Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроисхождение €зыка. ќбразование €зыков

Ћекци€ є 19

I. “еории происхождени€ €зыка.

II. ’арактеристика €зыков различных общественных формаций.

I. ¬опрос о происхождении €зыка €вл€етс€ одним из наиболее сложных и до конца не решЄнных в €зыкознании.

—уществующие теории происхождени€ €зыка относ€тс€ к двум област€м знани€ Ц к философии и филологии. ‘илософские теории объ€сн€ют роль €зыка в жизни человека и общества и раскрывают сущность €зыка. ‘илологические теории стрем€тс€ генетически объ€снить строение системы €зыка, прежде всего происхождение €зыковых форм и значений слов и предложений.

Ќа ранних этапах развити€ цивилизации возникла логосическа€ теори€ происхождени€ €зыка. ¬ соответствии с этой теорией в основе зарождени€ мира лежит духовное начало, дл€ обозначени€ которого древние употребл€ли термины Ђбогї, Ђлогосї, Ђслової, Ђдухї и др. —лово, по мнению представителей логосической теории, творило мир из хаоса. ¬ библейской традиции носителем Ђсловаї €вл€етс€ единый бог. ѕомимо божественного происхождени€, данна€ теори€ объ€сн€ет слово и как человеческое €вление. „еловеку передаЄт бог дар слова, человек сам начинает создавать слова. ѕо библейским пон€ти€м слово, созданное человеком по божественному вдохновению, исходит в виде имени. »мена признаютс€ старейшинами и способствуют распространению имЄн между людьми. Ѕожественную теорию €зыка разрабатывал греческий мыслитель ѕлатон, немецкие просветители ».√ердер, √.Ћессинг и др.

¬ XV-XVII вв. логосическую теорию происхождени€ €зыка смен€ет новый подход к рассмотрению €зыка, определ€емый философской доктриной общественного договора. Ёта доктрина провозглашала принцип соглашени€ по предмету интересов, в том числе и в отношении €зыка. ”тверждались познавательные способности человека, источником научных открытий, искусств и труда, преобразующего мир, провозглашаетс€ человек мысл€щий. ѕродуктом де€тельности человека признаЄтс€ и €зык. “аким образом, общественный договор строитс€ на понимании условности и немотивированности €зыкового знака.

¬ рамках доктрины общественного договора возникли три теории происхождени€ €зыка Ц звукоподражательна€, междометна€, теори€ трудовых выкриков.

¬ соответствии со звукоподражательной теорией первые слова первого €зыка подражали своими звучани€ми крикам животных и звукам природы. Ќо определЄнное количество звукоподражательных слов и производных от них, существующее в каждом €зыке (например, м€укать, ква-ква и др.), не может объ€снить по€вление названий других, Ђнезвучащихї предметов (стол, любовь и др.). ƒанную теорию отстаивали греческий философ ƒемокрит, √.Ћейбниц и др.

ћеждометна€ теори€ строилась на том, что первые слова по€вились из непроизвольных выкриков Ц первых междометий, возникших под вли€нием чувства. —огласно этой теории главной причиной возникновени€ €зыка €вл€етс€ чувственное воспри€тие мира, общее дл€ всех людей в силу единства человеческой природы. ƒействительно, в любом €зыке наблюдаютс€ междометные слова, но их немного и они не могли бы стать основой €зыка, к тому же в €зыке существуют слова, лишЄнные экспрессивно-эмоциональной окраски. ћеждометную теорию отстаивали немецкие учЄные я.√римм, √.Ўтейнталь, французский философ ∆.-∆.–уссо и др.

—воеобразным вариантом междометной теории €вл€етс€ теори€ трудовых команд и трудовых выкриков, предполагающа€, что междометный выкрик стимулировалс€ не чувствами, а мускульными усили€ми человека и совместной трудовой де€тельностью.

¬се три теории следуют единому принципу: необходимости доказательства об€зательности одной и той же звуковой формы дл€ всех людей одного коллектива. “аким образом, доктрина общественного договора провозглашала материальный, человеческий источник происхождени€ €зыка, но в целом происхождени€ €зыка не объ€сн€ла.

