Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќатали€ Ѕудур

–ун не должен резать тот, кто в них не смыслит

–ун не должен резать
“от, кто в них не смыслит.
¬ непон€тных знаках
¬с€кий может сбитьс€.
*

Ёпиграф этот выбран нами не случайно Ч в последнее врем€ стало по€вл€тьс€ большое количество книг, авторы которых, ничтоже сумн€шес€, Ђразгадываютї тайны рун, не принима€ во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии Ч ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посв€щени€ в тайное искусство широкого крута Ђлюбителейї.

¬ своей статье мы попытаемс€ коснутьс€ известных фактов, имеющих отношение к рунической магии, но не будем давать советов о практическом использовании рун в колдовских цел€х, ибо искренне считаем, что никто из ныне живущих не владеет их тайнами и секретами.

 ак известно, чтобы познать руны, ќдин провисел на ћировом древе Ч €сене »ггдрасиль Ч дев€ть ночей, пронзенный собственным копьем. ¬от как об этом говоритс€ в одной из песен Ђ—таршей Ёддыї Ч Ђ–ечах ¬ысокогої:

ƒев€ть ночей € качалс€ на дереве,
ѕод ветром повешен в ветв€х,
–анен копьем, в жертву ќдина отдан Ч
—ебе же-€ сам,
Ќа дереве старом, растущем высоко
ќт неведомых миру корней.

Ќикто не давал мне пить€ и питани€
¬згл€д направл€л € к земле.
¬ стенани€х, руны вознес в вышину € Ч
ƒолу упал € тогда.

—тал € расти и познани€ множить,
«доровье и силы обрел,
—лово от слова на благо €вл€лось,
ƒело от дела рождалось чредой.

–уны найдешь ты, что в дерево врезаны,
— силой великой,
— силой целебной.
¬ысший скальд их окрасил, и боги их создали,
» резал те руны властитель богов, Ч
ќдин у асов, и ƒваин у альфов,
ƒвалин у карлов, у йотунов јльсвинн;
ћногие резал и €.

» дальше идет очень важное предостережение:

«наешь ли, как надо резать?
«наешь ли ты, как разгадывать?
«наешь ли, как надо красить?
«наешь, как вопрошать?
«наешь ли ты, как молитьс€?
 ак приносить надо жертвы?
«наешь ли ты, как закластъ?
«наешь ли, как сожигать?
Ћучше совсем не молитьс€, чем жертвовать слишком усердно.
Ќаграждень€ за жертву все ждут.
Ћучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры. Ж

Ќе случайно до нас Ч даже в пам€тниках средневековой литературы Ч не дошли более подробные толковани€ рун и рунических заклинаний, хот€ некоторые ученые Ч например, —. —вириденко и √. фон Ћист Ч считают, что в той же песне Ђ–ечи ¬ысокогої даетс€ иносказательное описание восемнадцати рун магического р€да и символического их толковани€:

«аклинани€ € знаю, что люд€м неведомы, Ч
ƒаже знатным и женам кн€зей.
»м€ первому: помощь Ч помочь оно может
ќт обид, и скорбей, и забот.

» второе € знаю, тем люд€м полезное,
„то причастны искусству врачей.
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

«наю третье € также, которым возможно
¬рага волшебством оковать:
»ступитьс€ заставлю оружье противника,
Ќе сможет разить его меч.

ћне известно четвертое Ч если мне св€жут
√ибкие члены враги:
ѕрошепчу € закл€тье и буду свободен Ч
”зы снимутс€ с рук
» веревки с ног.

«наю п€тое € против стрел легкоперых,
„то недруг направит на рать;
 ак бы живо не мчалась Ч стрелу задержу €,
≈два лишь увижу ее.

Ўестое известно мне Ч против кореньев,
 оторыми вздумает враг мне вредить:
ћой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,
ѕострадает сам раньше, чем €.

ћне известно седьмое Ч пожар им уйму €,
≈сли вспыхнет чертог, еще полный гостей.
 ак ни силен огонь, € смогу загасить его,
—лово мощное против пожара скажу.

ћне восьмое известно Ч немалую пользу
ѕринесло бы всем люд€м оно:
≈сли распр€ меж храбрыми вдруг разгоритс€ Ч
ћожно им мир водворить.

ћне известно дев€тое: в море шум€щем
ћой корабль сохранит мне оно.
”смирю ворожбою € бешенство бури,
» вернетс€ волнам тишина.

ћне известно дес€тое Ч ведьмам на гибель,
„то по воздуху мчатс€ в ночи.
ќколдую их так, что потом не вернутьс€
»м в жилища свои
» в обличь€ свои.

