Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќчерк формировани€ даосской психотехники




 

¬ даосских классических философских текстах (Ђƒао дэ цзинї, Ђ„жуан-цзыї) мы находим лишь глухие намеки на существование методов психотехнической практики (дыхательные упражнени€ в соединении с гимнастическими приемами и созерцание). ѕожалуй, наиболее показателен пример из гл. 6 Ђ„жуан-цзыї (Ђ¬еликий предок-учительї):

 

Ќаньбо ÷зы-куй спросил y ∆енщины ёй: Ђ“вои лета уже преклонные, а облик твой подобен облику младенца. ѕочему это так?ї ќна сказала: Ђя узнала о дао-ѕутиї. Ќаньбо ÷зы-куй спросил: Ђј могу ли и € учитьс€ дао-ѕути?ї ќна ответила: ЂЌет, тебе нельз€, поскольку ты не тот человек. ¬от y Ѕу Ћ€н-и есть таланты совершенного мудреца, но нет пути совершенного мудреца, y мен€ же есть путь совершенного мудреца, но нет талантов совершенного мудреца. я бы хотела обучить его всем методам, и в результате он поистине бы стал совершенным мудрецом. Ќо если это и не получитс€, все равно легко передать путь совершенного мудреца человеку, наделенному талантами совершенного мудреца. я бы только как бы блюла его и сообщала ему знание, и уже через три дн€ он смог бы выйти за пределы ѕоднебесной. ѕосле этого он как бы выйдет за пределы сущего.  огда он как бы вышел за пределы сущего, то € бы дев€ть дней блюла, и он бы вышел за пределы жизни. ¬ыйд€ за пределы жизни, он стал бы €сным, как утро. —тав €сным, как утро, он смог бы узреть одиноко сто€щее. ”зрев одиноко сто€щее, он смог бы утратить способность различени€ прошлого и насто€щего. ”тратив различение прошлого и насто€щего, он смог бы вступить туда, где нет ни смерти, ни рождени€. ”бивающее жизнь бессмертно, рождающее жизнь не рождено, оно есть то, чего ничто не избегнет, ничто не создастс€ без него. »м€ ему Ц Ђпокой соприкосновени€ї. —лова Ђпокой соприкосновени€ї означают, что если нечто коснулось его, то, значит, сразу же создалосьї. Ќаньбо ÷зы-куй спросил: Ђќт кого же ты узнала все это?ї Ц Ђя слышала это от сына ‘у ћо, сын ‘у ћо слышал это от внука Ћо —уна,[121]внук Ћо —уна слышал это от „жань ћина,[122]„жань ћин слышал это от Ќе —ю€,[123]Ќе —юй слышал это от —юй »,[124]—юй » слышал это от ёй ќу,[125]ёй ќу слышал это от —окровенного ћрака, —окровенный ћрак слышал это от Ѕезбрежной ƒали, а Ѕезбрежна€ ƒаль слышала это от Ѕезначальногої.

 

Ётот отрывок показателен во многих отношени€х. ¬о-первых, тот факт, что и собеседницей Ќаньбо ÷зы-ку€ и источником мудрости здесь €вл€етс€ женщина, еще раз подчеркивает важность женского начала в даосизме вообще и даосской психотехнике в частности. ќб этой женщине, познавшей дао, говоритс€, что обликом своим (сэ) она подобна младенцу (о смысле метафоры младенца в даосизме много говорилось выше). ѕри этом женщина стара. ƒругими словами, мы видим здесь как бы женскую ипостась самого Ћао-цзы Ц он —тарик-ƒит€, она —таруха-ћладенец.

¬о-вторых, ∆енщина ёй описывает своему собеседнику ступени психотехнической практики, что уже само по себе интересно, а также характеризует и тип трансперсональных переживаний, соответствующий этим ступен€м. Ћюбопытно, что ∆енщина ёй употребл€ет характерное слово Ђблюстиї, Ђсохран€тьї (шоу), ставшее позднее важным психотехническим термином.

