Физические инвалиды представляются второй категорией лиц, подверженных «реальной» депрессии. Окружающие и сам больной считают, что ограничение работоспособности, например, вызванное ампутацией конечностей, закрывает дорогу к счастью. Друзья высказывают сожаления и понимание, думая, что это наиболее человеческие реакции. Но все оказывается наоборот. Эмоциональные расстройства вызывают скрученные мысли, а не скрученное тело. Сочувствие (225:) в подобной ситуации просто подкармливает жалость к себе, оно служит подтверждением мысли, что инвалид обречен на меньшее количество радости. Только когда заболевший и окружающие научатся правильно оценивать ситуацию, это снизит эмоциональное напряжение.
Например, Фани, 32-летняя замужняя мать двоих детей заболела депрессией, когда парализовало правую ногу ее мужа. В течение 6 лет она лечилась всевозможными методами от эмоционального расстройства в больницах и на дому, использовала все средства, включая наркотики и электрошок. Ничто не помогло. В то время, когда она обратилась ко мне, ее депрессия была ужасна. Фани казалось, что ее проблемы неразрешимы.
Со слезами она описала свое расстройство, постоянно растущее вслед за уменьшением у мужа способности к передвижению. «Каждый раз, когда я вижу супругов, делающих то, что не можем мы, слезы наворачиваются на глаза. Я часто наблюдаю за парами, которые прогуливаются, ходят в бассейн, катаются вместе на велосипедах, и мне становится так плохо... Они проводят время так, как мы привыкли это делать. Как бы было хорошо, если бы все вернулось! Но всем ясно, что это невозможно».
Сначала я тоже решил, что проблема Фани реальна, ведь они не могли делать то, что другие. То же самое, пожалуй, мешает слепым, глухим и тем, у кого ампутированы конечности.
Но потом я подумал, что у всех нас есть какие-либо ограничения. Так неужели все должны чувствовать себя несчастными? Когда я решал эту загадку, искажения мыслей у Фани мгновенно стали очевидными. Какие? Посмотрите список когнитивных искажений и попробуйте определить самосто-
ятельно. Конечно, это психологическая фильтрация событий!
Из всех занятий Фани выбирала те, которые были невозможны для нее, а то, на что они были способны с мужем, не приходили ей в голову. Неудивительно, что жизнь Фани казалась пустой и никчемной.
Решить проблему оказалось на удивление просто. Я предложил Фани между занятиями составлять список возможного для нее и Джима. Вместо того, чтобы концентрироваться на нереальных вещах, радуйтесь доступному. Я мечтал отправиться на луну, но не стал космонавтом, и моя мечта, скорее всего, останется мечтой. Но если я буду сконцентрирован на этом, то заработаю нервное расстройство. С другой стороны, есть множество вещей мне доступных, и я радуюсь им.
— Как вы думаете, что бы вы могли сделать вместе с Джимом?
— Мы до сих пор наслаждаемся обществом друг друга, ужинаем в ресторанах, мы — хорошие партнеры.
— Хорошо, что еще?
— Мы ездим на экскурсии, играем в карты, ходим в кино; он учит меня вождению.
— Видите, на протяжении 10 секунд вы смогли назвать столько вещей, сделанных вместе. Продолжите этот список после нашего занятия. Как вы думаете, сколько пунктов сможете еще добавить?
— Довольно много. Я могу внести в список те дела, о которых мы никогда не думали, они могут быть такими необычными, как, например, путешествие по небесам.
— Правильно, вас могут посетить и более безумные идеи. Также подумайте о том, что вы можете сделать с Джимом (227:) множество вещей, которые вам кажутся нереальными. Вы мне сказали, что не имеете возможности отправиться на пляж. Но ведь вы можете пойти на несколько более изолированный пляж, такой, где не будет казаться, что все на вас смотрят? Между прочим, недавно я посетил с моей женой удивительный пляж на севере острова Тахо в Калифорнии. Мы случайно заплыли на нудистский пляж и видели множество молодых людей без одежды. Конечно, я не стал их пристально рассматривать, но я случайно заметил, что у одного молодого человека нога была отрезана немного выше колена, но он вместе со своими друзьями прекрасно наслаждался отдыхом. Так что вы меня не можете убедить, что не в состоянии поехать на пляж и насладиться жизнью. Ну что?
Некоторые могут усомниться, что столь сложную проблему так легко разрешить. И тяжелая депрессия Фани может быть так просто излечена. Между прочим, в конце занятия она сказала, что впервые за многие годы почувствовала себя хорошо. Для того, чтобы закрепить свое состояние, ей несомненно понадобится продолжение занятий и повторение подобных упражнений еще некоторое время, пока она не избавится от привычки постоянно прокручивать в голове мысли, которые оказывают негативное воздействие.