я знаю одиннадцатое Ч дл€ бо€:
я с ним провожаю в сражень€ друзей.
я в щит прокричу пред началом сражень€ Ч
» здравыми храбрые пр€нут на брань,
¬орот€тс€ здравыми с бранных полей,
¬се безбедно прибудут домой.

я знаю двенадцатое Ч что бы сн€лс€
ѕовешенный с ветки мертвец:
я чертить буду руны, их резать и красить Ч
» с дерева мертвый сойдет,
» со мною начнет говорить.

я знаю тринадцатое Ч оно нужно,
 огда осв€щают младенца водой:
«аворожу € от смерти в сражень€х Ч
—колько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.

я владею четырнадцатым: перечту €
¬сех небесных свободно, чтобы люд€м их знать.
»мена назову € всех асов и альфов Ч
Ёто может лишь мудрый иметь.
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

я владею п€тнадцатым; в доме у ƒеллингра
ѕел его “йодрэрир, карло искусный;
јсам мощь придавал он и карлам отвагу,
ћудрость вещую богу богов.

я владею шестнадцатым; им € склон€ю
–авнодушную деву к любви;
ќколдую € чарами душу красавицы,
»зменю ее помыслы все.

я владею семнадцатым: им охран€ю €
ќт измены красавицы милой себ€.
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ
ЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

¬се семнадцать закл€тий, что назвал €, Ћоддфафнир,
Ѕудут век неизвестны тебе.
’оть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,
Ќа счастье себе научилс€ бы им.

¬осемнадцатое закл€тие € знаю,
Ќи мужам €, ни женам о нем не скажу.
¬сех ценнее то знанье, что знаешь один ты:
я этим заветы свои заключу.
“ой лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, Ч
»ли той, кто сестра мне родна€. Ж

»менно √видо фон Ћист (1848Ц1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, €вл€етс€ родоначальником так называемого Ђруническогої возрождени€ XX века, результатом которого €вились дес€тки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества.

√видо фон Ћист считал, что вышеприведенный отрывок из Ђ—таршей Ёддыї €вл€етс€ доказательством существовани€ первоначального рунического р€да, состо€щего всего из 18 рун.

–уны в своем изначальном Ч восемнадцатизнаковом Ч виде были €влены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп.

≈го система, на которой основаны многие современные оккультные учени€ и теории, носит название арманического футарка, ибо была св€зана с теори€ми арманизма Ч расистскими теори€ми нацистской √ермании.

√видо фон Ћистом было также основано некое Ђќбщество “улеї, распростран€вшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. —читаетс€, что многие чины нацистской верхушки, в том числе √итлер и √есс, √еринг и √иммлер, были его членами и испытали вли€ние идей фон Ћиста.

¬ысказываютс€ даже предположени€, что основой дл€ широко известной эмблемы —— послужила руна S Ч символ власти и силы.

“еории Ћиста о силе рун и магии рунических закл€тий развил ‘ридрих ћэрби (1882 Ч 1966), основатель ЂЋиги исследователей рунї, который был уверен, что руны Ч это €зык некой древней цивилизации, погибшей в волнах јтлантического океана двенадцать тыс€ч лет тому назад.

“еории эти довольно спорны и к древним рунам отношени€ не имеют никакого, а потому вернемс€ обратно к Ђ—таршей Ёддеї, а вернее, к еще одной ее песне Ч Ђ–ечам —игрдривыї, в которой также содержатс€ сведени€ о рунах:

 лену тинга кольчуг
даю € напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны цел€щие,
закл€ть€ благие
и радости руны.

–уны победы,
коль к ней ты стремишьс€, Ч
вырежи их
на меча руко€ти
и дважды пометь
именем “юра!

–уны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Ќанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Ќауд Ч на ногте.

–ог осв€ти,
опасайс€ коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
теб€ не напо€т.

ѕовивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
Ќа ладонь нанеси их,
зап€сть€ сжимай,
к дисам взыва€.

–уны прибо€
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
–уны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, Ч
пусть грозен прибой
и черны валы, Ч
невредимым причалишь.

÷елебные руны
дл€ врачевани€
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

ѕознай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
»х слагают,
их составл€ют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить правосудье.

ѕознай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
’рофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга ’ейддраупнира
и рога ’оддрофнира.

—то€л на горе
в шлеме, с мечом;
тогда голова
ћимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

что руны украсили
щит бога света,
копыто јльсвинна
и јрвака уши
и колесницу
убийцы ’рунгнира,
—лейпнира зубы
и санный подрез,

лапу медвед€
и Ѕраги €зык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крыль€
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи весель€,
железо √угнгнира,
грудь кон€ √рани,
ноготь норны
и клюв совиный.

–уны разные
все соскоблили,
с медом св€щенным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

“о руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, Ч
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйс€ знаньем
до смерти богов! З

¬ приведенных выше песн€х говоритс€ об основах рунической магии Ч в каждом конкретном случае стоит обращатьс€ к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить.

