Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ј. Ќ. Ћеонтьев общее пон€тие о де€тельности




¬ажность категории де€тельности не требует доказательства... ¬несение в психологическую науку категории де€тельности (Tatigkeit) в ее последовательно марксистском понимании имеет поистине ключевое значение дл€ решени€ таких капитальных проблем, как проблема сознани€ человека, его генезиса, его исторического и онтогенетического развити€, проблема его внут≠реннего строени€. ќно, наконец, единственно открывает воз≠можность создать единую научную систему психологических зна≠ний. <...>

ѕервый вопрос, на котором € остановлюсь,Ч это вопрос о значении категории де€тельности дл€ понимани€ детерминации психики, сознани€ человека.

¬ психологии известны два подхода к этой большой пробле≠ме. ќдин из них постулирует пр€мую зависимость €влений со≠знани€ от тех или иных воздействий на рецепирующие системы человека. ѕодход этот с классической, так сказать, €сностью нашел свое выражение в психофизике и физиологии органов чувств прошлого столети€. √лавна€ задача, на которую были.направлены усили€ исследователей, состо€ла в том, чтобы уста≠новить количественные зависимости ощущений как элементов сознани€ от физических параметров раздражителей, воздейству≠ющих на органы чувств. “аким образом, исходной дл€ этих иссле≠дований служила следующа€ принципиальна€ схема: Ђраздражи-тель-^субъективное переживаниеї.

 ак известно, психофизические исследовани€ внесли очень Ђажиый вклад в учение об ощущени€х, но известно также, что исследовани€ эти закрепл€ли субъективно-эмпирическое пони≠мание ощущений и логически неизбежно приводили к выводам ¬ духе физиологического идеализма.

Ќужно заметить, что тот же самый подход и соответственно;та же сама€ принципиальна€ схема сохранились и в дальнейших исследовани€х воспри€ти€, в частности в гештальтпсихологии. І1акоиец, в бихевиоризме, т. е. применительно к исследованию ■введени€, он выразилс€ в знаменитой схеме Ђстимул Ч реак-р€€а, котора€ до сих пор остаетс€ исходной дл€ позитивистских


психологических концепций, более всего распространенных сей≠час в зарубежной психологии.

ќграниченность подхода, о котором идет речь, состоит в том, что дл€ него существуют, с одной стороны, вещи, объекты, а с другой Ч■ пассивный, подвергающийс€ воздействи€м субъект. »наче говор€, подход этот отвлекаетс€ от того содержательного процесса, в котором осуществл€ютс€ реальные св€зи субъекта с предметным миром,Ч-от его де€тельности. <...>

—уществуют многие попытки преодолеть теоретические труд≠ности, создаваемые в психологии тем Ђпостулатом непосредствен≠ностиї, как называет его ƒ. Ќ. ”знадзе, который лежит в основе рассматриваемого подхода. “ак, подчеркиваетс€, например, что эффекты внешних воздействий определ€ютс€ не непосредственно самими воздействи€ми, а завис€т от их преломлени€ субъектом. — Ћ. –убинштейн в свое врем€ выразил эту мысль в формуле о том, что внешние причины действуют через внутренние услови€. ћожно, однако, интерпретировать эту формулу по-разному в за≠висимости от того, что подразумеваетс€ под внутренними усло≠ви€ми. ≈сли подразумеваетс€ изменение внутренних состо€ний субъекта, то этим в сущности не вноситс€ ничего нового. ¬едь лю≠бой объект способен измен€ть свои состо€ни€ и соответственно по-разному обнаруживать себ€ во взаимодействии с другими объектами. Ќа разм€гченном грунте будут отпечатыватьс€ следы, на слежавшемс€ Ч нет, голодное животное будет реагировать на пищу, конечно, иначе, чем сытое; а у человека, научившегос€ чи≠тать, полученное им письмо вызовет, конечно, другое поведение, чем у человека неграмотного. ƒругое дело, если под внутренни≠ми услови€ми понимаютс€ особенности активных со стороны субъекта процессов. Ќо тогда главный вопрос заключаетс€ в том, что же представл€ют собой эти процессы, опосредствующие воз≠действи€ предметного мира, отражающегос€ в голове человека.

ѕринципиальный ответ на этот вопрос состоит в том, что это процессы, осуществл€ющие реальную жизнь человека в окружа≠ющем мире, его общественное бытие во всем богатстве и много≠образии его форм, т. е. его де€тельность. <...>

Ќо что же мы разумеем, когда мы говорим о де€тельности?

