Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 арма Ч действи€ и их последстви€




Х ѕравильное понимание закона причины и следстви€ крайне важно. “олько тот, кто осознаЄт, что сам в прошлом создал причины дл€ сегодн€шних переживаний, а сейчас своими действи€ми непрерывно закладывает причины своего будущего, Ч может полностью нести ответственность за собственную жизнь. “олько посредством посто€нных позитивных действий мы создаем причины счасть€. ћы также сознаем, что действи€ других существ завис€т от многих причин и условий. “ак мы больше не воспринимаем трудные обсто€тельства слишком личностно. ќдновременно это ведет к очень обширному пониманию причины и следстви€, взаимозависимого возникновени€ всех вещей.

 

ѕричина и следствие Ч основа всех поучений Ѕудды

■ “ема кармы Ч причины и следстви€ Ч очень важна, так как она образует основу дл€ всех остальных поучений, данных Ѕуддой. ¬о врем€ первого ѕоворота  олеса ƒхармы он учил этому в контексте Ђ„етырех благородных истинї.

—огласно истине о страдани€х обусловленного существовани€, важно пон€ть, что всЄ, что мы сейчас переживаем, в сравнении с ќсвобождением и ѕросветлением, относитс€ к той или иной категории страдани€. –азличные виды страдани€, испытываемые в круговороте существовани€, объ€сн€ютс€ подробнее в следующем разделе.

ƒл€ того чтобы показать, как по€вл€етс€ страдание, Ѕудда объ€снил следующую истину о причинах страдани€. ≈сть две основополагающие причины: воЦпервых, все виды негативных действий и, воЦвторых, мешающие чувства. Ќегативные действи€ порождают соответствующее им следствие Ч различные виды страдани€ и трудностей, €вл€€сь, таким образом, в каждом отдельном случае непосредственной причиной страдани€. ¬ свою очередь, причинами этих негативных действий €вл€ютс€ мешающие чувства, а главное Ч базовое неведение.

ѕостепенно замен€ть негативные привычки на позитивные, до тех пор пока не будут исчерпаны все привычные тенденции, Ч вот путь к окончанию всех страданий, которому учил Ѕудда. ясно осознава€ причины проблем, можно положить конец всем трудност€м Ч ведь, измен€€ причины, обретаешь контроль над следстви€ми. Ѕудда дал это основополагающее поучение с той единственной целью, чтобы мы были способны окончательно преодолеть все страдани€ и достичь состо€ни€ действительной свободы. Ёто истина об окончании страдани€.

Ќо необходимо также знать способ достижени€ цели. ѕо этой причине по€вилась четверта€ истина о пути, ведущем к окончанию всех страданий. ѕуть можно описать следующим образом: надлежит лучше понимать закон причины и следстви€, развивать большую внимательность и учитьс€ видеть, как различные причины снова и снова ведут к трудност€м; необходимо измен€ть привычки, особенно те, которые какимЦлибо образом вред€т нам самим или окружающим. Ќужно развивать всЄ более сильное доверие к собственному уму и делать его стабильным и ясным. “огда мы научимс€ распознавать мешающие чувства, которые посто€нно побуждают нас к негативным действи€м.

Ѕлагодар€ регул€рной практике медитации мы создаем дистанцию, необходимую дл€ того, чтобы мешающие чувства больше нас не захватывали. ѕо€вл€етс€ понимание, что у нас всегда есть выбор, следовать за чувствами или нет, Ч и теперь мы будем осознанно закладывать только те причины, которые ведут к счастью, и избегать любых действий, принос€щих трудности Ч особенно в долгосрочной перспективе. Ёто ведет к стабильному, счастливому состо€нию ума. ќсознавание растет, и совершенно естественно по€вл€етс€ избыток сил, который мы задействуем дл€ блага других. Ќе пыта€сь Ђприберечьї хорошие впечатлени€ только дл€ себ€, мы будем делитьс€ ими с другими на основе сочувстви€ и мудрости.

