Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оображение. ѕон€тие воображени€. ¬оображение Ц это способность человека к построению новых образов путем переработки представлений




ѕон€тие воображени€. ¬оображение Ц это способность человека к построению новых образов путем переработки представлений, приобретенных в прошлом опыте. ѕри этом новые образы не просто воссоздают уже имеющиес€, но конструируют их, соедин€€ в новых, непривычных, неожиданных сочетани€х и св€з€х. ѕреобразу€ образы и представлени€, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и замен€ющих ее.

¬оображение, так же как и воспри€тие, пам€ть, мышление, €вл€етс€ процессом познани€. ќно расшир€ет границы нашего опыта, продуциру€ новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помога€ предугадать последстви€ наших действий и соответственно выстроить адекватную схему поведени€. ¬ процессе реализации разных видов де€тельности (художественной, научной, трудовой, учебной) воображение стимулирует ее творческие аспекты, предвосхища€ конечный результат и помога€ ориентироватьс€ в этапах и средствах его осуществлени€. Ќе менее важной €вл€етс€ роль воображени€ в любой ситуации неопределенности, так как оно помогает создать и посто€нно модифицировать схему поведени€, замещающую и (или) создающую недостающие в реальности элементы. ¬оображение может предсказать и тенденции развити€ реальности, иногда задава€ направление и ориентиры дл€ этого пути. “ак, научна€ фантастика предсказала по€вление многих технических открытий, а художественные произведени€ послужили стимулом дл€ становлени€ новых этических норм и идеалов.

¬иды воображени€: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. ¬оображение характеризуетс€ активностью, действенностью и пассивностью.  лассификаци€ воображени€ основываетс€ на степени его активности, то есть возможности сознательно и произвольно направл€ть его ход и содержание. »сход€ из этого, выдел€ют пассивное и активное воображение. ¬ пассивном (непроизвольном) выдел€ют сон, грезы и мечты, в активном (произвольном) Ц репродуктивное и творческое воображение. ¬ этой последовательности каждый следующий вид воображени€ подразумевает все большую степень осознанности и управл€емости.

–азличие активности и пассивности €вл€етс€ различием в степени намеренности и сознательности. ¬ пассивном воображении смена образов происходит непроизвольно. ¬ самых низших своих формах воображение про€вл€етс€ в непроизвольной трансформации образов, котора€ совершаетс€ под воздействием мало осознаваемых потребностей, влечений независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. ќбразы воображени€ как бы самопроизвольно трансформируютс€, всплыва€ перед воображением, а не формируютс€ им, при этом еще нет собственно оперировани€ образами. ¬ чистом виде така€ форма воображени€ встречаетс€ лишь в предельных случа€х на низших уровн€х сознани€, в дремотных состо€ни€х, в сновидени€х.

¬ активном воображении образы сознательно формируютс€ и преобразуютс€ в соответствии с цел€ми, которые ставит себе сознательна€ творческа€ де€тельность человека. јктивное воображение может быть продуктивным, т.е. творческим, и репродуктивным, воссоздающим. –епродуктивное воображение имеет в своей основе создание системы образов, соответствующих описанию. ѕродуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самосто€тельное создание новых образов, которые реализуютс€ в оригинальных и ценных материальных продуктах.

—новидени€ Ц один из видов пассивного воображени€. —новидени€ возникают непреднамеренно, при ослаблении де€тельности сознани€, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

√аллюцинации Ц непреднамеренное пассивное воображение Ц возникают при патологических расстройствах сознани€.

√резы Ц преднамеренно вызванное пассивное воображение, образы фантазии, не св€занные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. ¬сем люд€м свойственно грезить о чем-то, радостном, при€тном, заманчивом, в грезах легко обнаруживаетс€ св€зь продуктов фантазии с потребност€ми. Ќо если в процессах воображени€ у человека преобладают грезы, то это свидетельствует о пассивности личности и €вл€етс€ недостатком развити€. ѕассивное воображение характеризуетс€ созданием образов, которые не воплощаютс€ в жизнь либо из-за недостатка активности и целенаправленности в де€тельности субъекта, либо из-за полного отсутстви€ возможностей и средств их реализации. ¬идени€, которые €вл€ютс€ человеку во сне или в бреду, совершенно не завис€т от его желани€ (или нежелани€) видеть именно этот образ. “очно так же мы не можем направл€ть содержание сна, которое часто расплываетс€ в пам€ти, оставл€€ лишь смутные воспоминани€ о приснившемс€.

√резы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, при€тные дл€ него картины. јутистическое мышление, о котором говорилось в предыдущем параграфе, помогает воображению, стро€ различные, наиболее желаемые и благопри€тные варианты развити€ событий, хот€ и весьма далеких от реальности (воздушные замки). Ѕолее активный вариант грез Ц мечты как образ желаемого будущего, но уже гораздо более реального и св€занного с действительностью, чем грезы. ћечты обычно человек стараетс€ воплотить в жизнь, здесь возможна сознательна€ регул€ци€ вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.