≈сли иметь в виду де€тельность человека, то можно сказать, что де€тельность есть как бы мол€рна€ единица его индивиду≠ального быти€, осуществл€юща€ то или иное жизненное его от≠ношение, подчеркнем: не элемент быти€, а именно единица, т. е. целостна€ неаддитивна€ система, обладающа€ многоуровневой организацией. ¬с€ка€ предметна€ де€тельность отвечает потреб≠ности, но всегда опредмеченной в мотиве; ее главными образую≠щими €вл€ютс€ цели и соответственно отвечающие им действи€, средства и способы их выполнени€ и, наконец, те психофизиоло≠гические функции, реализующие де€тельность, которые часто со≠ставл€ют ее естественные предпосылки и накладывают на ее протекание известные ограничени€, часто перестраиваютс€ в ней и даже ею порождаютс€.


ћожет ли, однако, так понимаема€ де€тельность быть пред≠метом изучени€ психологии?

≈е различные стороны могут служить предметом изучени€ разных наук. —ейчас дл€ нас важно лишь одно: что де€тельность ие может быть изъ€та из научного психологического изучени€ и что перед психологией она выступает как процесс, в котором порождаетс€ психическое отражение мира в голове человека, т. е. происходит переход отражаемого в психическое отражение, а с другой стороны, как процесс, который в свою очередь сам управл€етс€ психическим отражением.

–ассмотрим самый простой процесс Ч процесс воспри€ти€ упругости предмета. Ётот процесс внешнедвигательный, с помо≠щью которого € вступаю в практический контакт, в практическую св€зь с внешним предметом и который может быть даже непо≠средственно направлен на осуществление практического деист* ви€, например на его деформацию. ¬озникающий при этом образ Ч это, конечно, психический образ, и соответственно он €в* л€етс€ бесспорным предметом психологического изучени€. Ќо бе≠да заключаетс€ в том, что, дл€ того чтобы пон€ть природу обраї за, € должен изучить процесс, его порождающий, а это в данном случае есть процесс внешний и практический. ’очу € этого или не хочу, соответствует или ие соответствует это моим теоре≠тическим взгл€дам, € все же вынужден включить в предмет моего психологического исследовани€ практическое действие. <., >

ƒл€ того чтобы возможно более упростить изложенное, мы вз€ли дл€ анализа самый грубый случайЧ порождение слепка-ощущени€ элементарного свойства вещественного предмета в услови€х практического контакта с ним. Ќетрудно, однако, по≠н€ть, что в принципе так же обстоит дело в любой человеческой де€тельности, даже в такой, как, например, де€тельность воз* действи€ человека на других людей.

»так, введение в психологию категории предметной де€тель≠ности ведет не к подмене предмета психологического исследова≠ни€, а к его демистификации. ѕсихологи€ неизменно включала в предмет своего исследовани€ внутренние де€тельности, де€тель≠ности сознани€. ¬месте с тем она долгое врем€ игнорировала вопрос о происхождении этих де€тельностей, т. е. об их дейст≠вительной природе. ѕеред психологией вопрос этот был постав≠лен, как известно, —еченовым, который придавал ему принципи≠альное значение. —ейчас в современной психологии положение о том, что внутренние мыслительные процессы происход€т из ¬нешних, стало едва ли не общепризнанным. »дею интернорпза-ции внешних процессов Ч правда, в грубо механистическом ее по≠ниманииЧмы находим в начале века у бихевиористов; конкрет≠ные исследовани€ этого процесса в онтогенезе и в ходе функцио≠нального развити€ были предприн€ты у нас Ћ. —. ¬ыготским, а в зарубежной психологии Ч ѕиаже и р€дом других авторов. ѕри всем несходстве общетеоретических позиций, с которых велись эти исследовани€, в одном пункте они сход€тс€: первоначально


внутренние психические процессы имеют форму внешних процес≠сов с внешними предметами; превраща€сь во внутренние, эти внешние процессы не просто мен€ют4 свою форму, но подвергают≠с€ и известной трансформации, обобщаютс€, станов€тс€ более сокращенными и т. д. ¬се это, конечно, так, но нужн© прин€ть во внимание два положени€, которые представл€ютс€ капитально важными.

