Глава 25
Сигналы, данные, информация, информационный процесс.
Единство законов обработки информации в системах различной природы (физических, экономических, биологических и т.п.) является фундаментальной основой теории информационных процессов, определяющей ее общезначимость и специфичность. Объектом изучения этой теории является информация - понятие во многом абстрактное, сушествующее "само по себе" вне связи с конкретной областью знания, в которой она используется. Это обстоятельство накладывает определенный отпечаток на всю информатику как науку об организации компьютерных информационных систем, - такие системы могут использоваться в самых разных предметных областях, привнося в них "свои правила игры", свои закономерности, ограничения вместе с тем новые возможности организации бизнеса, которые были бы немыслимы без информатики и связанного с ней компьютера. В этом плане невозможно переоценить такие свойства информации как доступность, своевременность получения, коммерческая ценность, надежность.
Информационные ресурсы в современном обществе играют не меньшую, а нередко и большую роль, чем ресурсы материальные. Знания, кому, когда и где подать товар, может цениться не меньше, чем собственно товар,- и в этом плане динамика развития общества свидетельствует о том, что на "весах" материальных и информационных ресурсов последние начинают превалировать, причем тем сильнее, чем более общество открыто, чем более развиты в нем средства коммуникации, чем большей информацией оно располагает.
С позиций рынка информация давно уже стала товаром, и это обстоятельство требует интенсивного развития практики, промышленности и теории компьютеризации общества. Компьютер как информационная седа не только позволил совершить качественный скачек в организации промышленности, науки и рынка, но он определил новые самоценные области производства: вычислительная техника, телекоммуникации, программные продукты.
Тенденции компьютеризации общества связаны с появлением новых профессий, связанных с вычислительной техникой, и различных категорий пользователей ЭВМ. Если в 60-70е годы в этой сфене доминировали специалисты по вычислительной технике (инженеры-электроники и программисты), создающие новые средства вычислительной техники и новые пакеты прикладных программ, то сегодня интенсивно расширяется категория пользователей ЭВМ - представителей самых разных областей знаний, не являющихся специалистами по компьютерам в узком смысле, но умеющих использовать их для вешения своих специфических задач.
Пользователь ЭВМ (или конечный пользователь) должен знать общие принципы организации информационных процессов в компьютерной следе, уметь выбрать нужные ему информационное системы и технические средства и быстро освоить их применительно к своей предметной области. Учитывая интенсивное развитие вычислительной техники и во многом насыщенность рынка программных продуктов, два последних качества приобретают особое значение. Минимум знаний по организации компьютерных систем обычно называют компьютерной грамотностью. Не существует строго очерченных амок, определяющих это понятие, - каждый пользователь определяет их для себя сам, но вместе с тем отсутствие такой грамотности делает сегодня невозможным доступ ко многим узкоспециальным профессиям, на первый взгляд весьма далеким от компьютера.
Интерпретация данных.
Зададимся вопросом, что такое данные и как мы к ним относимся? Интуитивно ясно, что под данными мы подразумеваем какое-либо сообщение, наблюдаемый факт, сведения о чем-либо, результаты эксперимента и т.п. Иначе говоря, данные - это всегда конкретность, представленная в определенной форме (числом, записью, сообщением, таблицей и т.д.). Сами по себе данные никакой ценности не представляют. На самом деле, как вы отнесетесь, например, к следующим данным:
(1) - "тридцать семь с половиной";
(2) - "2 + 2 = 4";
(3) - "Петров стал директором".
Первое вызовет недоумение, второе - ощущение тривиальности (это знает каждый), третье - размышления, кто такой Петров? Во всех приведенных примерах данные неинформативны (хотя по разным причинам), и для того, чтобы придать им информативность, т.е. превратить их в информацию, необходимо осуществить интерпретацию данных.
Интерпретация - процесс превращения данных в информацию, процесс придания им смысла. Этот процесс зависит от многих факторов: кто интерпретирует данные, какой информацией уже располагает интерпретатор, с каких позиций он рассматривает полученные данные и т.д. Процесс интерпретации может осуществляться человеком или группой лиц, при этом он может быть творческим (например, музицирование по нотной записи) или формальным (определение времени по часам). Такой процесс может осуществляться биологическими объектами (условные рефлексы собак, общение дельфинов), многими устройствами технической автоматики (обнаружение сигнала от цели в радиолокации с последующими действиями) и, конечно, компьютером. Абстрактность информации в отличие от конкретности данных заключается в том, что процесс интерпретации в общем случае не может быть определен формально, в то время как данные всегда существуют в какой-то определенной форме. Между данными и информацией в общем случае нет взаимно-однозначного соответствия. Например, формально различные сообщения "до завтра" и "see you tomorrow" [1] несут одну и ту же информацию. Разные знаки "x" и "*" могут содержательно обозначать одно и то же - операцию умножения, формально различные строки "21" и "XXI" определяют одно и то же число (в различных системах счисления).
С другой стороны одни и те же данные могут нести совершенно различную информацию разным получателям (разным интерпретаторам). Например, знак "I" может интерпретироваться как буква "ай" в английском алфавите или как римская цифра 1, знак "+" может интерпретироваться как операция сложения или операция объединения множеств в зависимости от контекста. Кивок головой сверху вниз обычно обозначает "Да", а покачивание - "Нет", но не во всех странах (в Болгарии и Греции это не так). На доске объявлений по размену квартир я увидел объявление со следующими данными: "(2+2)=(3+1)", что означало "Меняю две двухкомнатных на трехкомнатную и однокомнатную",- можно ли было бы предположить такую интерпретацию этих данных, например, в учебнике по арифметике?
Эти примеры показывают, что интерпретация данных зависит от многих дополнительных объективных факторов (в этих примерах - контекст, страна, место), но интерпретация может зависеть и от субъективных факторов. Например, один и тот же цвет человек с нормальным зрением воспринимает одним образом, а дальтоник другим. Приведенные примеры альтернативной интерпретации одних и тех же данных иллюстрируют понятие полиморфизма (множественной интерпретации), которое в конечном счете и определяет абстрактный характер этого процесса.
