Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава LVI




ќ молитвах [853]

 

я предлагаю вниманию читател€ мысли не€сные и не вполне законченные,подобно тем, кто ставит на обсуждение в ученых собрани€х сомнительныевопросы: не дл€ того, чтобы найти истину, но чтобы ее искать. » подчин€ю этисвои мысли суждению тех, кто призван направл€ть не только мои действи€ и моиписани€, но и то, что € думаю. ћною прин€то будет и обращено мне же напользу осуждение так же, как и одобрение, ибо сам € сочту нечестием, еслиокажетс€, что по неведению или небрежению позволил себе высказать что-либопротивное св€тым установлени€м католической апостольской римской церкви, вкоторой умру и в которой родилс€. » все же, отдава€сь всегда во власть ихцензуры, которой целиком подчин€юсь, € имею дерзновение коснутьс€ здесьподобных предметов.

Ќе знаю, ошибочно ли мое мнение, но поскольку богу угодно было поособой своей милости и благоволению предписать нам и продиктоватьсобственными устами особый вид молитвы, мне всегда казалось, что мы должныбыли бы пользоватьс€ ею чаще, чем это делаем. » по моему убеждению, передедой и после еды, перед сном и после пробуждени€ и при всех обсто€тельствахвообще, когда мы обычно молимс€, христианам следовало бы читать Ђќтче нашї,если не в качестве единственной молитвы, то во вс€ком случае неизменно.÷ерковь может увеличить количество молитв, разнообразить их, наставл€€ нас втом или ином отношении по мере надобности: ибо € хорошо знаю, что сущностьих и предмет всегда одни и те же. Ќо этой именно молитве подобало бы отдатьпредпочтение, чтобы она посто€нно была у всех на устах. »бо не подлежитсомнению, что в ней сказано все необходимое и что она подходит дл€ всехслучаев жизни. Ёто единственна€ молитва, которой € пользуюсь неизменно, и €повтор€ю ее, вместо того, чтобы заменить другой.

Ѕлагодар€ этому ни одной молитвы € не помню так хорошо, как эту.

“еперь € думаю о том, откуда вз€лось у нас ошибочное стремлениеприбегать к богу во всех наших намерени€х и предпри€ти€х, призывать его вовсех наших нуждах и во всех делах, в которых нам по слабости нашей требуетс€помощь, не забот€сь о том, справедливы или несправедливы наши желани€, ивзывать к имени его и могуществу во вс€ком положении и во вс€ком деле, дажев самом порочном.

 онечно, он Ч единственный наш защитник, и в его власти все средства,чтобы нам помочь. Ќо, не говор€ уже о том, угодно ли ему будет удостоить нассвоей сладостной отеческой милости, он так же справедлив, как благостен ивсемогущ. » справедливость свою он €вл€ет чаще, чем всемогущество,благодетельству€ нам в меру ее требований, а не согласно нашим просьбам.

ѕлатон в своих законах указывает на три ошибочных суждени€ о богах: чтоих вовсе нет, что они не вмешиваютс€ в наши дела и что они ни в чем неотказывают нам, когда мы прибегаем к ним с молитвами, обетами ижертвоприношени€ми. ѕо его мнению, никогда не бывает, чтобы первое изназванных заблуждений прочно укорен€лось в человеке с детства до старости.ƒва других могут оказатьс€ более упорными [854].

—праведливость божи€ и его могущество нераздельны. “щетно призываем мысилу его к себе на помощь в неправом деле. ’от€ бы в то мгновение, когда мыобращаемс€ к нему с молитвой, душа у нас должна быть чистой и свободной отпорочных страстей; в противном случае мы сами подносим ему те бичи, которымион нас карает. ¬место того чтобы очиститьс€ от греха, мы удваиваем его,прибега€ к тому, у кого должны просить прощени€, с чувстваминеблагоговейными и полными ожесточени€. ¬от почему € не слишком восхищаюсьтеми, кто молитс€ богу особенно часто и усердно, если их поступки,совершаемые после молитвы, не свидетельствуют о раска€нии и исправлении:

 

si, nocturnus adulter,

Tempera sanctonico velas adoperta cucullo. [855]

 

» поведение человека, который сочетает гнусную жизнь с благочестием,кажетс€ мне гораздо более достойным осуждени€, чем поведение человека,верного себе во всем и всегда отвергает человека, упорствующего вкаком-нибудь важном грехе, и закрывает перед ним свои двери.

ћолимс€ мы по обычаю и по привычке или, вернее сказать, мы просточитаем или произносим слова молитв. ¬ конце концов, это всего-навсего личинаблагочести€.

