Каждое поколение имеет свое восприятие минувшей войны, место и значение которой в жизни народов нашей страны оказались настолько значительными, что она вошла в их историю как Великая Отечественная. Даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года навсегда останутся в памяти народов России. Спустя 60 лет после Великой Отечественной войны россияне могут гордиться тем, что их вклад в Победу был огромным и ничем не заменимым. Важнейшей составной частью борьбы советского народа против гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны явилось партизанское движение, которое было наиболее активной формой участия широких народных масс на временно оккупированной советской территории в борьбе с врагом.
На оккупированной территории был установлен «новый порядок» – режим насилия и кровавого террора, призванный увековечить германское господство и превратить захваченные земли в аграрно-сырьевой придаток германских монополий. Все это встретило ожесточенное сопротивление у большинства населения, проживавшего на оккупированной территории, которое поднялось на борьбу.
Это было поистине всенародное движение, порожденное справедливым характером войны, стремлением защитить честь и независимость Родины. Вот почему в программе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками столь важное место отводилось и партизанскому движению в оккупированных врагом районах. Партия призывала оставшихся в тылу врага советских людей создавать партизанские отряды и диверсионные группы, разжигать партизанскую войну всюду и везде, взрывать мосты, портить телеграфную и телефонную связь противника, поджигать склады, создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия.
Советские люди, оказавшиеся па территории, оккупированной врагом, а также бойцы, командиры и политработники Красной Армии и Флота, попавшие в окружение, вступили в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. Они всеми силами и средствами стремились помочь советским войскам, сражавшимся на фронте, оказывали сопротивление гитлеровцам. И уже эти первые их действия против гитлеризма носили характер партизанской войны. В специальном постановлении ЦКВКП(б) от 18 июля 1941 г. "Об организации борьбы в тылу вражеских войск" партия призвала республиканские, областные, краевые и районные партийные организации возглавить организацию партизанских формирований и подполья, "всемерно помогать созданию конных и пеших партизанских отрядов, диверсионных истребительных групп, развернуть сеть наших большевистских подпольных организаций на захваченной территории для руководства всеми действиями против фашистских оккупантов" войне (Июнь 1941 г.–1945 г.).
Борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории Советского Союза стала составной частью Великой Отечественной войны. Она приобрела всенародный характер, став качественно новым явлением в истории борьбы против иноземных захватчиков. Самым важным из ее проявлений было партизанское движение в тылу врага. Благодаря действиям партизан у немецко-фашистских захватчиков в их тылу распространялось постоянное ощущение опасности и угрозы, что оказывало значительное моральное воздействие на гитлеровцев. И это была реальная опасность, поскольку боевые действия партизан наносили огромный урон живой силе и технике противника.
Характерно, что мысль об организации партизанского и подпольного движения на захваченной врагом территории появилась только после начала Великой Отечественной войны и первых поражений Красной Армии. Это объясняется тем, что в 20-х – начале 30-х годов советское военное руководство вполне резонно полагало, что в случае вражеского вторжения действительно необходимо было развернуть партизанскую войну в тылу врага, и с этой целью уже занимались подготовкой организаторов партизанского движения, выделялись определенные средства для ведения партизанской войны. Однако во время массовых репрессий второй половины 30-х годов такая предосторожность стала рассматриваться как проявление пораженчества, и почти все те, кто занимался этой работой, были репрессированы. Если следовать тогдашней концепции обороны, заключавшейся в победе над врагом "малой кровью и на его территории", планомерная подготовка организаторов партизанского движения, по мнению Сталина и его окружения, могла морально разоружить советский народ, посеять пораженческие настроения. Нельзя в этой ситуации исключать и болезненную подозрительность Сталина по отношению к потенциально четко организованной структуре подпольного аппарата сопротивления, которым, как он считал, могли бы воспользоваться в своих целях "оппозиционеры".
Обычно считается, что к концу 1941 года число активных партизан доходило до 90 тысяч человек, а партизанских отрядов – более 2 тысяч. Таким образом, на первых порах сами партизанские отряды были не весьма многочисленны – их численность не превышала нескольких десятков бойцов. Трудный зимний период 1941-1942 годов, отсутствие надежно оборудованных баз партизанских отрядов, недостаток оружия и боеприпасов, плохое вооружение и продовольственное снабжение, а также недостаток профессиональных медиков и лекарств в значительной степени усложнили эффективные действия партизан, сводя их к осуществлению диверсий на транспортных магистралях, уничтожению небольших групп оккупантов, разгрому мест их расположения, уничтожению полицаев – местных жителей, согласившихся на сотрудничество с оккупантами. Тем не менее партизанское и подпольное движение в тылу врага все же состоялось. Многие отряды действовали в Смоленской, Московской, Орловской, Брянской и в ряде других областей страны, попавших под пяту немецко-фашистских оккупантов.