Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћедитаци€: лезвие бритвы




 

ќшо,

когда € слушал “вою беседу о том, что ЂЅытие Ч это единственное прибежищеї, то вспомнил, как “ы говорил в медитационном лагере: Ђя пришел не учить вас, а разбудить вас. ќтпустите, и € трансформирую вас. ќбещаюї. Ќе мог бы “ы подробнее остановитьс€ на этом весьма обнадеживающем за€влении? “акже объ€сни, пожалуйста, разницу между обучением и пробуждением, взаимосв€зь между отпусканием и трансформацией.

 

ћежду обучением и пробуждением огромна€ разница. ”чение Ч это очень просто, пробуждение Ч т€жкий труд. ƒл€ обучени€ пробуждатьс€ не об€зательно. ”читьс€ можно даже во сне, Ч в сущности, все, что мы учим, усваиваетс€ нами в состо€нии сна и незачем этот сон прерывать!

ћожет, тебе известно, что вот уже дес€ть лет русские психологи провод€т эксперименты по обучению детей во сне. Ёто очень ценный эксперимент Ч ребенок может спокойно спать, и при этом его чему-то учат. “огда ребенку не нужно будет днем ходить в школу; он сможет посв€тить свое врем€ играм, он почувствует себ€ свободным. Ўкола Ч это дневна€ тюрьма, и он избавитс€ от нее. Ёксперимент дает положительные результаты. ќбучающий прибор устанавливаетс€ р€дом с головой ребенка. » пока ребенок спит, в его подсознание ввод€тс€ знани€ по математике, €зыкам, географии и так далее.

«амечено, что при обучении во врем€ сна отсутствуют те помехи, которые отвлекают от учебы бодрствующего человека. ¬ состо€нии бодрствовани€ наш ум посто€нно отвлекаетс€ на посторонние предметы. ¬от ребенок сидит на уроке и слышит, как за окном запели птицы, он тут же тер€ет нить рассказа учител€. Ќа улице послышались чьи-то шаги или просто какой-то звук. Ётого достаточно, чтобы отвлечь внимание ученика. Ќо ум сп€щего ребенка целостен. ќбучение происходит через бессознательное, а отнюдь не благодар€ сознанию; любое обучение происходит в том, что ‘рейд называет бессознательным умом. ¬от почему мы вынуждены повтор€ть то, что учим.  огда учишь иностранный €зык, слова и их значени€ приходитс€ повтор€ть по нескольку раз, и благодар€ такому повторению нова€ информаци€ переходит из сознани€ в подсознание. ѕрочитав стихотворение несколько раз, ты сможешь пересказать его на пам€ть. ѕрочти его лишь раз, и оно тут же улетучитс€ из твоей головы. ¬начале читает и усваивает сознание, затем, после нескольких повторений, новый материал проникает все глубже, в нижние слои подсознани€, там он усваиваетс€ и со временем становитс€ частью подсознательного ума.

ћы обучаемс€ при помощи подсознани€; когда мы спим, спит наше сознание, подсознание бодрствует. ¬ сон погружаетс€ перифери€ ума, а его центральна€, внутренн€€ часть бодрствует. ќбучение во сне Ч это обучение непосредственно через подсознание. я упоминаю об этом эксперименте, чтобы ты пон€л: обучение может происходить и когда человек погружен в сон. “ака€ учеба может быть даже более успешной.

ќбучение и пробуждение Ч совершенно разные €влени€. ¬ обучении главное запомнить; понимани€ здесь не требуетс€. ѕониманием может обладать другой человек Ч ты все-таки чему-то научишьс€. “ак работает вс€ наша система образовани€. Ћюбое образование Ч это заимствованное знание, не имеющее никакого отношени€ к личному опыту человека. Ѕиблиотеки полны книг, которые помогут тебе узнать, что такое любовь. ћожешь прочитать их все, провести масштабные научные исследовани€ и даже сочинить о любви свой собственный трактат Ч чтобы изучить предмет под названием Ђлюбовьї, никакой любви не нужно. ѕроцесс обучени€ не требует, чтобы ты переживал ее на собственном опыте.

„тобы пережить, необходимо пробудитьс€; чтобы испытать Ѕожественное, ты должен быть полностью пробужденным. Ёто опыт полного пробуждени€, и он может случитьс€ с тобой, лишь если ты пробудилс€ до конца. Ќе выход€ из сп€чки, можно собрать в своей голове множество вс€ческих знаний, но невозможно во сне познать истину. –усским ученым, возможно, удастс€ внедрить в сп€щих людей какую-то информацию, но нет на свете силы, котора€ могла бы сп€щего человека превратить в мудреца. ”ченый муж Ч это самое большее, что из него можно сделать.

Ќет никакого противоречи€ между сном и эрудицией; они св€заны на глубинном уровне. Ќо истинное знание и сон Ч полные противоположности, поскольку сама суть истинного знани€ заключаетс€ в том, что от сна, от бессознательного не остаетс€ и следа, есть только полна€ пробужденность.

¬с€ наша жизнь проходит в сп€чке; вот мы ходим, разговариваем, сидим или работаем Ч все это мы делаем во сне, ведь своих действий мы не осознаем. ѕочувствовав голод, мы поглощаем какую-то еду. Ќам приходитс€ работать, поэтому днем мы сидим в офисе, а вечером отправл€емс€ домой. Ќо и это, и все остальное мы делаем по привычке; дл€ этих действий никака€ пробужденность не нужна, все они механические и однообразные.

“ы, наверное, знаешь, кто такие лунатики. Ёто люди, которые ход€т и совершают еще много чего другого во сне. ћожет, кое-кто из вас тоже гул€ет во сне. ѕсихологи полагают, что как минимум п€ть процентов взрослых €вл€ютс€ лунатиками. ѕосреди ночи они встают с открытыми глазами, их организм при этом спит. Ћунатики брод€т в темноте, соверша€ поступки, на которые в состо€нии бодрствовани€, скорее всего, были бы неспособны. ќни шатаютс€ по дому, умудр€€сь обходить мебель и наход€ себе множество различных зан€тий.

«амечено, что близкие такого человека часто думают, будто в доме завелось привидение. ј все гораздо проще: привидение, которое мешает им спать по ночам, живет в их же семье. —ам же лунатик ничего не помнит, и утром он будет с жаром отрицать, что имеет хоть какое-то отношение к собственным ночным подвигам. ќн совершенно не осознавал своих действий, как пь€ный, что бредет вдоль дороги.

»ногда состо€ние опь€нени€ становитс€ дл€ пь€ницы столь привычным, что можно и не распознать, что он сейчас не совсем трезв. Ћунатики обладают той же способностью преодолевать большие рассто€ни€ и совершать поступки, которые в исполнении сп€щего человека иначе как чудом не назовешь. Ќекоторые люди во сне даже совершали убийства, а потом спокойно возвращались в кровать; и, конечно же, утром они и не догадывались о том, что натворили ночью.

¬от что случилось в 1940 году в Ќью-…орке. ќдин человек во сне прыгал с крыши своего дома на крышу соседнего. ƒома были высотой в п€тнадцать этажей, а он прыгал с крыши на крышу! ќб этом стало известно, потому что мужчина отличалс€ пунктуальностью: каждую ночь, ровно в час, он совершал прыжок, затем прыгал обратно, после чего возвращалс€ домой. ¬ скором времени каждую ночь там стали собиратьс€ толпы зевак, жаждущих погл€деть на этот бесстрашный прыжок Ч ведь рассто€ние между крышами было просто огромным! Ќо однажды ночью, в тот момент, когда мужчина перепрыгивал на крышу соседнего дома, собравшиес€ стали его подбадривать. ќни так громко кричали, что разбудили прыгуна. —вой первый прыжок он уже завершил, так что ему ничего теперь не угрожало, но как только он проснулс€, его охватил страх.  ак он оказалс€ на крыше дома? ј внизу толпа людей, все кричат. ќн почувствовал такой ужас, что при попытке перепрыгнуть обратно, разбилс€ насмерть. —ама мысль, что он совершил столь неверо€тный прыжок, привела его к гибели. ѕрыжок, который он столько раз совершал во сне, его сознание сочло невозможным!

”читьс€ можно и во сне. —пать Ч значит проживать жизнь, в которой не нашлось места осознанности. “ы совершаешь некое действие, но твой ум при этом отсутствует. ¬от ты идешь по улице, твое тело находитс€ здесь, а ум в это врем€ беседует с женой или, может, уже добралс€ до офиса еще до того, как ты сам туда пришел. “вой ум уже зан€т какими-то рабочими вопросами, а ты все еще идешь по улице.  огда ум находитс€ в одном месте, а тело Ч в другом, это означает, что осознанность отсутствует. ≈сли ум пребывает там же, где и тело, Ч значит, есть и осознанность.