ѕример (уже давно ставший хрестоматийным) такого Ђнеосторожногої употреблени€ рун мы находим в древнеисландской Ђ—аге об Ёгилеї, в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Ёгиле —каллагримссоне.

¬ постели одной больной девушки, которую он вз€лс€ вылечить, Ёгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней Ђнеправильнымиї рунами, которые и послужили причиной хвори. Ёгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые Ч Ђправильныеї Ч знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

–уны существовали в —кандинавии и јнглии в нескольких вариантах.

Ёто прежде всего футарк Ч старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Ќадписи старшими рунами, которых в —кандинавии известно около 150, относ€тс€ ко IIЦVIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и пам€тных камн€х, скалах, копь€х, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или дерев€нных предметах. Ќадписи эти очень коротки и часто состо€т из одного или нескольких слов.

Ќазвание свое Ч Ђфутаркї Ч старшие руны приобрели по именам первых шести рун. ¬сего рун 24, и состо€т они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

‘утарк Ч не алфавит в обычном пон€тии этого слова, а строго закрепленный р€д знаков, разбитых на 3 Ђсемействаї.  ажда€ така€ группа состоит из восьми рун и носит соответственно названи€ семейств ‘рейи, ’агел€ и “юра.

–унический р€д в полном своем составе вырезан на брактеате из ¬адстены (около V века), где знак современного двоеточи€ отдел€ет одно Ђсемействої от другого.

 ажда€ руна имеет собственное им€ (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее Ч магическое Ч значение:

f fehu богатство, добро (собственность), скот
u uruR мелкий дождик или железный лом
th thurisaR турс (великан)
а ansuR асы (боги)
r raidu путешествие
k kauna рана
g gebu дар
w wunju радость, счастье
h hagalaR град
n naudiR нужда
i isaR лед
j jara урожай
i iwaR ? (возможно, защита)
p perthu ? (возможно, то, что скрыто)
R algiR ?
s sowilu солнце
t tiwaR “юр (один из асов)
b berkana береза
e ehwaR лошадь
m mannaR человек
l laguR вода
ng ingwaR »нг (бог-прародитель)
d dagaR день
о othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству

—ледует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. ѕриведенные выше названи€ €вл€ютс€ результатом лингвистической реконструкции и могут отличатьс€ в трактовках разных исследователей.

¬ообще, руны, фигурирующие в ЂЁддеї, по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которым в последствии стали примен€тьс€ дл€ письма.

 ажда€ руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве Ђпутеводнойї звезды при гадании на рунах. ƒл€ этих целей существовал набор особых камешков иди палочек с вырезанными на них рунами Ч на одной палочке один знак. ѕалочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него не гл€д€ одну руну, котора€ и должна была служить ответом.

—уществуют исследователи и ученые, которые трактуют Ч каждый по-своему Ч значени€ рун. ћы не будем затрагивать в этой статье данную тему Ч по той простой причине, что нет никаких оснований считать ту или иную трактовку или версию истинной.

Ќеслучайно, что в ранних рунических надпис€х сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. ¬ыреза€ руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство.

¬ р€де надписей отдельные руны используютс€ в качестве целого слова, пон€ти€, содержащегос€ в их имени.

“акова, например, надпись на кост€ном ноже из ‘лександа (Ќорвеги€, около 350 года):

lina laukaR f

лен, лук, богатство

¬ этой надписи употреблено и слово, само по себе €вл€ющеес€ оберегом Ч laukaR Ч и довольно часто встречающеес€ в рунических надпис€х.

ѕомимо этого слова, означающего Ђлукї, то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же Ђохранительнымиї считались слова auja Ч счастье и lathu Ч приглашение.

—уществует, кроме того, и таинственное слово alu, этимологи€ которого совершенно не€сна.

ќднако в 20-е годы нашего века —игурдом јгреллем была выдвинута теори€ числовой значимости рун, подчин€юща€с€ законам числовой магии. јгрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число Ч пор€дковый номер, при этом руна f Ч как символ завершени€ Ч должна сто€ть в руническом р€ду последней Ч двадцать четвертой.

ѕри таком расположении рун исследователь легко мог объ€снить некоторые рунические заклинани€ и магические слова. “ак, например, слово alu в числовой магии, по јгреллю, состоит из следующей комбинации Ч 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, принос€щее счастье и удачу, а также защищающее.

