Национальным принято называть хозяйство каждой страны (независимо от того, сколько нации в нем проживает). Отсюда проистекают названия многих процессов и показателей, охватывающих экономику страны в целом: национальная валюта, национальный доход и т. п.
На протяжении двух последних столетий национальное хозяйство промышленно развитых стран не было однородным по своей структуре и состояло из нескольких возникших в разное время секторов. Под сектором национального хозяйства подразумевается его часть, которая имеет отличительные социально-экономические черты.
Проанализируем эволюцию национальной экономики с помощью моделей - схем, отражающих количественное и качественное своеобразие всех интересующих нас секторов.
Исходной является односекторная модель национальной экономики. Она соответствует эпохе классического капитализма.
Английские классики политической экономии и основоположники новоклассического направления экономической теории отметили следующие отличительные черты односекторной модели национальной экономики. Во-первых, все хозяйство страны состоит из сравнительно небольших предприятий, принадлежащих независимым частным собственникам. Во-вторых, между всеми ними складываются так называемые горизонтальные (партнерские) свободные рыночные связи.
В 30-50-е годы XX в. совершился очевидный для всех переход к двухсекторной модели национального хозяйства. Это было связано с возникновением и развитием государственного сектора и началом государственного регулирования экономики.
30-е годы в экономической теории были ознаменованы, во-первых, кейнсианской революцией. Как известно, выдающийся английский экономист Джон Кейнс впервые обосновал необходимость активного вмешательства государства в рыночную экономику (об этом подробно будет сказано в теме 16). Во-вторых, норвежский экономист Рогнар Фриш (ставший лауреатом Нобелевской премии) ввел в научный оборот термины: микроэкономика (гр. mikros - малый) и макроэкономика (rp. makros - большой) - для обозначения разных секторов хозяйства страны.
До сих пор во всех зарубежных “экономиксах” излагается двухсекторная модель национальной экономики. Кроме того, издаются отдельные учебные курсы по микроэкономике и макроэкономике. Между тем вполне правомерно задать вопрос: соответствует ли это современной структуре экономики стран?
Как уже упоминалось в теме 2, еще в конце XIX- начале XX в. против представлений новоклассиков о структуре национальной экономики решительно выступила школа институционализма. Она считала, что в изменившихся исторических условиях частные лица перестали играть решающую роль в общественной жизни. В то же время возросла роль институций - устойчивых объединений людей, преследующих определенные цели (объединений капиталов, профессиональных союзов работников и др.).
Одним из видных представителей институционализма является американский экономист профессор Джон Гэлбрейт. В своих книгах “Индустриальное общество” (1967), “Экономические теории и цели общества” (1973) он исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, которые привели к образованию гигантских корпораций. Он показал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов, потому что используют новейшую технику и технологию, а к руководству предприятиями пришли технические специалисты-администраторы. С этим связано усиление планирования, которое, по мнению Дж. Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге складываются две системы - “рыночная система”, охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и “планирующая система”, куда входят корпорации, взаимодействующие с государством. Стало быть, была установлена качественная неоднородность микроэкономики, необходимость подразделения его на два разных сектора.
Итак, между секторами микроэкономики (с его мелкими и мельчайшими предприятиями) и макроэкономики (непосредственно управляемым государством) в национальном хозяйстве располагается относительно самостоятельный сектор мезоэконо-мики (тр. mesos - средний). Что он собой представляет?