“ы находишьс€ здесь, слушаешь мен€. ≈сли в эти минуты ты весь превратилс€ в слух, если остаетс€ только твое слушание, а ум нигде больше не бродит, пребыва€ здесь и сейчас; если слушание Ч это единственное, что сейчас происходит, как будто весь остальной мир исчез и ничего от него не осталось... ¬от есть € Ч рассказчик, есть ты Ч слушатель, и между нами возникает мостик. “вой ум больше ничего не делает, он замолкает, погружаетс€ в полную тишину; он слушает, только слушает.  огда остаетс€ одно слушание, ты переживаешь момент осознанности. “ы впервые открываешь дл€ себ€, что такое медитаци€.

ћедитировать Ч значит пребывать в этом моменте, никуда не уходить из него.

Ѕудду спросили: Ђ ак нам медитировать?ї

ќн ответил: Ђ„то бы ты ни делал, делай это осознанно; это и есть медитаци€.  огда ты идешь, ступай со вниманием, будто ходьба Ч это все, что есть; когда принимаешь пищу, ешь осознанно, будто еда Ч это все, что есть; поднимаешьс€ с места Ч поднимайс€ осознанно; сидишь, осознавай, что сидишь. ¬се твои действи€ станов€тс€ осознанными, твой ум не уходит за пределы этого мгновени€, он остаетс€ в этом мгновении, водвор€етс€ в нем. Ёто и есть медитаци€ї.

ћедитаци€ Ч это не отдельный процесс. —ловом Ђмедитаци€ї просто называют жизнь, прожитую с осознанием. ћедитаци€ Ч это не зан€тие, которому ты можешь посв€тить час в день, а потом забыть о нем до завтра. Ќет, если медитаци€ отсутствует в твоей жизни двадцать три часа в сутки и лишь один час медитативен, двадцать три часа наверн€ка возьмут верх над одним-единственным часом. Ќе-медитативное состо€ние одержит победу, а медитаци€ проиграет. ≈сли двадцать три часа в сутки ты живешь без осознани€ и лишь час осознанно, ты никогда не достигнешь состо€ни€ будды.  ак этот единственный час может превозмочь остальные двадцать три?

» вот что ты также должен пон€ть.  ак можно час пребывать в состо€нии осознанности, если остальные двадцать три часа ты не осознаешь?  ак можно один час быть здоровым, если остальные двадцать три ты болен? «доровье и болезнь по€вл€ютс€ как следствие процессов, протекающих внутри твоего организма. ≈сли двадцать три часа в сутки ты здоров, твое здоровье будет таким же крепким и в оставшийс€ час, ведь внутренние потоки нельз€ остановить на это врем€. ѕоток продолжает свое движение.

ћедитаци€ не наступит лишь потому, что ты сходил в храм, мечеть или гурудвару. ≈сли в тебе нет пробуж-денности. когда ты делаешь покупки в магазине или на рынке, когда сидишь дома, то с чего бы тебе вдруг стать пробужденным в храме? Ќичего не случаетс€ внезапно, если это не часть твоего внутреннего потока. ¬от почему Ѕудда говорил, что медитаци€ может случитьс€, только если ты медитативен двадцать четыре часа в сутки.

“ак что хорошенько усвой, что медитаци€ не просто одно из многочисленных дел, которыми можно зан€тьс€ в жизни. Ёто не просто еще одно звено в бесконечной цепи человеческих де€ний. ќна подобна нити, на которую нанизываютс€ все цветы гирл€нды.

ћедитаци€ Ч это образ жизни, а не вид де€тельности. ÷веточна€ гирл€нда возникает, если человек медитативен во всем, чем занимаетс€, если нить проходит через каждый цветок. Ќить даже не видна, она спр€тана под цветами. “ак и медитирующего человека разгл€деть нельз€; он здесь, присутствует, но при этом спр€тан за всеми поступками, которые совершаютс€ через него. „еловек пробуждаетс€ в тот день, когда начинает жить медитативно. ѕока он живет не-медитативно, он погружен в сон.

ћахавиру спросили, что такое садху. Ќикто и никогда не отвечал на этот вопрос так, как это сделал ћахавира. ќн сказал: Ђјсутта муни, сутта амуниї Ч Ђ—адху Ч это тот, кто не спит, а тот, кто спит, Ч не садхуї.

 то же не спит? Ќе спит тот человек, у которого каждое действие медитативно. –елиги€, освобождение Ч это опыт, который случаетс€ в пробужденном состо€нии сознани€. Ћюбое другое обучение происходит в уме, погруженном в сон. ¬от почему € утверждаю, что между обучением и пробуждением Ч огромна€ разница.

я здесь стараюсь не дл€ того, чтобы научить теб€. ƒл€ этого к твоим услугам целый свет. —уществуют огромные университеты, разные спецы и знатоки попадаютс€ на каждом углу; не счесть библиотек, заполненных учеными книгами, из которых можно многое узнать. ћир велик, и учитьс€ ты можешь где угодно. ¬ твоем распор€жении бесчисленные институты, школы и курсы.

  тому же в тебе живет неуемна€ т€га к знани€м, к учебе, ведь ученость увеличивает твою силу и могущество. „ем больше информации в тебе поместилось, чем лучше ты разбираешьс€ в каком-либо специальном предмете, тем больше у теб€ власти. „ем больше у теб€ знаний, тем больше богатства.

«нани€ Ч тоже богатство. ќдни коп€т состо€ни€ на банковских счетах, другие Ч в своей пам€ти. » запомни: тот, кто свое богатство хранит у себ€ в голове, Ч умнее, ведь в банк могут забратьс€ грабители, экономическое положение в стране может изменитьс€, может случитьс€ коммунистическа€ революци€. Ѕанк, на самом деле, не слишком надежное место. ≈го могут ограбить похитители, коммунисты, государство. «ащищенность банков не вызывает особого довери€. ј вот украсть что-то из пам€ти не так просто, хот€ в последнее врем€ случаетс€ и такое. ¬ наши дни разрабатываютс€ приемы дл€ извлечени€ информации из человеческой пам€ти. ƒо сих пор смена власти в стране никак не вли€ла на пам€ть людей, но сейчас пытаютс€ сделать и это. ¬  итае и  орее коммунисты провели грандиозный эксперимент по изменению пам€ти народа, ведь в конечном счете пам€ть, даже спр€танна€ под позднейшими наслоени€ми, Ч тоже богатство. ѕроникнуть внутрь мозга Ч крайне сложна€ и деликатна€ дл€ человека задача, но в наше врем€ научились делать и это.

Ќельз€ скопить земные богатства, их могут украсть, Ч так писали в старинных книгах, этому учили в университетах древности. ј накопление знаний Ч реальна€ задача, ведь знани€ украсть нельз€. Ѕогатства отнимет у теб€ смерть, а знание может ее пережить. ѕоэтому старинна€ индийска€ пословица говорит, что мудреца видно издалека; его почитают везде, где бы он ни оказалс€. “еперь все это в прошлом. ћы нашли способы проникать даже внутрь головы человека. —ейчас провод€тс€ интенсивные исследовани€ в области промывани€ мозгов Ч как изменить содержимое головы, очистив ее от всего лишнего.

“акие грандиозные и крайне опасные эксперименты проводили китайские коммунисты. ¬ качестве подопытных использовались американские военные, захваченные в плен на корейской войне.  итайцы пытались промыть мозги молодых американцев. ћозг действительно можно промыть, ведь пам€ть состоит из символов. “ак стирают запись на магнитофонной кассете, после чего записывают новую информацию. ¬от и пам€ть можно очистить, а затем заполнить новыми воспоминани€ми. ≈сли индуса лишить пам€ти, то его можно превратить в мусульманина. —отри из него √иту, вставь  оран, и вот индуист стал мусульманином. “ак же и мусульманина можно превратить в индуиста. јмерика была потр€сена, когда вернувшиес€ из плена солдаты стали высказывать коммунистические убеждени€. —лучилось то, во что разум отказывалс€ верить, что казалось невозможным. ќбследовав освобожденных пленников, американцы обнаружили, что те подвергались некоему воздействию и что каким-то образом в их пам€ть были внесены изменени€.