ћногие современные исследователи рунической магии продолжают придерживатьс€ пор€дка рун, установленного јгреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге Ђ—ила рунї (1996)  еннет ћедоуз:

UR U as in urn  
THURS TH as in the  
ASS A as in ace  
RAID R as in ride  
KEN   as in kettle  
GIFU G as in gift  
WYNJA W as in win  
HAGAL H as in hail  
NAUD N as in nut  
ISS E as in seed  
JARA Y as in yes  
PERTRA P as in pair  
≈ќЌ El as in height  
ALGIZ Z as in Oz  
SOL S as in sun  
TYR T as in time  
BJARKA ¬ as in birth  
EH E as in end  
MADR M as in man  
LAGU L as in lake  
ING ING as in sing  
ODAL O as in Odin  
DAGAZ D as in day  
FEH F as in fee  

¬ыше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезалс€ рунический р€д, который уже сам по себе €вл€лс€ оберегом Ч благодар€ числовой магии и Ђмобилизации магических силї (ћ. ». —теблин- аменский) всех рун, собранных воедино.

Ќа магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический р€д в своем полном составе располагаетс€, как правило, по кругу или по спирали:

Ќа втором рисунке представлено изображение первых шести рун Ч собственно сам ‘”“ј– , Ч но повторенное двенадцать раз. ќбщее количество рун равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное 3 раза.

Ќередко встречаетс€ на амулетах и написание первых трех рун Ч f, u, th. ѕомимо того, что это первые три руны, обладающие большой магической силой и €вл€ющие собой число 3 Ч одно из самых сильных магических чисел, это слово обозначало еще и женский половой орган. “акие надписи Ч одна из загадок рунологии, ибо рунологи не знают, как толковать подобные руны Ч как символическую магию или как что-то другое.

ѕриведем одну такую надпись на двухсантиметровом (в диаметре) камешке, найденном в 1989 году в Ўвеции.

“ем не менее факт остаетс€ фактом Ч на рунических камн€х существуют утрированные изображени€ половых органов, а идол бога плодороди€ и любви ‘рейра, по словам јдама Ѕременского, написавшего в 1075 году Ђ»сторию гамбургских архиепископовї, был Ђснабжен громадным детородным членомї.

ѕодобное Ч с точки зрени€ современного человека Ч неприличие было св€зано с определенными моментами €зычествами, которые лишь после прин€ти€ христианства стали считатьс€ непристойными.

ѕриведем один из таких Ђшокирующихї рунических камней:

ƒовольно Ђтемнаї и надпись, которую условно называют “истель-ћистель- истель Ч Tistel, Mistel, Kistel. —огласитесь, что звучит она довольно похоже на некое детское закл€тие, тем не менее известна она с дев€того века и повтор€етс€ на камн€х не единожды.

ќберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный р€дом с надписью.

“аким защитным символом был, например, молот “ора, который часто изготовл€ли в качестве отдельного ювелирного украшени€-оберега. ≈сть изображение такого молота и на камне из —тенквисты:

ƒовольно часто рунические надписи делались на рогах дл€ пить€ меда или пива Ч тоже с охранной целью.  ак правило, р€дом помещались и всевозможные рисунки.

—амым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых √аллехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмм), надпись на котором гласит:

ekhlewagastiR
holtijaR
horna
tawido

я, ’левагаст, сын ’ольта, сделал этот рог

ƒо сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог.

–исунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского корол€ и переплавлены в золото.

ƒовольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской Ђ—аге об Ёгилеї.

Ёгиль —каллагримссон однажды был в гост€х у конунга Ёрика и разозлил одного из его людей Ч дружинника Ѕарда, который Ђпошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напилс€.

√уннхильд и Ѕард смешали тогда €д с брагой и внесли этот напиток. Ѕард осенил его знамением “ора и дал служанке, разносившей брагу. ќна поднесла рог Ёгилю и предложила ему выпить.

Ќо Ёгиль вз€л нож и воткнул его себе в ладонь. ѕотом он прин€л рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. ќн сказал:

–уны на роге режу,
 ровь их мо€ окрасит.
–унами каждое слово
¬резано будет крепко.
Ѕрагу девы веселой
¬ыпью, коль захочу €.
“олько на пользу ль будет
Ѕрага, что Ѕард мне налил?

Ђ–ог разлетелс€ на куски, а напиток пролилс€ на соломуї. *

–уны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о √ретте јсмундссоне. ќдна женщина по имени “урид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинани€. »менно от этих рун √ретте вскоре и скончалс€.

¬ качестве охранительных Ч магических Ч знаков употребл€лись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами Ч руны на таких изображени€х как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны.

“аково, например, слово ѕ–ќ÷¬≈“јЌ»≈, руническа€ лигатура которого выгл€дит следующим образом:

ћногие надписи старшими рунами не поддаютс€ расшифровке, что, собственно говор€, совсем и неудивительно, ибо, суд€ по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались дл€ прочтени€.

