Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В древнегреческих городах-полисах




 

Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-го- сударств, получивших название полисы. Сложившаяся в них культура ока- зывала свое влияние на развитие воспитания, школы, педагогической мыс- ли. Наиболее влиятельными среди городов-полисов были Спарта и Афи- ны. В них сформировались различные воспитательные системы. При этом общим не только для этих государств, но и для других было то, что только привилегированные сословия были приобщены к цивилизации и культуре, остальные этого права были лишены.

Спарта возникла в результате завоевания дорийскими племенами юго- восточной части полуострова Пелопоннес – Лаконии. Завоевателей оказа- лось значительно меньше побежденных (на 9 тыс. рабовладельцев-победи- телей приходилось 250 тыс. рабов). В результате в Спарте сложилось суро- вое военное общественное устройство. Спартанцы постоянно должны были находиться с оружием в руках. Все было подчинено строгой дисци- плине, весь уклад жизни определялся обязательными правилами. Государ- ство регулировало все вопросы, в том числе и домашнюю жизнь спартан- цев, воспитание юношества. Оно было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору для государства.

Воспитание в Спарте было военно-гимнастическим. Оно предполагало закаливание, приготовление тела и духа для войны. В этих целях дети при- учались к перенесению таких трудностей, как холод, голод, жажда, непого- да и боль. Одежда маленьких спартанцев была очень легка, ходили они


всегда босиком, спали на сене, соломе, тростнике. Пища была скудная и простая. Чтобы приучить детей переносить боль, их подвергали сечению. Развитию ловкости и силы служили физические упражнения, среди них бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, игры в мяч, упражнения с оружием.

Физическое воспитание молодых спартанцев дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особое внимание уделялось воспитанию немногословия, четкости и чисто- ты речи. (Отсюда понятие «лаконичная речь»). Грамоте и чтению в Спарте учили в самом минимальном объеме.

До 7 лет спартанские дети воспитывались в семье, однако под контро- лем государства. С 7 и до 30 лет человек постоянно находился в системе государственного воспитания. Детей собирали в особые, одинаковые для всех заведения - агеллы, где они находились до 18 лет. Здесь мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали пра- во ношения оружия, несли военную службу, нередко принимали участие в облавах и расправах над рабами. В последующем не прекращались военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись сформированные нрав- ственные и мировоззренческие установки. Лишь в 30 лет спартанцы стано- вились полноправными членам общества.

Воспитание девушек в Спарте преследовало цель подготовки здоро- вых и неприхотливых женщин, готовых в случае необходимости взять в руки оружие. Они не утруждали себя домашними делами, это был удел ра- бынь. Их задачей было воспитание детей, умное управление домом. Жен- щина как жена и мать пользовалась в Спарте большим авторитетом.

Сложившаяся в Спарте система воспитания давала свои результаты. Она позволяла обеспечить военное превосходство над другими государ- ствами Греции. Однако это узкое по своей направленности воспитание не могло обеспечить превосходства Спарты, ее внутреннего процветания в мирное время.

Афины были другим по своему характеру государством, с иными иде- алами жизни и воспитания. Это был очаг многосторонней духовной куль- туры. В отличие от Спарты, где гражданин принадлежал государству, в Афи- нах гражданам была предоставлена полная свобода индивидуального раз- вития своих сил и дарований. Здесь родители могли воспитывать своих де- тей как угодно и как позволяли им средства. Государство требовало толь- ко, чтобы родители непременно давали детям образование. Законодатель- ство обязывало каждого афинского гражданина получить музыкальное об- разование и грамотность, а также знать какое-либо ремесло, имелось в виду земледелие, судостроение, торговля и др., что могло бы дать ему средства к существованию.


Афиняне ценили силу и красоту тела, однако еще больше они ценили силу и красоту души. Именно поэтому воспитание в Афинах состояло не только в развитии телесной выносливости и мощи. На первом месте стояло воспитание духа, ума человека, его художественного вкуса, нравственных стремлений и чувств.

До 7 лет все свободнорожденные афинские дети воспитывались в се- мье. После 7 лет девочки по-прежнему оставались в семье, а мальчики на- чинали под присмотром «педагога» посещать платные школы. Обязан- ность педагога заключалась в том, чтобы ходить за своим питомцем, иг- рать с ним, внушать ему правила добродетели и приличия, охранять от дурных влияний, провожать в школу, наблюдая за его занятиями и поведе- нием.

Образование молодого афинянина начиналось с посещения школы грамматиста (начального учителя). Здесь он учился читать, писать, счи- тать, рассказывать, декларировать стихи. По окончании грамматического курса или одновременно с ним мальчик проходил еще общий музыкаль- ный курс, посещая школу кифариста (по названию музыкального инстру- мента – кифары), где учился пению и музыке.

По мере укрепления организма мальчики 12—14 лет, параллельно с занятиями у грамматиста и кифариста или после их окончания, начинали заниматься гимнастикой в палестре — школе состязаний. Здесь они осваи- вали классическое пятиборье: бег, прыжки, борьбу, плавание, метание дис- ка. Большое внимание уделялось искусству танца, посредством которого вырабатывалась пластическая красота и изящная стройность тела. Учени- ки участвовали в народных играх и зрелищах. В палестре известные гра- ждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

После окончании обучения в палестре состоятельные юноши могли продолжить обучение в гимнасии. Их было три: Академия, Ликей и Кино- сарг. Здесь они совершенствовались как в умственной, так и физической гимнастике. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать по- пулярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи. Таким образом осуществлялось свободное общение взрослых и подростков.

С 18 до 20 лет все юноши поступали в двухгодичные военные госу- дарственные организации, где учились военному делу. В 20 лет они стано- вились полноправными гражданами.

В условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, что позволяло удерживать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты — странствующие учи- теля, среди которых были и писатели, и государственные деятели. Софи- сты произносили перед учениками образцовые речи, а потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои. Нередко возникали интересные


и увлекательные диспуты. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования.

Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спар- танского. Женщина была прикована к гинекею (женской половине дома), редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Уче- ние афинянок было весьма ограниченным. Не все из них умели читать и писать, зато старательно овладевали женским рукоделием. Среди нрав- ственных качеств афинянок выделялись честность, кротость, нравственная чистота, бережливость и умелое ведение хозяйства.

Сформировавшаяся афинская система воспитания получила призна- ние, причем не только в греческих полисах, но и в других государствах ан- тичного мира.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 678 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2488 - | 2350 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.