Ќовой теорией, возникшей в результате критики доктрины общественного договора, €вилась эволюционна€ теори€, предложенна€ немецкими учЄными ¬.√умбольдтом, ј.Ўлейхером и др. Ёта теори€ св€зывает зарождение €зыка с развитием мышлени€ первобытного человека, с потребностью конкретизации выражени€ его мысли. ѕо€вление €зыка, таким образом, произошло в результате развити€ чувств и разума человека. язык не только средство общени€ людей, он заложен в самой их природе и необходим дл€ духовного развити€ человека. –ассматрива€ €зык как нечто непосредственно заложенное в человеке, эта теори€ не отвечала на вопрос о внутренних механизмах перехода от до€зыкового к €зыковому состо€нию людей.

¬ первой трети XIX в. была развита ещЄ одна философска€ теори€ происхождени€ €зыка. ≈Є называют трудовой (трудмагической) или социальной теорией. Ёта теори€ изложена ‘.Ёнгельсом в Ђƒиалектике природыї в главе Ђ–оль труда в процессе превращени€ обезь€ны в человекаї. —огласно этой теории, по€вление членораздельной речи и €зыка включаетс€ в контекст биологического антропогенеза, генезиса общественной организации труда и социализации мышлени€, привод€щей к становлению сознани€.

ѕо Ёнгельсу, биологическое развитие человека приводит к возможности пр€мохождени€, а пр€мохождение открывает возможность использовать органы дыхани€ и пищеварени€ дл€ создани€ разнообразных звуков речи, которые при особом осмыслении могут стать членораздельными. —тановление членораздельной и осмысленной речи оказываетс€ реальным при формировании общества. »нициирующим источником развити€ общества €вл€етс€ целесообразный и разделЄнный общественный труд. Ќеобходимость согласовывать совместные действи€, оценивать сделанное диктует изобретение средства общени€. “.е. становление общественного труда совпадает с возникновением потребности в €зыке и в общественной мысли. Ќазначение €зыка, определЄнное потребност€ми общества, реализуетс€ в становлении форм речи, где звуки станов€тс€ осмысленными и потому членораздельными.

“еори€ происхождени€ €зыка, предложенна€ Ёнгельсом, €вл€етс€ теорией становлени€ общественной структуры как целого и €зыка как части этой структуры.

—ущественными сторонами общественной структуры €вл€ютс€: 1) общественное производство, основанное на разделении труда; 2) структура воспроизводства этноса как основы производства: 3) €зыкова€ структура, в которой происходит становление членораздельной речи из нечленораздельных сигналов; 4) структура общественного сознани€, возникающа€ на базе индивидуального мышлени€; 5) культура как отбор и передача из поколени€ в поколение важных дл€ жизнеде€тельности общества умений, навыков, материальных предметов и семиотических объектов, содержащих правила де€тельности.[1]

“рудова€ теори€ происхождени€ €зыка получила много подтверждений в ходе поступательного развити€ науки в XX-XXI вв.

ѕроисхождение €зыка относитс€ к архаической эпохе, отделЄнной от самой Ђглубиннойї реконструкции прот€жЄнными периодами. ѕоэтому все рассмотренные теории происхождени€ €зыка в известном смысле гипотетичны.

II. язык посто€нно измен€етс€, приспосаблива€сь к новым типам и формам общени€, в соответствии с развитием сознани€ и мышлени€ человека. ќдним из важнейших про€влений св€зи истории общества и истории €зыка €вл€ютс€ вы€вленные учЄными особенности, характеризующие €зыки определЄнных социумов, вз€тых в определЄнный момент своего развити€.

языки первобытной поры принадлежат тому же классу семиотических систем, что и любой современный €зык. языкова€ ситуаци€ первобытного племени характеризуетс€ множественностью и дробностью €зыков в рамках €зыковой семьи при отсутствии границ между €зыками. Ќа сравнительно небольшом пространстве сосуществовало множество родственных €зыков и диалектов. ¬ услови€х €зыковой непрерывности, когда один €зык плавно перетекает в другой, трудно определить, чем €вл€ютс€ два похожих соседствующих €зыковых образовани€: родственными €зыками или диалектами одного €зыка.

