Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћетод имитации





»митационное моделирование поведени€ Ч первоэлемент вс€ких ролевых игр, примен€емых в русле различных теоретических ориентаций: и в психоаналитических школах ј. јдлера и  . -√. ёнга, и в психодинамическом подходе, и в концепции личностно ориентированной психотерапии  . –оджерса, и гештальттерапии, и внаправлени€х бихевиористского характера. ћежду темследует заметить, что в истории психологическоймысли первенство в попытке объ€снени€ механизмов воздействи€ ролевых игр и разработке стратегии и тактики их осмысленного применени€ принадлежит психодраматическому направлению, созданному более 70 лет назад австрийским психиатром ƒж ћорено.
ƒжекоб ћорено был довольно загадочнойфигурой. ќнлюбил ореол тайны и, похоже, сознательно создавалего вокруг себ€. Ќачнем стого, что он неƒжекоб и не ћорено. ≈го насто€щее им€ якоб ћорено Ћеви (ћорено Ч это им€его отца, которое онсделал своей фамилией в эмиграции). ќн родилс€ то ли в Ѕухаресте, то ли на судне, переправл€вшемс€ через —редиземное море, то ли в 1889, то ли в 1890, то ли в 1892году. ƒа и относительномногих других эпизодов его биографии нет достоверных сведений. „то и говорить: маэстро психодрамы любил мистификации!
¬ своей жизни он: занималс€ философией и сотрудничал с  афкой, Ўелером, Ѕубером (через литературно-философскийжурнал Ђƒаймонї); писал стихи (издал два сборника Ч причем анонимно); разрабатывал собственную религию (Ѕиблию он называл Ђпсиходрамой Ѕогаї, асобственную позицию обозначалкак Ђпозитивную религиюї); создавал Ђтеатры импровизацийї; наконец, стал основателем таких направ лений, как психодрама, социодрама, социальна€ психиатри€ и др.
—огласно психодраматической концепции (и сэтим нужно согласитьс€) метод имитации реализуетс€ в следующих услови€х:
во-первых, подразумеваетс€, что клиенты представл€ют свои конфликты в некоем сценическом действии, а не рассказывают о них.  онкретизаци€ достигаетс€ также за счет того, что с помощью вспомогательных лиц (других, участников группы) и необходимых предметов, часто символических, моделируетс€ фактор окружающей среды;
во-вторых, разыгрываемое поведение должно быть аутентичным, т.е. воссозданное пациентом описание должно достоверно отражать психологическое состо€ние в момент развертывани€ событи€;
в-третьих, метод имитации в психодраме использует выборочное усиление (фокусировку), то есть фиксацию на определенных, конкретных, наиболее важных аспектах событи€;
в-четвертых, в отличие от реальной ситуации, где различные факторы €вл€ютс€ сдерживающими дл€ про€влени€ открытых эмоциональных реакций и новых форм поведени€, имитируемое событие €вл€етс€ защищенным и безопасным дл€ человека, что дает новый шанс психологической и социокультурной реинтеграции;

в-п€тых, процесс имитационного моделировани€ (в форме психодраматических игр) включает последовательность взаимосв€занных разыгрываемых эпизодов и возможность переходов к другим прошлым событи€м, которые каким-либо образом св€заны с актуализированным вначале событием.
Ќесмотр€ на то что метод имитации в насто€щее врем€ примен€етс€ в тренингах, базирующихс€ на разных концептуальных основани€х, наиболее глубоко его механизмы разработаны ƒж. ћорено.
¬ отличие от традиционных (прежде всего психоаналитических) подходов, согласно которым психологические проблемы имеют свои корни в интрапсихических процессах и потому воспроизведение реального контекста в психотерапии считаетс€ необ€зательным, концепци€ ƒж.ћорено опираетс€ на иной постулат психодинамическа€ и социокультурна€ подстройка к нежелательной естественной среде предполагает Ђприменение поведенческою моделировани€ экзистенциальных реалий с помощью ролевых игр в кабинете терапевтаї (ƒ.  иппер, 1993, с 29).
ћожно сказать, что акцент на интрапсихическом в психодинамическом подходе определ€лс€ работой с прошлыми событи€ми в пространстве дискурса, но не переходил в пространство физической реальности, а дж. ћорено предпочитал работать с прошлыми событи€ми именно в физическом пространстве.
ќ том, как бессмысленно бывает нести груз прошлых негативных событий, рассказывает Ђѕритча о т€желой ношеї, попул€рна€ среди психодраматистов (здесь приводитс€ эта притча в пересказе ѕитера  еллермана, слегка измененна€ нами).

” одногостранника была привычка брать какой-нибудь сувенир на том месте, где сним приключилось несчастье. ≈го путь был дальним, и мешок, в котором он нес все эти сувениры, становилс€ все т€желее, и боль в плечахстановилась все нестерпимее. ќднажды на пересечении дорог он встретил брод€чих актеров. “е спросили странника о том, почему у него такой т€желый мешок. ќн достал из мешка один сувенир и поведал историю, св€занную сним. Ќа актеров снизошло вдохновение, и они тутже представили эту историю в драматической манере. ¬скоре странник и сам включилс€ в представление, игра€ самого себ€ в драме своей жизни.
 огда все представлени€, св€занные с каждым из сувениров, были разыграны, брод€чие актеры предложили сложить из них монумент трудност€м, встретившимс€ страннику в пути. —коро пам€тник был готов, и путешественник пон€л, что может оставить его здеськак символ своей свободы.
ѕоблагодарив актеров, странник продолжил свой путь, ощуща€ внутри себ€ какой-то особенный свет, ибо он сбросил огромную ношу со своих плеч.

