Закон отрицания отрицания – это один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и пре-емственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Гегелем, хотя отдельные черты данного закона, такие как:
— диалектический характер отрицания;
— роль преемственности в развитии;
— нелинейный характер направления развития фиксировались и в предшествующей истории философии.
В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и его снятие. В этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что ранее отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «...новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью. Оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, в себе более, чем только его, и есть единство его и его противоположности»[6]. У Г. Гегеля закон отрицания отрицания оказывается таким образом всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга, т. е. всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Сводя закон отрицания отрицания к развитию понятий, Г. Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия этого закона. Он стремился «подвести» под неё все процессы изменения и развития.
В материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. Если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные — механизм развития, то закон отрицания отрицания выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие закон отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершённом процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.
Основные категории, характеризующие этот закон,— отрицание, преемственность, развитие. В раскрытии содержания закона отрицания отрицания главную роль играет понятие диалектического отрицания. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а следовательно, невозможен процесс развития. Согласно закона отрицания отрицания развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий:
1)исходное состояние объекта;
2)его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание;
3)превращение этой противоположности в свою противоположность.
Например, переход к социализму от частнособственнических отношений, пришедших на смену первобытнообщинной собственности, с этой точки зрения означает не только возврат «якобы к старому», т. е. повторение некоторых существенных его моментов на иной, более высокоразвитой, основе, но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними противоречиями и законами движения.
Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе („отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии» [Ленин В. И., Полное собрание сочинений, т. 26]. При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с закон отрицания отрицания возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий. Повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.
Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается всё более значительный путь. Поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного познания.
Вопросы для повторения содержания главы 3.
1.Дайте определение и раскройте понятие «диалектика».
2.Расскажите об истории диалектики античного мира.
3.Как развивалось учение о диалектике в средние века?
4.Охарактеризуйте развитие учения о диалектике в XIX в. и начале XX в.
5.Каково соотношение между диалектикой и метафизикой?
6.В чём суть материалистической диалектики?
7.Объясните связь между диалектикой и логикой.
8.Что такое «категория» и «закон диалектики»?
9.Расскажите об истории развития категорий диалектики.
10.Как вы понимаете содержание закона единства и борьбы противоположностей?
11.Дайте определение и раскройте понятия «качество», «количество» и «мера».
12.Сформулируйте закон перехода количественных изменений в качественные и расскажите его суть.
13.В чём состоит содержание и значение закона отрицания отрицания?