Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава шестнадцата€. —јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќќ—“№




 

—амосто€тельность выражаетс€ в высвобождении или восстановлении трех способностей: способности к сознаванию, спонтанности и близости.

—ознавание. —ознавание представл€ет собой способность видеть кофейную чашку и слышать пение птиц по-своему, а не так, как научили. — большой долей веро€тности можно предположить, что у взрослых и детей зрение и слух устроены по-разному и что в первые годы жизни в них больше эстетического и меньше интеллектуального. ћаленький мальчик с радостью смотрит на птиц и слушает их. ѕотом по€вл€етс€ Ђдобрый отецї и считает, что он должен Ђподелитьс€ї опытом и помочь сыну Ђразвитьс€ї. ќн говорит: ЂЁто сойка, а это воробейї. — того момента, как мальчик задумаетс€, где здесь сойка, а где воробей, он перестает видеть птиц и слышать их. ќн видит и слышит их так, как приучает его отец. Ќа стороне отца здравый смысл: мало кто может прожить жизнь, только слуша€ пение птиц, и чем раньше мальчик начнет свое Ђобразованиеї, тем лучше. ћожет, мальчик, когда вырастет, станет орнитологом. ќднако мало кто из людей сохран€ет способность видеть и слышать по-своему. Ѕольшинство утрачивают способность быть художниками, поэтами и музыкантами, потому что рано тер€ют способность видеть и слышать непосредственно; им приходитс€ все впечатлени€ получать из вторых рук. ¬осстановление такой способности и называетс€ Ђсознаваниемї. ‘изиологически сознавание есть эйдетическое воспри€тие, родственное эйдетическому воображению. ¬озможно, эйдетическое воспри€тие, по крайней мере у некоторых, существует также в области вкуса, обон€ни€ и ос€зани€; в результате по€вл€ютс€ художники в этих област€х: повара, парфюмеры и танцовщики. »х вечна€ проблема Ч найти аудиторию, способную оценить результаты их де€тельности.

—ознавание предполагает жизнь в насто€щем, а не где-то в прошлом или будущем. –ассмотрим в качестве иллюстрации пример, характерный дл€ американского образа жизни: человека за рулем машины, который спешит на работу. √лавный вопрос состоит в следующем: Ђ√де находитс€ сознание человека, когда тело его сидит за рулем?ї ћы имеем четыре типичных случа€:

√лавна€ забота человека, который дальше всех от Ђсознавани€ насто€щегої, Ч воврем€ приехать на работу. “ело его за рулем машины, но сознание уже у дверей кабинета, и из окружающего он воспринимает только преп€тстви€ на пути к воссоединению души и тела. Ёто Ќичтожество, главна€ забота которого Ч получше выгл€деть в глазах босса. ≈сли же он опоздает, то постараетс€ выгл€деть запыхавшимс€ и выбившимс€ из сил. –аспор€жаетс€ угодливый –ебенок, и его игра Ч Ђ—мотрите, как € старалс€ї. ¬ед€ машину, он практически полностью лишен самосто€тельности, и как человек скорее мертв, чем жив. ¬озможно, это наиболее благопри€тна€ почва дл€ развити€ коронарной недостаточности или гипертонии.

— другой стороны, Ѕрюзга озабочен не столько тем, чтобы приехать воврем€, сколько поиском уважительных причин дл€ опоздани€. ¬ его схему хорошо вписываютс€ различные непри€тные случайности, неработающие светофоры, неумелое вождение или глупость других водителей; в глубине души он приветствует этот вклад в игру своего м€тежного –ебенка или праведного –одител€ Ђѕосмотри, что ты со мной сделалї. ќн тоже не замечает окружающего, за исключением того, что пригодно дл€ его игры, так что он жив лишь наполовину. “ело его находитс€ в машине, но сознание непрерывно рыщет в поиске изъ€нов и несправедливостей.

ћенее распространен Ђестественный водительї, человек, дл€ которого вождение машины Ч любимое зан€тие и искусство. Ѕыстро и уверенно ориентиру€сь в потоке уличного движени€, он сливаетс€ со своей машиной. ќн тоже не замечает окружающего, дела€ исключение только дл€ обсто€тельств, бросающих вызов его мастерству, но очень хорошо сознает себ€ и свою машину, которую прекрасно контролирует, и в этом смысле он жив. “акое вождение формально представл€ет собой врем€препровождение ¬зрослого, от которого получают удовлетворение также –одитель и –ебенок.

„етвертый случай Ч это живой человек, который не торопитс€, потому что живет в насто€щий момент и полностью воспринимает окружающее: не только ощущение движени€, но также небо и деревь€. “оропитьс€ Ч значит видеть не окружающее, а что-то такое, что расположено дальше по дороге и еще неразличимо, или видеть только преп€тстви€, или только самого себ€. ќдин китаец уже садилс€ в поезд надземки, когда европеец заметил, что они сэконом€т 20 минут, если поедут экспрессом. “ак они и сделали. ј когда вышли у ÷ентрального парка, китаец, к удивлению своего друга, сел на скамью. Ђ„то ж, Ч объ€снил он, Ч поскольку мы сэкономили 20 минут, можно позволить себе немного посидеть и насладитьс€ прекрасным видомї.

„еловек, который сознает происход€щее, знает, что он чувствует, где находитс€ и который сейчас час. ќн знает, что после его смерти деревь€ будут расти, как и прежде, но он их уже не увидит; поэтому он хочет видеть их сейчас со всей остротой, на которую способен.

—понтанность. —понтанность означает возможность выбора, свободу самому решать, какие выражать чувства из возможного их набора (чувства –одител€, чувства ¬зрослого или чувства –ебенка). ќна означает свободу, свободу от принуждени€ играть в игры и испытывать только те чувства, которые в человеке воспитаны.

Ѕлизость. Ѕлизость представл€ет собой спонтанное, свободное от игр чистосердечное поведение человека, который со всею искренностью живет в насто€щем, сознава€ происход€щее, Ч свободно, эйдетически воспринима€ мир глазами неиспорченного –ебенка. ћожно экспериментально доказать, что эйдетическое воспри€тие пробуждает прив€занность, а откровенность мобилизует позитивные чувства, так что существует даже Ђодносторонн€€ близостьї Ч феномен, хорошо известный, хот€ и не под таким названием, профессиональным соблазнител€м, которые способны увлекать партнеров, не вовлека€сь сами. ќни делают это, побужда€ второго участника смотреть на них пр€мо и говорить свободно, тогда как соблазнитель или соблазнительница лишь делают вид, что испытывают такие же чувства.

ѕоскольку близость Ч преимущественно функци€ естественного –ебенка, хот€ имеет сложную психологическую и социальную основу, она не приводит к дурным последстви€м, если не вмешиваютс€ игры. ќбычно близости мешает стремление приспосабливатьс€ к вли€нию –одител€, что, к несчастью, случаетс€ сплошь и р€дом. ћаленькие дети (пока они свободны от вли€ни€) обладают природной способностью к истинной близости, что показано экспериментально.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 260 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1505 - | 1320 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.069 с.