ѕредпосылка дл€ этого Ч контроль над мешающими чувствами. Ёто означает развить внимательность в отношении собственного ума и всего окружени€. Ѕлагодар€ большей внимательности, или осознанности, мы замечаем помехи, возникающие в уме, еще на ранней стадии их развити€, и потому они уже не могут полностью захватить нас. ћы осознанно решаем больше не вкладывать никакой энергии в мешающие чувства, если они по€в€тс€, Ч вместо этого мы позвол€ем им растворитьс€. ƒействительно, если их отпускать, они не смогут играть на сцене ума дольше дес€ти минут, поскольку чувства питаютс€ только той энергией, которую мы сами в них вкладываем. Ѕез нашей поддержки у них не будет никакой власти над нами, и они должны быстро растворитьс€.

≈сли растет внимательность, мы также намного лучше понимаем ситуацию других. ¬едь ум неограничен Ч следовательно, мы всегда св€заны с другими. Ќевозможно отделить счастье друг их от собственного счасть€. ≈сли мы это понимаем, то благодар€ отказу от иллюзии независимой реальной сущности возникает мудрость.

Ђяї и Ђдругиеї, субъект и объект всегда завис€т друг от друга. ћы открываемс€ люд€м и одновременно понимаем, как в их жизни функционируют причина и следствие, карма. «десь сочувствие и мудрость соедин€ютс€. Ќа этом уровне, чтобы помочь пон€ть природу ума и всех €влений, Ѕудда дал высшие поучени€ о мудрости Ч они изложены, например, в текстах Ђѕраджн€парамитыї.

ћы продолжаем развивать качества сочувстви€ и мудрости, накаплива€ таким образом огромное количество хороших впечатлении и постепенно преодолева€ все иллюзии. ќт этого растет доверие к уму. Ќа основе этого довери€ к истинной природе ума можно затем работать с третьим уровнем ”чени€ Ч с поучени€ми о природе Ѕудды, котора€ присутствует во всех существах и обладает всеми совершенными просветленными качествами. Ёто показывает, что в буддизме работа с кармой €вл€етс€ фундаментом дл€ всех остальных методов. “олько тот, кто полностью перестает засевать семена трудностей и создает лишь причины посто€нного счасть€, сможет постепенно постичь природу ума.

 

«начение учени€ о карме

■ ≈сли читатель не хочет слишком много знать о карме, или законе причины и следстви€, счита€, что это слишком сложно, то ему достаточно основополагающего высказывани€ Ѕудды, что позитивные действи€ ведут к счастью, а негативные Ч к страданию. »збегать вредных действий и совершать только полезные Ч если этому сопутствует практика медитации, Ч означает закладывать причины дл€ достижени€ состо€ни€ неизменного счасть€, свободного от всех страданий. ¬от суть всех поучений о карме. ѕонима€ это, можно самосто€тельно решать, что переживать. ћы избавл€емс€ от всех тенденций возлагать на других ответственность за свою жизнь Ч теперь всЄ в наших руках.

ћногие люди думают, что за их проблемы ответственны внешние обсто€тельства, родители, общество или политики. Ѕудда же объ€сн€ет здесь принцип собственной ответственности: мы сами своими действи€ми определ€ем, что будем переживать. ≈сли мы приписываем внешним обсто€тельствам способность оказывать отдельное, независимое вли€ние на нас, счита€ его неотвратимым, Ч это значит, что мы придерживаемс€ ложного взгл€да. ћы сами засе€ли семена кармы, котора€ про€вл€етс€ во внешних обсто€тельствах. ћы создаем в собственном уме причины всех переживаний и своими действи€ми вли€ем на внешний мир. “енденци€ перекладывать ответственность за наши трудности на внешние обсто€тельства или других людей €вл€етс€ большим недоразумением Ч она обусловлена неправильным пониманием причины и следстви€.

≈сли дл€ решени€ какойЦлибо проблемы мы мен€ем только внешние обсто€тельства Ч например, партнера или окружение, то очень скоро она про€витс€ снова, поскольку не удален корень, а им в большинстве случаев €вл€етс€ привычка из прошлого. Ќова€ ситуаци€, в которую мы помещаем свой ум, есть не что иное, как дальнейшее созревание старой кармы. —ледовательно, любые проблемы прежде всего должны быть растворены в уме. “олько тогда необратимые изменени€ к лучшему смогут произойти во внешнем мире.