“еперь и в јмерике активно провод€тс€ подобные эксперименты. —киннер[4]Ч великий мыслитель. ќн утверждает, что теперь не об€зательно люд€м что-либо втолковывать, старатьс€, чтобы они пон€ли; отныне у нас есть способы просто измен€ть их. ≈сли нужно человека сделать Ђхорошимї, можно произвести соответствующие изменени€ в его мозгу. Ќезачем ему что-то объ€сн€ть или пытатьс€ научить его морали и нравственности. ћожно изменить ему мозг при помощи химических препаратов или хирургического вмешательства. ¬ голову помещаютс€ электроды, и человека можно держать под контролем. ѕри рождении в голову каждого младенца можно вживл€ть такой же электрод. Ќи родители, ни тем более сам ребенок знать об этом не будут. ѕри помощи такого электрода можно контролировать каждый шаг человека на прот€жении всей его жизни, при этом у него будет ощущение, что все его действи€ вполне самосто€тельны.

ќн не почувствует, что подчин€етс€ чьим-то приказам; ему будет казатьс€, что любой его поступок Ч продукт его свободного волеизъ€влени€, следствие внутреннего вдохновени€.

»сследовани€ —киннера и его коллег приближают наступление самых мрачных времен в человеческой истории, когда человек превратитс€ в раба. ≈му будет казатьс€, что действует он по собственной воле, а на самом деле им будут управл€ть извне Ч из столицы или, скажем, по радио. ≈го мозг откликаетс€ на радиосигналы. —киннер говорит, что в мгновение ока можно будет усмирить целый город, в котором возникли беспор€дки. ≈сли люди бунтуют, их можно сделать смирными и послушными.  огда солдат посылают на войну, им можно внушить бесстрашие. ¬опрос лишь в том, чтобы стереть их представлени€ о смерти, тогда они будут сражатьс€, не веда€ страха, как будто смерти не существует. ¬ наше врем€ известны способы измен€ть пам€ть человека, вытирать из нее информацию и похищать ее. Ќо это возможно только потому, что пам€ть Ч тоже предмет потреблени€.

—уществует одно-единственное €вление, которое никому не дано уничтожить, и это Ч осознанность, внутренн€€ пробужденность, внутреннее сознание. ” Ѕудды, ћахавиры или ’риста пам€ть не лучше, чем у нас с вами, это люди, в которых было больше осознанности, чем у нас, она была более высокого уровн€. ” них ничего нельз€ отн€ть. ћы можем убить их, разорвать их тела на мелкие кусочки, но нам не удастс€ уничтожить их осознанность, ведь она не €вл€етс€ следствием какого-либо физического процесса. ќсознанность Ч так называетс€ сущность нашего духовного сердца, наш глубинный центр, сердцевина нашей души... можно подыскать и другие определени€. “ак что осознанность никто не сможет уничтожить. ѕам€ть можно стереть и заполнить заново. ѕам€ть мы получаем из внешнего мира, Ч следовательно, ее могут у нас отн€ть.

ќсознанность рождаетс€ внутри нас, она не приходит извне; поэтому ее нельз€ у нас отн€ть.

“олько медитаци€, и ничто иное, выходит за пределы смерти.

Ќе знание, а медитаци€ может стать нашим другом в момент смерти.

“олько медитаци€ несет освобождение. ѕоэтому индуисты всегда говорили, что не бывает другого освобождени€, кроме медитации. ¬се остальное Ч это путы, мы св€заны по рукам и ногам. Ќаша мораль Ч это путы, наши знани€ Ч тоже путы. “олько медитаци€ освобождает.

“аким образом, когда € говорю, что пытаюсь не научить, но пробудить теб€, € хочу сказать, что не испытываю желани€ развивать твою пам€ть. ƒаже если тво€ пам€ть улучшитс€, никакого проку от этого не будет. “ы будешь чуть больше знать, вот и все. “вой накопитель информации увеличитс€ в объеме, но никакого реального преимущества это тебе не даст. ј вот если в тебе станет больше осознанности, если углубитс€ твое понимание, если пробужденность достигнет нового уровн€, в твоей жизни может произойти крутой перелом.

„тобы пробудить теб€, нужны совсем иные средства, чем те, что пригодились бы дл€ твоего обучени€. ”чить Ч значит рассказывать тебе о чем-то новом и неизвестном, описыва€ все это словами. ѕробудить Ч означает заставить теб€ пройти через опыт, который сделает теб€ другим, каким ты не был прежде. ≈сли мы с€дем на речном берегу и € стану рассказывать тебе о плавании, ты пополнишь свои знани€. ≈сли € толкну теб€ в реку, родитс€ само плавание. ≈сли кто-то захочет сделать из теб€ пловца, у него не будет другого выбора, как толкнуть теб€ в реку. “ы станешь молотить руками и ногами по воде; эти хаотичные движени€ и есть начало плавани€.

“е эксперименты по медитации, которые € посто€нно прошу теб€ выполн€ть, Ч это попытки научитьс€ плавать.

ƒл€ мен€ важнее сама техника, исполнение, а не информаци€. »нформации € даю ровно столько, сколько хватило бы, чтобы убедить теб€ заниматьс€ совершенствованием техники.

 огда Ѕудду спрашивали: Ђ—уществует ли Ѕог?ї, обычно он ничего не отвечал. Ќо если ему задавали вопрос Ђ≈сть ли способ отыскать Ѕога?ї, он тут же начинал говорить. ≈сли его спрашивали: Ђѕожалуйста, расскажи нам об освобожденииї, он оставалс€ безмолвным. Ќо если вопрос был Ђ ак можно достичь освобождени€?ї, он сразу же отвечал, будто ждал, что его об этом спрос€т. ¬ конце жизни его спросили: Ђ„то это за иде€, которой ты хотел нас научить?ї » Ѕудда ответил: Ђя не хотел обучать вас иде€м как таковым. я лишь хотел дать вам техники, при помощи которых вы могли бы достичь наивысшего знани€ї.

»нформаци€ и метод Ч две разные вещи. ћы можем часами говорить о еде, но ничей голод этим не утолишь; от этого он станет лишь сильнее. Ќо если мы приготовим еду, то справитьс€ с голодом у нас получитс€. Ќе важно, что еда будет не самого лучшего качества. — первой попытки нам, пожалуй, не удастс€ приготовить ничего особо съедобного, и все же так мы сможем насытитьс€.

Ѕожественное Ч это голод, это жажда внутри нас. » теории здесь не помогут. Ќикакие книги не утол€т эту жажду; но даже если они только увеличивают ее, вполне достаточно и этого. Ќи один мастер никогда не утолит эту жажду одними своими проповед€ми, но если ему удастс€ усилить ее в тебе Ч это огромна€ удача. »менно это и. делает мастер: он не утол€ет твою жажду, он усиливает ее. ќн не дает тебе удовлетворенности, он делает теб€ еще более неудовлетворенным. ќн не оставл€ет теб€ в покое, ведь покой Ч это просто смерть. ќн лишает теб€ поко€ еще больше, он посылает теб€ в странствие по неизведанным мистическим тропам. ќн зажигает огонь внутри твоего существа, чтобы кажда€ клеточка могла испытывать все большую жажду, чтобы каждый вздох кричал о твоей неудовлетворенности и вс€ тво€ жизнь превратилась бы в голод. » пока этот голод не удовлетворен, ты лишаешьс€ поко€ и отдыха.

–€дом с насто€щим мастером ты испытываешь все большее см€тение и беспокойство, а фальшивый мастер просто дает тебе информацию. “акой мастер сделает из теб€ ученого мужа, знатока; ты станешь вместилищем самых разнообразных знаний, при этом ничего не зна€ по-насто€щему. ¬ тебе ос€дет множество св€щенных книг, но истина будет дл€ теб€ недоступна. —в€зь с истиной случаетс€ лишь тогда, когда тво€ жажда вырастает так сильно, что ты сам превращаешьс€ в жажду.  огда жажда становитс€ столь нестерпимой, что ее ты уже не ощущаешь, ты скорее чувствуешь, что сам стал своей жаждой, и кажда€ клеточка твоего существа горит огнем, Ч именно в тот момент, когда кажетс€, что ты весь охвачен пламенем, на теб€ проливаетс€ дождь. Ёто и есть момент революции, трансформации. ¬ это мгновение ты пребываешь в контакте с истиной.

“ы придешь к мастеру, и он причинит тебе боль, Ч боль, ведь ты испытываешь голод и жажду, ты неудовлетворен, у теб€ нет того, чего ты так сильно вожделеешь. ќт мастера ты не получишь никакого утешени€. Ќа самом деле, он отнимет у теб€ все, что служило твоим утешением. ќн никогда не скажет тебе, что все в пор€дке и все будет хорошо.

