Как это не покажется удивительным, первый шаг к огосударствлению части экономики сделал канцлер Германии Отто фон Бисмарк. В конце XIX в. он национализировал (перевел из частного владения в собственность государства) прусские железные дороги (для спасения железнодорожных компаний от краха во время кризиса 1873 г.) и поставил под государственный контроль производство и продажу табака (чтобы получать дополнительный доход). Такое наступление на частный сектор хозяйства многие собственники расценили как введение социализма. Правда, не обошлось без насмешливых разговоров о переходе к “табачному социализму”.
Кстати, во многих странах образование государственной собственности отождествляется с социалистическим присвоением. Но в таком случае не учитывается, что государственная собственность может приобретать совершенно различное социально-экономическое содержание в зависимости от того, кто реально присваивает материальные блага.и в чьих интересах действует государство.
В середине XX в. с началом НТР и переходом к постиндустриальному обществу страны Запада сделали крупный шаг к изменению организационно-экономических отношений: возникла новая тенденция к реальному обобществлению значительной части макроэкономики. Государственный сектор макроэкономики возник посредством национализации многих предприятий и крупных отраслей хозяйства. Однако национализация проводилась не путем насильственной конфискации (принудительного и безвозмездного изъятия имущества), а с выкупом материальных ресурсов предприятий.
Характерно, что в 1993 г. конечное потребление государственных учреждений в валовом национальном продукте составило:
в США - 10%, Франции - 11, Швеции - 12 и Великобритании - 13%. В орбиту государственного присвоения во многих странах вошли, как правило, многие базовые отрасли промышленности (добыча энергоносителей, металлургия и др.), военно-промышленный комплекс, важнейшие финансовые учреждения (например, центральные банки, выпускающие деньги) и инфраструктура - производственная (железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт, сеть электроснабжения и т. д.) и социальная (здравоохранения, образование, социальное обеспечение и т.д.).
Стало быть, после эпохи классического капитализма и периода господства финансового капитала на Западе наступила новая фаза эволюции собственности, на которой частнособственнический капитализм еще раз был потеснен государственным сектором макроэкономики.
Новый сектор представляет собой только часть того богатства, которым располагает государство. Гораздо большая его доля поступает в виде налогов, собираемых государственными организациями с домашних хозяйств и предприятий. В свою очередь, свои доходы правительство частично предоставляет домашним хозяйствам в качестве трансфертных (лат. tnansferre - переводить) платежей - выплат денег (например, пособий по социальному обеспечению, стипендий, пенсий и т. п.). Оно также выплачивает предприятиям субвенции (лат. subvenire - приходить на помощь) - денежные пособия, предоставляемые на определенные цели.
Следовательно, в макроэкономике сложились особые экономические отношения между государством, домашними хозяйствами и предприятиями. Они связаны с кругооборотом доходов этих хозяйственных субъектов, схематически отображенном в табл. 3.1.
Таблица 3.1