ћне противно бывает, когда люди трижды осен€ют себ€ крестом во врем€benedicite [856]и столько же раз во врем€ благодарственной молитвы, а во всеостальные часы дн€ упражн€ютс€ в ненависти, жадности и несправедливости; итем более противно мне это, что сам € весьма почитаю крестное знамение,посто€нно осен€ю себ€ крестом и даже, зева€, крещу себе рот. ѕорокам свойчас, богу Ч свой; так люди словно возмещают и уравновешивают одно другим.ѕросто диву даешьс€, как это столь разные дела совершают они одно за другими с таким неизменным рвением, что при этом не заметно никакого перерыва,никакого изменени€ даже при переходе от одного к другому.

ѕоистине чудовищной должна быть совесть, котора€ остаетс€ невозмутимой,дава€ приют под одной кровлей, в столь согласном и мирном сообществе, ипреступнику и судье! „то может говорить о делах своих господу человек, укоторого на уме одно только распутство и который знает, сколь мерзостно онопред лицом всевышнего? ќн обращаетс€ к богу лишь дл€ того, чтобы тотчас жеснова пасть. ≈сли, как он увер€ет, мысль о божьем правосудии и ощущение егово врем€ молитвы поражают и потр€сают его душу, то, как бы кратко ни былораска€ние, один страх божий так часто возвращал бы его мысль к пока€нию, чтоон тотчас же побеждал бы угнездившиес€ и укоренившиес€ в нем пороки. Ќо чтосказать о тех, вс€ жизнь которых основана на том, что они пожинают плоды ивыгоды порока, зна€, что это смертный грех? ј сколько у нас зан€тий идолжностей по самой природе своей порочных! ќдин человек, открывшись мне,призналс€ в том, что всю свою жизнь исповедовал догматы религии и выполн€лее обр€ды, хот€ и отвергал их в душе, дл€ того, чтобы не утратить своеговысокого положени€ и почетных должностей.  ак хватило у него духу сделатьподобное признание?  аким €зыком говор€т эти люди, обраща€сь к правосудиюбожию? Ќе дано им право перед богом и перед нами ссылатьс€ на своераска€нье, ибо оно про€вл€етс€ лишь в чисто внешнем и поверхностномисправлении. »ли они дерзновенно решаютс€ просить прощени€, даже не помышл€€об искуплении и раска€нии? я полагаю, что с ними дело обстоит так же, как ис теми, о которых € говорил раньше, только упорство их труднее побороть. Ётапротиворечивость, эта столь внезапна€ резка€ переменчивость мнений, которуюони выказывают, притвор€€сь перед нами, кажетс€ мне каким-то чудом.

ќни €вл€ют нам душу в состо€нии невыносимой агонии.  аким извращеннымпредставл€лось мне воображение тех людей, которые в недавнее врем€ имелиобыкновение упрекать каждого, кто сохран€л €сность мысли, исповеду€католическую веру, €кобы в притворстве, да еще к тому же утверждать, Чпо-видимому, жела€ ему польстить, Ч что он лишь с виду католик, а в душе неможет не признавать истинной религию, реформированную на их лад!  акоедокучное и болезненное заблуждение Ч мнить себ€ столь мудрым, что даже недопускать мысли о возможности кому-либо другому думать совсем иначе! ј ещехуже то, что подобные люди полагают, будто этот другой готов переменчивостьземных судеб поставить выше надежд на вечное спасение и угрозы вечногопрокл€ти€. ќни могут мне поверить. »бо если в мои юные годы что-нибудь моглосовратить мен€, то честолюбивое стремление бросить вызов судьбе и преодолетьвсе опасности, св€занные с недавними событи€ми, сыграло бы здесьнемаловажную роль.

Ќе без достаточных оснований, думаетс€ мне, церковь запрещает слишкомсвободно, смело и неосмотрительно пользоватьс€ теми св€щенными ибожественными песнопени€ми, которые дух св€той вложил в уста цар€ ƒавида.ѕримешивать бога к делам нашим допустимо лишь с должным благоговением иосторожностью, проникнутой почитанием и уважением. √олос этот Ч слишкомбожественный, чтобы воспроизводить его только ради упражнени€ легких иудовольстви€, доставл€емого нашему слуху; эти слова должна повтор€ть совестьнаша, а не €зык. Ѕезрассудно было бы допускать, чтобы какой-нибудь приказчикиз лавки забавл€лс€ и развлекалс€ ими вперемешку со своими суетными ипустыми помыслами.

