Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Работы и подготовке к практическим занятиям. Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота




Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).

С другой стороны, ХIX в., и тем более XX в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).

Поэтому тему современной западной философии целесообразно рассматривать через призму острого диалога между сциентизмом и антисциентизмом. Изменившееся отношение человека к природе, человека и общества, человека к самому себе, нашло отражение в различных по содержанию философских течениях, школах и направлениях, каждое из которых вносит свой вклад в решение философского осознания непростых цивилизационных вопросов и вызовов, с которыми столкнулось человечество.

Не осталась в стороне и религиозно-философская мысль, так как религия является самой массовой формой общественного сознания. На примере модернизированного томизма (неотомизма) можно проследить особенности развития современного религиозно-философского осознания ключевых проблем современности.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем отличие философии XIX-XX вв. на Западе от классической западной философии?

2. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?

3. В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?

4. Создал ли марксизм новую философскую антропологию?

5. Что представляет собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?

6. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?

7. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?

8. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.

9. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?

10. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?

11. Что такое философский структурализм?

12. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?

13. В чем состоит своеобразие философии неотомизма?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.

 

Тема 1.7. Отечественная философия

Традиции и особенности русской философии. Зарождение теоретического мышления на Руси, его связь с языческой культурой, традициями античной и византийской философии. Периодизация отечественной философии. Общее и особенное в русской, западной и восточной философии.

Становление религиозно-философских воззрений в XI-XIII веках. Иларион («Слово о Законе и Благодати»). Владимир Мономах («Поучение»). Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме»). Филипп Пустынник («Плач»).

Период борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига и становления Московской Руси (XIII – XVII вв.). Сергей Радонежский, Филофей (идея «Москва – третий Рим»). Андрей Курбский и его полемика с Иваном Грозным. Борьба нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Волоцкий) в русской общественной мысли XV века. Борьба Аввакума и Никона. Юрий Крижанич и его философские идеи.

Философия эпохи петровских реформ (Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Антиох Дмитриевич Кантемир, Григорий Саввич Сковорода).

Философия русского просвещения. Философские идеи Михайло Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева.

Русская общественно-политическая мысль первой половины ХIХ века. Истоки спора между западниками и славянофилами в философии Петра Ильича Чаадаева. Ранние славянофилы. Философские и социологические взгляды К.С. и И.С. Аксаковых, Ивана Васильевича Киреевского, Алексея Степановича Хомякова. Проблемы бога, природы, церкви и общества, взаимоотношения Востока и Запада. Мессианские мотивы в учении ранних славянофилов. Поздние славянофилы (Николай Яковлевич Данилевский, Константин Николаевич Леонтьев). Философские воззрения русских революционных демократов (Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Николай Гаврилович Чернышевский, Николай Александрович Добролюбов и др.). Русская буржуазная либеральная мысль и идеи западничества (Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин, Николай Владимирович Станкевич, Тимофей Николаевич Грановский).

«Серебряный век» русской философии. Философия всеединства (Bладимир Cергеевич Соловьев) как синтез различных способов познания сущего. Свободная теософия. Учение о богочеловечестве. Теократия. Этическое учение Соловьева, философия любви. Эстетика как философия творчества. Разработка персоналистического варианта религиозной философии (Николай Александрович Бердяев). Проблемы свободы, творчества, отчуждения и объективации человеческой индивидуальности.

Сергей Николаевич Булгаков и Павел Александрович Флоренский - наиболее видные представители софиологического течения в религиозной философии.

Русский космизм как уникальный философский феномен (Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский). Философия «общего дела» Николая Федоровича Федорова.

Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ленин. Развитие отечественной философии в XX веке. Основные особенности развития советской философии. Философия «русского зарубежья».

Практическое занятие «Отечественная философия»

(форма обучения: очная) – дискуссия

1. Русская и западная философия. Особенности становления и развития. Философия допетровской Руси. Русское Просвещение.

2. Философия Чаадаева как исток диалога западников и славянофилов. Философия революционных демократов.

3. «Серебряный век» русской философии. Русский «космизм».

4. Русский марксизм и либерализм. Советский этап развития философии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 884 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2334 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.