ѕервое заключаетс€ в том, что внутренн€€ де€тельность есть подлинна€ де€тельность, котора€ сохран€ет общую структуру че≠ловеческой де€тельности, в какой бы форме она ни протекала. ”тверждение общности строени€ внешней, практической и вну≠тренней, умственной де€тельности имеет то значение, что оно позвол€ет пон€ть посто€нно происход€щий между ними обмен звень€ми; так, например, те или иные умственные действи€ мо≠гут входить в структуру непосредственно практической, матери≠альной де€тельности, и, наоборот, внешнедвигательные операции могут обслуживать выполнение умственного действи€ в структуре, скажем, чисто познавательной де€тельности...

¬торое положение состоит в том, что и внутренн€€ де€тель≠ность, де€тельность сознани€, как и люба€ вообще предметна€ человеческа€ де€тельность, тоже не может быть выключена из общественного процесса. ƒостаточно сказать, что только в обще≠стве человек находит и предмет потребности, которой эта его де€тельность отвечает, и цели, которые он преследует, и средства, необходимые дл€ достижени€ этих целей. <...>

ƒо сих пор речь шла о де€тельности в общем, о собиратель≠ном значении этого пон€ти€. –еально же мы всегда имеем дело с отдельными де€тельност€ми, кажда€ из которых отвечает опре≠деленной потребности субъекта, стремитс€ к предмету этой по≠требности, угасает в результате ее удовлетворени€ и воспроиз≠водитс€ вновь, может быть, уже в других услови€х и по отношению к изменившемус€ предмету. <...>

ќсновными Ђобразующимиї отдельных человеческих де€тель-ностей €вл€ютс€ осуществл€ющие их действи€. ƒействием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результа≠те, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. ѕодобно тому, как пон€тие мотива соотноси≠тельно с пон€тием де€тельности, пон€тие цели соотносительно с пон€тием действи€. <...>

 ак уже говорилось, де€тельность ие €вл€етс€ аддитивным процессом. —оответственно действи€ Ч это не особые Ђотдель≠ностиї, которые включаютс€ в состав де€тельности. „еловече≠ска€ де€тельность существует как действие или цепь действий. Ќапример, трудова€ де€тельность существует в трудовых дейст≠ви€х, учебна€ де€тельностьЧв учебных действи€х, де€тельность общени€ Ч в действи€х (актах) общени€ и т. д. ≈сли из де€тель≠ности мысленно вычесть действи€, ее осуществл€ющие, то от де≠€тельности вообще ничего не остаетс€. Ёто же можно выразить и иначе: когда перед нами развертываетс€ конкретный процесс Ч


рнешний или внутренний, то со стороны мотива он выступает в качестве де€тельности человека, а как подчиненный цели Ч в ка≠честве действи€ или системы, цепи действий.

¬месте с тем де€тельность и действие представл€ют собой подлинные и притом не совпадающие между собой реальности. ќдно и то же действие может осуществл€ть разные де€тельности, может переходить из одной де€тельности в другую; оно, таким образом, обнаруживает свою относительную самосто€тельность. ќбратимс€ снова к грубой иллюстрации: допустим, что у мен€ возникла цель Ч прибыть в пункт Ћ, и € это делаю; пон€тно, это данное действие может иметь совершенно разные мотивы, т. е, реализовывать совершенно разные де€тельности. ќчевидно, конеч≠но, и обратное, а именно, что один и тот же мотив может порож≠дать разные цели и соответственно разные действи€*.

¬ св€зи с выделением пон€ти€ действи€ как важнейшей Ђоб≠разующейї человеческой де€тельности нужно прин€ть во внима≠ние, что сколько-нибудь развернута€ де€тельность предполагает достижение р€да конкретных целей, из числа которых некото≠рые св€заны между собой жесткой последовательностью. »наче говор€, де€тельность обычно осуществл€етс€ некоторой совокуп≠ностью действий, подчин€ющихс€ частным цел€м, которые мо≠гут выдел€тьс€ из общей цели; при этом специальный случай со≠стоит в том, что роль общей цели выполн€ет осознанный мотив, превращающийс€ благодар€ его осознанию в мотив-цель. <...>

¬с€ка€ цель Ч даже така€, как Ђдостичь пункта јї,Ч объек≠тивно существует в некоторой предметной ситуации.  онечно, дл€ сознани€ субъекта цель может выступить в абстракции отїтой ситуации. Ќо его действие не может абстрагироватьс€ от нее Ч даже только в воображении. ѕоэтому, помимо своего ин-тенционального аспекта (что должно быть достигнуто), дейст≠вие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определ€етс€ не самой по себе целью, а предметными услови€ми ее достижени€. »ными слова≠ми, осуществл€ющее действие отвечает задаче; задача Ч это и есть цель, данна€ в определенных услови€х. ѕоэтому действие имеет особую сторону, особую его Ђобразующуюї, а именно спо≠собы, какими оно осуществл€етс€. —пособы осуществлени€ дей≠стви€ мы называем операци€ми.

