Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


C. Государственный суфизм и запрет религиозного инакомыслия

Суфийский ислам — ключевой элемент национальной идеологии. Кадыров позиционирует себя как эмир всех чеченцев в Российской Федерации, а ближайшие соратники продвигают его как человека, избранного Богом. По словам одного из них, «Аллах говорит нам, […]чтобы мы повиновались нашему главе [республики]. Если мы объединимся все вместе, вера и благо поселятся в нашем крае, и мы, повинуясь нашему главе, приблизимся к Аллаху»[97].

Семья Кадыровых, как и 75 % чеченцев, принадлежит к суфийскому братству чеченского религиозного философа Кунта-Хаджи Кишиева и кадирийскому тарикату[98], лидеров которого преследовали и при царизме, и при советской власти. Рамзан стал первым чеченским руководителем, который возвел доминирующий кадирийский суфизм в ранг государственной идеологии и насаждает ислам суфийского толка. Он лично разъясняет мусульманским лидерам и верующим, как толковать и применять религию, и много вкладывает в демонстрацию религиозности в республике[99]. Чеченские верующие наладили связи с суфиями Ближнего Востока, Северной Африки и Малайзии, по сообщениям, впервые более чем за 100 лет[100]. Исламские ученые часто приезжают в Грозный, а Рамзан привозит ценные реликвии, связанные с Пророком (в основном из ОАЭ, а также из Узбекистана и Великобритании)[101].

Кроме того, Рамзан финансирует ремонт и строительство мечетей в других северокавказских республиках, центральной части России и Сибири[102]. Фонд имени Ахмата Кадырова ежегодно оплачивает хадж нескольким сотням паломников из других южных регионов России, включая те, где мусульмане составляют меньшинство[103]. Многие связывают эту деятельность с притязаниями Рамзана на лидерство в российской умме (мусульманской общине)[104]. В январе 2015 года он вывел сотни тысяч людей на улицы Грозного в знак протеста против карикатур на Пророка в журнале «Шарли Эбдо» и выступил против попыток Запада сознательно разжигать «всемирный пожар религиозной и межнациональной вражды»[105].

Пожилые чеченцы, особенно те, кто помнит советский запрет на ислам, ценят усилия, направленные на продвижение традиционной чеченской религии и Чечни как центра российских мусульман. Однако части населения не нравится то, что суфизм поставлен на службу кадыровскому режиму, и эти люди считают поклонение чеченским святым, поддерживаемое Кадыровым, и его собственный культ личности противоречащими главному принципу ислама — единобожию. По этой причине часть молодежи примыкает к салафизму и, по словам экспертов, даже выходит на джихад[106].

В республике действует строгая религиозная политика: любое движение и идеология, отступающее от декларируемого «пути» Ахмат-Хаджи Кадырова, отвергается[107]. Рамзан сказал: «Если они не способны понять суть нашего истинного пути — и секунды не проживут в Чечне. [Они] опаснее тех гадов, что ходят по лесам»[108]. Фундаменталистский салафизм, пренебрежительно именуемый ваххабизмом, находится под запретом. Власти республики не раз открыто заявляли, особенно в чеченоязычных СМИ, что ваххабитам не место в Чечне и их нужно убивать:

«Пророк ясно и четко указал нам путь согласный с его хадисами, где он говорит, о том, что, это угодно Богу. Именно благодаря вере в этот путь мы и воевали. […] Я боролся с ваххабитами ради Аллаха… Вы сами знаете десятки случаев, как и где я их убивал… таких, как они, у нас в Чеченской республике быть не должно. Пророк предписал нам убивать таких, как они»[109].

В рамках этой идеологии власти ведут кампании против хиджабов, закрывающих подбородок, и ношения бороды без усов, что является внешней атрибутикой салафитов. Многие религиозные чеченцы ходят с бородой, и какое-то время Рамзан сам поощрял хиджабы, так что грань между разрешенным и запрещенным тонка и может произвольно толковаться силовыми структурами[110].