Наконец, еще один важный аспект интерпретации. В любом достаточно большом наборе данных есть особые позиции (знаки, ключевые слова, признаки), которые управляют процессом интерпретации и потому имеют особое значение, во многом определяющее ценность и важность получаемой информации. Классический пример: сообщение "Казнить нельзя, помиловать". Положение запятой в этом примере (перед словом "нельзя" или после) радикально меняет информационное содержание данных. Можно ли в этом отношении сравнить запятую в этом сообщении с буквой "н.", например? Потеря или искажение последней легко восстанавливается по контексту, потеря запятой сводит информативность сообщения в целом к нулю. Еще один пример. Допустим, вы располагаете следующим фрагментом таблицы:
ЪДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДї
і Товар і Станок і Дрель і Фреза і Двигатель і
ГДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДґ
АДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДЩ
Рис.1.1
Потеря слова "Стоимость" во второй строке делает невозможной правильную интерпретацию числового материала всей таблицы, в то время как потеря слова "Товар" легко восстанавливается по контексту.
Таким образом, данные - это набор неоднородных ключевых слов (позиций, знаков и т.п.), несущих информацию разной степени ценности.
Форма представления данных.
Основные виды восприятия данных человеком связаны с использованием зрительных образов, т.е. образов, воспринимаемых с помощью зрения. Все возрастающее значение имеет использование звуковых и тактильных образов (воспринимаемых осязанием). Обоняние и вкус в этом ряду стоят на последнем месте. Зрительные образы существуют в двух основных формах: символьной и графической. Разумеется, каждая из них может использовать цвет. Символьная форма представления данных может быть определена как некоторый конечный набор изображающих знаков. Такой набор легко представить себе как совокупность ящиков, на каждом из которых изображен соответствующий знак и в котором лежит множество фишек - копий этого знака. Термин "конечный набор" означает здесь конечное число ящиков,- набор фишек в ящике не ограничен.
Конструирование зрительного образа в символьной форме осуществляется путем размещения фишек в определенной плоской клеточной структуре, - строке, столбце, клеточном поле, кроссворде, игровом поле и т.п. В каждой клетке такой структуры может быть размещена только одна фишка набора. Разновидностью такого клеточного поля является и экран компьютера, работающего в режиме ввода символьных данных. Символьная форма имеет множество разновидностей, среди них наиболее распространены языковая и табличная (псевдографическая).
Языковая форма обычно связывается с понятием алфавита как упорядоченного набора изображающих знаков, на основе которого конструируются фразы языка путем размещения изображающих фишек в структуре строки или столбца. В одних языках строка заполняется слева направо, в других справа налево (иврит например), в третьих сверху вниз (по столбцу) и слева направо и т.д. Отношения порядка в алфавите во многом условны, что нередко приводит к некоторым странностям. Например, система изображающих знаков (иероглифов) китайского языка не упорядочена, что формально не позволяет отнести его к языкам вообще [ ]. Поэтому во многих случаях алфавит рассматривают как синоним понятию "набор изображающих знаков", преднамеренно опуская отношения порядка в таком наборе.
В этой связи отметим, что иногда языковую форму называют текстовой, при этом понятие "текст" в широком смысле не требует никаких ограничений не только на набор изображающих знаков, но и на правила интерпретации текста. Любая информация, представленная в символьной форме может рассматриваться как текст. Разумеется, разные языки могут иметь совершенно разные алфавиты, причем алфавит языка может расширяться путем введения в него новых изображающих знаков, интерпретируемых, например, как знаки препинания или реализующих новые шрифты. Примеров языков очень много: кроме естественных языков (русский, английский и т.п.) это еще и языки представления чисел (арабских, римских, десятичных, двоичных и т.д.), языки формул (алгебраических, химических и т.д.), язык описания шахматных партий, язык стенографии, языки программирования и т.д.
Табличная форма может рассматриваться как специфическая разновидность языковой, которая позволяет конструировать разного рода бланки, таблицы, отчеты и т.п. В несколько упрощенном виде набор изображающих знаков для конструирования этой формы включает в себя следующие знаки: "і", "Д", "Е", "Г", "ґ", "А", "Щ", "Ъ", "ї", "В", "Б".
На рис 1.1. приведен пример информационного образа в табличной форме, построенный с использованием этого набора знаков, языка представления десятичных чисел и русского языка. Иногда средства представления информации в табличной форме называют языками типа "заполни бланк".
Графическая форма представления информации принципиально отличается от символьной тем, что в ней используется единственный вид изображающего символа - точка на плоскости, - все изображения объектов конструируются из точек. Любой зрительный образ, представленный в символьной форме, может быть представлен и в графической форме, - обратное в общем случае неверно. В этом смысле графическая форма представления данных более информативна, или, как говорят, обладает большей разрешающей способностью (большей информационной емкостью). При этом разрешающую способность формы следует понимать как возможность представления различных данных в единице изображающего поля (экрана компьютера). Если принять за такую единицу одну клетку (см.выше), то разрешающая способность будет определяться количеством возможных изображений в этой клетке. Для символьной формы - это число изображающих символов алфавита, для графической - это число гораздо больше. Например, для черно-белого изображения и размеров клетки 8x8 (точек) число всех возможных изображений в ней определяется величиной 264. В отдельных случаях при определенном наборе изображающих символов символьная форма позволяет представлять простые графические образы. В частности, контуры таблицы рис.1.1. "похожи на графику". Поэтому такие специфические виды символьного представления данных называют псевдографикой, хотя на самом деле ничего общего с графикой они не имеют.
Как графическая, так и символьная форма могут использовать цвет,- при этом изображающие знаки приобретают дополнительное качество - иметь цвет. Это обстоятельство в общем случае существенно повышает информационную емкость зрительных образов для любой формы представления данных. Но применительно к графической форме на компьютерах с хорошими дисплеями (с высокой разрешающей способностью) цветность обеспечивает качественно новые возможности обработки графической информации, - например, создание и демонстрация цветных видеофильмов на компьютере.
Обсуждаемые формы представления данных предназначены для создания информационных зрительных образов на плоскости и широко используются в компьютере, поскольку экран дисплея может рассматриваться как плоская поверхность. Объемные изображения представляются обычно в плоской графической форме на основе перспективы, с помощью различных сечений, проекций, методов проективной геометрии и т.п.
Использование символьной и графической форм представления данных определяют два различных режима компьютера в задачах обработки информации. Эти режимы различаются не только представлением информации на экране монитора, но и в памяти компьютера и соответственно программными средствами, поддерживающими тот или иной режим. Например, символьный режим связан с хранением в памяти компьютера символов, а графический - пикселов (изображающих точек), что в общем случае требует значительно большего объема памяти. (Термин "pixel" произведен от английского "рicture element" []). Для создания и изменения символьных образов (редактирования) используются программы, которые называют символьными редакторами (текстовыми редакторами), а графических образов - графическими редакторами. Наконец, символьная и графическая форма широко используются не только для представления зрительных образов, но также для звуковых и тактильных. Например, нотная запись и система фонем используются для представления и конструирования звуковых образов, а азбука Л.Брайля - для представления тактильных образов, воспринимаемых осязанием.