ƒл€ первобытной поры характерно быстрое изменение €зыков. ¬ бесписьменном обществе врем€ существовани€ одного €зыка могло быть очень непродолжительным.

ƒругой характерной чертой €зыков первобытно-общинного стро€ €вл€етс€ чЄтка€ дифференциаци€ внутри одного €зыка на подъ€зыки определЄнных социальных подгрупп: €зыки мужчин, женщин, шеек старейшин и т.п. Ёти €зыки могут различатьс€ не только по лексическому составу, но и по синтаксису, а иногда по составу фонем.

ѕервобытные €зыки отличаютс€ и большим количеством конкретной лексики, используемой носител€ми данных €зыков.

≈щЄ одну особенность первобытного общени€ составл€ет неразрывна€ св€зь вербальной коммуникации с невербальной, с использованием €зыка жестов.

“акже дл€ €зыков этого периода характерно повсеместное табуирование. “абу Ц это запрет на употребление тех или иных слов, выражений или имЄн собственных, св€занный с верой в возможность непосредственного воздействи€ на обозначаемый словом объект посредством €зыка. —уществовали табу, св€занные с охотой, рыболовством, страхом перед болезн€ми, смертью, верой в порчу. «апреты характеризовали разные социальные и возрастные группы: свои табу были у жрецов, воинов, охотников, женщин, шаманов и т.д.

ƒл€ €зыковых ситуаций в средние века характерно культурное дву€зычие, образуемое, с одной стороны, надэтническим €зыком религии и книжно-письменной культуры, а с другой Ц местным народным €зыком, обслуживающим обиходное общение, в том числе и отчасти письменное. ”потребление двух €зыков в пределах одной социальной общности с закреплением за ними определЄнных функций и сфер использовани€ называетс€ диглоссией. Ќапример, в средневековой ≈вропе существовала латинско-национальна€ диглосси€, согласно которой научные и деловые тексты создавались на латинском €зыке, а социально-бытовое общение осуществл€лось на одном из диалектов.

‘еодальна€ эпоха в истории человечества характеризуетс€ наибольшим количеством диалектных различий, св€занных с феодальной раздробленностью и обособленностью. ¬ этот период прекращаетс€ интенсивна€ миграци€ племЄн, котора€ была характерна дл€ первобытно-общинной поры; образуютс€ государства с более прочными границами. „асто границы феодальных земель совпадают с границами между различными диалектами. ƒиалект Ц это разновидность какого-либо €зыка, употребл€ема€ в качестве средства общени€ лицами, проживающими на одной территории. ¬месте с тем в период феодализма складываютс€ и первые наддиалектные формы общени€, на основе которых начинают формироватьс€ народные литературные €зыки.

ƒл€ позднего феодализма характерна и сложна€ иерархичность, строга€ регламентированность книжно-литературного общени€. “аковы черты самого феодального общества с его сложной консервативной социальной структурированностью: разделением на духовное и мирское, вассалов и сюзеренов, цехи и гильдии, ремесленников и купцов. —ложный этикет отношений между людьми, сложна€ система эстетических правил, условностей и приличий формируют особые средневековые семиотические системы.  ак заметил ƒ.—. ЋихачЄв, литературный этикет вызвал особую традиционность литературы, по€вление устойчивых стилистических формул, перенос целых отрывков одного произведени€ в другое, устойчивость образов, символов-метафор, сравнений и т.д. (ЋихачЄв ƒ.—. ѕоэтика древнерусской литературы. ћ., 1971. Ц —.108-109.)

ƒл€ средних веков характерно более пристальное и пристрастное внимание к слову.  нижные люди средневековь€ видели в слове ключ к познанию тайн быти€,записанных в св€щенных текстах. ¬ звуковом составе слова, в особенност€х начертани€, во внутреннем смысле составл€ющих слово морфем люди искали отражени€ сущности вещей.

языковое развитие в послефеодальное врем€ характеризуетс€ отчЄтливой тенденций к стиранию диалектных различий и сложению национального литературного €зыка с большим разнообразием коммуникативных функций.