Ќачинаетс€ психотехнический опыт с трансцендировани€ пространства (ѕоднебесна€) и вещности (y Ц вещь, существо). «атем происходит выход за пределы жизни как биологического принципа, коррел€том которого €вл€етс€ смерть. Ќовое психическое состо€ние характеризуетс€ переживанием некоего особого положени€, которое находитс€ над дихотомией Ђжизнь Ц смертьї. —ледующий этап Ц трансцендирование времени как формы видени€ мира и формы развертывани€ феноменов. ћудрец зрит одиноко сто€щее (ду) Ц реальность, существующую не во временном континууме, но в надвременном моменте, в том вечном Ђсейчасї, о котором говор€т и индийские йогины, и христианские мистики. ѕереживание этой одинокости приводит к исчезновению представлени€ о времени, а следовательно, и о рождени€х-смерт€х, чередование которых предполагает временную последовательность. “еперь адепт находитс€ в состо€нии единства с дао, которое не причастно ни возникновению, ни исчезновению, которое над становлением и не есть ни сущее, ни не сущее. Ќо вс€кое становление вместе с тем возможно только благодар€ причастности этому вечному дао; оно, как говоритс€ в другом месте Ђ„жуан-цзыї, Ђделает вещи вещами, но само не €вл€етс€ вещьюї (y y эр фэй y). √овор€ кантовским €зыком, дао Ц трансцендентальное условие всех форм существовани€.

¬-третьих, ∆енщина ёй рассказывает Ќаньбо ÷зы-кую о линии преемственности своего знани€. Ёта лини€ очень характерна дл€ традиций с €рко выраженной психотехнической ориентацией. ≈сли в конце линии наход€тс€ люди, то в ее начале Ц высшие сущности, прежденебесные ипостаси самого дао Ц —окровенный ћрак, Ѕезбрежна€ ƒаль, Ѕезначальное. ¬ качестве аналогии можно привести тантрические линии преемственности, возвод€щиес€ к одному из будд-йидамов. “радици€ адвайта-веданты тоже по преданию вначале передавалась среди божеств, и только со времен ведических риши начинаетс€ ее человеческа€ передача (манава сампрада€). —лово Ђкаббалаї также означает Ђпередача [традиции]ї.

— другой стороны, интересно, что движение к источнику линии преемственности как бы совпадает с движением сознани€ от эмпирического уровн€ развертывани€ к онтологической первооснове мира, тождественной с источником самого сознани€.

 ак бы это ни показалось странным на первый взгл€д, данна€ лини€ преемственности имеет и историческую ценность, поскольку свидетельствует о долгой истории (или предыстории) даосской психотехники, имевшей во времена Ђ„жуан-цзыї (IVЦIII вв. до н. э.) вполне зрелые формы. » если классические философские тексты в силу специфики своего предмета содержат лишь отрывочную информацию психотехнического характера, Ц позвол€ющую тем не менее сделать вывод о древности даосских методов трансформировани€ сознани€, Ц то другие тексты, ставшие доступными науке лишь в последние 15Ц20 лет (серьезное же их изучение только начинаетс€), располагают гораздо более полной информацией по интересующему нас вопросу. –ечь идет о так называемых мавандуйских пам€тниках.

¬ конце 1972-го Ц начале 1974 г. в местечке ћавандуй близ г. „анша, центра провинции ’унань (центральный  итай, бассейн реки янцзы, территори€ древнего царства „у), были осуществлены археологические раскопки трех могил ханьской эпохи (206 г. до н. э. Ц 220 г. н. э.), в ходе которых помимо исключительно ценных пам€тников материальной культуры были обнаружены многочисленные тексты Ц частью неизвестные или считавшиес€ утраченными, частью новые редакции классических пам€тников. Ќаиболее важными текстами последней группы €вл€ютс€ неизвестные прежде редакции Ђ» цзинаї (Ђ анон ѕеременї) и Ђƒао дэ цзинаї.  роме того, найдено значительное количество текстов, тематика которых может быть определена как научна€: исторические, астрономические, географические и медицинские трактаты, написанные на шелке или на бамбуковых планках. ¬се книги были помещены в могилу в 168 г. до н. э., в правление императора ханьской династии ¬энь-ди (179Ц156 г. до н. э.), однако написаны они были много раньше Ц в IVЦIII вв. до н. э., а некоторые, возможно, еще ранее.