—толь же неразумно было бы позвол€ть, чтобы в общей зале или на кухневал€лись св€щенные книги, излагающие божественные тайны нашей веры. ѕредметстоль важный и достойный почитани€ нельз€ изучать в сутолоке и мимоходом.  нему надо приступать сосредоточенно и степенно, предпосыла€ изучению, вкачестве вступлени€, слова, которыми начинаетс€ церковна€ служба: Sursumcorda [857], и даже тело наше необходимо привести в положение,свидетельствующее об особом внимании и уважении.

Ёто зан€тие не дл€ всех и каждого: оно подобает лишь тем, кто посв€тилсеб€ ему, кто призван дл€ этого богом. ƒурным и невежественным люд€м онопринесет только вред. —в€щенна€ истори€ рассказываетс€ не дл€ развлечени€ Чей должно внимать благоговейно, смиренно и с почтением.  ак смешны люди,возомнившие, что сделали ее доступной народу, изложив на народном €зыке!—ловно ему достаточно разобратьс€ в словах, чтобы пон€ть все, что написано!я сказал бы даже больше: вместо того, чтобы приблизить простого человека ксв€щенной книге, они удал€ют его от нее. ѕолное незнание, во всемполагающеес€ на других, было более спасительным и более мудрым, чем этачисто словесна€ и пуста€ наука, питающа€ в люд€х самомнение и дерзость.

я думаю также, что в предоставлении каждому свободы распростран€тьслово божие на всевозможных €зыках гораздо больше опасности, чем пользы.≈вреи, магометане и почти все другие народы прин€ли и почитают тот €зык, накотором впервые открылись им тайны их веры. » не без основани€ у нихзапрещено замен€ть его каким-либо другим. ћожем ли мы сказать, что у басковили бретонцев найдутс€ судьи, достаточно сведущие дл€ того, чтобыустановить, правильно ли переведено —в€щенное писание на их €зык? ƒл€ церквивселенской вопрос этот, самый насущный и трудный. ¬ проповед€х и словесныхпоучени€х даютс€ толковани€ менее определенные, более свободные и текучие, ик тому же Ч по отдельным вопросам, так что это совсем не одно и то же.

ќдин из греческих историков-христиан справедливо порицает свое врем€ зато, что тайны христианской веры свободно распростран€лись тогда на площад€х,попада€ в руки каких-нибудь ничтожных ремесленников, и что каждый могобсуждать их и толковать по-своему. ќн говорит также, что дл€ нас, поблагодати божией обладающих чистейшими тайнами благочести€, Ч величайшийстыд допускать, чтобы тайны эти опошл€лись в устах простых и невежественныхлюдей, Ч ведь даже €зычники запрещали —ократу, ѕлатону и другим величайшиммудрецам говорить и рассуждать о предметах, порученных ведению дельфийскихжрецов. √оворит он и о том, что, когда государи берут ту или иную сторону вбогословских спорах, они бывают вооружены не религиозным рвением, но гневом,что рвение воодушевл€етс€ божественным разумом и справедливостью и потомувсегда спокойно и умеренно в своих про€влени€х, однако увлекаемое страстьючеловеческой, может превратитьс€ в ненависть и зависть, и тогда вместопшеницы и винограда оно производит плевелы и крапиву. ƒругой историк, дава€советы императору ‘еодосию, правильно указывал, что диспуты не столькоустран€ют несогласи€ в церкви, сколько возбуждают и воодушевл€ют еретическиеучени€, и что поэтому следует избегать вс€ческих споров и словопрений иопиратьс€ исключительно на предписани€ и догматы, установленные древними. јимператор јндроник, встретив у себ€ во дворце двух вельмож, споривших сЋопадием [858]по одному из важнейших вопросов нашей веры, сурово выбранил ихи даже пригрозил утопить в реке, если они тотчас же не перестанут.

¬ наши дни дети и женщины оспаривают мнени€ людей самого почтенноговозраста и наиболее умудренных в вопросах церковных законов, между тем какпервый же закон ѕлатона запрещал им даже осведомл€тьс€ об основани€хгражданских законов, которые дл€ них должны были €вл€тьс€ установлени€мибожественными. –азреша€ старцам обсуждать вопросы законодательства междусобой и с должностными лицами, этот платоновский закон добавл€ет: с тем,чтобы это не происходило в присутствии молодежи или непосв€щенных.