 

ƒруга€ ошибка Ч верить, что карма €вл€етс€ чемЦто вроде судьбы.  онечно, в наиболее общем смысле всЄ по€вл€етс€ из кармы; например, в трактате ¬асубандху Ђ—окровищница јбхидхармыї сказано: Ђ»з действий возникли различные мирыї. Ќо это не подразумевает, что всЄ уже предопределено. Ёто означает лишь, что каждый сам засевает семена своих переживании и что ничего не происходит без соответствующих причин и условии ѕричина и следствие работают безотказно. Ќо если бы все уже было предопределено, мы никогда не смогли бы изменить свои привычки, были бы полностью в их власти. ќднако это не так. даже совсем наоборот: чем лучше мы понимаем способ функционировани€ кармы, тем более эффективно можем вмешиватьс€ и измен€ть привычки. ћы получаем больше свободы.

 ак утверждают разные учител€, мы, люди, в среднем на 50% обусловлены своей кармой, непосредственными причинами переживаний, но 50% в наших действи€х Ч это свободное пространство. “о есть, мы можем измен€ть привычки и в первую очередь Ч услови€ созревани€ кармы. ѕока осознанно не развиваем свой ум, мы сильнее св€заны старыми привычками. Ќо чем больше мы работаем с умом, тем больше по€вл€етс€ свободного пространства. ≈сли различные аспекты взаимозависимого возникновени€ распознаютс€ полностью, это значит, что мы свободны от всех кармических вли€ний и обретено постижение природы всех €влений, полное ѕросветление.

ѕри этом важно понимать взаимодействие как можно большего числа аспектов взаимозависимого возникновени€. «десь всегда есть пр€мые причины, которые ведут непосредственно к соответствующему следствию, и непр€мые причины, или сопутствующие услови€, которые, хот€ и вли€ют на результат, но играют лишь второстепенную роль. ¬от один пример, иллюстрирующий это. —ем€ €вл€етс€ пр€мой причиной по€влени€ ростка и последующего развити€ растени€. —опутствующие услови€ Ч это п€ть элементов (земл€, вода, огонь, воздух и пространство), которые вли€ют на созревание семени. Ёти услови€ необходимы дл€ по€влени€ ростка, но всЄ же существует некое свободное пространство, поскольку они лишь косвенно задействованы в процессе формировани€ растени€.

Ќапример, применительно к заболевани€м различают кармические причины, а именно действи€ или сильные привычки из прошлого, которые устранить трудно, и сопутствующие услови€, такие как вли€ни€ окружающей среды, которые изменить относительно легко. ¬ этой св€зи важно знать, что карма, привод€ща€ к болезни, уже полностью растворилась в момент возникновени€ заболевани€. ѕоэтому не следует думать, что было бы хорошо продолжать страдать, чтобы очистить еще больше кармы. Ќужно предприн€ть всЄ возможное, чтобы поскорее избавитьс€ от болезни.

ќдним из примеров того, как легко перепутать причины и услови€, €вл€етс€ исследование мозга. ћногие ученые думают, что ум производитс€ мозгом. Ћогика показывает, что мозг, будучи материальным, никогда не мог бы породить такое нематериальное €вление, как ум, ведь они противоположны по природе. ј причина и следствие должны быть однородными. Ќапример, из семени пшеницы может вырасти только пшеница и ничто другое. Ќа самом деле, одно мгновение в континууме €сного и осознающего ума всегда €вл€етс€ пр€мой причиной следующего мгновени€. ћозг Ч это лишь сопутствующее условие, имеющее материальную природу, инструмент ума: Ч так, радиоприемник €вл€етс€ условием дл€ прослушивани€ радиоволн, а не причиной их по€влени€, в отличие от радиостанции.

