Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬осьмерична€ йога ѕатанджали




Ёто йога в узком смысле слова, одна из шести даршан (систем) ортодоксальной брахманско-индуистской традиции. ѕо своим философским основани€м она теснейшим образом св€зана с философией санкхьи, реализацией сотериологического идеала которой классическа€ йога в значительной степени и €вл€етс€. ¬ философии санкхьи обычно выдел€ютс€ два направлени€: так называемые эпическа€ и классическа€ санкхь€.

Ёпическа€ санкхь€ называетс€ так постольку, поскольку ее изложение даетс€ в философских разделах великого индийского эпоса Ђћахабхаратаї (ЂЅхагавадгитаї, Ђјнугитаї, Ђћокшадхармаї и др.). —оздателем классической санкхьи считаетс€ древний мудрец  апила, написавший очень краткий текст Ђ—анкхь€ сутрыї. Ќаиболее ранним текстом, развернуто излагающим эту систему, €вл€ютс€ Ђ—анкхь€ карикиї »шваракришны (система санкхьи весьма древн€€, и ее идеи присутствуют уже во многих средних и поздних упанишадах: Ђћайтри упанишадаї, ЂЎветашватара упанишадаї и др.).

√лавным отличием между эпической и классической санкхьей €вл€етс€ их отношение к проблеме Ѕога. ≈сли эпическа€ санкхь€ считает Ѕога единственным источником как индивидуальных сознаний (пуруша), так и материи (пракрита), котора€ выступает также в качестве творческой, созидательной силы (йогамай€) Ѕога, то классическа€ санкхь€ €вл€етс€ атеистической (ниришвара), отрицает существование Ѕога и считает сознание (точнее, множество индивидуальных сознаний) и материю онтологически равноценными, первичными и независимыми друг от друга субстанци€ми. ќсвобождение (кайваль€) понимаетс€ в классической санкхье не как единение с Ѕогом, а как разъединение духа и материи, их разотождествление (в результате неведени€ пуруша ложно отождествл€ет себ€ с различными состо€ни€ми пракрити).

…ога занимает как бы промежуточное положение между эпической и классической санкхьей. ќна признает все положени€ последней, но равно признает и существование Ѕога (»швара), понимаемого как вечно (изначально) освобожденное сознание, наделенное всемогуществом и всеведением. …ога не предполагает, однако, никакого единени€ с этим Ѕогом, а скорее предлагает обретение статуса полного обособлени€ от материи, аналогичного статусу самого »швары. Ќо здесь нас будет интересовать не философи€ санкхь€-йоги, а психотехническа€ доктрина этого учени€.

Ќесколько слов о датировке Ђ…ога сутрї ѕатанджали. ≈сли мы вслед за традицией будем отождествл€ть личность их автора с личностью знаменитого грамматиста ѕатанджали, то их следует датировать II в. до н. э. ќднако, по мнению такого авторитета, как ƒж. ¬удс, текст сутр написан в IV в. н. э. Ѕольшинство же исследователей считают, что сутры не могли быть написаны позднее III в. н. э., поскольку в это врем€ их цитирует джайнский философ ”масвати в своем трактате Ђ“аттвартха адхигама сутраї.

„то касаетс€ авторитетнейшего комментари€ ¬ь€сы, то он обычно датируетс€ IV в. н. э., однако, как показали ¬. ». –удой и ≈. ѕ. ќстровска€, его содержание свидетельствует о детальном знакомстве автора с важнейшим буддийским трактатом Ђјбхидхармакошаї ¬асубандху и, следовательно, не мог быть написан ранее времени создани€ Ђјбхидхармакошиї (V в.).

