Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Подстройка к движениям




Став для вас партнером при беседе, человек обыч­но не сидит как истукан — он позволяет себе жес­тикуляцию, меняет позу, кивает или качает головой, мигает, и все это может быть предметом для подст­ройки. Подстройка к движениям более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание — это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно. Движение — относительно быстрый процесс, в этой связи от вас потребуется, во-первых, наблюдательность, и во-вторых, вам нужно заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознать ваши действия. Давайте сейчас под­умаем о том, какие движения легче отразить так, чтобы партнер этого не понял... Да, любые движе­ния; причем мы можем разделить их на большие, макродвиження (походка, жесты, движения головы, ног) и малые, микродвижения (мимика, мигание, мел­кие жесты, подрагивание).

Ответы из зала: Крупные движения легче заме­тить, чем мелкие. Мигание, наверное, никто не заме­тит.

С. Горин: Да, в основном вы правы, но я бы сказал, что походка относится к крупным движениям, но подстройку к походке партнер вряд ли заметит. А мимика — мелкое движение, но партнеру заметить подстройку к его мимике легко. Правы вы в том, что легче всего осознать подстройку к жестикуляции руками, пантомимике, поэтому начнем с тонкостей этого процесса.

Лучше всего подстраиваться к жестам рук парт­нера с помощью движений своих пальцев — отсле­живайте пальцами примерное направление движений рук партнера, делайте какую-то разницу в ампли­туде. Для этого вам даже не понадобится фантас­тическая скорость реакции. И еще одна возмож­ность — не копируйте движения рук партнера зер­кально, намечайте их, не заканчивая. Ну, вот Юра сейчас почесал правой рукой лоб. Для подстройки мне важно отразить направление, и мне не обяза­тельно завершать свое движение на лбу, достаточно погладить подбородок (трогает свой подбородок, Юра тоже начинает гладить подбородок). Да, отсо­единиться бывает не так-то просто (смех в зале). Из мелких движений хорошо выбрать для под­стройки мигание, этого никто не осознает. Мигайте с той же частотой, что и ваш партнер, а потом вы можете прекратить мигать, чтобы у партнера пре­кратилось мигание, или можете закрыть глаза, чтобы партнер сделал то же самое. И то, и другое спо­собствует наступлению гипнотического транса. Вы все это будете усваивать в упражнениях, но на будущее я вам хочу подсказать, что тренировать подстройку вы можете на лекциях, совещаниях, в любой компании, где вам стало скучно. В свое время я много выступал как нарколог на различных женсоветах, обществах борьбы за трезвость... Это было и развлечением и тренировкой, когда я ставил перед собой такое, например, задание: «Пусть все сидят и кивают головами». Этого добиваешься и прямой подстройкой, «одобряя» своим киванием чье-то уже имеющееся, и непрямой подстройкой, организуя ритм своей речи так, чтобы стимулировать чье-то намере­ние кивнуть. Как-то раз я тренировался, читая лек­цию о вреде алкоголя... Тренировка удалась как никогда, и после лекции я услышал лестный отзыв от одной слушательницы: «Я знаю все, что он говорит, я уже слышала это тысячу раз, но почему-то вос­принимаю это как откровение!»

Реплика из зала: В борьбе с пьянством вы, тем не менее, немногого добились...

C. Горин: Я в принципе ничего не мог там добиться. Если правительство решило, что народ должен пьянствовать, то у правительства больше возможностей манипулировать сознанием народа, чем у меня. Против государства не попрешь... Но вернемся к подстройке к движениям. Фильм моего детства «Колдунья» с молодой Мариной Влади был снят по мотивам рассказа Ивана Куприна «Олеся». В этом рассказе есть интересный фрагмент:

«... — Что бы вам такое показать? — заду­малась она.— Ну хоть разве вот это: идите впереди меня по дороге... Только смотрите, не оборачивайтесь назад.

— А это не будет страшно? — спросил я, стараясь беспечной улыбкой прикрыть боязли­вое ожидание неприятного сюрприза.