ћатериалы мавандуйских текстов убедительно свидетельствуют, что уже в эпоху Ѕорющихс€ царств, „жань-го (VЦIII вв. до н. э.) существовали разработанные методы Ђпестовани€ жизниї (гимнастика, дыхательные упражнени€, сексуальна€ практика), хорошо известные по поздним текстам так называемого религиозного даосизма. ј отсюда следует вывод, что туманные указани€ на применение подобных методов в даосской классике имели вполне реальный референт Ц разветвленную систему практики Ђпестовани€ жизниї, видимо хорошо знакомую авторам Ђƒао дэ цзинаї и Ђ„жуан-цзыї. ¬ мавандуйских текстах излагаютс€ и такие идеи и доктрины, которые обычно считаютс€ плодом более позднего времени. ¬ пам€тниках представлена вполне разработанна€ теори€ пневмы, сил инь Ц €н, упоминаетс€ доктрина освобождени€ от трупа, обычно св€зываема€ с поздним, средневековым даосизмом, а один из пам€тников пр€мо представл€ет собой рисунки на шелке по психотехнической гимнастики даоинь (Ђ—хема гимнастики даоиньї, Ђƒаоинь туї).

Ќиже мы будем в основном полагатьс€ на два текста: Ђƒес€ть вопросовї (ЂЎи вэньї) и Ђ–ечи о высшем дао-ѕути ѕоднебеснойї (Ђ“€нь с€ чжи дао таньї).[126]Ёто эротологические трактаты, излагающие древнейший вариант Ђискусства внутренних покоевї даосской Ђсексуальной йогиї, однако в них содержитс€ богатый материал и по другим видам даосской практики. –ассмотрим их.

ѕрежде всего речь здесь идет о различных формах дыхательных упражнений, примен€емых как самосто€тельно, так и в сочетании с другими методами.

Ёти дыхательные упражнени€ называютс€ обычно Ђрегул€цией пневмыї или Ђконтролем над пневмойї (сан ци):

 

ѕрактику€ путь контрол€ над пневмой, об€зательно следует направл€ть ее в конечности, тогда сем€-энерги€ не будет иметь никакого ущерба. » в верхней, и в нижней части тела Ц везде циркулирует сем€-энерги€. ќткуда же по€вл€ютс€ тепло и холод? ƒыхание должно быть глубоким и вдох долгим, тогда новую пневму можно легко получить. —тара€ и ущербна€ пневма ведет к одр€хлению, нова€ пневма Ц к долголетию. ѕоэтому умеющий правильно упор€дочивать пневму позвол€ет старой пневме ночью рассеиватьс€, а утром вбирает новую пневму, дела€ так, чтобы она проникала во все дев€ть отверстий и наполн€ла все шесть хранилищ.[127](Ђƒес€ть вопросовї)

 

» далее перечисл€ютс€ различные типы дыхательных упражнений, соотносимые со временем суток (утренние, вечерние, ночные и т. д.). Ќапример:

 

ѕравила ночного дыхани€ таковы: вдох и выдох должны быть глубокими и медленными, уши не должны слышать посторонние звукиЕ ƒыхание станет глубоким и ровным, никакие усили€ не нужны, тогда все шесть хранилищ про€в€т свою правильную де€тельность, и глубокое долгое дыхание Ц норма этого. (Ђƒес€ть вопросовї)

 

Ђ–ечи о высшем дао-ѕути ѕоднебеснойї содержат описание регул€ции пневмы в сочетании с гимнастическими упражнени€ми в контексте даосской эротологии:

 

ѕоутру проснувшись, с€дь, выпр€ми спину, сожми анус, направив поток пневмы вниз. Ёто называетс€ Ђрегул€цией пневмыї. ѕроглоти слюну, выпр€ми спину, держи €годицы на одной линии со спиной, сожми анус, проведи пневму в область половых органов.

 

Ётот же текст содержит описание дыхательной практики во врем€ зан€тий даосской Ђсексуальной йогойї:

 

Ђ¬бирай широко раскрытым ртом, посто€нно выводи из тела пневму инь, опуска€ ее вниз, и увеличивай в себе пневму €н. ¬дыха€ горлом, направл€й пневму вверх, чтобы эти две пневмы взаимно усиливали друг друга.ї

 

