Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕодчинение гендерным нормам: уступчивость, одобрение или идентификаци€?




’от€ в подавл€ющем большинстве случаев нашей реакцией будет почти автоматическое подчинение социальным нормам, бесспорно, существуют ситуации, когда мы этого не желаем. —оциальные психологи признают, что, если люди подчин€ютс€, это совсем необ€зательно означает, что они согласны с социальным договором. »ногда мы измен€ем свое поведение, чтобы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если в действительности их не приемлем. Ётот тип подчинени€ получил название уступчивость (желание избежать социального наказани€ и завоевать социальное одобрение), а основу его составл€ет нормативное давление.

”ступчивость (Compliance). “ип подчинени€ социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказани€ и получить социальное одобрение.

ќдобрение, интернализаци€ (Acceptance). “ип подчинени€ социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен.

»дентификаци€ (Identification). “ип подчинени€ социальным нормам, при котором человек повтор€ет действи€ ролевой модели.

 огда ƒиана посещает свою бабушку, то сталкиваетс€ с некоторыми неудобствами. Ќапример, в этом доме прин€то, что женщины во врем€ обеда подают мужчинам блюда, унос€т их гр€зную посуду, занимаютс€ уборкой. ƒиана не считает это правильным, но в доме своей бабушки делает,Ч ведь если она откажетс€, то обидит родственников. «а столом ƒиана обслуживает своего мужа, который соответственно ей подыгрывает. ќбычно муж ƒианы не ждет, пока женщины обслужат его, но дома у бабушки подчин€етс€ норме, остава€сь сидеть, вместо того чтобы помочь. Ётот пример иллюстрирует важный признак уступчивости: если угроза наказани€ за неподчинение отсутствует, то поведение становитс€ другим.

Ќередко бывает, что внутренне мы полностью соглашаемс€ с нормами, которым подчин€емс€. “акой тип подчинени€ называетс€ одобрением или интернализацией.  огда € была еще совсем ребенком, мать практически полностью обслуживала моего отца и выполн€ла все его приказы, говор€, что так и должно быть, потому что Ђмужчины главнее женщинї. ѕри этом она не просто внешне подчин€лась этой норме, но и внутренне принимала ее. „асто именно вли€нию информации мы об€заны тем, что принимаем социальные нормы и модели поведени€, не поддающиес€ трансформации из-за того, что человек в них безоговорочно верит. ќднако когда ситуаци€ социального контекста мен€етс€ (например, если женщина начинает зарабатывать деньги), то человек тоже может изменитьс€. ћо€ мать тоже изменилась и с тех пор больше не верит, что Ђмужчины главнее женщинї и что женщины должны делать всю работу по дому.

“ретий тип подчинени€, называемый идентификацией, имеет место, когда мы повтор€ем действи€ ролевых моделей просто потому, что хотим быть похожими на них. ¬ качестве примера можно привести мальчика, который восхищаетс€ своим традиционно мужественным отцом и постепенно впитывает большую часть его взгл€дов. ќдна из моих студенток описала, как в детстве идентифицировалась с героиней телевизионного сериала Ђћаленький дом в прерииї, которую звали ћэри:

"ƒо того как € начала смотреть Ђћаленький дом в прерииї, мен€, без сомнени€, можно было назвать сорванцом. ѕоложение дел изменилось, как только € начала смотреть Ђћаленький домї. я стала все мен€ть, лишь бы быть похожей на ћэри. я никогда не видела ћэри в шортах или штанах, она всегда носила чистое платье. “огда € тоже начала носить плать€ и стремилась быть аккуратной, чтобы не запачкатьс€.

ћэри старательно училась в школе, учитель любил ее, и, гл€д€ на нее, € тоже стала усердно заниматьс€. я с большей заинтересованностью начала относитьс€ к работе по дому. я видела, как ћэри помогает матери, и под вли€нием ћэри тоже начала готовить и накрывать на стол, даже когда мен€ об этом не просили. я помогала маме сортировать белье и вз€ла за привычку заправл€ть постель, поскольку заметила, что у ћэри постель всегда была аккуратно заправлена."

 ак отметил јронсон (Aronson, 1992), представлени€, св€занные с идентификацией, могут изменитьс€, если нова€ идентификаци€ сменит предыдущую (например, вы можете начать идентифицироватьс€ с группой сверстников больше, чем с отцом).  стати, девушка, котора€ в детстве настолько идентифицировалась с персонажем Ђћаленького дома в прерииї, некоторое врем€ спуст€ стала идентифицироватьс€ со своей матерью, деловой женщиной.