Ќациональным €зыком называетс€ €зык, €вл€ющийс€ средством общени€ представителей одной национальности. Ќациональный €зык - это пон€тие социально-историческое, т.к. он складываетс€ одновременно с формированием нации, т.е. устойчивой общности людей. Ќациональный €зык обслуживает такой социум, который имеет единство территории, экономической жизни, психического склада, про€вл€ющегос€ в общности культуры. Ќаци€ как общественна€ и историческа€ категори€ возникает в эпоху подымающегос€ капитализма, в эпоху развити€ торговли, приобретени€ колоний и освоени€ международных сообщений.

— точки зрени€ внутренней структуры национальный €зык €вл€етс€ наследником народного €зыка, складывавшегос€ на основе нескольких диалектов, которые восход€т к племенным €зыкам. Ќапример, древнерусска€ народность возникла на базе объединени€ восточнослав€нских племЄн. ƒревнерусский €зык имел диалектные особенности, унаследованные от праслав€нской эпохи. –усска€ народность возникает на земл€х северо-восточной –уси. √оворы ћосквы и прилегающих к ней окрестностей восприн€ли и р€д южнорусских особенностей. ѕомимо этого, в составе русского литературного €зыка имеютс€ элементы старослав€нского €зыка, а также €зыков как «апада, так и ¬остока. јнглийский €зык, сложившийс€ на базе лондонского диалекта, включает в себ€ элементы англосаксонских диалектов (англов, саксов, ютов), а также датского и французского €зыков Ц €зыков народов, покор€вших англосаксов.

— образованием национального €зыка св€зывают высший этап в развитии функциональных систем €зыка. ѕон€тие высшего этапа определ€етс€ не всем национальным €зыком, а главным образом одной его ипостасью Ц национальным литературным €зыком. –азвитие капиталистических отношений, усиление роли городов содействуют распространению литературного €зыка и оттеснению диалектов. –азвита€ дифференциаци€ литературного €зыка соотнесена со всеми сферами человеческой де€тельности, что обеспечивает все основные типы общественной информации.

ќгромное вли€ние на €зык оказывают сильные социальные сдвиги и потр€сени€, в особенности революции. —амые заметные последстви€ революций Ц это переименовани€, по€вление огромного количества новых слов. Ѕолее серьЄзное воздействие революций на €зык св€зано с перемещением и смешением огромных масс населени€ в территориальном и социальном пространстве. Ќосители разных диалектов попадают в новую €зыковую среду, их речь начинает испытывать вли€ние чужой речи и сама оказывает подобное вли€ние на речь других. ѕроцессы такого рода ведут к ослаблению различий между разными формами существовани€ €зыка, к преобразованию его норм и стилистической дифференциации.

 

 

–екомендуема€ литература

учебна€:

1.  одухов ¬.». ¬ведение в €зыкознание. ћ.: ѕросвещение, 1979. Ц

с.53-67, 72-79.

2. ћаслов ё.—. ¬ведение в €зыкознание. ћ.: ¬ысша€ Ўкола, 1987. - с. 186-

195.

3. –еформатский ј.ј. ¬ведение в €зыкознание. ћ.: јспект ѕресс, 2001. - с.

457-466, 490-515.

дополнительна€:

1. ¬ендина “.». ¬ведение в €зыкознание. ћ.: ¬ысша€ Ўкола, 2002.- с.32-37.

2. ћечковска€ Ќ.Ѕ. —оциальна€ лингвистика: ѕособие дл€ студентов

гуманитарных вузов и учащихс€ лицеев. ћ.: јспект-ѕресс, 1996.

3. ќбщее €зыкознание: ‘ормы существовани€, функции, истори€ €зыка. ћ.,

1970.

4. –ождественский ё.¬. Ћекции по общему €зыкознанию. ћ.: ¬ысша€

Ўкола, 1990.

 

 


[1] –ождественский ё.¬. Ћекции по общему €зыкознанию. ћ.: ¬ысша€

Ўкола, 1990. Ц —. 30.

 

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
 лассификации €зыков | ‘ормы существовани€ национального €зыка
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 861 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1288 - | 1203 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.