Ђќсобенно очевидно это в тех случа€х, Ч писал крупнейший скандивист-медиевист профессор ћ. ». —теблин- аменский, Ч когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью внизЕ »менно так была зарытаЕ плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Ёггь€, «ападна€ Ќорвеги€). ¬ этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обр€да, совершенного при захоронении. ѕо наиболее правдоподобному из толкований надписи, обр€д заключалс€ в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельз€ обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, котора€ была потом потопленаЕ Ќа плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. »звестно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе ќдина. ¬еро€тно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилыї.

«аметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы.

¬ законе Ђ√улатингаї говоритс€ даже: Ђ≈сть три выражени€, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полна€ вира.

ѕервое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка.

¬тора€, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины.

“реть€, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животногої.

¬ уже упоминавшейс€ Ђ—аге об Ёгилеї, говоритс€ о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим закл€тием.

ѕеред нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. ¬о всех этих магических обр€дах несомненно вли€ние тотемизма (культовое расчленение тотема).

  жерди с закл€тием Ёгил€ мы еще вернемс€, а пока приведем руническое выражение надписи из Ёггь€:

ќсобое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. ѕо всей веро€тности, происходит это из-за того, что само им€ служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой. (¬спомним хот€ бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем Ч особенно в определенные дни, Ч чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и €вилс€ на зов.)  стати, именно на св€зи имени и судьбы и магическом значении имен основаны все современные псевдонаучные книги типа Ђ»м€ и —удьбаї.

Ђя утверждаю, Ч писал известный ученый ј.‘. Ћосев, Ч что сила имени в теперешней жизни, несмотр€ на ее полное удаление от живой религии, нисколько не уменьшилась. ћы перестали силою имени творить чудеса, но мы не перестали силою имени завоевывать умы и сердца: объедин€ть ради определенных тех: кто раньше им сопротивл€лс€: и это Ч ничуть не меньша€ маги€, чем та, о которой теперь читают только в учебникахї.

» далее:

Ђ“о, что им€ есть жизнь, что только в слове мы общаемс€ с людьми и природой, что только в имени обоснована вс€ глубочайша€ природа социальности всех во всех бесконечных формах ее про€влени€, это все отвергать Ч значит впадать не только в антисоциальное одиночество, но и вообще в античеловеческое, в антиразумное одиночество, в сумасшествие. „еловек, дл€ которого нет имени, дл€ которого им€ только простой звук, а не только предметы в их смысловой €вленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности. ≈сли слово не действительно и им€ не реально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальна€ (в широчайшем смысле этого пон€ти€) действительность, тогда существует только тьма и безумие, и копошатс€ в этой тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудовища. ќднако мир не таковї.

ќбщеизвестно, что им€ различных народов €вл€ютс€ одной из важных составл€ющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла.

¬ древности им€ значило столь много и обладало столь великой силой, что назватьс€ именем другого человека значило нанести ему вред.

Ђ¬ ƒревней –уси великие кн€зь€, прин€в христианское им€ после крещени€, скрывали его от окружающих, опаса€сь ворожбы.

ѕам€ть народна€ св€зала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее €ркие их про€влени€ в метких высказывани€х. –еестр таких характеристик сохранилс€ в фольклорных произведени€х русского народа:

ѕосто€нна€ дама ¬арвара
¬еликое €бедство ≈лена
“олста да просто јфросинь€
’ороший голос ƒомна
¬згл€нет утешит јрина
ќбещает не солгать —офь€
— поволокой глаза ¬асилиса
Ќагла€ спесь ћаримь€на
ѕесни спеть ƒарь€
’удое соврать јгафь€
ѕромолвит накормит ћарина
„ерные глаза ”ль€наї.

 онечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношени€ к именам руническим Ч и будет совершенно не прав, ибо любое им€ в любом €зыке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себ€ от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом.

“акое отношение к именам сохранилось и в христианстве. —в€щенник ѕ.ј. ‘лоренский писал: Ђ»м€ Ч тончайша€ плоть, посредством которой объ€вл€етс€ духовна€ сущностьЕ ѕоэзи€, письменна€ и изустна€, держитс€ на именахЕ »мена распредел€ютс€ в народном сознании на группы. ≈сли св€щенник даст крещаемому им€ преподобного, это обещает ему счастливую жизнь. ј если им€ мученика, Ч и жизнь сойдет за одно сплошное мучениеЕї

Ќа многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта Ч Ђя, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надписьї.

—амо слово Ђэрильї вызывает бурные споры среди ученых. Ќекоторые св€зывают его с племенем херулов Ч heruler, основыва€сь на древних источниках. ћногие исследователи перевод€т его как Ђрунический колдунї, существует даже верси€, по которой слово Ђ€рлї €вл€етс€ поздней Ђмодификациейї Ђэрил€ї.