 

ќтдельные аспекты кармы

■ —начала нужно правильно пон€ть принцип кармы. ƒл€ того чтобы помочь люд€м €сно понимать действи€ и их следстви€, Ѕудда дал очень обширные поучени€. „асто результаты действий созревают лишь по прошествии длительного времени, поэтому невозможно увидеть непосредственную св€зь между причиной, заложенной нами самими, и ее следствием. ƒл€ того чтобы прийти к этому пониманию, необходимо совершить промежуточный шаг Ч знать, что все наши действи€ оставл€ют в уме впечатлени€, которые сохран€ютс€ в так называемом ЂсознанииЦхранилищеї. ≈сли совпадают определенные услови€, эти кармические впечатлени€ созревают и про€вл€ютс€ во внешнем мире. “очно так же данные, введенные в компьютер, сохран€ютс€ на жестком диске и позже вывод€тс€ из пам€ти на монитор.

„тобы облегчить нам понимание кармы, Ѕудда дает поучение о дес€ти негативных действи€х, которых нужно избегать, и дес€ти позитивных действи€х, которые следует практиковать.

“ри из этих дес€ти пар действий касаютс€ тела:

Ј ≈сли убиваешь существ Ч создаешь в уме причину будущей короткой жизни со многими проблемами. ѕоэтому следует старатьс€ защищать жизнь, даже мелких животных.

Ј ≈сли воруешь Ч создаешь в уме причину будущей потери своего имущества. ѕоэтому следует щедро поддерживать других, дава€ им по возможности всЄ, в чЄм они нуждаютс€.

Ј ≈сли причин€ешь другим вред своим сексуальным поведением Ч создаешь в уме причину будущей св€зи с недоброжелательным партнером. ѕоэтому следует практиковать чистое поведение.

„етыре пары действий касаютс€ речи:

Ј ≈сли лжешь Ч создаешь в уме причины будущих скверных пересудов. ѕоэтому следует старатьс€ говорить правду.

Ј ≈сли клевещешь на других Ч создаешь в уме причину будущей разрушенной дружбы. ѕоэтому следует говорить то, что примир€ет людей друг с другом.

Ј ≈сли говоришь грубо или оскорбительно Ч создаешь в уме причину того, что сам будешь выслушивать много непри€тного. ѕоэтому следует говорить так, чтобы другим было при€тно слушать.

Ј ≈сли говоришь бессмысленно Ч создаешь в уме причину того, что твои слова не будут приниматьс€ во внимание. ѕоэтому следует говорить по возможности осмысленно, чтобы другие получали от этого пользу.

» еще три действи€, касающиес€ ума:

Ј ≈сли испытываешь жадность Ч создаешь в уме причину посто€нного недовольства и разочаровани€ от несбывшихс€ ожиданий. ѕоэтому следует быть довольным тем, что имеешь, и умерить потребности.

Ј ≈сли питаешь злобу Ч создаешь в уме причину страха и непри€зни. ѕоэтому следует развивать терпение и сочувствие.

Ј ≈сли придерживаешьс€ ложных взгл€дов Ч создаешь в уме причину тупости и многих других трудностей. ѕоэтому следует понимать основополагающие истины Ч например, о причине и следствии, об относительном и абсолютном.

»з этих дес€ти пар наиболее важны те, что св€заны с умом, поскольку они составл€ют основу дл€ действий речи и тела. ѕоэтому также говор€т: Ђ“о, что сегодн€ думаешь, завтра скажешь, а послезавтра сделаешьї.  роме того, немаловажно, какое мешающее чувство руководит нами во врем€ совершени€ поступка: желание, ненависть, неведение или чтоЦлибо еще. Ёто вли€ет на результат: им может быть или определенна€ форма существовани€ в одном из миров, или только окружение. —ледствием нашего поступка могут быть позитивные или негативные услови€, которые делают окружение, соответственно, при€тным или непри€тным. ѕри этом имеет значение, насколько часто мы поступаем именно так.

ƒействи€ могут быть либо сильные, либо слабые. —ледстви€ сильных действий созревают быстрее Ч в большинстве случаев уже в этой жизни; результаты слабых про€вл€ютс€ медленнее и обычно ощущаютс€ только в следующих воплощени€х.  онечно, нужно про€снить, что делает поступок сильным или слабым.

¬ целом есть четыре аспекта, которые его составл€ют:

1) основа (например, место) или объект действи€,

2) намерение или планирование действи€,

3) совершение действи€ или обращение к другим с просьбой его совершить,

4) удовлетворенность от сделанного.

