АНАНДА — один из главных учеников Будды, славившийся усердием в учении. См. « Передача светильника », гл. 3.
АРЬЯДЕВА — по традиции считающийся пятнадцатым индийским патриархом дзэн Арьядева (также Канадева) был учеником великого индийского философа Нагарджуны и сам прославился своими философскими сочинениями. См. « Передача светильника », гл. 10.
АВАЛОКИТЕШВАРА — образцовый бодхисаттва (стремящийся к пробуждению). Имя его буквально означает « способность к объективному созерцанию ». Авалокитешвара олицетворяет сострадание. См. « Сутра цветочной гирлянды ».
БРАХМА — индуистское божество, ассоциируемое в первую очередь с созиданием.
ДИПАНКАРА — Будда, имя которого означает « светильник » [11], под таким названием также упоминается в китайской традиции. Древний пробужденный, в присутствии которого Будда вдохновился на поиск истинной природы.
ИНДРА — « царь богов ». Индуистское божество, владычествующее над тридцатью тремя небесными сферами.
МАХАСТХАМАПРАПТА — образцовый бодхисаттва, олицетворяющий духовную силу. Особой популярностью пользовался в традиции школы Чистой Земли. Имя его означает « Наделённый великой силой ».
МАНЬДЖУШРИ — образцовый бодхисаттва, олицетворяющий мудрость и знание. Имя его означает « Прославленный ». См. « Сутру цветочной гирлянды », кн. 9 и 10.
НАГАРДЖУНА — один из величайших буддийских мыслителей, по мнению некоторых, по своему значению уступающий лишь Будде. Автор фундаментальных сочинений о пустоте и Срединном пути. По традиции, также вернул из « другой » сферы сознания « Праджняпарамита сутру » и « Аватамсака сутру ». Считается также четырнадцатым индийским патриархом дзэн-буддизма, а также патриархом, или « святым покровителем » школ Тяньтай, Чистой Земли и тантрического буддизма. См. « Передача светильника », гл. 15.
САМАНТАБХАДРА — образцовый бодхисаттва, олицетворяющий практическое свершение и действие. Имя его означает « Вселенское благо ». Также олицетворяет целокупность деятельности бодхисаттвы. См. « Сутру цветочной гирлянды ».
ШАКЪЯМУНИ — Гаутама, исторический Будда.
ТАТХАГАТА — эпитет Будд, означающий « Так Приходящий », т. е. объективную реальность.
ВАЙРОЧАНА — изначальный « Будда Великого Солнца ». Олицетворяет чистое понимание, или « Тело Света ».
ВИМАЛАКИРТИ — персонаж сутр, полностью пробудившийся Будда, домохозяин (мирянин). Имя его означает « Чистый », « Незапятнанный ». Символизирует саму Дхарму. См. « Записи Голубой скалы », история 84.
ЯДЖНЯДАТТА — герой одной из наиболее известных в дзэн-буддийской традиции историй. Однажды человек по имени Яджнядатта посмотрел в зеркало и не увидел своего лица. Не догадавшись, что зеркало повёрнуто к нему обратной стороной, Яджнядатта в неистовстве метался по комнате, думая, что потерял голову. История символизирует то, как обычные люди захвачены объектами и находятся в плену у ситуации, забывая о подлинном сознании и подлинном « я ».