Перед вами учебное пособие, посвященное непростым вопросам психологии тренинговой работы. В настоящее время психологические тренинги настолько прочно вошли в арсенал практического психолога, что ему почти невозможно обойтись без них, если он, конечно же, хочет быть максимально эффективным. Вполне вероятно, что вы уже имеете личный опыт не только участия в тренинговых группах, но и ведения собственных тренингов. Тогда вам будет проще разобраться в психологических и методических тонкостях организации и проведения тренингов. Однако, если такого опыта у вас нет, предлагаемое пособие хотя бы в какой-то мере компенсирует недостаток знаний в этой области; при этом, разумеется, навыки и умения тренинговой работы вам придется развивать самостоятельно.
Прежде всего обратим внимание на то, что ниже речь пойдет о психологических тренингах в самом широком контексте – начиная от тренингов с детьми и подростками и кончая бизнес – тренингами и тренингами психотерапевтического характера. Разумеется, для каждой возрастной категории и для решения разных задач существуют свои специфические особенности реализации тренинговых методов. Но поскольку по статистике большинство психологических тренингов в нашей стране проводится с подростками и молодыми людьми, то и примеры использования методов тренинговой работы в учебном пособии в основном будут связаны именно с этими возрастными категориями.
Речь пойдет о наиболее общих из этих методов; при их описании мы будем указывать конкретные способы их применения при работе с разными группами. Вместе с тем, понимая тренинги достаточно широко и считая, что студенту необходимо иметь представление о тренинговой работе в целом, мы расскажем и тех методах, которые в рамках того или иного учреждения, в котором работает психолог, могут применяться лишь ограниченно.
Следует учесть, что содержание, методы и особенности ведения тренинга, типология тренинговых групп рассматриваются в данном учебном пособии через призму психологии субъектности как одного из наиболее перспективных современных научных направлений. Вместе с тем мы сознательно избегали сухого академического стиля изложения. Поскольку принцип метафоризации, по нашему мнению, является важнейшим для психологического тренинга, то и текст пособия по психологии тренинга оказался насыщен метафорическими историями, притчами, реальными случаями из практики.
Вторая часть учебного пособия включает около ста подробно описанных тренинговых игр и упражнений. Большинство из них является оригинальными разработками автора, часть – модификациями известных психологических техник. Здесь же помещены упражнения, созданные психологами, прошедшими в разное время авторский тренинг тренеров.
Пособие позволит студентам не только изучить теоретические и методические аспекты ведения психологического тренинга и познакомится с готовыми психотехниками, но и научиться самостоятельно разрабатывать тренинговые программы, а также создавать собственные оригинальные игры и упражнения.
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНИНГА: МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1
ТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Общее представление о тренинге
Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстродействующих форм психологической работы с группами. При этом тренинг должен включать, помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник, деловые и ролевые игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т. д., — иными словами, все те приемы, которые нацелены на формирование необходимых навыков. Именно тренинг среди других психологических методов позволяет реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
При этом до сих пор остается неясным, что же такое собственно тренинг. В качестве иллюстрации приведем следующую историю.
Одного опытного и известного психолога спросили:
— Когда вы ведете свои группы, вы занимаетесь лечением людей?
— Да, конечно, — ответил он.
— А может быть, все-таки вы помогаете им в личностномразвитии?
— Безусловно, — подтвердил он.
— Но люди, которые бывали в ваших группах, утверждают, что вы почти ничего не делаете и почти все время молчите!
— И это правда!
— Так в чем же секрет эффективности вашей работы!?
— Мне интересны люди. И я верю в их способность меняться.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев выделяют два понимания «практической психологии»: 1) практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественно-научного типа»; 2) практическая психология как «особая психологическая практика» где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995, с. 113—115).
Тренинг может пониматься и тем, и другим образом. В первом случае тренинг трактуется как своеобразный исследовательский метод в рамках которого конструируются и изучаются межличностные отношения или социальные феномены (весьма показательно, что первый тренинговый центр в Соединенных Штатах был назван Лабораторией тренинга). Во втором случае тренинг рассматривается как один из способов практической работы с психологическими характеристикам конкретных людей. Из разницы понимания сути тренинг и проистекают причины разных ожиданий от психолога-тренера. Особенно проблематично, когда сам тренер и заказчик придерживаются принципиально разных точек зрения на суть тренинга и не замечают этого.
Чтобы достаточно ясно ответить на вопрос о том, что же является самым главным в тренинге, пожалуй, не помешает обратиться к самом слову «тренинг». Очевидно, что заимствованное из английского язык слово «тренинг» одного корня с хорошо известной нам «тренировкой» В чем же суть любой тренировки? Во время тренировки человек делает то, что он тренируется делать. И не надо упреков в тавтологии! Ведь совершенно ясно: для того, чтобы научиться плавать, нужно плавать; и запускать воду в бассейн лишь после того, как все желающие сначала научатся плавать в сухой яме, — совершенно бессмысленно.