“еперь обратимс€ к психотехническому содержанию Ђ…ога сутрї. ѕатанджали определ€ет йогу как Ђпрекращение де€тельности сознани€ї (читта вритти ниродха), то есть прекращение существовани€ всех форм развертывани€, или актуальных состо€ний эмпирического сознани€, благодар€ чему истинный субъект Ц пуруша перестает отождествл€ть себ€ с состо€ни€ми материи и реализует абсолютную обособленность Ц пребывание в собственной форме (природе). ѕуруша здесь назван Ђзрителемї Ц как свидетель всех эмпирических форм и состо€ний, созерцающий их, но абсолютно безде€тельный (концепци€, известна€ и по упанишадам). —пособами реализации йоги ѕатанджали считает подвижничество, самообучение и упование на Ѕога, что способствует развитию сосредоточенности и преодолению клеш (аффектов) Ц ложных наполнителей и загр€знителей сознани€, вызывающих созревание кармы (клеши суть: неведение, эгоизм, влечение, враждебность и самосущна€ жажда жизни; ср. с буддийскими: неведение, страсть, гнев, гордость и зависть, иногда вместо зависти Ц неверие и ложные воззрени€). ¬ совершенно буддийском духе ѕатанджали провозглашает, что дл€ мудрого все есть страдание в силу всеобщего непосто€нства, беспокойства, следов прошлых кармических впечатлений и противоречивого развертывани€ гун (качеств материи). ѕрекращение неведени€ полагает конец св€зи пуруши с материей, в том числе и с ее тончайшими модификаци€ми, образующими (через наложение их на пурушу) индивидуальную психику. “огда благодар€ своему различающему постижению пуруша полностью обособл€етс€ от пракрити и пребывает в собственной природе, что приводит к прекращению страдани€.

…ога ѕатанджали называетс€ восьмеричной, поскольку реализаци€ ее цели предполагает прохождение восьми последовательных этапов совершенствовани€: самоконтроль (€ма), соблюдение предписаний (ни€ма), йогические позы созерцани€ (асана), регул€ци€ дыхани€ (прана€ма), отвлечение органов чувств от предметов чувств (прать€хара), концентраци€ внимани€ на объекте (дхарана), созерцание (дхь€на) и сосредоточение (самадхи). ѕатанджали называет их восемью средствами осуществлени€ йоги.

—амоконтроль определ€етс€ ѕатанджали как ненасилие, правдивость, честность, воздержание и непри€тие даров; при этом ненасилие (ахимса) считаетс€ корнем всех остальных добродетелей. —огласно комментарию ¬ь€сы, Ђненасилие есть непричинение вреда всем живым существам каким бы то ни было способом и во все временаї. Ёти добродетели рассматриваютс€ как универсальные и не ограниченные ни социальным положением или профессией йогина, ни местом, временем или обсто€тельствами.

—облюдение предписаний предполагает соблюдение ритуальной, физической и нравственной чистоты, удовлетворенность имеющимс€, подвижничество (терпеливое перенесение холода и зно€, голода и жажды, неподвижного сто€ни€ или сидени€, обет молчани€ и другие формы аскезы); самообучение Ц изучение повествующих об освобождении трактатов (шастр) или повторение олицетвор€ющего Ѕога св€щенного слога ј”ћ (ќћ); преданность Ѕогу (ишвара пранидхана) Ц упование на Ѕога и посв€щение ему всех действий.

…огические позы определ€ютс€ как неподвижные и удобные дл€ созерцани€, типа знаменитой падмасаны (позы лотоса). —овершенство в асане достигаетс€, когда исчезает физическое напр€жение и прекращаютс€ движени€ тела, а йогин становитс€ неподвластен оппозици€м холода и жара и т. п.

–егул€ци€ дыхани€ практикуетс€ в йогической позе и определ€етс€ как задержка дыхани€ Ц Ђпрекращение движени€ вдыхаемого и выдыхаемого воздухаї. ¬месте с тем комментарий ¬ь€сы указывает и на важность дыхательного ритма. Ќаивысша€ ступень прана€мы предполагает полное прекращение движени€ праны.