“ермины Ђдействиеї и Ђопераци€ї часто не различаютс€. ќднако в контексте анализа де€тельности нх четкое различение совершенно необходимо. ƒействи€, как уже было сказано, соот≠носительны цел€м, операции Ч услови€м. ƒопустим, что цель остаетс€ той же самой, услови€ же, в которых она дана, изме≠н€ютс€; тогда мен€етс€ только и именно операционный состав ƒействи€ или (и это крайний случай) действие может оказатьс€ 1&овсе невозможным, и задача остаетс€ неразрешенной. Ќаконец,

√лавное, что заставл€ет особо выдел€ть операции, заключаетс€ 1 том, что операции, как правило, вырабатываютс€, обобщаютс€ [ фиксируютс€ общественно-нсторическн, так что каждый отдел ь-

«аказ 5162


ный индивид обучаетс€ операци€м, усваивает и примен€ет

»’. <..->

ƒействи€ и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. √енезис действи€ лежит в обмене де€тельност€ми, Ђинтрапсихологизаци€ї которого и порождает действие. ¬с€ка€ же операци€ есть результат преобразовани€ действи€, происход€щего в результате его включени€ в другое действие и наступающей его Ђтехнизацииї. —амой простой ил≠люстрацией этого процесса может служить формирование опе≠раций, выполнени€ которых требует управление автомобилем. ѕервоначально кажда€ операци€, например переключение пере≠дач, формируетс€ как действие, подчиненное именно этой цели и имеющее свою сознательную Ђориентировочную основуї (ѕ. я. √альперин). ¬ дальнейшем это действие включаетс€ в другое действие, имеющее сложный операционный состав, на≠пример в изменение режима движени€ автомобил€. “еперь пе≠реключение передач становитс€ одним из способов его выполне≠ни€Ч операцией, его реализующей^ и оно уже не может осуще≠ствл€тьс€ в качестве целенаправленного сознательного процесса. ≈го цель уже реально не выдел€етс€ и не может выдел€тьс€ водителем; дл€ него переключение передач психологически как бы вовсе перестает существовать. ќн делает другое; трогает авто≠мобиль с места, берет крутые подъемы, ведет автомобиль нака≠том, останавливает его в заданном месте и т. п. ¬ самом деле, эти операции могут вообще не касатьс€ водител€ и выполн€тьс€ вместо него автоматом. —удьба операций рано или поздно стано≠витс€ функцией машины. <...>

»так, в общем потоке де€тельности, который образует чело≠веческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим отражением про€влени€х, анализ выдел€ет, во-первых, отдельные де€тельности Ч по критерию различи€ побуждающих их мотивов. ƒалее выдел€ютс€ действи€ Ч процессы, подчин€ющиес€ созна≠тельным цел€м. Ќаконец, это операции, которые непосредственно завис€т от условий достижени€ конкретной цели.

Ёти Ђединицыї человеческой де€тельности и образуют ее макроструктуру. ќсобенности анализа, который приводит к их выделению, состо€т не в расчленении живой де€тельности на элементы, а в раскрытии характеризующих ее отношений. “акой системный анализ одновременно исключает возможность ка≠кого бы то ни было удвоени€ изучаемой реальности: речь идет ие о разных процессах, а скорее о разных плоскост€х абстракции. Ётим и объ€сн€етс€, что по первому взгл€ду невозможно судить о том, имеем ли мы дело в каждом данном случае, на≠пример, с действием или с операцией.   тому же де€тельность представл€ет собой в высшей степени динамическую систему, котора€ характеризуетс€ посто€нно происход€щими трансформа≠ци€ми. ƒе€тельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда оиа превратитс€ в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру Ч другую де€тельность;


наоборот, действие может приобрести самосто€тельную побуди≠тельную силу и стать особой де€тельностью; наконец, действие ћожет трансформироватьс€ в способ достижени€ цели, в опера- кию, способную реализовать различные действи€.