ќднако не следует думать, что в метод имитации должны входить все имеющиес€в арсенале практических психологов ролевые игры. ¬ широком смысле ролевую игру можно определить как метод психологического моделировани€ разнообразных систем человеческих отношений в процессе разворачивани€ определенных событий, направленный на изменени€ участников через организацию всевозможных ситуаций взаимодействи€.   ролевым играм можно отнести: 1) собственно ситуационно-ролевые игры; 2) игры- проживани€; 3) игры-драмы; 4) творческие игры; 5) спонтанно-импровизационные игры.
ћетоды имитации, активно используемые в тренингах, помимо значительной части психодраматических техник, в первую очередь включают в себ€ из этого списка только ситуационно-ролевые игры.
—итуационно-ролева€ игра подразумевает опору на реальное событие, произошедшее с кем-то из участников группы в прошлом, наличие достаточно €сной инструкции, заранее намеченных ролей, определенного (хот€ бы примерно) сюжета. –оли распредел€ютс€ обычно сознательно либо по общему согласию, либо в соответствии с мнением участника, чье событие стало предметом общего переживани€. ¬ процессе разворачивани€ событи€ тренер может вмешиватьс€, например задава€ те или иные вопросы исполнител€м. ѕри выполнении такой игры возможна трансформаци€ изначальной ситуации: то есть событие проживаетс€ еще раз в физическом пространстве тренинговой реальности, но уже по-другому.
¬ тренинге ситуационно-ролева€ игра служит эффективным методом моделировани€ ситуаций, позвол€ющим эффективно способствовать социализации и адаптации к обсто€тельствам жизни, нейтрализации стрессопорождающих нагрузок, и, следовательно, выступать средством оздоровлени€. ¬ажнейша€ функци€ ситуационно-ролевой игры заключаетс€, таким образом, в возможности отыграть болезненную дл€ человека ситуацию в достаточно безопасных в психологическом отношении обсто€тельствах и не только пережить (а значит Ч прожить) ее, приобрет€ уникальный опыт преодолени€ всех ее негативных воздействий, но и путем перебора и анализа найти оптимальный (во вс€ком случае Ч приемлемый) поведенческий паттерн, позвол€ющий справитьс€ с негативной ситуацией как в услови€х игрового моделировани€, так и в реальных жизненных услови€х.
–олевые игры изначально базировались на теории ролей, которую Ч каждый по-своему Ч разрабатывали ƒж. ћид, ƒж.Ћ. ћорено и –. Ћинтон. —ейчас ролевые игры примен€ютс€ очень широко Ч как
в направлени€х психотерапии, признающих катарсис (социометри€ и психодрама, гештальттерапи€, группы встреч, первична€ терапи€ янова и др.), так и в бихевиористской психотерапии. ¬ определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Ё. Ѕерна.
¬ тренинговых группах, ориентированных на личностный рост, самоЧ развитие и самопознание, ролевые игры также примен€ютс€ очень активно, хот€ и далеко не исчерпывают все игровое содержание зан€тий.
  важнейшим признакам ролевой игры, характеризующим ее как универсальное пон€тие, можно отнести: игровой контекст, включающий врем€ и пространство (игровую зону Ч психологическую, дискурсную или физическую), в границах которых осуществл€етс€ игровое действие; наличие ролей и их взаимодействи€ друг с другом; ту или иную степень вариативности развити€ сюжета; наличие целей и критериев успешности реализации действи€.


Ћ»“≈–ј“”–ј
1. ¬ачков ».¬., ƒер€бо —.ƒ. ќкна в мир тренинга. ћетодологические основы субъектного подхода к групповой работе. Ч —ѕб.: –ечь, 2004. Ч 272 с.
2. √риндер ƒ., Ѕэндлер –. »з л€гушек в принцы. Ч ¬оронеж: Ќѕќ ЂћќƒЁ ї, 1993. Ч 208 с.
3.  еллерман ѕ.‘. ѕсиходрама крупным планом. Ч ћ.: Ќезависима€ фирма Ђ лассї, 1998. Ч 240 с.
4.  иппер ƒ.  линические ролевые игры и психодрама. Ч ћ.: Ќезависима€ фирма Ђ лассї, 1993. Ч 224 с.
5. ћорено я. ѕсиходрама. Ч ћ.: јпрель ѕресс, »зд-во Ё —ћќ-ѕресс, 2001. Ч 528 с.
6. ѕсихотерапевтическа€ энциклопеди€ / ѕод ред. Ѕ.ƒ. арвасарского. Ч —ѕб.: ѕитер  ом, 1999. Ч 752 с.


¬ќѕ–ќ—џ » «јƒјЌ»я ƒЋя —јћќ ќЌ“–ќЋя
1. –аскройте содержание пон€ти€ Ђметод регрессииї в тренинге. ѕриведите примеры конкретного воплощени€ этого метода.
2. –аскройте содержание пон€ти€ Ђметод обмена опытомї в тренинге. ѕриведите примеры конкретного воплощени€ этого метода.
3. –аскройте содержание пон€ти€ Ђметод имитацииї в тренинге. ѕриведите примеры конкретного воплощени€ этого метода
4. ¬ чем особенности ситуационно-ролевой игры в тренинге?
5. Ќайдите в литературе конкретные техники работы с прошлыми событи€ми.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 553 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1237 - | 1206 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.