ћастер Ч это революци€; он лишит теб€ сна, он скажет тебе, что дела обсто€т из рук вон плохо, хуже некуда, и любые твои достижени€ Ч это полна€ ерунда, ты не сделал даже первого шага к чему-то более или менее сто€щему, а в руках у теб€ обычные камни и не стоит питать иллюзий, что это насто€щие бриллианты.

ќн заберет все, что у теб€ есть. ќставит теб€ голым и босым, обдерет как липку. ќн превратит теб€ в полный ноль. ¬от из этого нул€ и пробудитс€ тво€ духовна€ жажда. ќн лишит теб€ всего, чтобы исчезли тво€ самоуверенность и чувство безопасности, чтобы растворились твои призрачные мечты и планы.

ћастер Ч это бунтарь, иконоборец.

Ќо он уничтожает не иконы в храмах Ч это просто глупо и безрассудно, Ч он наносит удар по твоему представлению о самом себе, что живет внутри твоего существа.

“ы не такой, каким себ€ считаешь. Ѕезм€тежность, написанна€ на твоем лице, Ч ложь. “во€ улыбка Ч не более чем социально приемлемое поведение, этикет.  огда ты говоришь, что все в пор€дке, ты врешь Ч все плохо.  огда с тобой здороваютс€ и спрашивают Ђ ак дела?ї, ты отвечаешь: Ђќтлично!ї ¬се это только слова. “ы ни разу не задумывалс€, сколько в этих словах правды. ” теб€ просто не хватает духу подумать об этом; ты боишьс€ этих мыслей, ведь тебе известно, что все далеко не так чудесно, и твой ответ Ч не более чем ритуал. ѕросто так прин€то Ч говорить знакомым, что у теб€ все в пор€дке. Ќо ты так долго всем рассказывал, как у теб€ все замечательно, что со временем и сам начал в это верить. “ы забыл, что все совсем не так.

ѕотому св€зыватьс€ с мастером опасно. Ёто риск. ќн не оставит камн€ на камне от твоих иллюзий; а истина заключаетс€ в том, что ты Ч не более чем скопище иллюзий. ќн отсечет все твои удовлетворенности, и в тебе родитс€ глубинна€ неудовлетворенность, котора€ не оставит теб€, пока ты не станешь един с Ѕожественным. “ы испытаешь такое нетерпение, такую неуемную жажду Ѕожественного, что она пронзит твое сердце, словно тыс€ча шипов. “еб€ охватит волнение, от которого не будет никакого спасени€, пока ты не достигнешь состо€ни€ абсолютного здоровь€.

¬от почему лишь очень смелые люди приход€т к мастеру. я не погрешу против истины, если скажу, что только отча€нный смельчак, сорвиголова способен обратитьс€ к мастеру. »меть дело с мастером Ч значит играть с огнем. »меть дело с мастером Ч значит отправитьс€ в путешествие по иному миру; оставив мир, который ты знаешь, попасть в мир неведомый, не отмеченный ни на одной карте, мир, о котором ничего неизвестно. Ёто не делова€ операци€; это азартна€ игра, где на кон мы ставим самих себ€, не будучи уверенными в ее исходе.

»менно этих игроков € называю ищущими, саннъ€си-нами.

¬ обмен на неизвестное они став€т на карту все, что знают. ј рассудительный и здравомысл€щий окружающий мир поступает с точностью до наоборот. ѕоэтому мир всегда считает саннъ€сина ненормальным. ћир живет по законам бизнеса Ч делай ставку в один доллар, только если ты уверен, что взамен получишь полтора. ћир говорит, что лучше держать в руке свою синицу, чем рисковать ею ради мечты о журавле. ƒовольствуйс€ тем, что имеешь. Ёто лучше, чем утратить и то малое, пустившись на поиски чего-то большего в далеком и неопределенном будущем, где вообще непон€тно, получишь ты что-то или нет.

ќмар ’ай€м в своих знаменитых Ђ–убай€тї говорит: ЂЌе трать врем€ жизни попусту, вволю напейс€ того, что у теб€ под рукой, ведь ты не знаешь, бывает ли на свете то, чего у теб€ нет. Ќаслаждайс€ этим миром Ч незачем спрашивать о мире ином. ¬от попадем в него, тогда и будем судить, но кто знает, существует он или нет? Ќаслаждайс€ тем, что имеешь, Ч телом, чувствами, всем миром. ѕей его до дна!ї

–адуйс€ тому, что есть, и не думай о том, чего ты лишен, Ч такова логика мирского, приземленного человека. Ћогика саннь€сина полностью противоположна. ќна подсказывает ему: Ђ¬се, что у мен€ есть, Ч это хлам, бесполезные булыжники и кучи вс€кого барахла. Ќичего хоть сколько-нибудь ценного здесь не найдешь. «десь нечего брать, ничего интересного и полезного отсюда не извлечешь. Ќо как только € оставлю все это, передо мной откроютс€ двери в неведомое. »менно там обитает радость!ї

“олько игроки способны сыграть в эту игру. ¬от почему € часто говорю, что человек с деловым складом ума не может быть религиозным; деловой человек живет в мире математического расчета.

≈сть така€ истори€. ќднажды бизнесмен купил два лотерейных билета по доллару каждый. “ак вышло, что он сорвал джекпот Ч миллион долларов! ƒрузь€ и знакомые бросились его поздравл€ть с этим, как они решили, радостным событием. Ќо оказалось, что счастливчик, совершенно безутешный, лежит в постели. Ђ„то случилось? Ч спросили его друзь€. Ч “ы выиграл такую неверо€тную кучу денег... и страдаешь?ї

Ђƒа, Ч ответил бизнесмен, Ч даже не представл€ю, зачем мне понадобилось покупать второй билет. ¬от, смотрите: этот билет принес мне миллион долларов! Ќо ведь € целый доллар выбросил на второй!ї

¬от так устроен бизнесмен; потому он и не способен стать религиозным.

“ебе будет интересно узнать, что все великие религиозные де€тели »ндии родились в семь€х кшатриев, воинов. —реди них не было ни сыновей брахманов, это каста св€щеннослужителей, ни вайшьев Ч торговцев. ћахавира, Ѕудда, ѕаршванат[5], Ќеминат**,  ришна, –ама Ч все они выходцы из семей кшатриев.  шатрий может позволить себе быть игроком; это совершенно друга€ математика. ќн рассуждает терминами не интересов, а ставок. ƒл€ него жизнь или смерть скорее напоминают прыжок.

–елигиозный человек обладает натурой игрока; и чем он занимаетс€ в этом мире Ч не имеет значени€. »грок Ч это сорвиголова. »грок ставит на кон все, чем владеет, против того, чего у него нет; он рискует реальностью в погоне за возможностью.

ѕоэт может стать религиозным, а вот лавочник?.. Ч Ќикогда! ≈сли лавочник становитс€ религиозным, он и религию превращает в бизнес. –елиги€ не мен€ет его, это он мен€ет религию. ќн приносит свои гроссбухи в храмы и мечети, тем самым превраща€ их в лавки.

 огда € говорю, что пришел разбудить вас, а не учить, смысл моих слов таков: € хочу выбить из вас замашки торгашей. я хочу, чтобы вы стали игроками, сорвиголовами. ¬згл€ни на все, чем ты владеешь, открыто и непредвз€то, увидь, насколько все это малозначимо и незначительно, тогда ты сможешь отправитьс€ на поиски того, чего у теб€ нет.

Ётот путь не из легких, и пройти его ты сможешь, если в тебе будет пробужденность. ≈сли же теб€ окутал сон, ты собьешьс€ с дороги. ¬еро€тность свернуть не туда очень высока, ведь и пространства огромны. ѕуть, по которому можно достичь, очень узок Ч мистики говор€т, что он шириной с лезвие бритвы. ј ложных путей Ч великое множество, они простираютс€ повсюду, за пределы «емли. ¬с€ ¬селенна€ в твоем распор€жении, можно бродить где угодно.

ћедитаци€ Ч это лезвие бритвы.

¬ ту секунду, когда ты попытаешьс€ медитировать, ты поймешь, почему мистики назвали ее лезвием бритвы: она так бесконечно мала, ее так легко упустить. ¬от мгновение, когда с тобой случилась медитаци€, и уже в следующую секунду ты снова очутилс€ в состо€нии не-медитации.  ак-нибудь выбери врем€ и проведи такой эксперимент: возьми в руки часы и попытайс€ неотрывно наблюдать за секундной стрелкой. ѕодсчитай, как долго тебе удаетс€ наблюдать за движением стрелки и не отвлекатьс€ на мысли. “ы увидишь, что три секунды Ч это твой предел, и даже это даетс€ тебе с большим трудом. » три секунды еще не прошло, а твой ум уже куда-то улетел Ч в фантазию, где исполн€ютс€ твои мечты, или, может, в некое при€тное дл€ теб€ состо€ние. “ы напрочь забыл не только о секундной стрелке, но и вообще о часах в своей руке. ќбнаружив, сколько времени прошло с тех пор, как ты забыл о стрелке, ты будешь поражен. “огда ты поймешь, почему мистики сравнивают медитацию с лезвием бритвы. ќдно мгновение, всего лишь крохотное мгновение, и ты его упустил!