Азбука Л.Брайля - это рельефно-точечный шрифт для чтения слепых. В основе такого шрифта лежит комбинация из 6 точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки.
Информация и информационные процессы. Определение понятия информации Информация по-латыни означает сообщение. Определения информации. 1. Информация ѕ сведения, не зависящие от формы их представления. 2. Информация ѕ знание, то есть позволяющая получившему их совершать целенаправленное действие. 3. Информация по Шеннону. Информация сообщение, которое уменьшает или устраняет неопределённость в выборе одной возможности из нескольких. 4. Информация ѕ мера сложности структур.
Понятие данные ѕ информация, выраженная в формализованном виде, обеспечивающая возможность хранения, обработки и передачи. Документ ѕ данные, представленные на определённом носителе и обладающие определённой структурой. Строго определённая структура документа упрощает работу с ним. Пример: паспорт, железнодорожный билет. Его строго определённая форма затрудняет его подделку (деньги). Элементы документа: 1. Указано название и его назначение 2. Реквизиты исполнителя документа.
Информационные процессы Независимо от способа получения и хранения информация имеет единые характеристики. Информация наряду с веществом и энергией считается сейчас фундаментальным понятием. В этом смысле информация это структура окружающего нас мира, способная влиять на процессы. Учёные установили, что геометрическая структура обладает возможностью влиять на психику человека, воздействуя на его подсознание. Свойства информации: 1.Информация может накапливаться. 2.Информация не обладает свойством сохранения. 3.Информация может самоорганизовываться, порождая новую информацию. Информационное общество Это общество, в котором большинство трудоспособного населения занято производством, хранением, передачей, преобразованием и использованием информации. США, страны западной Европы и Японии уже вступили в фазу информационного общества, а Россия ещё нет. Низкая производительность Низкое развитие информационных труда и в сельском хозяйстве. структур.
Язык как способность представления информации. Кодирование информации. Структура информации, составленная из элементов. Текстовая информация ѕ буква. Устная информация ѕ звук (фонема).
Географическая информация (изображением в качестве элементов является контур, цветовое пятно, элементарная форма и т. д.).
Признак элемента информации Дорожные знаки и сигналы. Азбука глухонемых (элементом является жест). Связи между элементами 1. Иерархическая. ФФФФ Ф Линейная ѕ связь букв в слове и слов в предложении. Сетевая. Достоинство сетевой структура является высокая скорость взаимодействия элементов (Интернет). Сетевые структуры очень устойчивы к повреждениям связи, так как при разрыве связи соединение осуществляется в обход. Недостаток сетевой структуры заключается в том, что необходимо иметь большое количество связи. 3 Языки
Естественные Искусственные (код) Процесс записи на искусственном языке называется кодированием, а обратный процесс декодированием. СПАСИТЕ НАС! кодирование SOS декодирование СПАСИТЕ НАС! Применение искусственных языков или кодов: 1. Азбука Морзе. 2. Телеграфный код. 3. Жаргон (арго), воровской жаргон. Специальный или профессиональный жаргон ѕ естественный язык, образованный естественным путём и в отличии от искусственного языка сам изменяется или развивается. Любой язык, как естественный, так и искусственный состоит из множества элементов (алфавита) и множества правил составления из множества
элементов осмысленных сообщений (синтаксис).
Двоичная форма представления информации. Двоичная форма представления информации заключается в том, что она координируется двумя символами:0 и 1 т. е. да (1) и нет (0). Любую информацию можно представить как результат ответов на вопросы да или нет. В том случае если вариантов больше чем два их множество делят пополам, и ответ заключается в том, находятся в этой части правильный ответ. Такой способ называется дихотомия. Пример: я хочу определить в каком месяце у человека день рождения, задавая ему вопросы, на которые он будет давать ответы да или нет. Все месяца мы пронумеруем.
Двоичная система записи чисел: 123=100+20+3 102*1+2*101+ 3*100 3127=3000+100+20+7 an*10n +an-1*10n-1+…..a1*101+a0*100 an*2n+an-1*2n-1+…..a1*21+a0*20 2в ст.0=1 2в ст.4=16 2в ст.1=2 2в ст.5=32 2в ст.2=4 2в ст.6=64 2в ст.3=8 2в ст.7=128 и т.д. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13… 02=010 12=110 102=210 112=310 1002=410 1012=510 1102=610 1112=710 10002=810 10012=910 10102=1010 10112=1110 11002=1210 Количество и единицы измерения информации. Подход к определению количества информации статистический. Согласно ему количество информации определяется как количество элементов. Пример: 1. Книга содержит 300000 знаков (буквы, знаки препинания, цифры, пробелы и т. д.). Журнал же содержит 5000 знаков, т. е. там, где больше элементов, там же и больше информации. 2. Я заказал телефонный разговор с другим городом на 5 минут, а другой человек заказал разговор на 15 минут. Кто может больше передать информации? 3. Небольшая картина и огромное живописное полотно (бородинская панорама) и т. д. Статистический способ определения количества информации применяется при организации её передачи, хранения, преобразования или уничтожения. Статистический способ, измеряя информацию, не учитывает её смысл. Пример: 1. Определите количество информации в этой фразе (43 байта) 5 2. Определение количества информации вероятный. Единица информации при этом является бит. Один бит информации содержится в ответе да или нет, если оба варианты ответов равновероятны. Пример:
При подбрасывании монетки ответ на вопрос, какой стороной она упала, содержит 1 бит. Если число возможных исходов больше двух, то количество информации можно определить методом дихотомии. Пример определения количества информации при выборе карты из колоды. Пронумеруем карты. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36 1бит
В этом примере приблизительно 5,5 бит информации. Пример: Определите методом дихотомии, сколько информации содержится в ответе на вопрос: "Какая масть выпадет при случайном вытаскивании карты из колоды".
Пример: определите количество информации, содержащиеся в ответе на вопрос: "Какое число выпало при бросании игральной кости".
Единица знакаѕбайт=8 битам. Пример: Определите, сколько байт содержится в ответе на предыдущий пример. 2 байта. Сколько байт содержится в фразе, написанной ранее. 168 байт. Более крупные единицы называются Кбайт. 1Кбайт=1024 байта, дальше Мбайтѕ1024 Кбайт, дальше Гбайтѕ1024 Мбайт, дальше Тбайт 1024 Гбайт. Средний персональный компьютер хранит в себе около 10 Гбайт. Одна дискета может хранить 1,5 Мбайт, CD диск имеет ёмкость около 700 Мбайт Измерение количества графической информации. 10000000001 01000000010 00100000100 00010001000 00001010000 00000100000 00001010000 00010001000 00100000100
Глава 28.
