 тысяч вооруженных бойцов. В это время, например, белорусские партизаны контролировали почти 60% оккупированной территории республики (109 тыс. кв.км.), причем на площади 38 тыс. кв.км. оккупанты были полностью изгнаны. В 1943 году борьба советских партизан в тылу врага распространилась на Правобережную и Западную Украину и западные районы Белоруссии.