ƒа, осознанность, пробужденность Ч это состо€ни€, которых очень трудно достичь, но они того сто€т. ѕо сравнению с тем, что ты получаешь, все трудности Ч просто ничто.  аждый, кто когда-либо достигал, говорил: что бы € ни делал, это ничто, а получал € при этом все. ѕоэтому такие люди говор€т о достижении как о таинстве. Ёто пра-сад, милостивый дар: его нельз€ достичь усили€ми, он не имеет никакого отношени€ к нашим действи€м. Ёто как если бы мы сделали работы на доллар, а получили за нее миллиард долларов. ћы ничего не сделали, а получили все. «десь, казалось бы, отсутствует причинно-следственна€ св€зь между трудом и его оплатой; отсюда и слово пра-сад Ч дар. Ёто не было достигнуто нашими усили€ми; мы получили эго из милости.

Ќо пока мы пребываем во сне, это сложно; и все потому, что мы сделали крупные инвестиции в свой сон.

Ќаши самые гор€чие надежды, самые безумные мечты и фантазии Ч составна€ часть этого сна. ≈сли мы вдруг проснемс€, все эти надежды и мечты пойдут прахом.

“ы говоришь своей жене: Ђя теб€ люблюї, но когда теб€ наполнит осознанность, тебе придетс€ признатьс€ ей: Ђя никогда не любил теб€ї. “ы говоришь своим дет€м: Ђя живу ради васї, но осознанность поможет тебе пон€ть, что это не так. “ы живешь не ради детей, ты поддерживаешь в них жизнь, чтобы, когда теб€ не станет, их жизнью продолжить свою. “вои дети Ч это твое желание; ты ждешь от них исполнени€ того, на что сам оказалс€ не способен. Ќа их плечах ты пытаешьс€ въехать в будущее. ¬ них ты ищешь собственное бессмертие Ч ты умрешь, но после теб€ останетс€ сын. «начит, часть теб€ останетс€ жить; что-то твое сохранитс€ и будет дальше существовать в этом мире.

Ћюд€м нравитс€ вырезать свои имена в камне: ЂЁтот камень будет здесь лежать, даже когда мен€ не станетї. ≈сли так при€тно вырезать свое им€ на камн€х, то насколько же при€тнее делать то же самое с живым человеком! —читаетс€, что если мужчина умирает, так и не став отцом, Ч это трагеди€, если женщина умирает, не став матерью, Ч это горе, ведь ты не оставл€ешь по себе продолжени€. “во€ смерть окончательна, от теб€ не сохранитс€ и следа. “вой поток остановит свой бег.

»ндусы говор€т: если, умира€, ты не оставл€ешь по себе никакого потомства, ты не возвращаешь долга своему отцу. Ќа этом стоит остановитьс€ поподробнее. ѕочему твой долг отцу считаетс€ выплаченным, лишь когда ты сам становишьс€ отцом? ƒа потому, что ты посредник, через которого продолжаетс€ жизнь твоего отца, и если ты остановишь этот поток, жизнь отца больше не продлитс€, так что позаботьс€ о том, чтобы оставить после себ€ потомство. Ќужно, чтобы у теб€ был сын, и если ничего не получаетс€ Ч усынови ребенка. “о, что сын ненасто€щий, чужой, Ч не имеет значени€. ¬се равно усыновл€й. ƒл€ индусов это было совершенно об€зательно. ” них даже существовал обычай: если муж не мог зачать ребенка, приглашали другого мужчину, чтобы тот переспал с его женой. »зменой это не считалось. Ѕыло настолько важно, чтобы в семье родилс€ сын, что в прелюбоде€нии не усматривали ничего предосудительного. ¬ этом нет ничего аморального, ведь нужно отдавать сыновний долг.

„еловек стремитс€ избежать смерти, он придумывает множество самых изощренных способов, чтобы этого достичь. ќн возводит огромные дворцы и величественные храмы из самого прочного камн€ и на этих сооружени€х вырезает свою подпись. “ак или иначе, он должен оставить в этом мире свое детище.  аждый отец стремитс€ создать дит€ по своему образу и подобию. » ни разу он не остановилс€ и не задумалс€: Ђј что же во мне такого хорошего, чтобы стоило оставл€ть по себе свой образ и подобие? –азве оно сделает этот мир прекрасней? ћой образ был довольно-таки уродлив, он был бременем, мертвым грузом, а теперь € хочу оставить его потомкам?ї

ј если сын слегка отличаетс€ в поведении от своего отца, у родител€ рождаетс€ беспокойство, ведь это означает, что копи€ получитс€ не совсем точной, это будет не полное подобие. “ак что все родители снова и снова тверд€т своим дет€м: Ђ—мотрите, детишки, не забывайте, что мы живем ради вас!ї Ќо при свете осознанности родители увид€т, что детей они воспитывают ради себ€ самих. » совсем не удивительно, что, достигнув подросткового возраста, дети поднимают бунт и мст€т, ведь никто не желает жить ради кого-то другого, каждый хочет жить дл€ себ€.  аждое живое существо жаждет расширить и продолжить себ€ самого, а не кого-то еще. “ак что в каждом сыне пр€четс€ глубинна€ ненависть к собственному отцу.

ќдно из основных открытий, сделанных ‘рейдом, заключаетс€ в том, что крайне сложно отыскать сына, который в глубине души не был бы врагом своему отцу. ¬нешне он ведет себ€ совершенно приемлемо и даже может уважать отца, но в глубине его существа живет сопротивление. “ак же сложно найти дочь, котора€ где-то в глубине не была бы соперницей своей матери.

√урджиев говорил, что если бы нашелс€ человек, который по-насто€щему почитает своих родителей, его можно было бы считать св€тым, ведь любить родителей очень сложно. ј если это случаетс€... —лучитьс€ это может только при полной осознанности. ¬ пробужденном состо€нии ты приходишь к пониманию того, что твои родители живут неосознанно. ѕонима€, что это не их вина, ты начинаешь испытывать к ним добрые чувства и сострадание.

явный признак состо€ни€ неосознанности Ч использовать и мучить других людей, оправдыва€ издевательства моральными соображени€ми.  огда отец бьет своего сына, ты думаешь, что это делаетс€ дл€ блага ребенка. Ѕудь у теб€ хоть капл€ осознанности, ты увидел бы, что это избиение ни малейшего отношени€ к воспитанию ребенка не имеет.

ј произошло вот что: ребенок каким-то образом задел эго отца; именно поэтому тот пришел в такую €рость. ќтец бьет сына, поскольку его Ђ€ї нанесен удар, но при этом он говорит: Ђ¬се это дл€ твоего же благаї. ќтец делает вид, что оказывает сыну какую-то услугу! ѕусть в тебе родитс€ осознанность, тогда все это просто исчезнет.

 огда политик выставл€ет свою кандидатуру на выборах, он утверждает, что его основна€ цель Ч служение обществу. Ќо ни один политик никогда не станет участвовать в выборах ради общественного блага. ѕравда, сам он думает, что его мотивы именно таковы. ќн не просто говорит об этом, он на самом деле в это верит! ќн обманывает не только теб€, но и себ€ самого. Ђ ак же € могу служить люд€м, не име€ никакой должности или мандата?  ак можно служить, не име€ власти?ї “ак он рассуждает.

Ќо любой слуга превращаетс€ в хоз€ина и повелител€, как только в его руках оказываетс€ власть. Ќачинает он с идеи служени€ простым смертным, а заканчивает тем, что перерезает тебе глотку. —ам он ничуть не сомневалс€, что служит тебе верой и правдой. Ќо, массиру€ тебе ноги, он, непон€тно как, добралс€ до шеи, и закончилось все тем, что он перерезал тебе горло. “ы этого никак не ожидал, а он Ч и подавно. ќсознанность откроет ему, что на самом деле его политическа€ де€тельность не имеет никакого отношени€ к служению люд€м. Ёто лишь утверждение его Ђ€ї, использование других людей в своих интересах.