≈сли имеютс€ все четыре аспекта Ч такое действие наиболее сильное, и его результат, позитивный или негативный, созревает быстро. ≈сли не хватает одного или нескольких пунктов, то действие будет слабее и следствие созреет медленнее. «начительно более сильным будет также действие, направленное на особенный объект Ч например, нашего учител€, родителей, людей, нуждающихс€ в помощи, или врагов. “очно так же на результат может оказывать вли€ние место, где мы действуем: в частности, более сильным будет поступок, совершенный там, где жили просветленные или где медитирует много людей, Ч например, в буддийском центре.

ƒл€ нагл€дности приведем небольшую историю. ќднажды Ѕудда Ўакь€муни пришел в город просить милостыню и встретил маленького мальчика. ѕораженный си€нием Ѕудды, ребенок хотел сделать ему подношение, но не нашел ничего, что можно было поднести. “огда он набрал в ладони песок и всыпал его Ѕудде в чашу дл€ пода€ни€.

јнанда, двоюродный брат и сопровождающий Ѕудды, задал ѕросветленному вопрос: ЂЌедавно ты учил о карме, св€зи действий и их следствий. –асскажи, пожалуйста, к какому результату приведет поступок этого мальчикаї. Ѕудда ответил: Ђѕоскольку объектом его щедрости был Ѕудда, мальчик, родившись через 200 лет, станет императором и будет управл€ть всем индийским субконтинентомї. Ёто предсказание сбылось, и мальчик стал великим ƒхармаЦцарем јшокой. “ак наличие особого объекта может значительно повли€ть на силу действи€.

—огласно еще одной классификации различают Ђкарму существовани€ї и Ђкарму обсто€тельствї. ѕри этом обе кармы могут быть хорошими, как у человека с благопри€тными услови€ми жизни, или плохими, как у животного, которое посто€нно вынуждено жить в страхе и панике, бо€сь быть съеденным своими Ђколлегамиї. Ќо возможна и смесь: например, бедный человек обладает хорошей кармой существовани€, но плохой кармой обсто€тельств. » наоборот: комнатна€ собачка √ь€лвы  арманы родилась с плохой кармой существовани€, но превосходной кармой обсто€тельств.

ќбычно действие ведет к результату определенного типа. Ќапример, благодар€ щедрости обретаетс€ богатство; благодар€ хорошему поведению Ч человеческое тело; благодар€ практике терпени€ Ч при€тное окружение, много друзей и так далее. ќднако можно достичь результата и в том случае, когда мы не действуем сами, но, например, радуемс€ полезным делам других. »ндийский мастер јтиша утверждал, что, раду€сь чужим хорошим поступкам, мы накапливаем в уме столько же позитивных впечатлений, сколько накопили бы, если бы совершили их сами. “ака€ радость сопричастности Ч сильное противо€дие от зависти и ревности, от всех форм эгоцентризма. Ёто очень эффективна€ и важна€ практика.

 

ѕричина и следствие в медитации

■ Ѕывает также, что мы действуем, но не достигаем результата. Ќапример, если во врем€ практики медитации ум совершенно отвлечен, ожидаемый эффект по€витьс€ не может.  акие бы усили€ мы ни прилагали, но если в медитации думать только о Ђвчераї и Ђзавтраї и не находитьс€ в том, что происходит Ђсейчасї, любое усилие будет напрасным.  онечно, мы не всегда полностью концентрируемс€ на практике, особенно в начале пути. Ќо всего п€ть минут сосредоточенной медитации дадут более сильный результат, чем целый час медитации в таком состо€нии, когда ум более или менее рассе€н. ѕоэтому в начале пути есть больше смысла в том, чтобы выполн€ть короткие сессии. Ѕлагодар€ тренировке способность концентрироватьс€ улучшаетс€ сама собой, так что сессии постепенно можно продлевать.

≈сли отвлечени€, по€вл€ющиес€ во врем€ практики, замечать воврем€, они не станов€тс€ проблемой. —ледует плавно возвращать ум к объекту медитации. ѕока мы вообще занимаемс€ медитацией или практикуем ”чение Ѕудды, такое отвлечение не означает, что медитаци€ прерываетс€.