Ќекий епископ писал, что на другом конце света есть остров, у древнихназывавшийс€ ƒиоскоридой [859], который отличаетс€ здоровым климатом,плодородием, изобилует вс€кого рода деревь€ми и плодами и населен племенем,исповедающим христианство, имеющим церкви и алтари, украшенные одним лишькрестом без вс€ких других изображений. Ћюди эти тщательно соблюдают посты ипраздники, усердно плат€т дес€тину св€щенникам и столь целомудренны, что ниодин из них не может знать больше одной женщины за всю жизнь. ¬прочем, онитак довольны своей судьбой, что, жив€ на острове посреди мор€, не имеютпон€ти€ о корабл€х, и настолько простодушны, что ни слова не разумеют врелигиозном учении, которому так старательно следуют. Ёто могло быпоказатьс€ неверо€тным тому, кто не знает, что некоторые €зычники Чревностные идолопоклонники Ч о богах своих не ведают ничего, кроме их имен истатуй.

—таринное начало Ђћеланиппыї, трагедии Ёврипида, гласило:

 

ќ ёпитер! »бо ничего не знаю € о тебе,

 роме одного твоего имени [860].

 

¬ наше врем€ мне приходилось слышать жалобы на некоторые произведени€,которые упрекают за то, что содержание их Ч слишком человеческое ифилософское без вс€кой примеси богословских рассуждений. Ќо на подобныежалобы можно не без основани€ возразить, что божественному учению гораздолучше занимать особое место, подобающее ему, как царствующему игосподствующему; что оно всюду должно быть главенствующим, а не игратьподсобной и второстепенной роли; что рассуждени€ человеческого ифилософского характера подкрепл€ть примерами из грамматики, риторики, логикигораздо уместнее, чем из предмета столь св€щенного, и что их также лучшебрать из области театра, игр и публичных зрелищ; что божественныеустановлени€ рассматриваютс€ с большим уважением и почитанием, вз€тые вотдельности и в соответствующих им выражени€х, а не в св€зи с рассуждени€мио человеческом; что гораздо чаще грешат богословы, употребл€ющие слишкомземные слова, чем гуманисты, пишущие недостаточно возвышенно (философи€,говорит »оанн «латоуст, изгон€лась св€той наукой, как бесполезна€ служанка,не достойна€ видеть даже мимоходом, с порога, хранилище св€щенных сокровищнебесного учени€); что человеческой речи свойственны формы более низменные ией не подобают возвышенное достоинство, величие и царственность слова божи€.я бы предоставил ей говорить verbis indisciplinatis [861]о судьбе, предназначении, случайности, счастье инесчастье, о богах и употребл€ть другие, свойственные ей выражени€.

я предлагаю домыслы человеческие, и в том числе мои собственные, простокак человеческие, вз€тые обособленно, а не как установленные и упор€доченныенебесным повелением и потому не подлежащие сомнению и непререкаемые: это Чдело взгл€да на вещи, а не дело веры; как то, что € обсуждаю, согласносвоему разумению, а не как то, во что € верю по слову божию. ќни подобны темупражнени€м, которые задают дет€м и которые никак не поучительны, анаоборот, сами нуждаютс€ в поучении. ¬се это € обсуждаю с мирской точкизрени€, а не церковной, хот€ и в глубоко благочестивом духе.

» не следует ли считать основательным, во многих отношени€х полезным исправедливым предписание о том, чтобы по вопросам религии лишь счрезвычайной осторожностью писали все те, кто предназначен дл€ этого посвоему положению? ћне же, быть может, лучше всего не говорить о подобныхвещах.

ћен€ увер€ли, что даже те, кто не принадлежит к нашей вере, запрещают усеб€ употребл€ть им€ божие в повседневной речи. ќни не желают, чтобы импользовались дл€ призывов и восклицаний, дл€ кл€тв или сравнений, и €нахожу, что в этом они правы. ѕри каких обсто€тельствах ни призывали бы мыбога среди наших мирских дел и в общении друг с другом, Ч это должносовершатьс€ серьезно и благоговейно.