” твоего служени€ есть одна цель Ч получить отдачу в качестве служени€ тебе остальных людей.  огда ты отдаешь, ты делаешь это лишь дл€ того, чтобы получить нужное тебе. ¬се, что ты делаешь, Ч это использование, эксплуатаци€. “ы просто прибегаешь к звучным эпитетам, чтобы скрыть правду. ¬от почему € говорю, что в неосознанность ты сделал значительные инвестиции.

ќт состо€ни€ неосознанности зависит один из твоих величайших проектов. “ак что сломать твою неосознанность крайне сложно. —ломать ее означает пон€ть, что мир, который ты создал вокруг себ€, насквозь фальшив. Ёто лишь самообман. Ёто просто паутина, сотканна€ из твоих желаний, амбиций, жестокости и зависти.

Ћюбому человеку не просто сохранить бесстрашие, когда он осознает, что вс€ его жизнь Ч пустышка. ћы боимс€, поэтому мы закрываем глаза и уговариваем самих себ€, что все хорошо, что бы ни происходило. ’орошо, пусть будет так! Ќе нужно разрушать все это.

ѕоэтому медитаци€ так трудна. ¬се вы готовы учитьс€, но никто не готов пробудитьс€. ¬от почему мне приходитс€ говорить с тобой. „тобы теб€ пот€нула за собой тво€ жажда знаний и ты пришел бы ко мне. Ёто хороша€ приманка. “еб€ прит€гивает, как рыбу, которую наживкой заманивают на крючок.

Ѕудда тоже говорит, »исус тоже, прекрасно зна€, что все разговоры бессмысленны, от них нет никакого проку. Ќо ты Ч рыба, котора€ без наживки ближе не подойдет. ”чить Ч значит показать тебе наживку, а крючок Ч это пробуждение. Ѕудет больно, жизнь усложнитс€. Ёта жизнь, которую ты знаешь, закончитс€, но на ее месте родитс€ нова€ жизнь. Ёто воскресение.

Ћюбому воскресению предшествует смерть. „тобы пробудитьс€, ты должен умереть. “ы не можешь продолжать все это дальше, тебе придет конец. ј кто готов вот так запросто умереть? ј в учении тво€ целостность останетс€ невредимой. “ы останешьс€ прежним, может чуть улучшенным, отшлифованным, очищенным. ”чение делает теб€ более сложным и утонченным. „ем больше ты узнаешь, тем более культурным, цивилизованным, образованным, сабъ€ кажешьс€.

—абь€ Ч очень при€тное слово. ќно означает человека, который достоин присутствовать на сабе, собрании. „ем большими знани€ми ты обладаешь, тем с большим правом и основанием ты сидишь на собрании. „ем больше ты знаешь, тем более изощренным становитс€ твое эго, подобно тому, как огран€ют бриллиант, чтобы он еще €рче си€л. Ќеобразованный человек похож на алмаз неограненный. –аспознать такой необработанный алмаз способен только ювелир. ќбразованный человек Ч это бриллиант после огранки; любой дурак разгл€дит его си€ние и блеск. ¬се вы хотите учитьс€, ведь ваше эго не только продолжит свое существование, но станет еще более отточенным, более рафинированным. Ќо пробуждатьс€ вы не желаете, потому что пробуждение означает ваш конец, родитс€ нечто новое.

“ак что € начинаю с учени€, чтобы можно было пробудить теб€, но учение Ч не самоцель. ≈сли человек приходит ко мне сразу дл€ того, чтобы достичь пробуждени€, учить его € не пытаюсь, € не трачу на это и секунды.

¬ св€зи с этим тебе нужно разобратьс€ в том, что такое отпускание. ≈сли € теб€ учу, отпускать здесь не требуетс€, все, что тебе нужно, Ч это вол€. “олько человек, обладающий волей и силой воли, способен к обучению, ведь дл€ этого процесса крайне важна концентраци€. ƒл€ обучени€ чем уже канал твоего воспри€ти€, тем лучше; поскольку через узкий канал ума информаци€ проникает непосредственно в подсознание, станов€сь частью пам€ти. ѕоэтому в школе особое внимание удел€етс€ концентрации Ч она необходима дл€ обучени€. ƒл€ улучшени€ и развити€ концентрации придуман тыс€ча и один способ как поощрени€, так и наказани€.

—трах наказани€ способствует повышению концентрации. ≈сли тебе приставить к горлу нож, ты будешь задавать вопросы о том, как сконцентрироватьс€? “во€ концентраци€ будет абсолютной, ты забудешь обо всем на свете.  уда-то подеваетс€ тот мотивчик, который ты только что напевал, вдруг остановитс€ поток мыслей, проносившихс€ в твоей голове. ¬се твое внимание сосредоточитс€ на острие ножа. —трах порождает концентрацию. ¬от почему в школах и в институтах учеников и студентов приучают жить в посто€нном страхе. ƒл€ этого используютс€ весьма изощренные методы. ≈сли ты провалишьс€ на экзамене, то потер€ешь лицо, над тобой будут сме€тьс€. Ќо и это не все: возникает страх перед целым миром. ≈сли ты и дальше будешь терпеть подобные неудачи, кем же ты станешь в жизни?  ак будешь зарабатывать себе на хлеб? √де будешь жить? “ы будешь пустым местом!

Ётот страх вначале нужно крепко загнать внутрь человека. —трах все сгущаетс€, и ты начинаешь концентрироватьс€. ¬от почему чем ближе сесси€, тем сосредоточеннее студент; его страх стал в€зким, и его испуганный ум становитс€ крайне сосредоточенным.

ќбратна€ сторона медали под названием страх Ч вознаграждение. ћежду ними нет особой разницы. ¬ознаграждение Ч это страх наоборот. ≈сли на экзамене ты получишь высшие оценки, теб€ ждет золота€ медаль, ты прославишьс€, теб€ окружат разными почест€ми, ты сможешь сделать хорошую профессиональную карьеру, получишь интересную работу. “ебе будет легко и просто реализовать свои амбиции. “вое эго укрепитс€ еще больше, оно будет наслаждатьс€ своим высоким положением. ѕотом по€вл€етс€ страх, что золотой медали тебе не видать, а вместе с ним рождаетс€ и жадность: ты жаждешь ее добитьс€.

Ћюбое образование основано или на жадности, или на страхе. ≈сли ты хочешь преподавать, то вначале должен запугать. ѕоэтому все эти так называемые гуру, желающие научить теб€, вначале должны вызвать в тебе страх. » рай, и ад придумали дл€ этого. Ќет ни ра€, ни ада; ты их нигде не найдешь, только внутри себ€. √еографические изыскани€ здесь бессмысленны: ты можешь вырыть самую глубокую €му на свете, но до ада так и не доберешьс€; ни одна ракета, устремленна€ к звездам, никогда не достигнет ра€. Ќе ищи их снаружи, их там нет. –ай и ад Ч внутри теб€, это продолжение жадности и страха. “ы жаждешь ра€ и боишьс€ ада.

–елигии понимают, что если хочешь чему-нибудь научить людей, ты должен их запугать или вызвать в них алчность. —транное противоречие: религии неустанно призывают теб€ избавитьс€ от страха и жадности, и все же проповедуют идею ра€ и ада.

–абий€ была суфийским мистиком. ќднажды жители города наблюдали, как она бежит по улицам: в одной руке у нее был зажженный факел, а в другой Ч кувшин с водой. Ћюди считали ее сумасшедшей. ћистиков всегда принимали за слабоумных; нормальными считаютс€ лишь так называемые мистики, у которых такой же деловой склад ума, как и у теб€.

Ћишь того, кто не слишком от теб€ отличаетс€, назовут св€тым. Ќо между св€тым и тобой должна быть принципиальна€ разница. »так, –абийю считали сумасшедшей, а ее поведение в тот день уже не лезло ни в какие ворота Ч в одной руке гор€щий факел, а в другой Ч кувшин с водой!

Ћюди на рынке окликали ее: ЂЁй, –абий€, куда это ты так торопишьс€? » что у теб€ в руках?ї

ќна отвечала: ЂЁтот факел дл€ того, чтобы сжечь ваш рай дотла. ј эта вода дл€ того, чтобы затопить ваш ад. ƒо тех пор пока рай и ад не уничтожены, нельз€ сделать вас, людей, религиознымиї.

 ак можно стать религиозным, не избавившись от страха и жадности? Ќо если ты должен учитьс€, страх и жадность тебе необходимы. Ѕлагодар€ страху и жадности ум учитс€ концентрироватьс€. “ы способен обучатьс€, лишь когда твой ум сосредоточен.