ћы можем сразу же продолжить с того места, где отвлеклись. ћедитаци€ считаетс€ прерванной, только если ум полностью переключилс€ на другие вещи. “огда разумно сделать перерыв и начать снова со свежим умом.

ѕолезный метод Ч иметь под рукой лист бумаги и карандаш. Ёто поможет вам продолжать медитировать и не потер€ть ни одной важной мысли. »ногда, стоит нам освободить ум, в нем по€вл€ютс€ ответы на вопросы дн€ Ч раньше дл€ них не находилось свободного места. “о же самое касаетс€ внешних помех, вынуждающих нас ненадолго отвлекатьс€ от медитации: в них нет проблемы, пока ум может поддерживать св€зь с медитацией. —читаетс€, что практика не прервана, если подушка дл€ медитации осталась теплой. »ногда может оказатьс€ полезной, например, така€ записка: ЂЌад моей головой сидит јлмазный ”мї. ≈сли мы отвлекаемс€, один взгл€д на эту записку возвращает сознание к объекту концентрации (в этом случае к јлмазному ”му, очищающему аспекту всех Ѕудд). ¬ тибетском буддизме в практику всегда одновременно включены тело, речь и ум. ≈сли ум на врем€ отвлечен, мы можем продолжать накапливать хорошие впечатлени€ при помощи речи и тела.

”же на общем уровне внимательность к собственным действи€м €вл€етс€ важной предпосылкой дл€ медитации. ѕока не обретен контроль над внешним поведением, невозможно основательно работать с умом. ¬сем практикующим хочетс€ сразу же делать самые глубокие медитации, но сначала необходима основа Ч правильное поведение, то есть привычка не наносить вреда ни другим, ни самому себе и вести полезный образ жизни. ≈ще и по этой причине понимание принципа действи€ кармы €вл€етс€ очень важным дл€ медитации.

Ќа тонком уровне сильные впечатлени€ от негативных действий могут быть большим преп€тствием дл€ медитации на природу ума, потому что в таких услови€х ум не может развить достаточно довери€ к своей собственной природе. ќн почувствует себ€ хорошо с самим собой лишь после того, как мы накопим много позитивных впечатлений. “огда ум более стабилен, и проникающее видение его природы по€вл€етс€ легко. “аким образом два накоплени€ Ч заслуги и мудрости Ч чередуютс€ и очень тесно взаимодействуют. ≈сли же мы пренебрегаем полезными поступками, это взаимодействие не состоитс€. ћы также не сможем в большом объеме и в долгосрочной перспективе помогать существам освобождатьс€ от страданий. ƒействи€ Ѕодхисаттвы объ€сн€ютс€ в третьей главе Ђ–азвитие просветленного настро€ї.

 

ќчищение кармы

Х ћы получили €сное представление о действи€х и их последстви€х, и теперь важно удалить из ума негативные впечатлени€. ¬ этой св€зи мы увидели, как в мире людей можно измен€ть привычки и вли€ть на услови€ созревани€ кармы. ѕредпосылкой очищени€ €вл€етс€ осознание того, что мы с безначальных времен посто€нно совершали вредные поступки. ћы видим это совершенно €сно и хотим изменитьс€. ћы решаем больше не совершать негативного и по возможности поступать только позитивно. “аким образом отсекаютс€ все причины будущих страданий и создаютс€ основы счасть€.

¬ общем, каждое полезное действие €вл€етс€ противо€дием дл€ негативных действий.  роме того, Ѕудда дал особые методы, которые мощно удал€ют накопленные в уме впечатлени€. “аким средством, соответствующим второму циклу поучений, €вл€етс€ медитаци€ на пустоту, или на пространственную природу всех €влений Ч согласно текстам Ђѕраджн€парамитыї, она очищает в уме всю негативность, созданную на прот€жении целой мировой эпохи. ¬заимозависимое происхождение, то есть всевозможные переплетени€ причин, условий и следствий, а также пустота от независимого, истинного существовани€ Ч вот два неразделимых признака всех €влений. ѕодлинное понимание этой природы вещей расшир€ет взгл€д на причину и следствие, одновременно всЄ больше раствор€€ привычку прив€зыватьс€ к реальности переживаний. “олько полное познание взаимозависимого происхождени€ всех вещей приносит насто€щую свободу.

