Реформация представляла собой религиозное движение, возникшее в Европе в XVI в. Оно было направлено против католицизма, выступало, прежде всего, за изменение религиозных установлений и требований. Дви- жение сформировалось на основе многочисленных антикатолических вы- ступлений. В результате Реформации возникло новое направление в хри- стианстве - протестантизм. Его основу составил протест против жестоко- сти требований к человеку в католической религии.
Идеи Реформации, охватив миллионы людей, получили широкое рас- пространение во многих странах Европы. Центром движения стала Герма- ния. Деятели Реформации выступали за то, чтобы содержание Священного писания было доступно, понятно людям. Для этого, утверждали они, необ- ходим перевод Библии с латинского на родной язык. По сути дела, были заложены основы новой религии, нового религиозного учения, доступного и понятного всем людям. Широкое распространение идей Реформации можно объяснить не только религиозным сознанием людей той эпохи, но и соответствием новых, доступных и понятных массам духовно-религиозных установок повседневным интересам и чаяниям различных слоев населения.
Протестанцизм привел к прогрессивным реформам в области школь- ного дела. Они были основаны на идеях о доступности школы и равенстве прав на образование. В странах, вставших на путь Реформации, стали открываться доступные для всех начальные школы, в которых Библия изу- чалась на родном языке, а также давались знания по географии, истории, природоведению, уделялось внимание преподаванию арифметики. Таким образом, Реформация оказала большое влияние на развитие школы и про- свещения в Европе.
В европейской культуре постепенно складывался новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического. Передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма, а человека признали высшей ценностью на земле. Началась эпоха, получившая назва- ние Возрождение. Оно означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое открытие античных достижений. Возникнув в кон- це XIV в. Италии, идеи Возрождения проникли вначале во Францию, затем и в другие западноевропейские страны.
Возрождение связано с изменениями в экономической и культурной сферах. Это был период расцвета науки, искусства, литературы. Соверша- лись великие географические открытия. Эпохе Возрождения принадлежат имена Коперника, Галилея, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Мике- ланджело, Рафаэля, Петрарки, Боккаччо.
Идеи Возрождения получили свое отражение в педагогических учени- ях, появившихся в этот период. Гуманизм как исходная основа определял
ценность гуманитарного знания. Одновременно с этим в обучение включа- лись предметы, связанные с природой, которая рассматривалась как сфера жизни и развития подрастающего человека. Главными идеями педагогов- гуманистов являлись забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремление к нравственному, физическому, умственно- му совершенствованию детей, любовь к ним, отказ от физических наказа- ний, приобщение к труду.
Однако следует отметить, что лишь в практике нескольких педагогов гуманистические идеи нашли свое воплощение. Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько столетий, а в XV—XVI вв. школы продолжали оставаться типично средневековыми, схоластичес- кими.
Таким образом, в обществе все активнее начинали высказываться со- мнения относительно формировавшегося веками взгляда на мир как на не- что, не поддающееся научному объяснению, и человека как существо, на- деленное от рождения пороками. Постепенно пробивались ростки научно- го знания, развивались идеи о сущности человека, о его воспитании.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте факторы, определявшие специфику школы и вос- питания в период Средневековья.
2. Охарактеризуйте роль схоластики в развитии педагогической мысли в период Средневековья.
3. Прочитайте отрывок из средневекового учебника и ответьте на во- просы:
- Какие порядки царили в школе? Выходцы из каких слоев являлись учащимися?
Данный отрывок из руководства для первоначального изучения ла- тинского языка. Он интересен тем, что в нем представлен быт средневе- ковой школы с ее разнородным составом учащихся.
«М. (Мальчики). Наставник, мы, дети, просим вас учить нас говорить правильно, ибо мы необразованны и говорим испорченным языком.
Н. (Наставник). Что вы хотите сказать?