«десь скажем несколько слов о даосской сексуальной практике (Ђискусство внутренних покоевї, Ђискусство сил инь Ц €нї). ѕрежде всего назовем ее основной метод: это так называемое Ђвозвращение семени дл€ питани€ мозгаї (хуань цзин бу нао), то есть умение предотвращать э€кул€цию при интенсивном оргазме. ќн состо€л в предотвращении э€кул€ции и, соответственно, потери жизненной энергии (материальным выражением которой китайцы считали сперму) посредством нажати€ на определенную точку уретры y основани€ пениса, или волевым усилием, сопр€женным с дыхательными упражнени€ми, или нажатием на точку пин и над правым соском мужчины. —читалось, что в таком случае сперма по одному из каналов позвоночника поднимаетс€ в мозг и питает его, способству€ продлению жизни. ¬ современной науке нет единого мнени€ о механизме этого Ђакта с сохранениемї (коитус резерватус). ќдни физиологи считают, что сперма поступает в мочевой пузырь и выводитс€ с мочой, другие предполагают, что она всасываетс€ в кровь (вспомним еще раз рассуждени€ ¬. ¬. –озанова о характере экстатизма скопческой секты в –оссии Ц –озанов объ€сн€ет его тем, что энерги€, трат€ща€с€ на образование спермы, точнее, ее энергетический субстрат оставалс€ нерастраченным и, раствор€€сь в крови, преисполн€л сектантов-скопцов жизненной силой, про€вл€вшейс€ в их экстазах, пророчествах и т. п.).

»нтересно, что и в индийской йоге существовала аналогична€ техника, возникша€ независимо от китайской практики на том же основании. ¬ »ндии бытовало даже поверье, что если ранить йогина, то из раны вместо крови потечет сперма.

¬от что говорит о действенности предотвращени€ э€кул€ции древний текст Ђ“айные предписани€ дл€ нефритовых покоевї:

 

¬едь, когда сем€ тер€етс€, тело становитс€ утомленным и слабымЕ хот€ это и доставл€ет временное удовольствие, но в конечном итоге в этом нет ничего при€тного. ј вот если совокупл€тьс€, не изверга€ семени, то сила ци станет даже избыточной, тело обновитс€, слух и зрение станут острыми и чуткими. ’от€ и приходитс€ подавл€ть себ€ дл€ достижени€ невозмутимости мысли, однако любовь становитс€ еще более достойной зан€ти€ ею, и можно посто€нно продолжать совокупл€тьс€ снова и снова, как если бы все было недостаточноЕ ќдин раз совокупитьс€ без сем€извержени€ Ц сила ци укрепитс€. ƒва раза совокупитьс€ без сем€извержени€ Ц слух и зрение станут острыми и чуткими. “ри раза совокупитьс€ без сем€извержени€ Ц все болезни исчезнутЕ ƒес€ть раз совокупитьс€ без сем€извержени€ Ц будет достигнуто проникновение в божественный разум.[128]

 

—ледует отметить, что многие современные сексопатологи с опасением относ€тс€ к подобной практике, счита€ ее источником простатитов и многих других серьезных заболеваний, однако китайска€ медицина отнюдь не раздел€ла подобных страхов, а по сообщению известного английского китаеведа ƒж. Ќидэма, аналогичной практикой уже в середине XX в. занималось до 40 процентов взрослого населени€ —ычуани (густонаселенной провинции на юго-западе  ита€).

ƒаосские медики были принципиальными противниками сексуального воздержани€, счита€ нормы соединени€ полов космическим принципом. ¬от что говоритс€ по этому поводу в медицинском трактате X в. Ђ» синь фанї:

 

Ќебо и «емл€ то открываютс€, то затвор€ютс€, инь и €н следуют четырем сезонам. ≈сли вы ныне хотите воздерживатьс€ от совокуплени€, то ваши дух и ци не раскроютс€ в полной мере, инь и €н замкнутс€ в себе и разъедин€тс€.  аким же образом сможете вы один питать и упражн€ть свое ци, как сможете, уйд€ от нескольких видов практики, обрести новое, помога€ сам себе?

 

¬торой особенностью древнекитайского (и прежде всего даосского) отношени€ к сексу €вл€етс€ вполне современно звучащее требование сексуального наслаждени€ не только дл€ мужчины, но и дл€ женщины. –аскрыва€ этот тезис, ограничимс€ одной весьма красноречивой цитатой из древнего Ђ анона —окровенной девыї, также вход€щего в Ђ» синь фанї:

 

„то касаетс€ инь и €н, то они откликаютс€ друг другу и соответствуют друг другу. ѕоэтому, если €н не получает соответствующей ему инь, то женщина не радуетс€, если инь не получает соответствующего ей €н, то нефритовый стебель мужчины [т. е. пенис] не поднимаетс€. ƒопустим, мужчина хочет совокупитьс€, а женщина этому не рада или женщине хочетс€ совокупитьс€, а мужчина этого не хочет Ц в любом случае два сердца не наход€тс€ в согласии, их сем€ и ци не соответствуют друг другу. ј если к этому добавить, что тот, кто заканчивает наверху, творит насилие над той, что внизу, то любовь и радость никогда не возникнут.  огда мужчина хочет совокупитьс€ с женщиной, а женщина хочет совокупитьс€ с мужчиной, тогда оба их сердца ликуют, плоть женщины сотр€саетс€ в ответ движени€м мужчины, а мужской стебель силен.