 ак бы там ни было, одно остаетс€ несомненным Ч эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельз€ назвать теми, Ђкто рун не должен резатьї.

“ака€ искусна€ надпись, в которую вплетены и многократно повтор€ющиес€ магические имена рун, есть на известном амулете из Ћиндхольма:

ekerilaR
sawilagaRhateka
aaaaaaaaRRRnnnЕ
bmuttt
:alu:

ћен€, эрил€,
зовут —авилагар,
асы, асы, асы, асы,
асы, асы, асы, асы, RRR
нужда, нужда, нужда,
береза, человек, дождь,
“юр, “юр, “юр,:alu:

ќсобенной силой обладала и руна Ђтурсї.

 ак рассказываетс€ в одной из песен Ђ—таршей Ёддыї, когда —кирниру, отправившемус€ добывать невесту богу ‘рейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

я вырежу “урс и три тайные знака Ч
ѕохоть, скорбь и безумье в удел тебе дам. Ж

ј в исландской Ђ„ерной книгеї п€тнадцатого века содержитс€ такое закл€тие:

я вырежу асов восемь,
и дев€ть нужд,
и тринадцать турсов.

ј в другой исландской рунической надписи говоритс€:

Fe Ч это ненависть друга,
ќгонь реки
» зме€ тропа.

Ur Ч это плач туч,
» льда бессилие,
» ненависть пастыр€.

Typс Ч это женщин тоска,
√орных вершин обитатель,
» муж рунической вехи.

Ќа рунических камн€х часто вырезали формулы закл€ти€: Ђ“от, кто повредит этот камень, умрет или пострадаетї.

ћ. ». —теблин- аменский писал, что Ђвырезание рун и сочинение скальдических стихов сходны как тип творчества. —кальдическа€ поэзи€ по усложненности формы очень похожа на в€зь скандинавскую резьбы по дереву. »менно в изощренной форме и заключалс€ смысл скальдической поэзии, ибо форма должна была не обнаруживать смысл, то есть, актуальное насто€щее, и так хорошо известное аудитории скальда, а, наоборот, с помощью особых, строго регламентированных, приемов скрывать его, ибо только особа€ вычурность формы и возможность ее варьировани€ заново в каждой новой висе могли сделать простой факт насто€щего предметом поэзии. »з того, что скальды говор€т в своих стихах о своем искусстве, очевидно, что они осознавали его как владение определенной формой, как умение зашифровать содержание посредством определенной фразеологии и в то же врем€ как способность оказать определенное действие Ч прославить, в случае хвалебной песни, и посрамить, уничтожить, в случае хулительных стихов. Ќо, как €вствует из того, что рунические мастера говор€т о своем искусстве, они тоже осознавали его как владение определенной формой, как умение вырезать руны в определенном пор€дке и т. д., и в то же врем€ как способность оказать, в силу владени€ этой формой, определенное действие Ч защитить могилу, отогнать злые силы и т. д.ї

¬ерховный бог ќдин, ради знани€ рун провисевший на ћировом древе дев€ть дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (т.е. за знание тайн скальдического искусства) Ч этому посв€щен рассказ Ѕраги в Ђћладшей Ёддеї —норри —турлусона.

¬от миф о меде поэзии из Ђћладшей Ёддыї в переводе ќ.ј. —мирницкой:

Ђ¬се началось с того, что боги враждовали с народом, что зоветс€ ¬анами. Ќо потом они назначили встречу дл€ заключени€ мира. » в знак мира те и другие подошли к чаше и плюнули в нее. ј при расставании боги, чтобы не пропал втуне тот знак мира, сотворили из него человека. ќн звалс€  васир. ќн так мудр, что нет вопроса, на который он не мог бы ответить. ќн много странствовал по свету и учил людей мудрости.

» однажды, когда он пришел в гости к карлам ‘ь€лару и √алару, они позвали его как будто за тем, чтобы поговорить с глазу на глаз, и убили. ј кровь его слили в две чаши и котел, что зоветс€ ќдрЄрир, Ч чаши же зовутс€ —он и Ѕодн, Ч смешали с той кровью мед, и получилось медовое питье, да такое, что вс€кий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым. јсам же карлы сказали, что  васир захлебнулс€ в мудрости, ибо не было человека, чтобы мог выспросить у него всю мудрость.