јктивное воображение, как упоминалось выше, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. –епродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, св€зано с воссозданием образов, сотворенных другими. Ёто может быть описание природы или героев литературного произведени€, музыкальные образы, чертежи машин и зданий. ѕри таком воспроизведении произвольно регулируетс€ не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и €ркость, и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрител€ или слушател€, а также от таланта автора. „ем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимс€ описани€м, тем более активным становитс€ сам процесс воображени€, превраща€сь в своеобразное сотворчество.

“ворческое воображение, часто отождествл€емое с творческим мышлением, креативностью, то есть с творчеством как таковым, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. ќднако така€ всецела€ зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. »менно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.

ќперации воображени€. ƒл€ трансформации имеющихс€ образов и представлений и создани€ новых продуктов в воображении, как и в мышлении, используютс€ операции Ц сли€ние (комбинирование), агглютинаци€, гиперболизаци€, типизаци€.

—ли€ние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном обра≠зе. “ак, сли€ние может осуществл€тьс€ в новой мелодии, соедин€ющей мотивы нескольких, в чертеже здани€, в котором комбинируютс€ несколько архитектурных стилей, и т. д.

ќсобый вид сли€ни€ Ц это агглютинаци€, при которой соедин€ютс€ несоединимые в реальности черты и свойства предметов. Ќаиболее распространенными примерами агглютинации €вл€ютс€ образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и кон€ (кентавр). јгглютинации также часто примен€ютс€ в аллегорических изображени€х, в стихах (полумудрец Ц полуневежа), подчеркива€ сложность, противоречивость созданного образа.

√иперболизаци€ Ц увеличение или уменьшение предмета, изменение соотношени€ его частей. √иперболизаци€ повышает €ркость и выразительность образа, выдвига€ на первый план какие-то определенные его черты. √иперболизаци€ примен€етс€ и в сказках, в которых описываетс€, например, необыкновенна€ сила или рост богатырей, что подчеркивает их храбрость и отвагу. ”м и ловкость ребенка (ћальчика-с-пальчика) особенно велики по контрасту величиной и глупостью людоеда Ц это тоже результат гиперболизации.

ќпераци€ акцентировани€ и заострени€, так же как и гиперболизаци€, св€зана с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. ќсобенность этих операций в том, что в этом случае выдел€етс€ кака€-то часть или деталь, котора€ становитс€ доминирующей. Ќаиболее распространенной формой акцентировани€ €вл€ютс€ шаржи и карикатуры. ƒругими способами придани€ дополнительной выразительности образу, €вл€ютс€ типизаци€ и схематизаци€. —хематизаци€ предполагает сглаживание различий предметов и вы€вление черт сходства между ними, а типизаци€ Ц выделение существенных признаков и свойств, повтор€ющихс€ в однородных €влени€х. » в том и в другом случае происходит обобщение наиболее типичных дл€ данной группы людей черт. ≈стественно, что при этом полностью игнорируютс€ все специфические личностные качества, хот€ в отличие от гиперболизации правдоподобие в описании сохран€етс€.

—в€зь воображени€ с эмоциональными и когнитивными процессами. ¬оображение тесно св€зано с другими сферами психики Ц эмоци€ми и познавательными процессами (воспри€тием, пам€тью, мышлением). Ћюба€ сильна€ эмоци€ стимулирует работу воображени€. »спытыва€ страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличива€. ¬оображение может заставить человека почувствовать себ€ больным или, наоборот, здоровым, добавить уверенности в себе или, наоборот, вообразить себ€ совершенно беспомощным. ѕоложительные эмоции, например ожидаема€ радость, вызывают в воображении разнообразные картины реализации желани€, а отрицательные привод€т к преувеличению неудач и непри€тностей, как насто€щих, так и будущих.

ќднако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживани€. ¬оображаема€ реакци€ близкого человека на подарок вызывает радость от его приобретени€, а возможна€ оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершени€.

¬оспри€тие, в отличие от воображени€ Ц это отражение реально существующей действительности, тогда как воображение Ц преобразование действительности. ќбразы, отражающие действительность в сознании, не €вл€ютс€ статичными, есть динамические образовани€. —тоит сделать попытку фиксации какого-либо образа, чтобы убедитьс€, как он каждый раз измен€етс€, сдвигаетс€, трансформируетс€. “ождественность образа заключаетс€ скорее в единстве его предметной отнесенности, чем в неизменности его нагл€дного содержани€.