 

Ётот отрывок вр€д ли нуждаетс€ в каких бы то ни было комментари€х.[129]

Ќам представл€етс€ необходимым сказать несколько слов об описанных методах даосской религиозной практики в плане их психотехнической эффективности. ѕрежде всего, некоторые замечани€ о дыхательных упражнени€х, психотехнический смысл которых достаточно €сен. ќтметим, что дыхательна€ гимнастика широко распространена в религиозных традици€х всего мира. Ћучше всего известна индийска€ прана€ма, считающа€с€ четвертой ступенью практики в классической йоге ѕатанджали. Ќо кроме различных направлений индуистской йоги дыхательные упражнени€ в »ндии активно используютс€ буддистами и джайнами. »х примен€ют также мусульмане Ц суфии и христианские исихасты, главна€ практика которых, произнесение »исусовой молитвы, предполагает ритмичное дыхание с долгой задержкой. —ами по себе упражнени€ могут сильно отличатьс€ друг от друга. Ќапример, одни традиции считают более важным ритм дыхани€ и сосредоточение на дыхательном процессе, тогда как другие особое значение придают длительности задержки дыхани€. “акже разн€тс€ и теоретические обосновани€ упражнений. ќдни традиции (например, буддийска€) полагают, что контроль над дыханием способствует достижению контрол€ над сознанием и, следовательно, успеху медитации.  онтроль над дыханием в таком случае оказываетс€ как бы ключом к контролю над сознанием. ƒругие традиции Ц такие, как различные средневековые направлени€ индуистской йоги (хатха-йога, направлени€ натхов и т. д.), Ц придают особое значение получению посредством этих упражнений жизненной силы или энергии из воздуха (праны). Ётой же точки зрени€ придерживаетс€ и даосизм, считающий, что дыхательные упражнени€ способствуют аккумул€ции в организме жизненной силы, носителем которой €вл€етс€ пневма (ци). ќднако прежде всего дыхательные упражнени€ Ц это мощное психотехническое средство, известное и современной психотерапии, а трансперсональные психологи вид€т в интенсивной практике дыхательных упражнений в сочетании со слушанием музыки наиболее эффективный способ трансформации сознани€ после психоделиков. ¬ психотерапевтическую практику дыхательные упражнени€ были введены Ћ. ќрром и —. –эй (книга Ђ¬озрождение в Ќовом векеї, 1977) и используютс€ в насто€щее врем€ в программах Ђвозрождени€ї под руководством Ћ. ќрра, а также в технике холономной интеграции —. √рофа. ќн описывает эффекты, возникающие при направленном применении гипервентил€ции, достигаемой интенсивным дыханием. ѕереживани€, имеющие место при этой практике, напоминают йогические (кундалини-йога) и привод€т, по словам √рофа, к глубинному мистическому состо€нию, благотворному и значимому дл€ пережившего его. ќно сопровождаетс€ чувством безм€тежности, единени€ и видени€ми света.[130]

ќ психотехническом значении даосской Ђсексуальной йогиї (имеющей, как уже говорилось, аналоги в »ндии) судить труднее в св€зи с общей неисследованностью в западной сексологии и психологии соответствующей проблематики. ќднако мы можем отметить, что Ђискусство внутренних покоевї ставит своей целью не только продление жизни, но и достижение трансперсональных состо€ний Ц Ђпроникновени€ в божественный разумї (шэнь мин), то есть Ђнеизмеримость сил инь-€нї (инь-€н бу цэ). ћы можем предположить, что возбуждение нервных центров позвоночного столба при интенсивном оргазме (без э€кул€ции) и задержке дыхани€ может передатьс€ центрам головного мозга, способству€ трансформации сознани€ (что и фиксируетс€ образом подъема спермы по позвоночному столбу в головной мозг). Ќо это не более чем предположение, не подкрепленное никакой медицинской информацией со стороны специалистов. Ќам, однако, хотелось бы высказать пожелание, адресованное сексологам. ¬еро€тно, пора приступить к реальному изучению и верификации эротологического наследи€ ¬остока, изучению, чуждому предвз€тости и нелицепри€тному, каким, собственно, и должно быть научное исследование. јприорна€ же уверенность в неизбежных соматических расстройствах от Ђэкзотическихї методов вр€д ли может быть хорошим помощником в этом деле.