ѕотом карлы пригласили к себе великана по имени √иллинг и его жену. ќни зазвали √иллинга с собою в море покататьс€ на лодке и, лишь отплыли от берега, направили лодку на подводный камень, так что она перевернулась. √иллинг не умел плавать и утонул, а карлы снова сели в лодку и поплыли к берегу. ќни рассказали о случившемс€ его жене, та опечалилась и стала громко плакать. “огда ‘ь€лар спросил ее, не станет ли у нее легче на душе, если она взгл€нет на море, где утонул ее муж. » она согласилась. “огда ‘ь€лар сказал своему брату √алару, пусть заберетс€ на притолоку и, как станет она выходить, сбросит ей на голову мельничный жернов, а то, мол, надоели ее вопли. “от так и сделал.

”знавши о том, великан —уттунг, сын √иллинга, отправл€етс€ туда и, схватив карлов, отплывает в море и сажает их на скалу, что во врем€ прилива погружаетс€ в море. ќни мол€т —уттунга пощадить их и, чтобы помиритьс€ с ним, дают за отца выкуп Ч драгоценный мед.

Ќа том и помирились.

—уттунг увозит мед домой и пр€чет в скалах, что зовутс€ ’нитбьЄрг, приставив дочь свою √уннлЄд сторожить егоЕ

ќдин отправилс€ в путь и пришел на луг, где дев€ть рабов косили сено. ќн спрашивает, не хот€т ли они, чтобы он заточил им косы. “е соглашаютс€. “огда, вынув из-за по€са точило, он наточил косы.  осцы нашли, что косы стали косить много лучше, и захотели купить точило. ќн сказал, что пусть тот, кто хочет купить точило, заплатит за него в меру. Ёто всем пришлось по душе. » каждый стал просить точило дл€ себ€. “огда ќдин бросил точило в воздух, но, так как все хотели схватить его, вышло, что они полоснули друг друга косами по шее.

ќдин осталс€ ночевать у великана по имени Ѕауги, брата —уттунга. Ѕауги стал сетовать на свои дела и рассказал, что дев€ть его рабов зарезали друг друга косами и навр€д ли ему удастс€ найти себе других работников. ќдин же назвалс€ ЅЄльверком и вз€лс€ работать у Ѕауги за дев€терых, а вместо платы попросил себе глоток меда —уттунга. Ѕауги сказал, что не он хоз€ин меда: мол, —уттунг один завладел им, но он готов идти вместе с ЅЄльверком и помочь ему добыть мед.

ЅЄльверк работал все лето за дев€терых у Ѕауги, а как пришла зима, стал требовать с него плату. ќни отправились к —уттунгу. Ѕауги рассказал брату своему —уттунгу об уговоре их с ЅЄльверком, но —уттунг наотрез отказалс€ дать хоть каплю меда.

“огда ЅЄльверк сказал Ѕауги, что надо попробовать, не удастс€ ли им заполучить мед какой-нибудь хитростью.

Ѕауги согласилс€.

ЅЄльверк достает бурав по имени –ати и велит Ѕауги попробовать, не возьмет ли скалу бурав. “от так и делает. ѕотом Ѕауги говорит, что скала уже пробуравлена. Ќо ЅЄльверк подул в отверстие, и полетела каменна€ крошка в его сторону. “ут он пон€л, что Ѕауги замышл€ет его провести. —нова велит он буравить скалу насквозь. Ѕауги стал буравить снова, и когда ЅЄльверк подул во второй раз, каменна€ крошка отлетела внутрь. “огда ЅЄльверк прин€л обличие змеи и пополз в просверленную дыру. Ѕауги ткнул в него буравом, да промахнулс€.

ЅЄльверк добралс€ до того места, где сидел √уннлЄд, и провел с нею три ночи, а она позволила ему выпить три глотка меда. — первого глотка он осушил ќдрЄрир, со второго Ч Ѕодн, а с третьего Ч —он, и так досталс€ ему весь мед.

ѕотом он превратилс€ в орла и поспешно улетел, а —уттунг, завидев орла, тоже прин€л обличье орла и полетел в погоню.  ак увидели асы, что летит ќдин, они поставили во дворе чащу, и ќдин, долетев до јсгарда, выплюнул мед в эту чашу.

Ќо так как —уттунг уже достигал его, ќдин выпустил часть меда через задний проход. Ётот мед не был собран, его брал вс€кий, кто хотел, и мы называем его долей плохих скальдовї.

ћы уже не раз обращались к Ђ—ага об Ёгилеї, посв€щенной великому скальду Ёгилю —каллагримссону, который владел и руническим колдовством.

»згнанный из Ќорвегии конунгом Ёйриком  ровава€ —екира и его женой √уннхильд, Ёгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем прокл€тие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.

Ђ ак показал норвежский рунолог ћагнус ”льсен, Ч писал ћ. ». —теблин- аменский, Ч Ёгиль, по всей веро€тности, вырезал не то прозаическое закл€тье, которое приводитс€ в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. ќсобую силу надписи должно было придать то, что, как заметил ћагнус ”льсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношени€ между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состо€ла надпись, было ровно 72 руны, т.е. три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. “аким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусствомї.