¬оображение Ц не абстрактна€ функци€, а закономерно выступающа€ сторона сознательной де€тельности. Ќа этой основе затем развиваетс€ определенна€ способность, по мере того как воображение формируетс€ в какой-либо конкретной творческой де€тельности. —амо воспри€тие действительности часто преобразуетс€ воображением под вли€нием чувств, желаний, симпатий и антипатий, что приводит к искажению, а иногда и более глубокому познанию действительности.

—в€зь воображени€ с пам€тью €вл€етс€ довольно тесной. ѕоскольку, с одной стороны, воображение всегда опираетс€ на прошлый опыт, с другой Ц образное воспроизведение обычно в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной пам€тью существует св€зь. ќднако, воображение Ц это отхождение от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, €вл€ющихс€ и продуктами творческой де€тельности человека, и прообразами дл€ нее.

ќсновное отличие собственно воображени€ от образной пам€ти св€зано с иным отношением к действительности. ќбразы пам€ти Ц это воспроизведение прошлого опыта. ‘ункци€ пам€ти Ц сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функци€ воображени€ Ц их преобразовать. ¬ своих высших, наиболее специфических про€влени€х воображение предполагает определенное отношение к объективной действительности диаметрально противоположное тому, которое характеризует пам€ть в ее высших сознательных формах. ƒл€ пам€ти существенным €вл€етс€ то, что образ, объективно воспроизвод€щий прошлое, осознаетс€ как его воспроизведение.

ƒл€ воображени€ в высших его формах, в которых полностью про€вл€етс€ его специфичность, не менее характерным €вл€етс€ иное отношение к прошлому опыту Ц сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовани€. ƒанна€ свобода означает, прежде всего, известную психологическую независимость по отношению к прошлому. ¬ обоих рассматриваемых процессах можно выделить один общий компонент, само возникновение и формирование целостного образа-представлени€.

—уществует весьма распространенный стереотип, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. ќднако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотр€ на высокую гибкость и пластичность их психики, способность быстро откликатьс€ на событи€, крайне низка продуктивность воображени€. »х фантазии отражают эмоциональные переживани€ и желани€. ¬ своих рассказах дети не стрем€тс€ создать что-то, но хот€т снизить эмоциональное напр€жение. ѕоэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнует, и переживани€ отливаютс€ в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. ”пом€нутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще дел€тс€ своими воображаемыми желани€ми и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

–оль пам€ти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном возражении, так как многие факты, неизвестные человеку, он просто не может себе представить. ¬оображение, подобно мышлению, позвол€ет предвидеть будущее, и возникает в случа€х необходимости отыскани€ новых решений, мотивируетс€ потребност€ми личности. ќпережающее отражение действительности, осуществл€емое в процессах воображени€, происходит в конкретно-образной форме, в виде €рких представлений, тогда как опережающее отражение в процессах мышлени€ происходит путем оперировани€ пон€ти€ми, позвол€ющими обобщенно и опосредованно познавать мир. ¬озможность выбора образа лежит в основе воображени€, возможность новой комбинации пон€тий лежит в основе мышлени€. —истемы образов и пон€тий тесно св€заны. ≈сли исходные данные задачи известны, то ход ее решени€ подчинен преимущественно законам мышлени€, если же проблемна€ ситуаци€ отличаетс€ значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаютс€ точному анализу, тогда в действие приход€т механизмы воображени€. ¬оображение работает на этапе познани€, когда неопределенность ситуации велика.

¬оображение замен€ет мышление в случа€х затруднени€ при решении проблемных ситуаций, помога€ дополнить недостающие данные воображаемыми, при этом степень включенности воображени€ в процесс де€тельности определ€етс€ степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом имеющейс€ о ней информации. ¬оображение неразрывно св€зано со способностью измен€ть мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. ¬ своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. ¬оображение €вл€етс€ в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным про€влением личности. ¬ некоторых люд€х доминирует инертность, им сложно преобразовывать действительность, хот€ бы в воображении, также и их взаимоотношени€ с окружающим миром нос€т печать шаблона и рутины. —ущественную роль в определении направлени€, по которому идет развитие воображени€, играет направленность личности Ц интересы, создающие св€занные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости.

“ворческое воображение, как и творческое мышление, св€зано с креативностью.  реативность подразумевает творческие способнос≠ти, характеризующие готовность человека к продуцированию принципиально новых идей. „асто креативноств отождествл€ют с творчеством, стремлением к продуктивной де€тельности, ставшей устойчивой чертой личности. ѕо мнению многих ученых, креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а потому имеет св€зь с определенными психодинамическими характеристиками, например с пластичностью.