”ченые еще не знают, какой из процессов чаще заставл€ет людей подчин€тьс€ гендерным рол€м: уступчивость, одобрение или идентификаци€.   сожалению, эта тема пока мало разработана, но, по данным нескольких исследований, и мужчины и женщины сильнее выражают свою приверженность гендерным стереотипам на публике, чем среди близких людей (Eagly & Crawley, 1986; Eagly et al., 1981; Eisenberg & Lennon, 1983). Ёто скорее указывает на уступчивость, чем на одобрение или идентификацию. »сследование мужской роли, в котором вы€снилось, что традиционна€ мужественность находит слабое одобрение и поддержку (Burn & Laver, 1994; Thompson & Pleck, 1986), также указывает на важнейшую роль уступчивости в подчинении гендерной роли.

Ќормативное и информационное давление отнюдь не исключают друг друга.  ак утверждают ѕлеки соавторы (Pleck et al., 1993 b), именно те, кто одобр€ет и принимает традиционные гендерные роли (чаще в результате воздействи€ информационного давлени€), с большей веро€тностью подвергаютс€ социальному порицанию за их нарушение (нормативному давлению). » наоборот, со всех сторон обрушивающа€с€ на человека информаци€ о том, как хорошо подчинитьс€ гендерной роли, может повлечь за собой это подчинение даже при отсутствии одобрени€. ѕрежде всего человек хочет, чтобы общество его принимало.

Ћюди в разной степени привержены традиционным половым рол€м.  аган (Kagan, 1964) и  олберг (Kohlberg, 1966) отметили, что некоторые люди в высшей степени соответствуют физиологическим нормам дл€ соответствующего пола Ч полотипизированы (sex-typed) (например, предельно женственные женщины и крайне мужественные мужчины). ” них особенно сильна мотиваци€ выдерживать все свое поведение в рамках гендерно-ролевых стандартов. ќни подавл€ют в себе любое поведение, которое может быть расценено окружающими как несвойственное гендеру. ‘рейбл (Frable, 1989) обнаружил, что такие люди с большей готовностью воспринимали гендерные правила, диктующие надлежащее поведение мужчинам и женщинам в данной культуре. –азные подгруппы в структуре общества, так же как отдельные люди, могут различатьс€ по степени приверженности традиционным гендерным рол€м. ¬ некоторых религиозных общинах подчинение традиционным гендерным рол€м щедро поощр€етс€, тогда как в других предоставл€етс€ больше свободы. ƒжонс и ћакнамара (Jones & McNamara, 1991) обнаружили, что у искренне верующих людей (в отличие от тех, дл€ кого религи€ в первую очередь представл€ла собой источник комфорта) были более традиционные ценности в отношении женщин. Ћичностные отличи€ и разные способности не меньше вли€ют на приверженность к традиционным гендерным рол€м. “ак, математически одаренна€ женщина может продолжить свое обучение в области точных наук, хот€ это и не приветствуетс€ обществом, а маленький, тонкокостный мужчина вр€д ли станет заниматьс€ таким типично мужским видом спорта, как футбол.

Ќаконец, некоторые люди побывали в ситуаци€х, когда их отклонение от гендерных ролей вызвало сильный стресс Ч либо из-за того, что последовавшее наказание было действительно суровым, либо из-за того, что оно показалось таким, потому что произошло в период личностного дискомфорта. Ћюди с такими критическими переживани€ми гендерной социализации могут хотеть подчинитьс€ традиционным гендерным рол€м, поскольку негативные переживани€ особенно €рко запечатлелись в их пам€ти. (ѕока это не более чем гипотеза; € не встречала ни одного исследовани€, которое провер€ло бы ее.) Ќапример, одна из моих студенток рассказывала, что ее отцу при рождении дали им€ ћишель, а д€дю назвали Ќиколь.  огда они выросли, это вылилось в забавную ситуацию. ѕо ее словам, это два самых больших мачо из всех, кого она видела в жизни (между прочим, они сменили имена на Ђћайклї и ЂЌикї). Ќе исключено, что така€ приверженность традиционной мужской роли частично была реакцией на насмешки, которым они подвергались в детстве. Ќекоторые из моих студенток описали, как, сделав себе короткую стрижку, они через некоторое врем€ прикладывали все усили€, чтобы соответствовать женской роли. ¬от рассказ одной из них:

"ћне было восемь лет. ¬ школе намечалс€ карнавал, € одновременно и очень хотела пойти, и волновалась, а мама сказала, что отпустит мен€, только если € сделаю прическу. ќтец не пожалел денег и отвел мен€ к своему собственному парикмахеру сделать модную стрижку. Ќо когда € пришла на карнавал и встретила там маму, она бросилась в слезы и страшно накричала на отца за то, что тот Ђпозволил парикмахеру обкорнать ребенкаї. » еще четыре недели мен€ как минимум раз в день принимали на улице за мальчика. »менно тогда € и решила, что никогда больше не буду похожей на мальчишку, отрастила длинные волосы и стала носить только плать€. ћен€ потр€сло, когда в выпускном классе все сошлись во мнении, что у мен€ Ђскорее всего, будет дес€ть детейї."





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 357 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1439 - | 1396 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.