— Нет, нет... Пустяки... Идите. Я пошел вперед, очень заинтересованный опытом, чувствуя за своей спиной напряженный взгляд Олеси. Но, пройдя около двадцати шагов, я вдруг споткнулся на совсем ровном месте и упал ничком. — Идите, идите! — закричала Олеся. — Не оборачивайтесь! Это ничего, до свадьбы зажи­вет... Держитесь крепче за землю, когда будете падать. Я пошел дальше. Еще десять шагов, и я вторично растянулся во весь рост. Олеся громко захохотала и захлопала в ла­доши. — Ну что? Довольны? — крикнула она, сверкая своими белыми зубами.— Верите те­перь? Ничего, ничего!.. Полетели не вверх, а вниз. — Как ты это сделала? — с удивлением спросил я, отряхиваясь от приставших к моей одежде веточек и сухих травинок. — Это не секрет? — Вовсе не секрет. Я вам с удовольствием расскажу. Только боюсь, что, пожалуй, вы не поймете... Не сумею я объяснить... Я действительно не совсем понял ее. Но если не ошибаюсь, этот своеобразный фокус состоит в том, что она, идя за мною шаг за шагом, нога в ногу, и неотступно глядя на меня, в то же время старается подражать каждому, самому малейшему моему движению, так ска­зать, отождествляет себя со мною. Пройдя таким образом несколько шагов, она начинает мыслен­но воображать на некотором расстоянии впере­ди меня веревку, протянутую поперек дороги на аршин от земли. В ту минуту, когда я должен прикоснуться ногой к этой воображаемой ве­ревке, Олеся вдруг делает падающее движение, и тогда, по ее словам, самый крепкий человек должен непременно упасть... Только много вре­мени спустя я вспомнил сбивчивое объяснение Олеси, когда читал отчет доктора Шарко об опытах, произведенных им над двумя пациен­тами Сальпетриера, профессиональными кол­дуньями, страдавшими истерией. И я был очень удивлен, узнав, что французские колдуньи из простонародья прибегали в подобных случаях совершенно к той же сноровке, какую пускала в ход хорошенькая полесская ведьма...»

Как вы понимаете, подстройка к движениям давно известна узкому кругу колдунов. Заслуга эриксонианского гипноза в том, что этот навык стал до­ступен широким массам гипнотизеров. Я, правда, не думаю, что вам понадобится делать так, чтобы деловой партнер падал на ровном месте и ломал ногу... Или понадобится? Ну, тогда учтите, что Олеся сначала все же установила раппорт (герой Куприна «чувст­вовал напряженный взгляд») и только потом продемонстрировала фокус. И там есть еще одна тон­кость, о которой я говорить не буду. Итак, вам нужно усовершенствоваться в тех видах подстройки, которые вы узнали.

Упражнение №4. Выполняется в группах по три человека, «задача партнера А: удобно расположиться и поддерживать светскую беседу с партнером Б (тему беседы можете определить вместе; лучше, чтобы она была нейтральной, не требовала эмоционального вовлечения — погода, современные нравы и т. п.) Задача партнера Б: напрямую подстроиться к позе и движениям (в том числе микродвижениям) парт­нера А, использовать непрямую подстройку к его дыханию (лучше — с помощью темпа речи). Сде­лайте это за 2—3 минуты, потом начинайте вести партнера А так, чтобы получить видимый вами ре­зультат, который вы заранее определите для себя и партнеру сообщать не будете. Цель здесь должна быть конкретной: «Хочу, чтобы партнер закрыл глаза». Или: «Хочу хорошо подстроиться и понаб­людать за реакцией партнера на прекращение под­стройки».

Вопрос из зала: На то, что я перестану дышать?

C. Горин: Нет, на то, что я перестану говорить, мигать и жестикулировать. И задача партнера В: помогать партнеру Б, показывая ему своей рукой дыхание партнера А (расположитесь так, чтобы парт­нер А не видел ваших движений). Каждый из учас­тников выполняет по очереди все эти роли 2—3 раза. Общая цель упражнения: отработать навыки подстройки и начать вести партнера. Приступайте.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 411 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2579 - | 2265 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.