¬ средние века на основе двух ступеней классической йоги (асана и прана€ма) в »ндии возникает особый вид йогической практики, получивший название Ђхатха-йогаї (насильственна€ йога или йога с усили€ми), в котором были разработаны целые комплексы сложнейших поз и дыхательных упражнений. “ексты хатха-йоги (Ђ’атха-йога прадипикаї, Ђ√херанда самхитаї, ЂЎива самхитаї) утверждают, что уже благодар€ одной практике асан и прана€мы (при соблюдении норм первых двух ступеней) можно достичь освобождени€. ’атха-йога заимствует тантрическую теорию чакр (чакра Ц Ђколесої), особых психофизических локусов, центров тела, воздействие на которые посредством асан и прана€мы должно привести к трансформации сознани€. ѕрана€ма используетс€ здесь как средство воздействи€ на чакры и энергетический запас организма (кундалини Ц подробнее см. ниже) через направление в эти центры жизненной энергии Ц праны. “радици€ хатха-йоги св€зана с сектой натхов, последователей полумифического чудотворца √оракшанатхи (√оракханатха). »х философи€ была близка недуалистической доктрине Ўанкары, хот€ в целом теори€ и не играла особой роли в этом чисто психотехническом движении. ќтмечаетс€ св€зь хатха-йогинов (порой внеконфессиональных отшельников-анахоретов) с некоторыми направлени€ми индийского исламского суфизма. —ледует отметить как интересный момент глубокое вли€ние на натхов не только индуистского, но и буддийского тантризма, что вполне пон€тно, ибо их как Ђчистых психотехниковї интересовали не доктринальные и концептуальные расхождени€, а методы и приемы духовного делани€, ведущего к освобождению. ¬ отличие от йогинов ортодоксальных направлений, натхи придавали большое значение идее телесного бессмерти€, обретаемого в ходе йогической практики, когда профаническое тело, закаленное в огне хатха-йоги (подобно тому, как трансформируютс€ металлы в алхимической печи), созревает и превращаетс€ в Ђйогическое телої (йога деха) бессмертного и освобожденного при жизни адепта (дживанмукта). ¬ насто€щее врем€ упражнени€ хатха-йоги часто используютс€ в »ндии и на «ападе с терапевтическими цел€ми дл€ лечени€ различных болезней или даже в качестве спортивной гимнастики, что приводит к профанации, коммерциализации и деградации хатха-йоги.

¬прочем, и ¬ь€са, классический комментатор Ђ…ога сутрї, чрезвычайно высоко оценивает прана€му: ЂЌе существует подвижничества более высокого, чем прана€ма: благодар€ ей [происходит] очищение от [всех] загр€знений и возникает €сный свет знани€ї.

ѕрать€хара определ€етс€ ѕатанджали как отсутствие св€зи органов чувств с их объектами, благодар€ чему органы чувств как бы следуют внутренней форме сознани€. Ёто, согласно ¬ь€се, также прекращение де€тельности органов чувств при остановке сознани€. Ќаиболее простой способ достижени€ прать€хары Ц концентраци€ сознани€ на одной точке, кульминирующа€ в прекращении чувственного воспри€ти€.

яма, ни€ма, асаны, прана€ма и прать€хара излагаютс€ ѕатанджали во второй главе, называющейс€ Ђ—пособы осуществлени€ йогиї. ƒхаране, дхь€не и самадхи посв€щена глава треть€ Ц Ђќ совершенных способност€хї. ќтсюда можно заключить, что только эти три ступени €вл€ютс€ подготовительными, пропедевтическими.

ƒхарана определ€етс€ ѕатанджали как фиксаци€ сознани€ на определенном месте. ¬ь€са по€сн€ет, что этим местом могут быть чакры Ц пупочный центр, сердечный центр, головной центр (а также кончик носа), или €ркие места на теле, или же внешние объекты.

ƒхь€на характеризуетс€ ѕатанджали не как одномоментна€ концентраци€, а как однородное течение содержаний сознани€, не нарушаемое другими содержани€ми. ≈сли же степень углублени€ процесса созерцани€ становитс€ такой, что высвечиваетс€ только объект, а само сознание как бы лишаетс€ собственной формы, то имеет место уже самадхи.

Ёти три высшие ступени йоги вместе называютс€ сань€мой. ƒалее ѕатанджали подробно описывает психологическую сущность сань€мы и ее эффекты (знание прошлого и будущего, знание прошлых рождений, знание чужой ментальности, невидимость, пробуждение в других люд€х дружелюби€ и других чувств, способность приобретени€ дополнительных сил, познание сути вселенной, расположени€ звезд и их движени€, знание строени€ тела, устранение голода и жажды, полна€ неподвижность, видение сверхъестественных существ, всеведение, постижение природы сознани€ и многочисленные другие паранормальные способности). ’арактер приобретаемых способностей определ€етс€ объектом концентрации-созерцани€-сосредоточени€ (сань€мы): например, благодар€ сань€ме на —олнце возникает знание вселенной, а благодар€ сань€ме на гортани устран€ютс€ голод и жажда. ¬прочем, все эти волшебные совершенства оцениваютс€ как преп€тстви€, отвлекающие от обретени€ окончательного освобождени€.

