Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теории коммуникации: интеракционизм, функционализм, постмодернизм




ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (лат. inter - между, actio - действие, деят-ть, от англ. interaction - взаимодействие). Одно из ведущих направлений в совр. Соц., главным образом американской, психологии, для к-ого характерно рассмотрение развития и жизнедеят-ти личности в контексте соц. взаимодействия.

Воздействие людей др. на др. в об-ве, к-ое понимается как сист-а непосредственных ком-ций, рассматривается как основной источник формирования личности. Сущность интерперсональных отношений сводится к "обмену символами" в проц-е общения. Исключительное значение придается способности ч-а представлять, как его понимает партнер по общению или группа; соответственно этому объект интерпретирует ситуацию и конституирует собственные действия.

В основе интеракционизма лежит теория соц. взаимодействия, разработанная Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в проц-е общения индивида с членами опред. соц. группы, в ходе совместной деят-ти. Мид подчеркивал, что определяющее в этом проц-е – об-во, группа, а не личность.

В общении с др. людьми формируется способность мыслить в абстрактных понятиях, а главное - осознавать себя в кач-ве особого лица, отличающегося от других. "Я" ч-а - продукт "соц. опыта", к-ый приобретается первоначально в детских играх. Играя, ребенок как бы раздваивается: исполняет различные роли и благодаря этому отделяет себя от других и вместе с тем становится на их позицию, учится смотреть на себя со стороны. В играх по правилам он воспринимает свою индивидуальность с т.зр. не только отдельных лиц, чьи роли исполняет, но обобщенных установок (норм, ценностей) группы, к к-ой он принадлежит.

Идеи Мида развивал американский психолог Сирс. Предложил сделать единицей психологич. анализа т.н. диадическую систему, к-ая описывает комбинированные действия двух и более персон. По Сирсу, действия каждого индивида всегда ориентированы на другого ч-а и зависят от него. Соответственно не существует строго фиксированных и неизменных личностных черт, напр. агрессивности или доброжелательности, т.к. соответствующее поведение всегда зависит от св-в др. члена диадической системы.

Интеракционизм характеризуется акцентом на межличностные ком-ции. Личность рассматривается как структура, образованная соц. установками и ролями, в к-ой важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия соц. нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого и с этой позиции оценить свои собственные действия.

Яркий представитель – Хабермас. (ГЛАВНОЕ СНЯТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ) Анализ кризиса об-ва, основанного на кризисе легитимации. Кризис легитимации сост. в том, что сущ. проблема интерпретации обосновании законности. Связано с тем, что каждый находит аргумент, для чего есть власть. Повседневное существование очень индивидуализировано. Каждый гражданин самостоятелен. Ком-ция как ср-во разрешения этого кризиса. Формулирует нормативный подход к ком-ции – если мы пропишем нормативы, то можем обеспечить, чтобы каждый мог высказаться в отношении власти.

Выход из кризиса: концепция, основанная на непрерывном соц. взаимодействии (соц. интеракции), развитии коммуникационного обмена суждениями. Теория коммуникативного действия - такие соц. действия, целью к-ых явл. свободное соглашение участников для достижения совместных рез-тов в определенной ситуации. Именно в ориентации на нахождение взаимопонимания между разными соц. субъектами, а не в ориентированности на успех, видел Хабермас принципиальное отличие коммуникативного действия от всех прочих видов соц. действия.

Дискурсивная демократия – такая ситуация в об-ве, в к-ой будет учтено мнение каждого. Если мы обеспечим порядок на основе нормативности. Дискурс – практика размышлений, рассуждение. Дискурсивная демократия предполагает учет участия народа в высказывании мнений по поводу существующей власти. Другой демократии, как считает Хабермас, быть не может.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Критическое. Социальные школы. Замещение базовых функций- функциями развлекательными (Мертон)

Структурный функционализм сосредотачивает свои усилия на исслед-и системного видения как об-ва в целом, так и его отдельных эл-тов. Структурно-функциональная теория в значительной степени опирается на теории америк. социологов Парсонса и Мертона.

Анализируя соц. систему, Парсонс дает ей функциональную хар-ику. К числу таких хар-ик он относит (1) положение о структурировании соц. систем таким образом, чтобы они могли функционировать совместно с другими сист-ами. (2) для выживания соц. сист-е необходима поддержка со стороны др. систем. (3) необходимость удовлетворения со стороны сист-ы значительной части потребностей акторов (системных членов). (4) обеспечение достаточного участия со стороны внутр. членов сист-ы в системных проц-ах функционирования и развития в целом. (5) обеспечение контроля над потенциально деструктивным поведением её внутр. членов. (6) создание, функционирование и развитие языковой системы. Отсюда 4 основных ф-ии:

1. адаптации к любым изменениям вн. среды;

 

2. интеграции, координирование взаимоотношений между внутр. эл-тами сист-ы, установка условий внутр. стабильности или порядка;

3. целедостижения: определение и достижение сист-ой своих собственных стратегич. и тактич. целей;

 

4. латентная: ф-ия поддержания ценностного образца, т.е. формирования и распространения норм и ценностей в обществе

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ

«Состояние постмодерна» - доклад франц. философа Ж.-Ф. Лиотара.Опубликован в 1979 г.;

Коммуникация – конструирование смысла.

Постмодернизм в 50-е годы начинает применяться для обозначения нового в литературе и архитектуре. То, что не подчинялось правилам модернизма.

Под «постмодерном» Лиотар представляет состояние современности — общее направление современной европейской культуры, сформировавшееся в 1970—80-е. Это слово обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце 19 в.

 

Суть постмодерна — осознание разнообразия и плюрализма форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. В постмодерне нашло выражение общее состояние духовной культуры западного общества — падение престижа науки, утрата веры в социальный прогресс, дегуманизация общественных отношений.

60-е и 70-е годы прошли в ожесточенных дискуссиях: модерн и постмодерн разбирались между собой. Квинтэссенцией этой полемики стал спор двух известнейших социологов: француза Ж.Ф.Лиотара и немца Ю.Хабермаса.

Лиотар говорит о том, что постмодерн - это время, когда объявляется "война целостности", тотальности, когда не верят метаповествованиям, объединяющим в одну логику гетерогенные феномены. В торжестве плюрализма он видит позитивный шанс для человечества. Хабермас также признает крушение целостности, однако видит в этом скорее проблему, чем "освобождение", и решает эту проблему с помощью теории коммуникативного разума, в которой Лиотар, в свою очередь, видит рецидив тотальности. А Хабермас, защищаясь, обвиняет Лиотара в самопротиворечии, так как тотальность есть и у Лиотара (поскольку есть теория), и т.д. Не вдаваясь в подробности этой дискуссии, отметим, что факт "крушения целостности" признается обеими, независимо от того, схватывается он как позитивная или как негативная возможность. О какой, собственно говоря, "целостности" идет речь?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1264 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2335 - | 2045 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.