Служебное программное обеспечение
Служебный уровень. Программное обеспечение этого уровня взаимодействует как с программами базового уровня, так и с программами системного уровня. Основное назначение служебных программ (их также называют утилитами) состоит в автоматизации работ по проверке, наладке и настройке компьютерной системы. Во многих случаях они используются для расширения или улучшения функций системных программ. Некоторые служебные программы (как правило, это программы обслуживания) изначально включают в состав операционной системы, но большинство служебных программ являются для операционной системы внешними и служат для расширения ее функций.
В разработке и эксплуатации служебных программ существует два альтернативных направления: интеграция с операционной системой и автономное функционирование. В первом случае служебные программы могут изменять потребительские свойства системных программ, делая их более удобными для практической работы. Во втором случае они слабо связаны с системным программным обеспечением, но предоставляют пользователю больше возможностей для персональной настройки их взаимодействия с аппаратным и программным обеспечением.
Классификация служебных программных средств
Диспетчеры файлов (файловые менеджеры)
Средства сжатия данных (архиваторы)
Средства просмотра и воспроизведения
Средства диагностики
Средства контроля (мониторинга)
Мониторы установки
Средства коммуникации (коммуникационные программы)
Средства обеспечения компьютерной безопасности
Программное обеспечение
Компьютер - машина для производства вычислений. Чем отличается эта машина от других средств вычислений (арифмометра, калькулятора)? Тем, что ход вычислений определяется заранее, дается компьютеру в виде специально подготовленной информации - программы. Программа - информация для компьютера: как обрабатывать данные пользователя и представлять полученные результаты. Эта информация хранится в файлах, имеющих, как правило, расширения ".com", ".exe".
Таким образом для реализации ИТ кроме компьютера, "железа", (hardware) необходимо иметь и набор соответствующих программ, программное обеспечение, (software). Владеть ИТ значит уметь обращаться с "железом", и знать, какие существуют программы, уметь пользоваться ими.
Основные виды программного обеспечения:
Программы, управляющие работой компьютера, обеспечивающие его связь с внешними устройствами - операционная система, драйверы.
Программы для реализации задач пользователя: набор текста, производство вычислений, создание и просмотр графики, управление промышленными и лабораторными установками, поиск информации в интернете, компьютерные игры, прослушивание аудиофайлов и многое другое, в том числе и создпание новых программ - прикладные программы;
Программы, имеющие вспомогательное значение, облегчающие работу на компьютере, позволяющие устранять ошибки и неполадки - сервисные программы.
Операционная система
Операционная система – комплекс программ, которые осуществляют управление ресурсами компьютера (оперативной памятью, монитором, клавиатурой, жестким диском, дисководами, др. устройствами.) Она способна воспринимать команды пользователя. Воспринимая эти команды, она находит необходимые файлы, копирует их, переносит на различные носители, показывает содержимое этих носителей, обеспечивает настройку различных устройств, входящих в состав компьютера и управляет их работой.
Наиболее распространенной операционной системой являются в настоящее время различные версии операционной системы WINDOWS. Она сменила использовавшуюся ранее систему MS-DOS.
Достоинства и недостатки:
многозадачность – одновременно компьютер может работать с несколькими программами;
дальнейшее упрощение работы. Особенностью WINDOWS является графический интерфейс, работа с мышью
работа с внешними устройствами (программы WINDOWS работают с ними только через операционную систему)
стандартный интерфейс
но - выше требования к компьютеру (тип процессора, объем оперативной памяти, пространство на жестком диске);
- медленее работа.
Файлы WINDOWS расположены в каталоге WINDOWS, WINDOWS\SYSTEM. В состав Windows входит значительное количество полезных приложений и служебных программ. Microsoft Exchange, Microsoft Fax, Microsoft Network, Текстовый редактор WordPad, Графический редактор Paint, Номеронабиратель, Передача файлов, Программа связи HyperTerminal, Лазерный проигрыватель, Регулятор уровня, Сеанс MS-DOS, Дефрагментация диска (Defrag), Проверка диска (ScanDisk), Уплотнение диска (DriveSpace), Архивация данных (Backup).
Внешние устройства (принтеры, сканеры и проч.) постоянно совершенствуются изменяются самыми разными фирмами. Для связи этих различных устройств с операционной системой, их разработчики создают специальные файлы драйверы. Обычно они поставляются вместе с устройствами на лазерных дисках. Обновления драйверов можно найти в интернете на сайтах изготовителей соответствующих устройств.
При включении компьютера запускается небольшая программа BIOS, которая хранится в специальной микросхеме материнской платы. Она осуществляет первоначальную проверку компьютера и загружает в память оперативную систему. Запускается файл WIN.EXE, считываются параметры конфигурации, открывается "рабочий стол". После этого операционная система переходит в режим ожидания команды пользователя. Приняв команду ОС находит на диске файл нужной программы, и запускает его на выполнение. Операционная система при этом остается в оперативной памяти (резидентная) и после окончания работы программы снова принимает руководство на себя. В WINDOWS все другие программы считаются приложениями операционной системы.
Запуск программы
1. C помощью главного меню компьютера
В главном меню компьютера есть раздел Программы. По сути это папка в которой хранятся ярлыки программ. Многие программы при установке автоматически помещают свои ярлыки в это меню, иногда создавая целые разделы, относящиеся к данной программе. При наведении мышки на обозначение раздела рядом с основным меню открывается дополнительное, позволяя просматривать его содержимое и выбрать нужную программу. Можно и самостоятельно настраивать содержание и структуру меню Программы. Для запуска программы:
Нажмите кнопку "Пуск" и выберите в главном меню пункт Программы.
Найдите нужную программу, при необходимости открывая дополнительные меню.
Запустите программу щелчком мышки.
После запуска программы на панели задач появляется соответствующая данной программе кнопка. Чтобы перейти от одной выполняющейся программы к другой, достаточно нажать соответствующую кнопку.
I Запустите Калькулятор используя меню Программы-Стандартные.
2. С помощью файла программы
Для этого надо знать имя файла программы и его положение. Можно найти файл программы, используя систему поиска. Для этого, выберите в главном меню команду Поиск, а затем команду Файлы и папки. Откроем папку, в которой находится файл программы, и выберем его.