¬есьма любопытно описание способности йогина входить в чужое тело, достигаемой благодар€ самадхи оков кармы и постижени€ действи€ своего сознани€. …огин как бы изымает свое сознание из собственного тела и помещает его в другие тела, причем органы чувств следуют туда же за ним подобно тому, как пчелы лет€т за пчелиной маткой и сад€тс€, когда она садитс€. »менно эту технику, согласно легенде, применил Ўанкара, когда он вошел на врем€ в тело умершего раджи. Ќо еще интереснее то, что в тантрическом буддизме (традици€ махасиддхов, относ€ща€с€ к так называемым шести йогам Ќаропы) была разработана так называема€ йога перенесени€ сознани€, весьма напоминающа€ своей техникой вышеописанную форму йогической практики. Ќаконец, при достижении полного бесстрасти€ даже относительно способности абсолютного господства над всеми формами жизни и всеведени€ разрушаютс€ все аффекты и достигаетс€ освобождение, абсолютное разъединение пуруши и пракрити, когда пуруша становитс€ энергией сознани€, пребывающей в самой себе: Ђ» тогда ѕуруша, представл€ющий собой лишь свет своей сущности, становитс€ чистым и абсолютно обособленнымї.

јбсолютному освобождению посв€щена четверта€ глава Ђ…ога сутрї, начинающа€с€ с характеристики Ђсовершенных способностейї (сиддхи), достигаемых благодар€ особой форме рождени€ (например, среди богов), лекарственным снадобь€м, чтению мантр, аскетизму и йогическому сосредоточению.

ѕриобретение паранормальных способностей с помощью лекарственных снадобий (видимо, психоделиков) считаетс€ асурическим (темным, демоническим), что коррелирует с легендой об эликсире жизни, которым могут напоить девы-асуры и который приносит вечную молодость и бессмертие.

ќсвобождению предшествует высша€ ступень йогического сосредоточени€, называема€ Ђоблако дхармыї (дхарма мегха, в буддизме так же называетс€ последн€€ ступень пути бодхисаттвы, предшествующа€ полному просветлению и обретению состо€ни€ будды).[155]Ётому состо€нию, в свою очередь, предшествуют полное бесстрастие и абсолютное отрешение от каких-либо влечений, в том числе и от влечени€ к высшему постижению. “огда исчезают аффекты и карма, пуруша полностью отдел€етс€ от пракрити, котора€ со своими качествами перестает быть объектом дл€ пуруши: последний реализует свою природу как чистую энергию сознани€, пребывающую в самой себе. Ќа этом Ђ…ога сутрыї ѕатанджали заканчиваютс€.

» еще одно замечание. “екст ѕатанджали прекрасно иллюстрирует теорию структурного полиморфизма индийских религиозно-философских систем, что было исчерпывающе показано ¬. ». –удым и ≈. ѕ. ќстровской. Ќесмотр€ на огромное вли€ние буддизма, отчетливо просматриваемое в этом пам€тнике, он базируетс€ на индуистской религиозной доктрине и авторитете ¬ед Ц текстов откровени€. »менно эта доктрина задает йоге субстанционалистическую интерпретацию психики (пуруша), концепцию »швары (Ѕога) и учение о пуруше и пракрити, восход€щее к упанишадам и философски разработанное санкхьей.

ƒалее, йогический (психотехнический) опыт описываетс€ и интерпретируетс€ ѕатанджали в категори€х философии санкхьи. —обственно, йога ѕатанджали и €вл€етс€ практическим методом реализации сотериологической прагматики санкхьи Ц освобождени€ как разотождествлени€ пуруши и пракрити.

— другой стороны, именно йога (не как даршана, теоретическа€ система, а как психотехника) поставл€ла психологический материал дл€ философствовани€ санкхь€иков, со своих мировоззренческих позиций осмысл€вших данные психотехнического опыта йогинов и задававших направление психотехническому деланию ориентировавшихс€ на санкхью йогинов. “аким образом, восьмерична€ йога ѕатанджали очень €сно и четко демонстрирует чрезвычайно сложную взаимосв€зь, существующую между религиозной доктриной (в своей сущности также опирающейс€ на трансперсональный опыт), философией и психотехникой. » изучение этого взаимодействи€ несомненно €вл€етс€ очень важным направлением современных религиоведческих и историко-философских исследований.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 525 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1495 - | 1333 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.