В восточной философской традиции своим возникновением Вселенная обязана Великому Космическому Принципу, беспричинной Причине бытия - Парабраману. «Выдох Непознаваемого Начала рождает мир, а вдох заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается извечно, и наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не имеющих ни начала, ни конца», - говорится в священной древнеиндийской книге «Вишну Пураны». Самое интересное то, что в первоначальном варианте всех восточных легенд Парабраман, или Абсолют, является чисто философским понятием - синонимом многомерного пульсирующего пространства, родственного по своей природе духовному сознанию человека. Об этом мы можем прочитать во введении к первому тому «Тайной Доктрины» Елены Блаватской. Значительно позже служители религий персонифицировали это священное для древних индийцев понятие, переделав его в идею «Единого Бога» и «Творца Вселенной». Известно, что Будда, не отрицал древней доктрины сверхфизического мира. В своём учении он ясно указал на существование верховного Брахмана в аспекте Небытия и Непроявления. Богов, как известно, Будда не признавал, потому его Брахмана правильнее будет мыслить не как божество, а как нечто более тонкое, чем физический мир и предшествующее ему. Развивая восточные религиозно-философские системы, создатели теософии (Е.П.Блаватская, А.Безант) и «Живой Этики» (Е.И. и Н.К. Рерихи),объединили концепцию Парабрамана с гностическими (от греч. слова «гносис» - знание)философскими теориями древнегреческих философов-стоиков, в частности, Зенона из Китиона (III в. до н. э.) и учением великого иудейского мыслителя I в. Филона Александрийского. Так появилось законченное учение о Логосе - разумной матрице творения Мира, которое несёт из сверхфизической духовной многомерности ментальный чертёж физического мира.»Прежде, чем начать работу над своей Вселенной, Логос создаёт на плане Божественной Мысли проект всей системы Вселенной, какой она должна быть с начала и до своего конца. Он создаёт на этом плане все «прообразы» сил и форм, эмоций, мыслей и интуиций, и определяет, как и через какие стадии, каждый из них должен осуществиться в эволюционной схеме Его системы. Таким образом, до возникновения Вселенной вся её целостность заключается во Вселенском Разуме Логоса, существует в Нём как идея – всё, что в течение последующего строительства выливается в объективную жизнь. Все эти первообразы, будучи плодами предшествовавших миров, служат посевом для будущего мира» (С.В.Стульгинскис «Космические Легенды Востока», М., «Сфера», 1998).
Что касается религиозной христианской традиции, то вряд ли правильным будет утверждать, что правом творить мир здесь наделяется исключительно всемогущий Бог-Творец. Достаточно обратиться, например, к Евангелию от Иоанна, где мы, несмотря на кажущуюся многим изученность Библии, читаем весьма и весьма загадочные слова:
1. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3. Всё чрез Него начало Быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков…».
Анализируя данный отрывок, несложно заключить, что согласно христианской доктрине, у истоков мира стоят:1) «Слово»; 2) Бог -творящее волевое начало (Предвечная Вселенская Энергия). Мы не берёмся здесь однозначно утверждать, что под понятием «Слово» в греческом подлиннике Евангелия от Иоанна подразумевался именно Логос, хотя такая точка зрения наиболее общепринята среди учёных-религиеведов. Однако, заметим, что смысловой анализ понятия «Слово» в рассматриваемом контексте уже предполагает представление о некоей упорядоченной системе проявляемых в физическом мире образов и символов, то есть – о матрице творения, которой воспользовался Создатель. Что касается «света человеков», то это понятие евангелист Иоанн заимствовал у ранних христиан-гностиков. «Свет человеков» в гностической традиции – это стержень духовного мира личности, который переносится в результате интуитивного прозрения (инсайта) человека из царства многомерной полноты- Плеромы - в «затемнённое» материальным миром индивидуальное сознание. И не хотел ли Иоанн в начале своего Евангелия донести до современников и потомков сокровенное знание о том, что Логос, как матрица творения или ментальный чертёж мира, транслируемый из Многомерности, состоит из мыслей, форм, эмоций, интуиций, творческих прозрений духовно продвинутых личностей – «человеков»?