¬ажнейшим даосским текстом, описывающим психотехнические методы и созданным в первые века нашей эры, несомненно €вл€етс€ Ђ“ай пин цзинї (Ђ аноническа€ книга великого равенства-благоденстви€ї).[131]

√э ’ун рассматривает ќдно как эпифанию дао в теле-микрокосме. Ёта эпифани€ наделена формой и внешним обликом и поэтому может быть созерцаема в Ђкиноварных пол€хї человеческого тела, которых, как уже упоминалось, √э ’ун насчитывает три. ”мение созерцать ќдно, согласно √э ’уну, приводит к по€влению многих паранормальных способностей, в том числе и такой любопытной, как умение одновременно находитьс€ в нескольких местах (в трех). √э ’ун повествует о своем двоюродном деде √э —юане, считавшемс€ св€тым-бессмертным, который мог одновременно встречать гостей, развлекать уже прибывших беседой и ловить в пруду рыбу.

¬ маошаньских текстах практика Ђблюдени€ ќдногої описываетс€ как чрезвычайно сложный процесс созерцаний и визуализаций. јдепт должен визуализировать божества звезд Ѕольшой ћедведицы, корреспондирующих с духами пневм каждого из Ђкиноварных полейї тела. ќн должен также визуализировать сами Ђкиноварные пол€ї и представить себе, что звездные божества снизошли туда и сделали Ђкиноварные пол€ї своей резиденцией.

¬ообще же практика визуализации весьма характерна дл€ даосизма. ѕо-китайски она называетс€ цунь с€н. ѕервое слово означает Ђбытьї, Ђсуществоватьї, второе Ц Ђмысльї, Ђиде€ї, Ђпредставлениеї. —ледовательно, цунь с€н Ц Ђмысль, ставша€ бытиемї, Ђпредставление, обретшее статус реальностиї. ¬идный синолог Ё. X. Ўефер поэтому даже предлагает переводить это словосочетание не как Ђвизуализаци€ї, а как Ђактуализаци€ї, что более соответствует смыслу термина. —оглаша€сь с аргументацией Ўефера, мы тем не менее будем придерживатьс€ традиционного перевода, привычного дл€ читател€. ѕрактика визуализации, предполагающа€ в р€де случаев отождествление адептом себ€ с визуализируемым божеством, имеет также широкое распространение в различных религи€х, особенно в буддийском тантризме (ваджра€на). Ёлементы визуализации есть и в христианской духовной практике (например, духовные упражнени€ св. »гнати€ Ћойолы, основател€ ордена иезуитов Ц XVI в.).[132]¬ообще же IIIЦVI века Ц период интенсивного развити€ так называемой Ђвнешнейї (или лабораторной) алхимии, заключающейс€ в попытках посредством трансмутации металлов создать искусственное золото, которое одновременно считаетс€ и эликсиром бессмерти€. ѕоскольку Ђвнешн€€ї алхими€ лишь косвенно св€зана с нашей проблематикой, мы не будем подробно рассматривать ее и сделаем только два замечани€.[133]

¬о-первых, алхимики, как правило, не ограничивались своей формой практики, сочета€ ее с ритуально-литургическими и психотехническими (Ђблюдение ќдногої, визуализации и т. д.) методами.

¬о-вторых, имеетс€ определенна€ информаци€ об использовании некоторых галлюциногенных веществ в качестве алхимических эликсиров. ќстановимс€ на этом несколько подробнее.

¬ школе ћаошань, возникшей около 364 г., получил весьма значительное распространение один вид созерцани€, известный под названием Ђсозерцание в чистой комнатеї (цин ши). —огласно даосской традиции, этот род созерцани€ был медиумически передан обретшей св€тость основательнице направлени€ ¬эй ’уа-цунь через главного медиума направлени€ ян —и.

