Бхагаван Шри Раджниш
Путь один- в глубь себя
ABBYY FineReader 11 ООО Издательство «София»; Москва; 2008
ISBN 978-5-399-00096-1
Аннотация
Поздравляем с новой радостью встречи с впервые переведенной на русский язык книгой Великого Мастера! На страницах этой книги Ошо помогает собеседнику уйти от поверхностной религиозности и заставляет его раскрыться, обнажив свою истинную сущность для себя самого.
Он не дает отвлеченных теоретических ответов, не подсовывает собеседнику знание, бывшее в употреблении. Его ответы экзистенциальны, они поднимают нас на новый уровень.
Бхагаван Шри Раджниш (Ошо).
ПУТЬ МИСТИКА
Ошо, это так больно — чувствовать себя чужим в этом мире, словно меня здесь нет. Мне кажется, что я всегда и во всем не прав и что смерть только и ждет, как бы до меня добраться. Боюсь, это чувство — результат религии, в основе которой лежит идея Бога. Мне никак не удается ощутить себя частью этого мира, почувствовать, что я значим и нужен Сущему. Тогда я почувствовал бы себя живым и праздновал бы свое растворение: я бы жил и радовался жизни.
Предисловие
Религии, основанные на идее Бога, непременно сода-ют такое чувство. Им без этого никак не обойтись, ведь они лгут, и ложь преподносят тебе в качестве утешения. Человек перерос примитивное состояние сознания, стал более разумным, и теперь он способен понять, что Бог — это миф. Человек жил с этой ложью, принимал ее за чистую монету и был вполне этим доволен. Но теперь он поумнел, понял ошибочность всех этих религиозных теорий, и перед ним встала серьезная проблема.
Бог мертв. Утешение разрушено. И человек почувствовал себя совершенно опустошенным: все его связи с бытием утрачены. Бог наполнял твою жизнь, заботился о тебе, прощал твои грехи, сочувствовал тебе. Но вот Его не стало, и ты вдруг почувствовал себя чужим в этом мире. Но это хорошее начало, не воспринимай его неправильно.
Любая ложь, будучи разоблаченной, на некоторое время оставляет в тебе пустое пространство. Образовавшуюся пустоту можно занять жалостью к себе, ее заполняют страдания. Все зависит от тебя: ты можешь заполнить эту пустоту тоской, страхом, муками, болью. А можешь превратить ее в начало нового пути, сделать дверью в неизведанное. Бог умер, истину теперь придется искать самому; никто ее тебе не откроет. Эта пустота должна стать дверью, ведущей в глубь твоего существа.
Оказавшись в центре себя самого, ты перестаешь быть чужим. Впервые ты становишься своим. Ты — дома. Это Бог не подпускал тебя к истине, к бытию. Он просто утешал тебя, но от утешений нет никакого проку. Тебе нужна трансформация всего существа, нужно радостно использовать свою пустоту, ведь она раскрывает двери, ведущие в бесконечность. Пустота открывает путь к твоим корням, укрытым в самом бытии. В тебе вдруг рождается чувство, что деревья, птицы, люди, звезды — словом, все, что тебя окружает, близко тебе. Вся Вселенная — твой родной дом.
Так что все зависит от того, как ты используешь свою пустоту. Так называемые западные экзистенциалисты используют ее неверно. Они заполняют ее опустошенностью, страхом, напряжением, ужасом, тоской и гневом.
Раньше ты жил в мире иллюзий и лжи; но они приносили тебе хоть какое-то утешение, давали тебе хоть малую надежду, как-то соединяли тебя с миром, существованием. А экзистенциализм нашел твоей пустоте еще худшее применение, чем в свое время это сделали религии.
Религии использовали ее, чтобы тебя эксплуатировать. Они давали тебе утешение, и это была монета, которой расплачивались за все. Итак, они тебя эксплуатировали, но ты был вполне доволен жизнью, ведь на небе сидел Бог и, значит, все шло как надо: в случае чего — Он бы о тебе позаботился.
Это утешение было сплошным надувательством; оно ничего в тебе не изменило, не сделало тебя буддой, ты не пробудился, не стал просветленным. Твоему духовному росту все это не пошло на пользу, но ты хотя бы не испытывал тоски и страха, твое существование не казалось тебе бессмысленным. Ты чувствовал себя как дома, хоть это ощущение и было лишь иллюзией. Теперь же эта иллюзия развеялась, и вдруг ты понял, что рядом никого нет. Бога нет, а других способов ощутить связь с бытием ты не знаешь.
Твоя старая программа дала сбой. Тебе необходимо новое прозрение. Вместо молитвы тебе нужна медитация; вместо Бога — твое собственное осознание. Осознание — вот цемент, который заполнит твое существо, и здесь не будет места утешению. Ты испытаешь подлинное удовлетворение; оно соединит тебя со всем сущим, и чужаком ты себя больше не почувствуешь.
Думаешь, я хоть когда-нибудь чувствую себя чужим в этом мире? Я так с ним связан, что крепче не бывает. Все сущее слилось с моим существом, мое сердце вторит пульсу Вселенной.
Бог служил преградой для того, чтобы произошло это грандиозное событие — трансформация. Бог не был тебе другом; Бог был самым заклятым твоим врагом. А священники тебя использовали.
Теперь, когда ум понимает, что Бога нет, непременно наступит небольшая пауза, когда тебе придется либо сделать выбор в пользу западного экзистенциализма — а он ненастоящий, это акцидентализм [1] — либо заглянуть в глубь себя так, как это делал всякий пробужденный. И еще: ты больше не должен смотреть на небо. Тебе нужно закрыть глаза и разглядеть свой внутренний космос, ту его часть, которая связывает тебя со всем сущим. Пустота сразу исчезнет. И не только пустота: исчезнешь ты сам. Останется только танец, праздник всего мироздания. А ты станешь с ним единым целым, и вопрос о том, свой ты или чужой, даже не возникнет.
Рождается великое единство. Ты вдруг видишь себя в различных проявлениях: ты стал деревом, цветком, облаком, звездой. Ты — везде. Исчезнув, ты становишься целым мирозданием, его цветением и полетом. Зелень трав, горы и снега, реки и океаны — все это полно тобой, ты теперь везде. Это состояние называется состоянием будды. Это истинное освобождение.
Бог мертв, теперь дзэн — единственная живая истина.
Ошо
Глава 1