ѕодобна€ жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами закл€тием носила им€ Ђнидї, которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей неверо€тной силой.

¬ одной из саг рассказываетс€, что при прочтении одного нида в палатах €рла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам €рл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора.

ѕостепенно футарк модифицировалс€ в младшие, или скандинавские, руны. —уществует около 3 500 младшерунических надписей.

¬ младшем руническом р€ду знаков всего 16.

–азличают датский вариант младших рун:

и шведско-норвежские младшие руны:

 ажда€ Ђмладша€ї руна так же, как и Ђстарша€ї имеет свое собственное им€:

f fe богатство, добро (собственность), скот
u ur мелкий дождик или железный лом
th thurs турс (великан)
a oss асы (боги)
r reid путешествие
k kaun рана
h hagi град
n naud нужда
i iss лед
a ar урожай
s sol солнце
t tyr “юр (один из асов)
b bjarkan береза
m madr человек
l logr вода
R yr тростник

¬ —кандинавии существовали также и позднейшие варианты рун:

пунктированные:

короткостволые:

бесстволые:

дальские:

ветвистые:

ћладшие руны меньше примен€лись в магических цел€х, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Ќапример, Ёгиль пользовалс€ именно такими рунами. ƒа и охранительные надписи на могильных камн€х сделаны также младшими рунами.

ЂЌа прот€жении всего XI века шведские рунические надписи Ч это не только тексты, Ч писал ћ. ». —теблин- аменский, Ч но и произведени€ изобразительного искусства.  ак правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихс€ лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью. /Е/

ќднако, хот€ звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функци€ его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной.

¬ исландской Ђ ниге о заселении страныї рассказываетс€, что €зыческие законы начинались с такого запрета: ЂЋюди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страныї.

¬ысказывалось предположение, что об€зательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот €зыческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастьюї.

¬ јнглии существовали свои собственные руны Ч англосаксонские. »х было 33. ¬ средние века рунический р€д пытались приспособить под латинский алфавит.

¬от как это выгл€дело:

ќколо начала XIII века Ч предположительно в одном монастыре в —коне Ч рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как €зык книг. ƒо нас дошел так называемый Codex Runicus.

¬от как выгл€дит его страница:

¬ XV веке руны стали использовать в рунических календар€х, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т. д.

—уществовали специальные дневные руны Ч их было семь, Ч обозначавшие дни недели:

и 19 лунных рун Ч по числу годов в метоновом цикле

¬ заключении хотелось бы еще раз напомнить Ч руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знани€ми прошлого не обращатьс€ вольно, а исполнитс€ к древней культуре уважени€. » помните:

–ун не должен резать
“от, кто в них не смыслит.
¬ непон€тных знаках
¬с€кий может сбитьс€.

* ѕеревод —. ћасловой-Ћошанской.

Ж ѕеревод —. —вириденко.

З ѕеревод ј.  орсуна.

»спользованна€ и рекомендуема€ литература

1. јлександр (сери€ Ђѕо имени и житиеї издательства Ђ—вечаї) Ч ћ.,1996.

2. »сландские саги. Ч ћ., 1956.

3.  алендарь и хронологи€. Ч ћ., 1985.

4. Ћосев ј.‘. ‘илософи€ имени. Ч ћ., 1996.

5. ћатюшина ».√. ћаги€ слова. —кальдические хулительные стихи и любовна€ поэзи€. Ч ћ., 1994.

6. ћедоуз  . ћаги€ рун. Ч ћ., 1997.

7. ћладша€ Ёдда. (Ћѕ) Ч ћ., 1995.

8. ѕлатов ј. –уническа€ маги€. Ч ћ., 1995.

9. ѕоэзи€ скальдов. (Ћѕ) Ч ћ., 1987.

10. —тарша€ Ёдда. Ч ћ., 1917.

11. —тарша€ Ёдда. (Ѕ¬Ћ) Ч ћ., 1975.

12. —теблин- аменский ћ. ». »стори€ древнескандинавской литературы. Ч ћ.,1987.

13. ‘лоренский ѕ.ј. »мена. Ч ћ,. 1997.

14. Runristningar. Ч Fabel forlag, 1994.

»сточник: »здательский центр Ђ“ерраї совместно со —кандинавским культурным центром ЂЌордї. —ери€ Ђ¬икингиї. ћосква, 1997.

OCR: Shel

“екст вз€т со странички www.shel.gribok.net

Copyright © Tim Stridmann

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
RUN-клуб набирает обороты. ѕрисоедин€йс€! | ѕролог. ЂЌаша цивилизаци€ еще только начинаетс€,
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1390 - | 1193 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.174 с.