≈сли же ты желаешь пробудитьс€, концентраци€ тебе вообще не нужна. „тобы пробудитьс€, не нужен ни страх, ни жадность. —трах, жадность и концентраци€ ума должны исчезнуть. “ебе, наверное, будет сложно это пон€ть, ведь концентрацию ошибочно считали медитацией.  онцентраци€ Ч это не медитаци€.  онцентраци€ Ч это состо€ние напр€жени€; медитаци€ Ч состо€ние расслаблени€.  онцентраци€ узка, медитаци€ Ч безбрежна. ћедитаци€ означает, что ум расположилс€ на отдых; он не стремитс€ в каком-то заданном направлении, он ни на чем не сосредоточен. ќн просто отдыхает.

“ы сидишь под деревом. —трем€сь сконцентрироватьс€, ты читаешь какие-то мантры, поешь или берешь в руки св€щенный текст, на котором можно было бы сосредоточить свой ум. Ёто не что иное, как разновидность обучени€. “ак может родитьс€ сила, ибо вол€ порождает силу. Ќо умиротворени€ так не достичь; сила воли и покой, мир никак между собой не св€заны. »з концентрации может родитьс€ только ƒурваса, индуистский св€той, печально известный своими приступами бешенства.

ƒурваса олицетвор€ет последний камень на широком пути концентрации, он Ч высшее воплощение концентрации; вот почему, если ƒурваса прокл€нет теб€ насмерть, тебе уже не спастись. “ы умрешь на месте, ведь ƒурваса так сконцентрировалс€, его ум достиг такой степени сосредоточени€, что любое его слово попадает пр€миком в твое подсознание, оно влетает туда, как стрела, и действует на него, как гипноз. ≈го слово прорастает в тебе, как зерно. ≈сли ƒурваса прокл€л теб€ насмерть, тебе уже не выжить. “ебе придетс€ подчинитьс€ ему. ≈го сила концентрации настолько велика, что ты будешь вынужден покоритьс€ ей, и под этим пристальным взгл€дом ты задрожишь, как лист. — ƒурвасой у теб€ не будет иного выбора, только страх.

¬от почему у мен€ €зык не поворачиваетс€ назвать ƒурвасу мудрецом.  ак может быть мудрецом тот, кого мы должны бо€тьс€? ћудрец Ч это тот, р€дом с кем все наши страхи рассеиваютс€.

Ќо человека концентрации следует бо€тьс€. ќдин быстрый взгл€д такого человека Ч и ты почувствуешь, что внутри у теб€ все дрожит.

–аспутин Ч это русский ƒурваса своего времени. —тоило ему взгл€нуть на человека, и у того возникало ощущение опасности и глубинного страха.  н€зь ёсупов, убийца –аспутина, в момент выстрела прикрывал тому глаза. ≈сли бы –аспутину удалось просто посмотреть на кн€з€, у него бы дрогнула рука. ¬ глазах –аспутина было столько силы, что они пронзали теб€ насквозь. ќн никогда не моргал.  огда –аспутин пристально на теб€ смотрел, ты чувствовал себ€ очень неуютно. ≈го немигающие глаза и способность к концентрации, выработанна€ годами, вызывали в человеке страх. ≈го взгл€д везде создавал напр€жение. ¬се это известно доподлинно. » лишь благодар€ силе своего взгл€да –аспутин заполучил себе место у царского трона. ћладший сын цар€ болел гемофилией; один небольшой порез Ч и мальчик мог истечь кровью, маленька€ ранка Ч и кровь уже было не остановить. Ќо если бы –аспутин взгл€нул мальчику в глаза и сказал Ђќстановись!ї, кровотечение прекратилось бы.

¬ те времена это считалось великим чудом. Ќо исследователи гипноза в наши дни утверждают, что система кровообращени€ также находитс€ под контролем глубинных слоев сознани€. ≈сли € захочу подн€ть руку, она начнет двигатьс€, станет подниматьс€. ≈сли можно двигать рукой, то и кровь можно остановить. –ука мне подчин€етс€, но что такое рука?  ости, кровеносные сосуды и мышцы.  огда € хочу сделать шаг, ноги мен€ слушаютс€; если мне подчин€етс€ все тело, то почему бы не стать послушной и крови? Ќужна лишь небольша€ тренировка в концентрации.

ѕоскольку жизнь царевича оказалась в руках –аспутина, он подчинил себе всю царскую семью. —тоило –аспутину отлучитьс€ хоть на день, и ни один доктор не помог бы, если бы у мальчика началось кровотечение. –аспутин сделал очень странное предсказание: он за€вил, что вскоре после его, –аспутина, смерти власть цар€ прекратит свое существование.  онечно же, он предсказал все это дл€ того, чтобы царь его оберегал; и расчет был верен: царь и вправду делал все, что мог. Ќо через полтора года после смерти –аспутина царска€ импери€, просуществовавша€ триста лет, была сметена революцией.

 ак € понимаю, слова –аспутина проникли глубоко в душу цар€. –аспутина убили за восемнадцать мес€цев до революции 1917 года. ѕосле его убийства царска€ импери€ начала трещать по швам. ƒолжно быть, царь и его жена с каждым днем все острее чувствовали, что без –аспутина им приходитс€ очень туго.  ак можно хоть один день управл€ть страной?  ак загубили –аспутина, так загубили и все остальное. Ёто чувство, наверное, проникло очень глубоко в душу цар€.

»сторию можно рассматривать, проследив лишь внешнюю канву событий. ≈сли судить об истории по внешнему, поверхностному уровню, окажетс€, что наиболее значительна€ фигура русской революции Ч это Ћенин. Ќо существует и более глубокий уровень истории, и здесь сама€ значима€ фигура революции Ч –аспутин. »менно –аспутин сделал русскую революцию возможной. Ёто психо-истори€; ее событи€ на поверхности не видны; их видно только изнутри.

≈сли ты сидишь под деревом и упражн€ешьс€ в концентрации, внутри теб€ рождаетс€ сила. Ћюба€ сила питает и насыщает эго. ѕоэтому всегда оказываетс€, что сан-нъ€сины, практикующие концентрацию ума, Ч большие эгоисты.  аждое их действие Ч это величественна€ демонстраци€ собственного Ђ€ї; они могут говорить, ходить, сидеть, заниматьс€ каким-нибудь делом, и во всем этом очень много их Ђ€ї.  ак человек, переполненный своим эго, может пребывать в единстве с бытием? Ёто невозможно.

ћедитаци€ Ч это состо€ние, полностью противоположное концентрации.

ћедитаци€ означает, что ты сидишь под деревом, а твое сознание открыто всему окружающему. ќно не бежит во все стороны, оно открыто всему. ќно не убегает, оно спокойно и распахнуто. ¬от слышитс€, как запела птица, и ни одной мысли при этом не возникает. “ы не думаешь, кукушка это или кака€ друга€ птичка.  ак только по€вл€етс€ мысль, медитаци€ исчезает; вместе с мысл€ми начинаетс€ концентраци€. ѕтица будет петь, и ее песн€ эхом отзоветс€ в твоей внутренней пустоте, ведь ты открыт и доступен. Ќо ни тени мысли не возникает; звук отразитс€ в тебе и исчезнет. ¬от над головой у теб€ пролетел самолет.

≈го гул прокатитс€ эхом и растворитс€. ¬от слышен звук паровозного гудка. ќн отразитс€ внутри теб€ и растает. — деревьев будут падать листь€, их шелест станет эхом в твоей внутренней пустоте, но ты не будешь думать, ты просто будешь.

ћедитаци€ Ч так называетс€ это пребывание, когда ты просто есть, без вс€ких мыслей. ћедитаци€ Ч это не суженное состо€ние ума, не узка€ речушка, это океан.  онцентраци€ подобна реке, быстро и резво несущей свои воды в заданном направлении. ћедитаци€ подобна океану, бескрайней глади, открытой всем ветрам, но никуда не направленной. –ека может выйти из берегов; океану это состо€ние неведомо. –еки текут, у них узкое русло, заполненное небольшим количеством воды. Ќо если воды станет чуть меньше, река может пересохнуть.  онцентраци€ может выйти из берегов, ее может снести ураганом большой силы, но концентраци€ может и пересохнуть, стать безжизненной.

ћедитаци€ никогда не выходит из берегов и никогда не пересыхает. ќна неизменна и устойчива в самой себе.

ѕробужденность достигаетс€ медитацией, а медитаци€ Ч это отпускание.  онцентраци€ достигаетс€ силой воли, а медитаци€ Ч отпусканием. ќтпускание Ч это когда ты отдаешь себ€ целому, становишьс€ с ним един.