¬ыдел€ют образную и вербальную креативность, то есть преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. ѕервой в онтогенезе про€вл€етс€ образна€ креативность, котора€ до семи Ц восьми лет существенно опережает вербальную у всех детей. –азвитие креативности подтверждает данные ¬ертгеймера, доказавшего чувствительность творческого мышлени€ к схеме, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развиваетс€, если ему не предшествовал образно-схематический. ” старших детей и взрослых по€вл€ютс€ уже индивидуальные склонности к виду творческой де€тельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

√илфордом были выделены ведущие параметры и образной, и вербальной креативности:

- оригинальность Ц способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

- семантическа€ гибкость Ц способность на основе выделени€ функции объекта предлагать его новое использование;

- образна€ адаптивна€ гибкость Ц способность измен€ть форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности дл€ использовани€;

- семантическа€ спонтанна€ гибкость Ц способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.

–азвитие основных положений концепции √илфлорда было осуществлено в работах ≈. ѕ. “орренса.  реативность рассматривалась “орренсом как естественный процесс, который порождаетс€ сильной потребностью человека в сн€тии напр€жени€, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью де€тельности.

¬ажным моментом, который подчеркивали практически все ученые, €вл€етс€ несовпадение уровн€ креативности с уровнем мышлени€.  ак показали исследовани€, интеллект только до определенного уровн€ стимулирует развитие творчества, а высоко развитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему преп€тствовать, направл€€ интеллектуальную де€тельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального результата. Ѕолее тесной €вл€етс€ св€зь творческих способностей с пам€тью, а не с мышлением, при этом хороша€ механическа€ пам€ть может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.

–оль и основные функции воображени€

¬ажнейшее значение воображени€ как психического процесса заключаетс€ в возможности представл€ть результат труда до его начала, включа€ конечный и промежуточные продукты. ѕредставление ожидаемого результата с помощью фантазии есть коренное отличие человеческого труда от инстинктивной де€тельности животных. ¬оображение выступает как необходимый аспект художественной, научной, конструкторской, литературной, музыкальной Ц любой творческой де€тельности, ориентиру€ человека в процессе де€тельности путем создани€ психической модели конечного или промежуточных продуктов труда, что способствует их предметному воплощению. ¬оображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. —в€зь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображени€ как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционировани€. ¬едущей €вл€етс€ обратна€ зависимость; воображение формируетс€ в процессе творческой де€тельности.

“ворчество Ц социально обусловленна€ де€тельность человека, в которой раскрываютс€ многие психические качества, и выражаетс€ содержание личности. ѕсихическа€ де€тельность в процессе творчества протекает на самом высоком уровне психики (надсознательном), про€вл€€сь в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах личности. «начимые элементы творчества Ц увлеченность, устремленность и вдохновленность, при этом творчество €вл€етс€ смыслом жизни дл€ увлеченного человека. ¬дохновение характеризуетс€, с одной стороны, высокой продуктивностью, с другой Ц высоким подъемом и напр€жением душевных и физических сил человека. ѕротекание творческого процесса €вл€етс€ неосознанным, т.к. внимание человека концентрируетс€ на объекте творчества дл€ контрол€ и оценки творческих решений.

—ущественное значение воображени€ отражено в эмоциональной жизни человека: образы воображени€ всегда сопр€жены с переживани€ми и вызывают те или иные кратковременные эмоциональные состо€ни€. ќбразы воображени€ по своему содержанию св€заны с основными цел€ми жизни человека, станов€сь одним из внутренних источников возникновени€ и развити€ глубоких и стойких чувств. ¬ особенности образы желаемого будущего €вл€ютс€ внутренними побудител€ми человека к волевому поведению. –азвитое и €рко выраженное воображение про€вл€етс€ в р€де существенных качеств человека Ц например, его одухотворенность, при наличии которой воображение включено во всю познавательную де€тельность и отношение к другим люд€м, что сопровождаетс€ эмоциональной приподн€тостью. ќсобой чертой личности €вл€етс€ мечтательность, св€занна€ с волевыми качествами и станов€ща€с€ положительным свойством при условии ее включени€ в де€тельность, €вл€€сь одним из побудителей де€тельности.

¬оображение €вл€етс€ непременным условием становлени€ черт личности, выражающих отношение к самому себе и другим люд€м: чуткости, тактичности, сочувстви€. “актичность предполагает способность воссоздавать в воображении настроение и переживание другого человека, а также предвидеть производимое на него впечатление. –оль воображени€ значительна в познавательной и практической де€тельности, в системе всей духовной жизни человека и всех форм отражени€ им объективного мира. ∆изненный путь человека, развитие его как личности, индивидуальность существенно завис€т от меры представленности воображени€ в структуре де€тельности и личности.

‘ункции воображени€:

1) активизаци€ нагл€дно-образного мышлени€;

2) управление эмоционально-потребностными состо€ни€ми;

3) произвольна€ регул€ци€ познавательных процессов;

4) создание и реализаци€ внутреннего плана действи€ми;

5) программирование поведени€;

6) управление физиологическими состо€ни€ми.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3023 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1379 - | 1321 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.