Запуск программы осуществляется командой меню "Открыть", или двойным щелчком мышки на имени этого файла.
I Найдите и откройте папку, где содержится файл программы «Калькулятор» (CALC.EXE) потренируйтесь в запуске программы. Запишите или запомните полное имя файла CALC.EXE
3. С помощью ярлыка.
Быстрее всего запустить программу, если на рабочий стол помещен специальный файл - ярлык. Ярлык удобно использовать для быстрого доступа к объекту, задания параметров работы с ним. Чтобы создать ярлык:
Щелкнуть правой кнопкой мыши на рабочем столе
Выбрать команду Создать/Ярлык
Следовать указаниям мастера ярлыков
Чтобы изменить параметры ярлыка (например, размер открываемого окна или сочетание клавиш, использующееся для его открытия), откройте с помощью правой кнопки мыши контекстное меню ярлыка и выберите в нем команду Свойства. Так можно изменить, например значок ярлыка, взяв нужный из файла c:\windows\moricons.dll.
I Создайте на рабочем столе ярлык CALC.EXE. Проверьте запуск программы через ярлык
4. C помощью команды "Выполнить"
Нажмите кнопку "Пуск" и выберите в главном меню пункт Выполнить.
Введите в поле "Открыть" полное имя нужной программы.
Если точное расположение или имя программы неизвестны, используйте кнопку "Обзор".
Чтобы заново выполнить программу, которая уже недавно запускалась, нажмите кнопку со стрелкой справа от поля "Открыть" и найдите программу в списке.
I Запустите CALC.EXE с помощью команды "Выполнить", потренируйтесь в использовании кнопки "Обзор".
5. Запуск программы через ее рабочий файл.
Многие программы предназначены для работы с определенными файлами. Открытие таких файлов означает и запуск соответствующей программы. Например, текстовый редактор WinWord создает файлы определенной структуры с расширением ".doc". Двойной щелчок по имени этого файла автоматически запустит Word и откроет данный документ.
Однако с некоторыми файлами могут работать разные программы. Если файл зарегистрирован для работы с одной программой, а вы хотите открыть его с помощью другой, необходимо использовать команду контекстного меню “Открыть” с помощью, после чего выбрать нужную программу из списка. Если операционная система не знает, к какой программе отнести данный файл, то она также выведет окно запроса, позволяющее выбрать нужную программу.
I Откройте файл proba.prb из рабочей папки, запустив для этого программу БЛОКНОТ (NOTEPAD). Попробуйте открыть этот же файл используя WORD.
Настройка главного меню.
1. Добавление ярлыка программы в главное меню или меню "Программы"
Откройте контекстное меню на кнопке "Пуск" или панели задач и выберите пункт Свойства.
В открывшемся окне свойств выберите вкладку "Меню "Пуск"". Здесь можно выбрать вид главного меню: классический или современный.
Выберите Классический вид и нажмите кнопку "Настроить". В открывшемся окне можно установить некоторые параметры Главного меню, очистить папку меню "Документы", а также удалять и добавлять ярлыки программ.
Чтобы добавить ярлык программы нажмите кнопку "Добавить". С помощью кнопки "Обзор" найдите файл нужной программы и дважды щелкните по его значку или имени.
Нажмите кнопку "Далее" и затем выберите нужную папку в структуре меню (при необходимости создайте новую папку).
Введите в поле название новой команды, добавляемой в меню, и нажмите кнопку "Готово".
Чтобы добавить вызов программы в главное меню, достаточно перетащить ее значок к кнопке "Пуск".
Удаление ярлыка программы из главного меню или меню "Программы"
В том же окне нажмите кнопку "Удалить", а затем найдите в структуре меню удаляемую программу.
Выделите программу и нажмите кнопку "Удалить". При этом удаляется только ярлык, созданный в меню. Сама программа остается на диске.
Проще удалить пункт из меню Программы используя команду "Удалить" из контекстного меню для данного пункта.
Настройка меню "Вручную"
Кнопка "Вручную" открывет папку, отвечающую главному меню. Создавая в этой папке новые ярлыки, папки или удаляя их, можно изменять содержание главного меню компьютера вручную. Еще проще папка Главного меню открывается через контекстное меню кнопки "Пуск" командой "Открыть".
"Автозагрузка".
Если ярлык программы размещен в папке "Автозагрузка", программа будет автоматически запускаться при каждом звключении компьютера. Некоторые программы сами устанавливают свои ярлыки в "Автозагрузку". Если вы хотите избавиться от их автоматического запуска нужно удалить их ярлыки из этой папки. Однако существуют и другие способы автоматического запуска программ.
I Создайте в меню "Программы" раздел "Мои программы" и поместите туда ярлык Калькулятора. Проверьте запуск программы.
Завершение работы
Переход к другой программе, завершение работы с программой.
Любой запущенной программе соответствует кнопка на панели задач. Чтобы перейти от одной выполняющейся программы к другой, достаточно нажать эту кнопку. Переключаться также можно, используя сочетание клавиш Alt-Tab.
Чтобы завершить работу с WINDOWS-программой нажмите кнопку закрытия окна в верхнем правом углу окна программы. Или выберите команду Выход в меню Файл.
Закрытие программы с помощью Диспетчера задач
Обычно так закрывают «зависшую программу»
Нажмите сочетание клавиш Ctr-Alt-Del. Дождитесь появления на экране окна Диспетчера задач, перейдите на вкладку «Приложения»
Выделите название нужной программы и нажмите кнопку «Снять задачу»
При необходимости подтвердите снятие задачи
Внимание! Повторное нажатие Ctr-Alt-Del вызывает перезагрузку компьютера (и потерю всех несохраненных данных)
Выключение компьютера
Включенный компьютер, на котором долго не проводится никаких действий, может самостоятельно переходить в так называемый "спящий режим" с пониженным электропотреблением. "Просыпается" он обычно от нажатия любой, или специальной клавиши на клавиатуре, или от перемещения мышки. Для выключения компьютера используется пункт главного меню, который может называться "Завершение работы", или "Выключить компьютер". При этом на экран выводится запрос на подтверждение этой операции или на проведение перезагрузки.
Внимание! Не выключайте компьютер до тех пор, пока на экране не появится разрешающая это надпись. Современные компьютеры обычно сами отключают блок питания, проведя необходимую работу по сохранению нужных данных.
При различных сбоях, если компьютер "зависает" его можно перезагрузить используя кнопку "Reset" на системном блоке. Выключить зависший компьютер можно длительно удерживая кнопку питания "POWER". При этом теряются несохраненные данные.