Но исходя из этого приходится возражать тем, кто утверждает (а это мнение довольно распространено), что тренинг — это «некая модель жизни», «способ конструирования реальности, похожей на настоящую». Никакая это не модель жизни! Чтобы научиться жить, надо начать жить! А значит, и тренинг должен стать частью жизни его участников.
Тренинг и другие мета-методы практической психологии
Так в чем же тогда состоит цель тренинга? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит задуматься о том, в чем вообще цель работы практического психолога. Конечно, в спорах об этом уже сломано немало копий. Мы слышали мнения о том, что целью работы психолога образования является: оказание психологической помощи, осуществление психологической поддержки, сопровождение, создание условий для оптимального развития ребенка, обеспечение психологического здоровья и т.д.. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что во всех этих позициях есть общее: глобальная цель (= мета-цель) любой психологической работы — развитие ребенка и позитивные изменения в его жизни. При этом часто психолог оказывается как бы в стороне от ребенка, помогая ему косвенно, не дожидаясь от него непосредственной просьбы об этом. Но ведь не менее часто клиенты психолога — дети и взрослые — идут к нему с явным запросом. Какой помощи в решении своих проблем, преодолении трудностей, с которыми они столкнулись, ожидают они от психолога?
Во-первых, клиент может просто запрашивать ту или иную психологическую информацию, которой ему не хватает для самостоятельного осуществления желаемых изменений. Базовое ожидание, которое может присутствовать и у старшеклассника, и у педагога. «Расскажите мне, что психологи думают по этому поводу». Например, сотрудник фирмы спрашивает у психолога. «Я в последнее время постоянно вступаю в конфликты со своими коллегами. Как вообще надо общаться, чтобы не конфликтовать?» В этом случае методом деятельности психолога будет информирование клиента.
Во-вторых, клиент может нуждаться в том, чтобы психолог не только предоставил информацию, но и помог связать ее с непосредственной ситуацией клиента, фактически поставил психологический диагноз и вместе с клиентом разработал проект(ы) необходимых изменений, осуществив которые клиент добьется желаемого. Базовое ожидание: «Объясни, как мне лучше поступить в этой ситуации», Например, нашего клиента может интересовать не просто «Как эффективно общаться с людьми?», а весьма конкретно — «Как мне наладить отношения с сотрудниками нашего отдела Х и у?». В данном случае основным методом деятельности психолога будет консультирование клиента.
В-третьих, клиент может хотеть, чтобы психолог не столько дал ему информацию или помог в разработке проекта необходимых изменений, сколько взял и произвел эти изменения — базовое ожидание: «Сделайте так, чтобы мне стало хорошо, помогите мне!» Скажем, психолог вынужден становиться фасилитатором (посредником) в разрешении конфликта между отцом и малолетним сыном. Или даже инициировать подключение к проблеме органов соцзащиты и властные структуры, если, например, вскрываются факты систематического насилия над ребенком в семье. В этом случае методом деятельности психолога будет непосредственно интервенция (вмешательство) в жизнь клиента (пока оставляем в стороне вопрос о том, насколько часто и в каких ситуациях этот метод стоит применять).
Наконец, в-четвертых, клиент может желать не столько избавиться от той или иной проблемы, сколько научиться самостоятельно решать ее в дальнейшем. Базовое ожидание: «Научите меня делать самому то, что сейчас не получается». Допустим, наш клиент прямо заявляет «Вы мне рассказали о том, как правильно общаться. Но я пока так не умею. Научите!» В этом случае методом деятельности психолога будет тренировка способности клиента осуществлять ту или иную деятельность.
Таким образом, с точки зрения запросов клиента (ребенка или взрослого), можно выделить четыре основных цели практической психологической деятельности и соответственно, четыре способа их достижения, которые могут быть обозначены как мета-методы деятельности психолога: 1) информирование, 2) консультирование, 3) интервенция и 4) тренинг.
Первые три мета-метода психологической работы являются способами решения актуальных проблем клиента и — обычно — на большее не претендуют. Что касается четвертого мета-метода, тренинга, то его принципиальное отличие от остальных заключается в том, что он направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы.
Очень важным, можно сказать, даже ключевым, моментом является то, что внутри тренинга психологом могут быть реализованы и информирование, и консультирование, и интервенция. Нужно только, чтобы эти методы не становились ведущими. Если это происходит, то тренинг как метод теряет свою специфику и превращается в нечто иное.