Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘актор икс




„то подразумевает требование равного признани€ Ч так это то, что когда мы стираем случайные и несущественные черты личности, остаетс€ некое важное человеческое качество, достойное некоего минимального уровн€ уважени€, Ч назовем это качество "‘актором икс". ÷вет кожи, внешний вид, общественный класс и богатство, пол, культурный багаж и даже природные таланты человека Ч все это случайные капризы рождени€, отнесенные к классу несущественных свойств. Ќа основании этих вторичных характеристик мы принимаем решени€, с кем дружить, на ком женитьс€ и с кем делать бизнес или от кого шарахатьс€ на общественных меропри€ти€х. Ќо в области политики мы требуем равного уважени€ ко всем люд€м на основе наличи€ у них "‘актора икс". Ћюбое создание, лишенное "‘актора икс", можно варить, есть, пытать, обращать в рабство или перерабатывать его труп, но совершивший это в отношении человека будет повинен в "преступлении против человечности". ћы признаем за существами Ч обладател€ми "‘актора икс" не только права человека, но Ч если они взрослые Ч и политические права, то есть право жить в демократическом обществе, где уважаютс€ их права на свободу слова, религии, собраний, союзов и участие в политике.

 руг существ, за которыми мы признаем "‘актор икс", всегда был одним из самых спорных вопросов в течение всей истории человечества. ¬о многих обществах, включа€ демократические в ранний период их развити€, "‘актором икс" обладало собственное подмножество рода человеческого; он не признавалс€ за людьми определенного пола, экономического класса, расовой и племенной принадлежности, людьми с низким интеллектом, инвалидностью, врожденными дефектами и так далее. ќбщества эти были сильно стратифицированы, некоторые классы обладали "‘актором икс" в большей или меньшей степени, другие не обладали им вообще. —егодн€ дл€ приверженцев либерального равенства "‘актор икс" обведен резкой красной чертой, включающей весь род человеческий, и он требует равенства в уважении дл€ всех, кто попадает внутрь, но тем, кто снаружи, приписываетс€ более низкий уровень достоинства. "‘актор икс" есть существо человека, самый смысл того, что значит быть человеком. ≈сли все люди фактически равны в достоинстве, то они должны все обладать "‘актором икс". “ак что же это за "‘актор икс" и откуда он беретс€?

ƒл€ христиан ответ прост и легок: от Ѕога. „еловек создан по образу Ѕожию, а потому обладает некоторой Ѕожественной св€тостью, что ставит людей на более высокий уровень уважени€, нежели все остальное творение. √овор€ словами папы »оанна ѕавла ¬торого, это значит, что "человеческа€ личность не может служить только средством или только орудием ни дл€ вида, ни дл€ общества; она имеет ценность сама по себе. „еловек есть личность. ќблада€ разумом и волей, он способен вступать в общественные отношени€, быть солидарным и отдавать себ€ равным себеЕ ƒобродетелью своей бессмертной души человек обретает такое достоинство даже в своем теле"[264].

Ќо допустим, что некто Ч не христианин (или вообще не верующий ни в каких богов) и не принимает допущени€, что человек создан по образу Ѕожию. ≈сть ли секул€рные основани€ считать, что люд€м положен особый моральный статус или особое достоинство? Ќаверное, наиболее знаменита€ попытка создать философские основы дл€ человеческого достоинства принадлежит  анту, который утверждал, что "‘актор икс" основан на способности человека к нравственному выбору. “о есть хот€ люди различаютс€ интеллектом, богатством, расой и полом, все они равно способны следовать или не следовать нравственному закону. Ћюди обладают достоинством, поскольку только у них есть свободна€ вол€ Ч не субъективна€ иллюзи€ свободной воли, но реальна€ способность преодолевать детерминизм природы и обычные законы причинности. »менно существование свободы воли привело  анта к хорошо известному заключению, что люди всегда должны рассматриватьс€ как цель, а не как средство.

ќчень трудно было бы люд€м, которые вер€т в материалистическую природу вселенной, Ч в это число входит подавл€ющее большинство ученых-естественников, Ч прин€ть кантовское пон€тие человеческого достоинства. ѕричина в том, что это заставило бы их прин€ть некоторый дуализм: существует параллельно царству природы некоторое царство свободы человека, и последнее не детерминировано первым. ѕочти все естественники утверждают: то, что мы считаем свободой воли, на самом деле Ч иллюзи€, и решени€, которые человек в конце концов принимает, можно проследить до материальных причин. „еловек решает делать то, а не это, потому что включаетс€ тот набор нейронов, а не этот, и эта последовательность включений нейронов может быть прослежена до исходного материального состо€ни€ мозга. ѕроцесс прин€ти€ решени€ у человека может быть сложнее, чем у всех животных, но нет резкой границы, отдел€ющей нравственный выбор человека от выбора, который совершают животные. —ам  ант не предложил никакого доказательства существовани€ свободной воли; он говорит только, что онаЧ необходимый постулат чистого практического рассуждени€ о природе и нравственности Ч а такой аргумент прожженный ученый-эмпирист вр€д ли примет.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 459 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1457 - | 1428 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.