I Опробуйте переключение между программами используя сочетание Alt-Tab, вызов Менеджера задач сочетанием Ctr-Alt-Del и закрытие программы с его помощью. Закройте все запущенные программы (кроме той, в которой читаете этот текст).
Служебные программы для работы с дисками и дискетами
Служебное программное обеспечение это программы, необходимые для того, чтобы сделать работу на компьютере максимально надежной и удобной, позволяющие устранять ошибки и неполадки. К ним, в частности, относятся программы для обслуживания носителей информации, дисков, дискет и т.п. Большинство таких программ включены в состав операционной системы WINDOWS, команды для их вызова содержатся в меню окон, или в контекстных меню объектов.
Просмотр свойств диска и дискет
Мой компьютер, Выберите нужный диск.
В меню Файл или в контекстном меню выберите команду «Свойства»
I Посмотреть свойства дискеты, записать характеристики (общий объем, свободный объем).
Проверка диска
В процессе работы могут возникать ошибки в размещении файлов на диске, в структуре каталогов (сбои в питании, неправильное выключение компьютера -> потерянные кластеры и т.п.). Эти ошибки надо устранить. С течением времени на диске могут возникнуть и физические дефекты их надо отметить. Для этого служат специальные программы, одна из которых SCANDISK.EXE Для проверки диска (дискеты):
Мой компьютер, Выберите нужный диск. Меню: Файл-Свойства
Вкладка Сервис – Выполнить проверку
Выберите параметры проверки. Нажмите кнопку "Запуск"
Чтобы изменить параметры, используемые ScanDisk при проверке поверхности диска, нажмите кнопку "Параметры". Чтобы изменить параметры, используемые ScanDisk при проверке файлов и папок, нажмите кнопку "Дополнительно".
Если способ устранения обнаруженных ошибок необходимо каждый раз выбирать вручную, снимите флажок "Исправлять ошибки автоматически". Чтобы получить сведения о любом из элементов на основном экране ScanDisk, нажмите правую кнопку мыши и выберите в контекстном меню команду "Что это такое".
Чтобы получить сведения о любом из элементов в окне дополнительных параметров ScanDisk или окне параметров проверки поверхности, нажмите кнопку '?' в правом верхнем углу окна, а затем щелкните интересующий элемент.
I Включить SkanDisk (Пуск-Программы-Стандартные-Служебные) Проверить поверхность своей дискеты (Полная проверка)
Использование программы очистки диска
По различным причинам, например из-за недостатка свободного места на жестком диске, может потребоваться удаление некоторых файлов с диска или освобождение дискового пространства другими способами, если это можно сделать без ущерба для программ.
Программа очистки диска (cleanmgr.exe) помогает очистить пространство на жестком диске. Программа очистки диска проверяет диск и выводит перечень временных файлов, файлов кэша Интернета, а также ненужных программных файлов, удаление которых не приведет к негативным последствиям. Программа предлагает:
Удаление временных файлов Интернета, всех файлов программ, загруженных из Интернета (элементов управления ActiveX и приложений Java).
Очистка корзины.
Удаление временных файлов Windows.
Удаление неиспользуемых компонентов Windows.
Удаление неиспользуемых программ.
Можно выбрать удаление некоторых или всех этих файлов.
Дефрагментация
Файл считается фрагментированным, если он занимает на диске несколько несмежных областей. Как правило, это связано с отсутствием достаточно больших непрерывных участков свободного места. Часто фрагментация происходит при установке программного обеспечения, после выполнения обновления или установки Windows.
Доступ к фрагментированным файлам производится заметно медленнее, чем к нефрагментированным. Программа дефрагментации (defrag.exe dfrgfat.exe) ускоряет работу с диском благодаря перемещению файлов и свободных участков. В результате ее работы каждый из файлов занимает на диске один непрерывный фрагмент, а свободное место объединяется в единственную непрерывную область. Для дискет эту операцию проводить не имеет смысла.
В WINDOWS-XP «Дефрагментация диска» — это системная служебная программа, выполняющая анализ локальных томов с последующим поиском и объединением фрагментированных файлов и папок. Анализ рекомендуется проводить регулярно (не реже одного раза в неделю), а дефрагментацию только после соответствующей рекомендации программы дефрагментации диска.
Запускается данная программа либо через раздел главного меню Служебные, либо через Свойства конкретного диска.
Мой компьютер. Выберите дефрагментируемый диск, «Свойства».
Перейдите на вкладку «Сервис», запустите Дефрагментацию. При необходимости изменить параметры дефрагментации воспользуйтесь кнопкой "Дополнительно".
Нажмите кнопку "Запуск".
Программа дефрагментации не препятствует работе других программ, однако несколько замедляет ее. Временно приостановить дефрагментацию позволяет кнопка "Пауза".
I Дефрагментация. Запустить дефрагментацию для диска С. Если процесс затягивается - завершить досрочно
Форматирование Дискет
Форматирование - это разметка магнитного слоя диска или дискеты, позволяющая впоследствии проводить запись на нем нужной информации. Одновременно, как правило, проверяется состояние магнитного слоя, выявляются и отмечаются участки непригодные для записи. Возможно и быстрое форматирование, при котором очищается только таблица размещения файлов без проверки поверхности. Быстрое форматирование может быть произведено только для дисков, которые уже были один раз отформатированы. Этот режим следует использовать только при полной уверенности в исправности диска. И в том и в другом случае форматирование приводит к полному уничтожению всех данных на Диске!
Чтобы отформатировать дискету
Вставьте дискету в дисковод.
Дважды щелкните значок "Мой компьютер" и выделите нужный диск но не открывайте его. Если содержимое диска отображается в окне проводника или папки "Мой компьютер", отформатировать диск будет невозможно. Нельзя отформатировать диск и если открыт один из его файлов.
Выберите в меню Файл команду Форматировать
I Отформатируйте свою дискету - Осторожно! Если на дискете есть нужные файлы, скопируйте их в папку на рабочем столе, после форматирования эти файлы можно вернуть на дискету.
Инсталляторы.
Большинство современных программ представляют собой сложные программные комплексы, содержащие большое число разнообразных файлов, требующие определенных изменений в настройках компьютера. Учитывая сложность установки таких комплексов на персональный компьютер, эту работу поручают выполнять специальным программам – инсталляторам. Если программное обеспечение выпускается на дисках, то на этот диск помещают и программу инсталлятор. При вставке диска в дисковод инсталлятор обычно запускается автоматически. В других случаях его приходится запускать вручную, щелчком на значке соответствующего файла, который обычно называется Install.exe, Setup.exe или т.п.