В декабре 2013 года — январе 2014 года, накануне сочинской Олимпиады поступали сообщения о массовых задержаниях мужчин «несоответствующего» вида, многих из которых доставляли в отделения полиции, держали по несколько часов, брили, а иногда, как утверждается, еще и избивали[111]. В общей сложности было проведено, в том числе Духовным управлением мусульман, свыше пяти тыс. «мероприятий», коснувшихся более 150 тыс. человек. Сотрудники МВД задержали 1021 человека в мечетях и медресе. С ними была проведена «воспитательная работа» в связи с их «ненормальным поведением, одеждой и прочими характеристиками […] которые не соответствуют нашей религии», — сказал один чиновник[112].По информации правозащитных организаций и родственников, некоторые из задержанных исчезли[113]. Кризисной группе неоднократно рассказывали, что в ряде случаев родственникам приказывали бить бородатого члена семьи на глазах у сотрудников силовых структур, но ни один из непосредственных пострадавших беседовать не согласился.

Близкий соратник Рамзана замминистра внутренних дел Апти Алаудинов публично инструктировал начальника РОВД, как обращаться с «ваххабитами»:

«Клянусь ниспосланным Кораном, если есть хоть малейшее сходство с ваххабитами, я лично взял это на себя […] я лично сказал косить. Кого можно посадить, сажай. Если есть возможность что-то подбросить, что-нибудь в карман, подбрасывай, делай, что хочешь, и убивай, кого хочешь. Правитель сказал это передать ему. Клянусь Аллахом, и я это поддерживаю»[114].

Аресты и кампании преследования фундаменталистов продолжаются[115]. И, тем не менее, по словам экспертов и жителей Чечни, салафизм продолжает существовать в подполье. По словам религиозного мусульманина, «у молодежи есть свое мнение. Большинство приспосабливается, но в глубине души они имеют четкое отношение к происходящему… [власти] не способны полностью задушить религиозные убеждения»[116]. Местная активистка рассказала: «Молодежь очень болезненно воспринимает посягательства на свои права. Они считают бороду неотъемлемой частью своей идентичности. Они озлобляются, а некоторые все чаще говорят, что им уже все равно, что произойдет, что они будут делать то, что хотят, и устали бояться». Поддерживающие Кадырова молодежные активисты, напротив, настаивают, что религиозные свободы соблюдаются: «Разрешено все, кроме ваххабизма […] потому что ваххабизм — это экстремизм. Вот евреи против Корана, но мы даже для них строим синагогу»[117].

Под запретом находится и хабашизм — другая ветвь суфизма, которая тоже прижилась в Чечне[118]. Шиизм считается сектой, и на сайте главной мечети имени Ахмат-Хаджи Кадырова разъясняется, что его последователи допускают множество опасных отступлений от истинного ислама[119]. Религиозным лидерам строго наказано бороться с «нетрадиционными» течениями. По словам собеседников Кризисной группы из разных частей республики, имамы непрерывно восхваляют Рамзана в мечетях.

В то же время Рамзан проводит политику принудительной исламизации и даже утверждал, что законы шариата выше законов РФ[120]. Он поощряет многоженство, запрещает употребление алкоголя и вводит строгий дресс-код для женщин в госучреждениях, школах и вузах.[121] Девочки с первого класса должны носить платки. Вооруженные бородатые мужчины регулярно проводят проверки нравственности в магазинах, кафе и ночных заведениях. В январе 2014 года Рамзан объявил, что каждый житель Чечни прочитает по 100 тыс. салаватов ко дню рождения Пророка. В госучреждениях были установлены электронные счетчики, и каждому служащему полагалось произносить по 500–600 салаватов в день[122]. Госучреждения ежедневно отчитывались об успехах, а Кадыров выразил удовлетворение результатом: «Наши люди в этом месяце 30 000 000 000 раз восславили Пророка»[123]. Аналогичные мероприятия проводились и в 2015 году.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
B. Путинизм, российский патриотизм | B. Двойная экономика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 188 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2319 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.