¬ јлмазном пути очищающа€ сила всех Ѕудд про€вл€етс€ в форме јлмазного ”ма (санскр. ¬аджрасаттва, тиб. ƒордже —емпа). ћедитаци€ на эту форму действует как промышленный пылесос, удал€€ все негативные впечатлени€ из сознани€Цхранилища. ѕри этом благодар€ сочувствию Ѕудд и нашей открытости созревание кармы так сильно ослабл€етс€, что потом мы переживаем только тени негативных впечатлений. ¬от как говорит об этом Ћама ќле Ќидал: Ђћы видим лишь хвосты животных, покидающих зоопаркї. »ногда нам сн€тс€ очистительные сны или по€вл€ютс€ другие переживани€, показывающие, что удал€ютс€ кармические семена, которые хранились в уме, как маленькие атомные бомбы, и позднее, при созревании, принесли бы большое страдание. Ёта специальна€ очистительна€ практика €вл€етс€ вторым из четырех Ђќсновополагающих упражненийї (тиб. нЄндро), о которых мы подробно расскажем ниже.

“о, как медитаци€ на ЅуддаЦаспекты очищает кармические впечатлени€ и завесы в уме, будет объ€снено в контексте основной части медитации. Ћишь когда удалены все завесы и даже самые тонкие привычные тенденции, достигаетс€ абсолютное состо€ние Ѕудды. “олько после рассеивани€ облаков, заслон€вших солнце, начинает си€ть его свет. “очно так же по мере очищени€ завес про€вл€ютс€ совершенные качества ѕросветлени€. —обственно смыслом медитации €вл€етс€ именно раскрытие возможностей ума, а очищение Ч необходима€ предпосылка дл€ этого. ≈сли практикующие переживают в медитации много €сности и радости, и одновременно уменьшаютс€ мешающие чувства и ограничивающие представлени€ Ч налицо признак того, что практика движетс€ в верном направлении.

“аким образом, мы рассмотрели некоторые важнейшие аспекты кармы, не претенду€ на полноту их раскрыти€. ƒанна€ область знани€ очень обширна и глубока, ведь одновременно с работой причин и следствий в потоке нашего ума происходит и посто€нное вли€ние существ друг на друга. Ёто взаимодействие карм также называетс€ сетью кармической обусловленности. ќдним из его аспектов €вл€етс€ то, что существа изЦза сходства их действий позже перерождаютс€ в одинаковых жизненных обсто€тельствах. Ёто называют Ђколлективной кармойї. Ќо даже одинаковые обсто€тельства ощущаютс€ и переживаютс€ индивидуально.

¬се аспекты кармы может пон€ть только полностью просветленный Ѕудда. ¬ ћаха€не, ¬еликой колеснице, объ€сн€ютс€ все аспекты взаимозависимого происхождени€ вещей в том виде, как Ѕудда изложил их, в частности, в Ђ—утре рисовых ростковї (содержитс€ в  ангьюре). ¬ ней показываетс€, что вещи, с одной стороны, про€вл€ютс€ согласно закону взаимозависимого происхождени€ и, с другой стороны, пусты от независимого существовани€. ≈сли развивать хорошее понимание кармы, то есть причины и следстви€, приближаешьс€ к истинной природе всех €влений.

 армические действи€ бывают трех видов: позитивные, негативные и неподвижные. ќни ведут к перерождению в Ђтрех сферах существовани€ї. Ќегативные действи€ вызывают перерождение в трех низших мирах: состо€ни€х паранойи, мирах духов и животных. ѕозитивные действи€ ведут к перерождению в трех высших мирах: людей, полубогов и богов. Ёти шесть миров объединены названием Ђсфера желанийї. “ак называемые неподвижные действи€ это удерживание ума в определенных состо€ни€х концентрации, не св€занных с глубоким проникающим видением. ќни ведут к перерождению в сферах Ђформыї и Ђбез формыї. Ёти три сферы вместе образуют весь круговорот, существование в котором всегда сопр€жено с тем или иным видом страдани€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 356 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1706 - | 1378 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.037 с.