Инсталляция (установка) программы обычно протекает в несколько этапов.
На первом этапе как правило инсталлятор спрашивает, необходима ли установка данной программы, и предупреждает о необходимости закрыть другие работающие программы («Нажмите Cancel для прекращения установки и закройте другие работающие программы. Нажмите Next для продолжения установки.) Инсталлятор предупреждает также о необходимости соблюдения авторских прав при установке.
На следующем этапе обычно выводится так называемая лицензия. Она говорит о соблюдении авторских прав, а также предупреждает, что автор программы не несет никакой ответственности за то, что произойдет на вашем компьютере в результате ее установки и последующей работы.
Продолжить работу (Next) можно только отметив, что вы согласны с положениями этой лицензии. (I Agree).
Третий этап установки связан с местом размещения программных файлов на вашем жестком диске. Обычно при этом создается подпапка в папке Programm Files. Вы можете согласиться с этим, или выбрать другую папку используя кнопку Обзор (Browse).
После этого специальными указателями инсталлятор обычно показывает протекание процесса копирования файлов и настройки компьютера. Он может задать еще ряд вопросов (разместить ли значок программы на рабочем столе, где показывать программу в главном меню, вывести ли перед работой файл справки по программе, запустить ли программу по окончании установки и т.п.) В отдельных случаях необходимо будет перезагрузить компьютер. На всех этапах установки обычно присутствует кнопка Назад (Back), позволяющая вернуться к предыдущему этапу работы.
При установке и в процессе работы многие программы оставляют свои записи в служебных файлах WINDOWS, размещают свои ярлыки, создают рабочие папки и т.п. Простое удаление файла программы оставляет при этом много "мусора" на жестком диске компьютера. Поэтому, наряду с инсталляторами существуют и программы "деинсталляторы", помогающие максимально полно удалить ненужную программу.
I Опишите основные этапы работы инсталлятора.
Антивирусы
Вирусы - особые программы способные к воспроизведению себя и выполнению самых разных эффектов на компьютере: от вывода надписей и рисунков до полной порчи информации на жестком диске. Как правило, они вписывают свой код в другие файлы или служебные области диска и не видны в каталогах. Для борьбы с вирусами используются программы антивирусы, например AIDSTEST.EXE, drWEB.EXE, антивирус Касперского (KAV) и др.
Одной из распространенных современных антивирусных программ является антивирусная система ESET NOD32. Ее отличает:
Наилучшая производительность (самый быстрый антивирус). Сканирование или процессы обновления антивируса происходят практически незаметно для пользователя.
Эффективное обнаружение известных и неизвестных вирусов. Система производит эвристический анализ файлов и системных областей компьютера для обнаружения новых и неизвестных ему вирусов и определяет их.
Наибольшая компактность (около 11 MB на диске) и Низкое потребление ресурсов (программа использует примерно 15-22 Мбайт оперативной памяти)
В систему входят модули управления программой, антивирусный монитор (AMON), контролирующий все потенциально опасные действия на компьютере, модули, обеспечивающие работу с Интернетом и электронной почтой, проверяющие входящие сообщения и веб-сайты, которые вы посещаете, модуль, который служит для проверки документов, созданных с помощью MS Office.
Запуск антивирусных программ происходит автоматически, до загрузки основного программного обеспечения. Как правило, антивирусная программа при установке помещает нужные команды в контекстное меню. Для проверки файла, дискеты, жесткого диска достаточно выполнить эту команду.
В ходе проверки инфицированные (или потенциально инфицированные) файлы будут перечислены в окне программы и выделены красным цветом. Число инфицированных файлов также указывается в итоговом отчете. Если вирусы были обнаружены, нужно повторить проверку с использованием кнопки Очистить (вместо Сканировать). Большинство новых вирусов (особенно саморазмножающиеся почтовые вирусы) очищаются удалением, так как все тело 'инфицированного' файла является непосредственно самим вирусом. Если вирусом инфицирован файл пользователя, его очистка может иногда привести к повреждению файла. Поэтому рекомендуется создать резервную копию инфицированного файла перед попыткой его очистки. Если вирус обнаружен в режиме Очистки, будет отображено окно предупреждения: "Обнаружен вирус!" При этом возможен выбор:
Пропустить – Оставить файл в оригинальном состоянии.
Очистить – NOD32 попытается очистить файл. (Очистка в некоторых случаях может быть невозможна).
Переименовать – изменить расширение файла, чтобы предотвратить его выполнение.
Удалить файл. (Убедитесь, что этот файл больше не нужен).
Аналогичные возможности предоставляют пользователю и другие антивирусные программы.
I Опробуйте работу с антивирусом, установленным на данном компьютере: запустите, проверьте дискету, рабочую папку.
Архиваторы
Программы, записывающие информацию более компактно, объединяющие несколько файлов в один файл - "архив". Позволяют более эффективно использовать емкость жесткого диска, дискет, времени при пересылке файлов по сети.
Наиболее распространены архиваторы WinRAR, WinZIP. Для запуска этих программ можно использовать главное меню компьютера (Например: "Пуск"- "Программы"-"WinRAR"). При запуске архиватор открывает окно программы со своим меню, панелями инструментов и списком файлов в текущей папке. Если архиватор открывают двойным щелчком на файле архива, то в его окне будет список файлов в архиве. Как правило, архиваторы содержат свою систему помощи, позволяющую освоить работу с ними.
I Запустите архиватор (два способа), рассмотрите элементы его рабочего окна, разберитесь с назначением основных команд меню и кнопок на панели инструментов.
Создание архивов.
Для создания архива выделяют нужный файл, папку или группу файлов и выполняют соответствующую команду архиватора (кнопка "Добавить" ("Add"), команда меню "Добавить файлы в архив" для WinRAR). При этом открывается диалоговое окно, где можно задать имя архива, его положение, параметры архивации.
Большинство архиваторов при их установке на компьютер добавляют свои команды в контекстное меню файлов и папок. Поэтому для создания архивов достаточно использовать контекстное меню. На рисунке команды контекстного меню архиватора WINRAR для выделенной группы файлов. Первая команда открывает окно создания архива, вторая - быстрая - сразу создает архив с параметрами по умолчанию. Имя архива создается из имени файла или имени папки, где находятся эти файлы.
Добавить файлы в существующий архив можно методом перетаскивания, перетащив значки файлов на значок архива. Внимание! Если в архиве был файл с тем же именем, он заменяется новым, причем без предупреждения!
