Многие люди искренне полагают, что «внешнее» первично по отношению к человеку. И поэтому из ребенка, как из пластилина, нужно что-то «вылепить», его, как пустую стеклянную банку, нужно чем-то «наполнить», в его голову, как в ячейку камеры хранения, необходимо нечто «вложить». Можно сказать, что у некоторых взрослых встречается «синдром папы Карло»: ребенок неосознанно уподобляется ими полену, из которого они планируют «выстругать» удобную для себя игрушку.
А ведь сам Алексей Толстой — автор бессмертного Буратино, очевидно, прекрасно понимал нелепость таких убеждений. Во всяком случае, фабула «Золотого ключика» их напрочь опровергает: достаточно вспомнить, как быстро — еще и не перестав быть поленом — Буратино начал наглядно демонстрировать несоответствие ожиданиям своего создателя и свое стремление стать самостоятельным субъектом.
Итак, если исходить из понимания человека как субъекта, то нужно признать идею о первичности внешнего для формирования важнейших качеств человека принципиально неверной. Поведение любого человека — это активность, направленная на реализацию самой главной человеческой потребности — потребности быть субъектом. Эта потребность определяет нацеленность на создание своего экологического мира, по отношению к которому человек будет «лежащим-в-основе». Иными словами, человек стремится освоить, «обжить» ту среду, в которой он оказался, сделать ее своим домом, несущим во всем его «отпечаток». В общем, «сделать мир своим». Это стремление сделать мир своим является действительно ведущей потребностью, поскольку оно «стоит за», лежит в основе всех остальных потребностей человека.
Принципиально важно, что человек стремится стать субъектом вовсе не потому, что этого требует окружающий мир. И не потому, что его субъектность старательно формируют взрослые. Просто такова его человеческая сущность: не будучи субъектом своего экологического мира, он не может быть подлинно Человеком.
Следовательно, субъектность нельзя создать путем специальных внешних воздействий. Ее можно пробудить, позвать. И прав был великий педагог Сухомлинский: «Ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который можно зажечь».
Можно привести такую аналогию.
Когда ребенок совсем маленький, мама, как правило, старается накормить его полезными, с ее точки зрения, продуктами. А он — очень часто — сопротивляется, отворачивается, выплевывает. Даже если удается заставить его проглотить навязанную еду, никто не гарантирует, что организм ее удержит и примет.
Ученые провели эксперимент: у нескольких детей была возможность выбирать из довольно большого количества пищевых продуктов и есть тогда и столько, когда и сколько захочется. Так вот: оказалось, что дети употребили ровно такое количество пищи, какое по нормативам им полагалось. Включая оптимальное количество витаминов и минеральных веществ.
Ведь всем известно, что потребность в пище — одна из самых важных физиологических потребностей! Зачем же ее специально формировать?
Так же обстоит дело и с потребностью быть субъектом. Эта потребность уже изначально есть в человеке. И другие люди могут лишь способствовать (или мешать) развиться субъектности. Задача психолога при работе с клиентами заключается в создании условий, при которых все три стороны субъектности (представления, отношения, умения) получили максимальное развитие. Что это значит?
Это значит, что нужно сделать все, чтобы человек сумел расширить представления о мире и о самом себе, выработал позитивные (принимающие) отношения к миру, другим людям и к себе и сформировал умения реализовывать эти представления и отношения в жизни.
Становление субъектности у каждого человека происходит своим собственным путем в соответствии с законом взаимодополнительности человека и мира. У кого-то этот путь оказывается длинным и извилистым, у кого-то он прям и очевиден. Идея взаимодополнительности человека с миром может быть замечательно проиллюстрирована старой притчей о кресте.
Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов — выбери себе тот, который тебе самому понравится». Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты и все ему казались слишком тяжелыми. Перемерив все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Господу: «Позволь мне взять этот». И Бог сказал «Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные».
Потребность стать субъектом есть у всех. Ведь это то же самое, что потребность стать человеком. Но, к сожалению, как не все становятся настоящими людьми, так не все превращаются в подлинных субъектов — творцов собственного экологического мира.