ЂЌахин –ам Ѕин “аонї Ч стань единым целым с бытием, которое присутствует везде, стань единым целым с бытием. ѕусть тво€ капл€ растворитс€ в этом\i0 ѕусть тво€ отдельна€ сущность уйдет, ведь пока ты остаешьс€ отделенным, у теб€ не получитс€ стать открытым, твои окна и двери должны быть наглухо заперты, тебе приходитс€ возводить стены. ќставь все открытым нараспашку. ѕусть легкий ветерок беспреп€тственно пролетит сквозь теб€. ¬пусти в себ€ звуки, и пусть никакие стены не преп€тствуют им. ѕусть твое Ђ€ї станет открытостью, открытым небом. Ёто случитс€ через отпускание.

ќтпускание Ч это одно внутреннее состо€ние; вол€ Ч другое. ¬ол€ означает конфликт; отпускание означает отсутствие конфликта. „еловек, который плывет по реке, размахива€ руками, Ч это символ воли; человек, плывущий по воле волн, как поплавок, Ч символ отпускани€. ѕловец может утонуть, человек-поплавок не утонет никогда. “ы когда-нибудь видел, как тонет труп? ∆ивой человек всегда сопротивл€етс€. ƒаже удержива€сь на поверхности, он будет чувствовать, что тонет; некое сопротивление будет всегда. ј вот труп ведет себ€ очень разумно; он весьма медитативен. ≈му нет дела до того, что может случитьс€ дальше, в итоге ни одна река не может его поглотить.

¬рачи используют это дл€ установлени€ причин смерти, когда обследуют найденные в воде тела. ≈сли у трупа, который вытащили из реки, в легких обнаруживаетс€ вода, это указывает, что человек попал в воду еще живым. ≈сли в легких воды нет, то человек умер еще до того, как оказалс€ в воде, ведь мертвец не оказывает сопротивлени€ реке, поэтому и река с ним не боретс€, а несет его по поверхности, как цветок.

ћедитирующий человек Ч это тот, кто умер дл€ своего эго. ќтпускание Ч это когда ты раствор€ешь свое Ђ€ї и говоришь существованию: Ђ“еперь на все тво€ вол€, а не мо€ї. “аково значение этой сутры: это ты, а не €; € сдаю свое эго тебе. Ёто Ђ€ї, которое € так тщательно оберегал, которое принесло мне столько несчастий, которое € пронес через многие жизни, пока последние силы не оставили мен€; это Ђ€ї, которое т€жким бременем т€нуло мен€ к земле и ничего сто€щего мне так и не принесло, сейчас € возвращаю его тебе.

ќтпускание Ч это возвращение эго. ќтпустить Ч значит жить без Ђ€ї. ”сажива€сь, сажусь теперь не €; встава€, отныне встаю не €. „еловек становитс€ лишь инструментом, посредством которого садитс€ и встает существование. »менно существование испытывает голод, и его голод насыщаетс€; существование хочет пить, и его жажда утол€етс€; пусть Ђ€ї отойдет в сторонку.

ќтпустить Ч значит не просто склонитьс€ у чьих-то ног. ќтпустить Ч значит жить жизнью, в которой больше не образуетс€ Ђ€ї, где Ђ€ї не создаетс€; в которой существование беспреп€тственно реализуетс€ через теб€.

—уть послани€  ришны јрджуне, изложенного в √ите, сводитс€ к следующему: позволь себе исчезнуть, а сущему быть. ≈сли сущее желает, чтобы произошла эта война, пусть она произойдет; если оно желает, чтобы она прекратилась, пусть прекращаетс€. “ы становишьс€ лишь инструментом, средством. ѕусть меч останетс€ в твоих руках, но пусть ими водит существование. ѕусть внутри теб€ не останетс€ ничего от теб€ самого. “огда действие случитс€, но не заботьс€ о последстви€х. ¬едь только эго всегда о них думает.

ƒействие Ч это часть жизненной энергии. ƒействие Ч это игра энергии, и ничего более. ∆елание видеть плоды действи€ Ч это желание эго. ќно спрашивает: Ђј к чему мое действие приведет?ї

¬от почему дети играют, они способны играть. Ќо когда мы вырастаем, наши игры заканчиваютс€, ведь эго начинает задавать вопросы: Ђ„то € от этого получу?  ак насчет последствий?ї ћалыш крутитс€, носитс€ кругом. ќн просто вертитс€, как шило, а мы его спрашиваем: Ђ«ачем ты попусту тратишь силы?ї

ћы говорим Ђпопусту тратишьї, ведь в нем столько сил, энергии, ее можно направить на зарабатывание денег, на труд, который может принести какую-то пользу. » вот мы спрашиваем ребенка: Ђ акой тебе прок от того, что ты делаешь? „то ты получишь?ї

Ёго всегда ищет выгоды: что ты получишь? Ћюди приход€т ко мне и спрашивают: Ђ„то нам дает медитаци€?ї я отвечаю: Ђƒа ничего она не дает; наоборот, вы можете потер€ть то, что уже имеетеї. –азве кому-то медитаци€ что-то давала? “ер€ешь все. ј когда все, что у теб€ есть, исчезает, оставшеес€ и есть Ѕожественное. Ёто мокша, окончательное освобождение. —уществование, –ама Ч это все. я Ч ничто!

Ќо что касаетс€ –амы, не думайте, что это воин, лучник; это –ама, статуи которого установлены в храмах. ѕользы от этих статуй нет. “ы можешь бросить к их ногам все, но ничего при этом не оставишь. Ќа самом деле никто и никогда не ходит в храмы, чтобы сделать дар; наоборот, все приход€т туда просить.

≈сли человек склон€етс€ к ногам –амы, то лишь дл€ того, чтобы попросить о чем-то взамен. ќн пришел с просьбой. ќн просто пытаетс€ умилостивить –аму.

Ђ“ы велик и великолепен, Ч говорит он. Ч “ы спаситель падшихї. „еловек просто льстит; а на уме у него другое: Ђћне от теб€ что-то нужно; исполни мою просьбуї. ќн просто играет с –амой в игру под названием Ђжадностьї: если ты не исполнишь моих просьб, € перестану теб€ восхвал€ть, а вместо этого стану осуждать.

Ќо если –ама поддаетс€ на твою лесть, это не –ама. ≈сли ты можешь огорчить его своими упреками, это не –ама. ≈сли –ама выслушивает твои просьбы и выполн€ет их, это не –ама. Ёто лишь паутина из твоих собственных желаний; это стату€ твоего же изготовлени€. Ёто тво€ игрушка. »менно ты поставил его в храме. ’рам Ч лишь часть твоего сна. Ќет, € говорю не об этом –аме.

я говорю о –аме, который песней льетс€ из птиц, раскачиваетс€ ветв€ми деревьев, журчит водой фонтанов; € говорю о –аме, который в небе, который повсюду. я не имею в виду некую личность, € говорю о ¬ысшей Ёнергии. ≈сли у теб€ есть глаза, чтобы видеть, ты почувствуешь, что везде течет энерги€. “ы увидишь про€влени€ ¬ысшей Ёнергии, которые отображаютс€ в самых разнообразных формах, а затем исчезают. Ёта велика€ игра и есть –ама, существование.

ƒл€ пьесы жизни –амы индусы нашли прекрасное слово Ч –амлила. Ёто прекрасное слово, чарующее. Ћила Ч значит игра, детска€ игра, котора€ подразумевает море энергии. ≈сли у теб€ столько энергии, почему же ты просто сидишь или лежишь? ƒавай играть! “олько в индуизме существует представление об »гре. ’ристиане говор€т: ЂЅог сотворил этот мирї. “ворение представл€етс€ весьма серьезным делом.  ажетс€, что у “ворени€ должен был быть какой-то умысел, нека€ конечна€ цель.

»ндуисты говор€т: Ђћир Ч это игра, в которую играет жизнь, Ћилаї. Ћила означает, что вокруг все переполнено энергией, она бьет через край, поэтому сидеть без дела совершенно невозможно. »так, существование думает: Ђƒавай поиграем!ї ¬от почему дети такие непоседы, они не могут усидеть на месте. ѕопроси людей постарше, у кого энергии уже не так много и кому даже ходить уже сложно; они с радостью соглас€тс€ посидеть. Ќо дети прыгают, энерги€ бьет в них ключом. ќни не могут просто вз€ть и посидеть. ѕопробуй их заставить, они станут ерзать на месте. Ёнерги€ в них бурлит.

—уществование Ч это бесконечна€ энерги€, а мы Ч ее бьющий через край поток. ¬се сущее Ч это потоп, половодье реки, вода, в которой все поднимаетс€. » этому никогда не будет конца.

Ќа сегодн€ достаточно.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 338 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

1615 - | 1377 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.134 с.