Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 артина мира




Ётот термин понимаетс€ большинством лингвистов как производный от всей совокупности представлений человека об окружающей действительности.

“ак как, познава€ окружающую действительность, мы создаем некую картину мира.

 онцептуальна€ картина мира.

—ам феномен так же древен, как и человек. “ем не менее, как нека€ реалии картина мира стала объектом исследовани€ сравнительно недавно.

ѕервые описани€ картины мира находим у физиков на рубеже 19-20 вв.

ѕервым об этом заговорил физик √ерц. Ќекие внутренние образы внешних предметов, из которых мы логическим путем можем получать сведени€ о характеристиках и поведении.

ƒальше его идею развивает физик ѕланк. –азграничил пон€ти€ практическа€ картина мира и научна€ картина мира (нека€ модель).

¬первые о €зыковой картине мира заговорил √умбальдт. »спользовал термин Ђ€зыковое мировидениеї.

 онцептуальна€ картина мира Ц некий глобальный образ мира, который €вл€етс€ результатом всей духовной активности человека и в ходе всех контактов с этим миром. ¬ еЄ формировании участвуют все психические стороны человека.

—амое существенное в формировании концептуальной картины мира- участие ¬—≈’ психических процессов человека.

¬сегда есть инвариантна€ часть, котора€ позвол€ет разным люд€м вообще понимать друг друга.

—уществует столько картин мира, сколько наблюдателей, т.е. людей.

ѕри всем этом многообразии их классифицировать можно на разных основани€х.

—емиотика

–азличные концепции знака. “ри основных.

«адолго до —оссюра древние греки понимали знак как двустороннюю сущность. ” них использовались термины обозначающие \ обозначаемое. ≈ще јристотель говорил, что им€ возникает тогда, когда звук становитс€ знаком. ” животных звуки тоже что-то выражают, но ни один из них не есть им€. —читаетс€, что из древних греков знаками занимались стоики, именно они определили двустороннюю сущность знака.

Ёта же иде€ раздел€етс€ многими современными €зыковедами.

√умбольдт: вопрос о знаке св€зан с проблемой единства €зыка и мышлени€\сознани€.  огда он говорил о родстве различных €зыков, объ€сн€л это сходством сознани€ людей, €зыкового сознани€ людей, соединение значени€ и формы в €зыковом знаке. Ћюди понимают друг друга, потому что с помощью слов они возбуждают сходные представлени€, а не потому что произнос€т одно и тоже. «вук Ц представитель какого-то предмета, но не его эквивалент.

¬ начале 20 века по€вл€етс€ семиотика Ц наука о знаках. »зучает различные типы знаков, операции над знаками и т.д.

–одоначальник Ц „арльз —андерс ѕирс.

ќ семиотике говорил и —оссюр.

ѕирс ограничиваетс€ изучением различных феноменов в повседневной жизни. —емиотика совпадает с логикой Ц науке о необходимых законах мышлени€. Ќе существует иной способности мыслить, кроме как с помощью знака. ћысль = знак. ѕирс дал широкое определение знака Ц знаком €вл€етс€ всЄ то, почему можно судить о чЄм-либо другом.

ѕирс также как и —оссюр принимает двустороннюю концепцию €зыкового знака и пытаетс€ показать, как эти две стороны св€заны.

»конические знаки Ц знаки, которые св€зана сходством с обозначаемыми ими объектами. ѕортреты, скульптуры, чертежи, планы. ћ≈“ј‘ќ–џ!

»ндексальные знаки Ц знаки, устанавливающие факт физической св€зи с неким предметом. —тук в дверь, молни€ и гром (молни€ Ц индекс, св€зан).

«наки символы Ц большинство знаков, св€зь двух сторон условна.

 арнап Ц знак Ц односторонн€€ сущность\форма выражени€. ѕриравнивает знак к выражению, исключает значение из знака. Ќельз€ познать целое, изуча€ только отдельные части. Ќельз€ переносить свойство части на свойство целого.

“ретье направление Ц идеи ћорриса. ¬ его работах семиотика предстает как самосто€тельна€ наука. ќн сто€л на позиции бихевиоризма. —тимул Ц реакци€ Ц бихевиористска€ схема. ќпредел€ет знак как целенаправленное поведение. «нак Ц сумма условий, достаточна€ дл€ формировани€ знака. ќпределение знака через отношени€.

«нак Ц отношение между знаконосителем и десигнатом.

¬ыдел€ет:

1)знаковое средство\знаконоситель

2)десигнат Ц на что указывает знак

3)воздействие, в силу которого о некое действие оказываетс€ дл€ интерпретатора знаком

4)сам интерпретатор

ћорис включает несколько проблем, которые привод€т к формированию трех разделов:

1) синтактика Ц изучает отношение знаков к знакам в рамках одной системы

2) семантика Ц отношени€ знаков к тем предметам, €влени€м, которые этим знаком именуютс€

3) прагматика Ц отношени€ знаков и интерпретаторов.

—овременное определение знака:

«наком называетс€ некий материальный\чувственно-воспринимаемый преднамеренно воспроизводимый предмет, который используетс€ дл€ передачи информации наход€щейс€ вне самого этого знака.

—войства знака:

1) материальны\чувственно-воспринимаемый

2) воспроизводимость (все знаки не создаютс€ каждый раз заново, а воспроизвод€тс€)

3) условность (знак конвенционален, его значение формируетс€ совместными усили€ми представител€ми поколени€)

4) информативность знака (способен передавать некое содержие)

5) противопоставленность (противопоставлен другим знаком)

6) репрезентативность (знак не €вл€етс€ частью предмета, он лишь на него указывает.)

возможно порождение одной системой знаков другой системы, могут быть св€заны отношени€ми гомологии (когда между системами устанавливаютс€ отношени€ коррел€ции Ц черный цвет Ц траур и т.д)

в чем отличи€ €зыка как знаковой системы от других систем

1) не€зыковые знаковые системы передают ограниченную информацию, при этом уже известную, а €зык Ц средство и создани€ и хранени€ и передачи любого мыслительного содержани€, отсюда и количественное и качественное богаство €зыка в отличие от других

2) сфера употреблени€. язык используетс€ во сферах человеческой де€тельность, поэтому развивает вариативность форм и значений, а сфера применени€ других систем ограничена

3) возникновени€ знаковых систем. ¬се прочие системы возникают в результате разовых соглашений. язык же возникает естественным путем, постепенно развиваетс€ в процессе своего функционировани€. язык Црезультат порождени€ различных исторических эпох, отсюда много избыточного, противоречий.

4) Ќаличие эмоционального компонента в знаках €зыка и его отсутствие в других системах.

5) язык антропоцентричен. јнтропоцентрический принцип - человек присваивает себе знаки €зыка при его использовании, т.е. пользуетс€ знаками как своими вещами J

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 487 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1370 - | 1224 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.