¬ этой св€зи имеет смысл сказать несколько слов о происхождении самой школы ћаошань, ибо оно очень хорошо иллюстрирует тезис о базовом значении религиозного опыта в формировании религиозных традиций. ¬ начале 60-х гг. IV в. молодому человеку по имени ян —и, жившему на горе ћаошань (близ современного Ќанкина, тогда столица империи ÷зинь ÷з€нькан), в видени€х стали €вл€тьс€ Ђсовершенные людиї (чжэнь жэнь) небес ¬ысшей „истоты (шан цин). ќни обращались к ян —и с речами, описыва€ небеса ¬ысшей „истоты и открыва€ способы их достижени€, включающие разные формы созерцани€, визуализации божеств, алхимию и т. п. ¬скоре к ян —и присоединились другие адепты (в основном из аристократических родов южного  ита€), ставшие фиксировать откровени€, получаемые ян —и в медиумическом трансе. ¬ результате на рубеже V и VI вв. даосский алхимик, медик и философ “ао ’ун-цзин составил компендиум речений бессмертных, общавшихс€ с ян —и, и назвал его Ђ„жэнь гаої (Ђ–ечи совершенных людейї). Ёти речи включали в себ€ и наставлени€ о созерцании в чистой комнате.

—огласно информации крупнейшего современного авторитета в области изучени€ даосизма (и одновременно даосского св€щеннослужител€ высокого ранга)  . ћ. —киппера, этот тип созерцани€ предполагал вдыхание галлюциногенных паров от свинца (и других веществ), поднимавшихс€ из треножников в келье созерцател€.  . ћ. —киппер предположил, что здесь вы€вл€етс€ сущность алхимии как средства медикаментозной трансформации сознани€.   сожалению, мы не знаем, вызывали ли алхимические составы просто наркотический делириум (что не представл€ет интереса дл€ религиоведени€ и трансперсональной психологии) или же обладали психоделическим воздействием (наподобие мексиканского мескалина).

 . ћ. —киппер упоминает также о ханьских курильницах Ђбошаньлуї, €вл€ющих собой изображени€ гор, населенных божественными животными и св€тыми-бессмертными, с отверсти€ми и пещерами, откуда и поднимаютс€ курени€. ¬ них сжигали ароматические травы, но имеютс€ упоминани€ и о галлюциногенных веществах. ¬ современном даосском богослужении совершенно уникальную роль также играет курильница, самый важный объект в храме.  . ћ. —киппер высказывает в св€зи с этим предположение, что современный даосский св€щеннослужитель, возжигающий курени€ и призывающий нефритовых дев и золотых отроков сопровождать его во врем€ св€щенного танца, следует традиции, корен€щейс€ в видени€х адепта древности, погруженного в наркотическое забытье, вызванное вдыханием курений св€щенной курильницы-реторты.[134] роме того, известно, что в традиции Ќебесных наставников, процветавшей в III в. в северном  итае, употребл€лс€ особый галлюциногенный (психоделический?) состав из п€ти минералов, ставший после распространени€ этой школы к югу от янцзы любимым источником поэтических образов и поэтического вдохновени€ y аристократов-эстетов эпохи Ўести династий (а до этого Ц y поэтов-Ђнонконформистовї династии ¬эй на севере).[135]

IIIЦV века были периодом расцвета Ђвнешнейї, лабораторной алхимии с ее поисками эликсира бессмерти€. ќднако к IXЦX вв. это направление даосской практики постепенно приходит в упадок (его дискредитировали и смерти нескольких императоров IX в., отравившихс€ эликсирами с высоким содержанием свинца и ртути), и наступает торжество Ђвнутреннейї алхимии, о которой уже подробно говорилось выше.

—амо название Ђвнутренн€€ алхими€ї было дано этому виду психотехники буддийским монахом ’уэй-сы (VI в.), вторым патриархом школы “€ньтай, увлекавшимс€ даосской практикой. ¬ целом Ђвнутренн€€ї алхими€ представл€ет собой магистральную линию развити€ даосизма, тогда как Ђвнешн€€ї алхими€ была лишь достаточно случайной ветвью даосской практики, хот€ и весьма интересной дл€ историка китайской науки. ¬се составл€ющие Ђвнутреннейї алхимии: дыхательные упражнени€, методы созерцани€ (шоу и), визуализаци€ (цунь с€к), двигательна€ гимнастика (дао инь) и другие Ц восход€т к глубочайшей древности и самым тесным образом св€заны с базовыми даосскими переживани€ми и выражавшими их символами и мифологемами (в том числе Ц божественного —тарца-ћладенца и дао-ћатери ѕоднебесной). Ќо с другой стороны, все эти методы были сведены в стройную систему и обрели свой €зык описани€ и единую методологию только после формировани€ четко структурированной системы Ђвнешнейї алхимии, чью методологию и €зык описани€ заимствовала алхими€ Ђвнутренн€€ї, применивша€ их, однако, не к металлам и минералам, а к энерги€м человеческого тела-микроскома.