ƒинамизм, подвижность структурных единиц де€тельности выражаетс€, с другой стороны, в том, что кажда€ из них может становитьс€ более дробной или, наоборот, включать в себ€ еди≠ницы прежде относительно самосто€тельные. “ак, в ходе дости≠жени€ выделившейс€ общей цели может происходить выделе≠ние промежуточных целей, в результате чего целостное дробитс€ на р€д отдельных последовательных действий; это особенно характерно дл€ случаев, когда действие протекает в услови€х, затрудн€ющих его выполнение с помощью уже сформировав≠шихс€ операций. ѕротивоположный процесс состоит в укрупне≠нии структурных единиц де€тельности. Ёто случай, когда объек≠тивно достигаемые промежуточные результаты перестают вы≠дел€тьс€ субъектом, сознаватьс€ им в форме целей. <...>

—уществуют отдельные де€тельности, все компоненты кото≠рых €вл€ютс€ существенно внутренними; такой может быть, на≠пример, познавательна€ де€тельность. Ѕолее частный случай состоит в том, что внутренн€€ де€тельность, отвечающа€ позна≠вательному мотиву, реализуетс€ существенно внешними по своей форме процессами; это могут быть либо внешние действи€, либо внешнедвигательные операции, но никогда не отдельные их части. “о же относитс€ и к внешней де€тельности: некоторые из осуществл€ющих внешнюю де€тельность действий и операций могут иметь форму внутренних, умственных процессов, но оп€ть-таки именно и только как действи€ или операции в их недели≠мости. <...>

ƒе€тельность субъекта опосредствуетс€ и регулируетс€ психи≠ческим отражением реальности. “о, что в предметном мире выступает дл€ субъекта как мотивы, цели и услови€ его де€≠тельности, должно быть им так или иначе восприн€то, пред≠ставлено, пон€то, удержано и воспроизведено его пам€тью; это же относитс€ к процессам его де€тельности и к самому субъек≠ту Ч к его состо€ни€м, свойствам, особенност€м. “аким обра≠зом, анализ де€тельности приводит нас к традиционным темам психологии. ќднако теперь логика исследовани€ оборачиваетс€ так: проблема психических про€влений человека превращаетс€ в проблему их происхождени€, их порождени€ жизнью. <...>

“рудова€ де€тельность запечатлеваетс€ в своем продукте. ѕроисходит, говор€ словами ћаркса, переход де€тельности в форму поко€щегос€ свойства; при этом регулирующий де€тель≠ность психический образ (представление) воплощаетс€ в пред≠мете Ч ее продукте. “еперь, во внешней, экстериоризованной форме своего быти€, этот исходный образ сам становитс€ пред≠метом воспри€ти€: он осознаетс€.

| ѕроцесс осознани€ может, однако, реализоватьс€ лишь в IPї случае, если предмет выступит перед субъектом именно как


запечатлевший в себе образ, т. е. своей идеальной стороной. ¬ыде≠ление, абстрагирование этой стороны первоначально происходит в процессе €зыкового общени€, в актах словесного означени€; словесно означенное и становитс€ осознанным, а сам €зык ста≠новитс€ субстратом сознани€.

¬ыразим это иначе. Ћюди в своей общественной по природе де€тельности производ€т и свое сознание. ќно кристаллизуетс€ в ее продуктах, в мире человеческих предметов, присваиваемых индивидами, хот€ никакой физический или химический анализ их вещественного состава не может, разумеетс€, в них обнаружить его так же, как он не может его обнаружить и в чело≠веческом мозге. «а субъективными €влени€ми сознани€ лежит действительность человеческой жизни, предметность человеческой де€тельности.

 онечно, указанные услови€ и отношени€, порождающие человеческое сознание, характеризуют лишь услови€ его перво≠начального становлени€. ¬последствии в св€зи с выделением и развитием духовного производства, обогащением и технизацией €зыка сознание людей освобождаетс€ от своей пр€мой св€зи с их производственной де€тельностью.  руг сознаваемого все более расшир€етс€, так что сознание становитс€ у человека всеобщей, универсальной формой психического отражени€.

ќсновы теории речевой де€тельности. ћ, 1974, с. 5Ч20.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1404 - | 1435 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.