 ажетс€, у  сенофонта есть одно место, где он говорит, что нам следуетреже молитьс€ богу, поскольку не так легко привести свою душу в состо€ниесосредоточенности, чистоты и благоговени€, в котором ей следует находитьс€во врем€ молитвы. »наче молени€ наши не только тщетны и бесполезны, но дажегреховны [862]. ѕрости нам, говорим мы, как мы прощаем своим обидчикам. „тоэто значит, если не то, что мы отдаем ему свою душу, очищенную от вражды ижажды мщени€? » тем не менее мы обычно взываем к помощи божией даже вгреховных своих стремлени€х и молим его совершить несправедливость:

 

Quae, nisi seductis, nequeas committere divis. [863]

 

—купец молитс€ о сохранении своих суетных и излишних сокровищ,честолюбец Ч о победах, о возможности свободно отдаватьс€ своей страсти; ворпросит помочь ему преодолеть опасности и затруднени€, противосто€щие егозловредным замыслам, или же благодарит за легкость, с какой ему удалосьограбить прохожего. ” порога дома, в который грабители пытаютс€ проникнутьпо приставной лестнице или взломав замок, вознос€т они молитвы, пита€намерени€ и надежды, полные жестокости, жадности и сластолюби€:

 

Hoc ipsum quo tu Iovis aurem impellere tentas,

Dic agedum Staio: Pro Iuppiter, о bone, clamet,

Iuppiter! at sese non clamet Iuppiter ipse. [864]

 

 оролева ћаргарита Ќаваррска€ рассказывает о некоем молодом принце (и,хот€ она не называет его, легко догадатьс€, кто это), что, направл€€сь налюбовное свидание с женой одного парижского адвоката, он должен былпроходить мимо церкви, и вс€кий раз, дойд€ до этого св€того места, онпроизносил молитву [865]. ѕредоставл€ю вам самим судить, дл€ чего ему,преисполненному столь благих помыслов, нужна была помощь божи€. ¬прочем,королева Ќаваррска€ упоминает об этом в доказательство его исключительногоблагочести€. Ќо не один этот пример свидетельствует о том, что женщинысовершенно не способны рассуждать на богословские темы.

»стинна€ молитва, истинное примирение с богом не могут быть доступныдуше нечистой, да еще в тот миг, когда она находитс€ во власти сатаны. “от,кто призывает помощь божию в порочном деле, поступает так, как поступил бывор, залезший в чужой кошелек и в то же врем€ взывающий к правосудию, иликак те, кто упоминает им€ божие, лжесвидетельству€:

 

tacito mala vota susurro

Concipimus. [866]

 

ћало найдетс€ людей, которые решились бы открыто высказать то, о чемтайно прос€т бога:

 

Haud cuivis promptum eat murmurque humilesque susurros

Tollere de templis, et aperto vivere voto. [867]

 

¬от почему пифагорейцы требовали, чтобы люди молились публично и вслух,дабы у бога не просили они о вещах недостойных и неправедных, в таком,например, роде:

 

clare cum dixit: Apollo!

Labra movet, metuens audiri: Pulchra Laverna,

Da mihi fallere, da iustum sanctumque videri.

Noctem peccatis et fraudibus obiice nubem. [868]

 

Ѕоги выполнили неправедные молитвы Ёдипа дл€ того, чтобы жестокопокарать его за них. ќн молил о том, чтобы дети его силою оружи€ решилимежду собою спор о наследовании его престола, и имел несчастье бытьпойманным на слове. Ќе о том следует просить, чтобы все шло по нашемужеланию, а о том, чтобы все шло согласно требовани€м разума.

» в самом деле, кажетс€, что мы пользуемс€ нашими молитвами, словнокаким-то условным €зыком, подобно тем, кто св€тые и божественные словапримен€ет дл€ волшебства и магических целей, и что мы полагаем, будтодействие молитвы зависит от расположени€ и последовательности слов, от ихзвучани€ или от движений, которые мы делаем во врем€ молитвы. »бо с душой,полной вожделений, не затронутой раска€ньем или подлинным желанием вновьпримиритьс€ с богом, мы обращаем к нему эти слова, которые подсказывает нампам€ть, и надеемс€ таким образом искупить свои прегрешени€. Ќет ничего болеекроткого, ласкового и милосердного к нам, чем божественный закон: онпризывает нас к себе, как бы мерзостны и грешны мы ни были; он открывает намобъ€ти€ и принимает в лоно свое, как бы мы ни были гнусны, гр€зны иотвратительны и сейчас и в будущем. Ќо зато и мы должны взирать на негочистыми очами. ћы должны принимать это прощение с величайшей благодарностью,и хот€ бы в то мгновение, когда обращаемс€ к богу, ощущать всей душой своейотвращение к своим грехам и ненависть к страст€м, которые заставили наспреступить божий закон. Ќи боги, ни благомысл€щие люди, говорит ѕлатон, непринимают даров от злых [869].

 

Immunis aram si tetigit manus,

Non sumptuosa blandior hostia,

Mollivit aversos Penates

Farre pio et saliente mica. [870]

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 273 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1850 - | 1452 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.037 с.