I Создайте папку "Архивы" и скопируйте в нее несколько (5-7) произвольных файлов с рабочего стола или из папки "Мои документы". Опробуйте различные способы создания архива из этих файлов. Сравните размеры исходных файлов и созданных архивов. Запакуйте всю папку "Архивы" в один общий архив.
Просмотр содержимого архивов..
Открыть архив в WinRARе можно несколькими способами:
дважды щелкнуть мышью или нажать "Enter" на файле архива в оболочке Windows (в Проводнике или на Рабочем столе). Если WinRAR был связан с типами файлов-архивов во время установки (что делается по умолчанию), то архив будет открыт в WinRAR.
запустить WinRAR, открыть в его окне нужную папку и дважды щелкнуть мышью или нажать "Enter" на файле архива.
перетащить архив на значок или в окно WinRAR. Перед тем как это сделать, убедитесь, что в окне WinRAR не открыт другой архив, иначе перетаскиваемый архив будет добавлен в уже открытый.
При открытии архива в окне WinRAR выводится его содержимое.
I Откройте в WinRAR архив, содержащийся в рабочей папке, определите его содержимое, степень сжатия файлов.
Извлечение файлов из архива.
Если архив открыт в окне архиватора, можно выделить один или несколько содержащихся в нем файлов, после чего выполнить соответствующую команду ("Извлечь файлы...",. "Extract"). При этом можно задать папку, в которую будут извлечены файлы. При извлечении файлы остаются в архиве, хотя можно выполнить и команду перемещения, или удалить из архива ненужные файлы. Для извлечения файла из открытого архива можно использовать и метод перетаскивания.
Не открывая архив, можно извлечь все содержащиеся в нем файлы, используя контекстное меню архива. Первая команда открывает диалоговое окно извлечения файлов, вторая извлекает файлы в ту же папку, где находится архив, третья - создает для них новую папку с именем архива.
I Опробуйте три способа извлечения файлов из архива, а также удаление файлов в архиве.
Самораспаковывающиеся архивы (SFX)
Самораспаковывающийся архив (SFX, от англ. SelF-eXtracting) - это архив, к которому присоединен исполняемый модуль, программа для распаковки. SFX-архивы, как и любые другие исполняемые файлы, обычно имеют расширение.EXE. Команда Открыть для такого архива или двойной щелчок на его значке запускает программу распаковки. Таким образом, для извлечения содержимого SFX-архива не требуется архиватора. SFX-архивы удобны в тех случаях, когда нужно передать кому-то архив, но вы не уверены, что у адресата есть соответствующий архиватор для его распаковки.
Тем не менее, WinRAR может работать с SFX-архивом так же, как и с любым другим, поэтому, если вы не хотите запускать SFX-архив (например, когда не можете гарантировать, что в нем нет вирусов), то для просмотра или извлечения его содержимого можно использовать WinRAR.
При создании нового архива в оболочке WinRAR включите опцию "Создать SFX-архив" в диалоге создания архива. Если же нужно создать SFX-архив из уже существующего, то откройте его и нажмите кнопку "SFX".
I Преобразуйте один из созданных архивов в SFX-архив, проверьте его в работе.
Работа с файлами без распаковки
Современные архиваторы позволяют работать с файлами без предварительной распаковки. При двойном щелчке, например, на значке WORD'овского документа, он автоматически распаковывается архиватором во временную папку, и открывается в программе WORD. После окончания работы, архиватор предупреждает, что файл изменился и предлагает переписать его в архиве. При согласии пользователя архивная копия файла заменяется, и временная папка автоматически удаляется.
Таким образом, работа с документом в архиве для пользователя почти не отличается от работы с документом в обычной папке. Но на физическом уровне разница есть. В файле папки документ только зарегистрирован, в файле архива он записан. При повреждении файла архива содержащиеся в нем материалы полностью или частично становятся недоступными.
I Опробуйте работу с файлом из окна архива.
Файловые Менеджеры
- программы для работы с файлами - поиск, просмотр, создание папок, копирование, удаление редактирование, запуск программ и т.д. Исторически возникли до развития WINDOWS, поскольку операционная система MS-DOS была не слишком удобна для работы с файлами. Это привело к созданию программ-оболочек, наиболее распространенной из которых стала программа NORTON COMMANDER. В настоящее время распространены и другие файловые менеджеры: FAR, NC for WINDOWS, Windows Commander, Total Commander.
Работа в WORD.
Элементы окна программы. Использование Помощника. Элементы окна документа. Режимы просмотра документа. Перемещение по документу. Выбор объекта перехода. Правила ввода текста. Непечатаемые знаки. Свободный ввод. Режим замены. Поиск и замена контекста. Автозамена. Проверка орфографии и исправление опечаток. Тезаурус. Языки. Создание и первое сохранение документа. Использование шаблонов и мастеров. Поиск и открытие документа. Сохранение изменений. Сохранение документов под другим именем, в другой папке или в другом формате. Сохранение документа в виде Web-страницы. Создание (при сохранении) новой папки. Настройка параметров страницы. Операции с текстом. Применение стандартных средств форматирования. Выравнивание текста. Операции с текстовыми фрагментами: выделение, удаление, копирование, вставка, специальная вставка, изменение оформления. Использование буфера Office. Отмена, возврат и повтор команд. Создание гиперссылок. Форматирование текста: выбор шрифта, начертания, применение эффектов, настройка интервала и т.д. Оформление абзацев: выравнивание, отступы, интервалы. Добавление границ и заливки. Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков. Использование табуляции: выравнивание в колонках, заполнение. Стилевое форматирование документа: создание новых стилей и их применение. Быстрое переоформление документа путем редактирования стилей. Вставка разрывов. Оформление текста с помощью колонок. Подготовка разделов с различным оформлением. Подготовка колонтитулов. Вставка даты и времени. Вставка символов. Нумерация страниц, выбор формата номеров. Работа с таблицами и объектами. Создание таблицы. Добавление и удаление строк и столбцов. Изменение ширины столбцов и высоты строк. Объединение ячеек. Оформление таблицы: форматирование текстовых фрагментов, абзацев, добавление границ и заливки. Поворот текста в ячейках. Автоформат. Преобразование текста в таблицу и таблицы в текст. Сортировка текста. Использование панели инструментов Рисование: вставка надписей и автофигур, объектов WordArt и ClipArt. Внедрение объектов. Вставка формул в документ. Печать документа. Выполнение практических примеров. Предварительный просмотр и печать документа. Параметры печати.