–асцвет Ђвнутреннейї алхимии приходитс€ на XIIЦXIII вв., когда она становитс€ фундаментальной формой практики школы —овершенной »стины (цюань чжэнь цз€о), доминирующей в даосизме и в насто€щее врем€. ≈е классические тексты Ц Ђ“рактат о единении триадыї (Ђ÷ань тун циї Ц II в.? или X в.?), написанный ¬эй Ѕо-€ном; Ђ√лавы о прозрении истиныї (Ђ” чжэнь п€ньї) „жан Ѕо-дуан€ (XI в.) и компендиум Ђ¬озвращение к истинной сущности природы и жизненностиї (Ђ—ин мин гуй чжиї, XVI в.).

¬ насто€щее врем€ наметилс€ процесс секул€ризации Ђвнутреннейї алхимии, поскольку именно ее методы и упражнени€ образуют знаменитую и весьма попул€рную в  итае и за его пределами систему психофизической регул€ции ци гун (работа с пневмой-ци). «десь Ђвнутренн€€ї алхими€ выступает в чистом виде психотехникой с минимализированной св€зью с доктриной и философией даосизма, присутствующими в ци гун лишь имплицитно. »менно бум ци гун в  итае 1980 Ц 1990-х годов стимулирует издани€ и переиздани€ классических текстов по Ђвнутреннейї алхимии. —ильны элементы даосской психотехники и в воинских искусствах (y шу), особенно в так называемых внутренних стил€х (нэй цз€), тесно св€занных с практикой тайных синкретических сект позднего средневековь€. ƒостаточно любопытно, что все методологические принципы y шу восход€т к даосским классическим текстам (Ђƒао дэ цзинуї), провозглашающим победу м€гкого, податливого, женственно-детского над сильным, крепким, жестким мужским:

 

1. “аким образом, совершенный мудрец пребывает в неде€нии и потому не знает поражений; ни за что не держитс€ и потому не знает потерь (І 64).

2. ’ороший воин не воинственен, хороший боец не гневлив. ”меющий хорошо побеждать врагов не противоборствует с ними (І 68).

3. ѕримен€ющие оружие говор€т: Ђя не смею стать хоз€ином и довольствуюсь ролью гост€. Ќе смею продвинутьс€ и на вершок, а отступаю на целую саженьЕ Ќет большей беды, чем пренебрегать противником. ѕренебрегающий противником близок к тому, что его сокровище погибнетї (І 69).

4. Ќебесное дао не боретс€, но успешно побеждает (І 73).

5. “аким образом, если оружие крепко, то примен€ющий его гибнет. ≈сли дерево крепко, то его сруб€т (І 76).

6. ¬ ѕоднебесной нет ничего м€гче и слабее воды, но в ее торжестве над твердым и крепким ничто не может превзойти ееЕ —лабое побеждает сильное, м€гкое побеждает твердое. » нет в ѕоднебесной никого, кто не знал бы этого, но мог бы следовать этомуЕ (І 78).

 

ƒаосска€ традици€ несомненно €вл€етс€ драгоценной частью духовного наследи€ всего человечества. ћногие базовые идеи и образы даосизма имеют общечеловеческий смысл, поскольку корен€тс€ в самой структуре нашего глубинного психического опыта Ц в том. Ђчто есть всегдаї. –азве не видим мы образ —окровенной —амки Ц ћатери ѕоднебесной и в —офии гностиков (вспомним образ Ѕожественной ћысли, Ёнойи, ћировой души, страдающей во всех существах в ожидании искуплени€ и воплощающейс€ то в ≈лене ѕрекрасной, то в загадочной спутнице —имона ¬олхва, то в Ўехине, —лаве Ѕожией, каббалистов), и в —офии, ћировой душе, прообразе гр€дущего всеединства, ¬л. —. —оловьева:

 

¬се видел €, и все одно лишь было Ц

ќдин лишь образ женской красотыЕ

Ѕезмерное в его размер входило, Ц

ѕередо мной, во мне Ц одна лишь ты.

 

¬л. —оловьев. Ђ“ри свидани€ї

Ќа этой поэтической ноте мы завершаем наш опыт соприкосновени€ с даосскими тайнами и обратимс€ далее к религи€м »ндии, дающим нам наиболее €ркие примеры трансперсонального переживани€ как основы религиозности.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

1375 - | 1257 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.061 с.