Преступлением, совершенным по неосторожности, признается общественно опасное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Ответственность за преступления, совершенные по неосторожности наступает только при наступлении общественно опасных последствий. При отсутствии таких последствий само по себе то или иное действие в большинстве случаев не влечет уголовной ответственности. Однако в УК РБ имеются и некоторые составы, в которых предусмотрена ответственность за совершение самих неосторожных действий, повлекших вредные последствия (374 УК РБ - разглашение государственной тайны по неосторожности).
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.
Легкомыслие как форма неосторожной вины обладает некоторыми специфическими свойствами. Во-первых, психическое отношение виновного проявляется только по отношению к возможным последствиям совершаемых им действий, но не к сознанию опасности совершаемых действий, которые сами по себе уголовно ненаказуемы.
Во-вторых, при легкомыслии предвидение опасных последствий носит неконкретный, абстрактный характер. Виновный предвидит вообще, что совершение подобных действий другим лицом, в подобной ситуации может повлечь общественно опасные последствия, но только не от его действий.
В-третьих, при легкомыслии лицо не желает наступления вредных последствий, но и рассчитывает их предотвратить. Расчет на предотвращение вредных последствий основывался на реально существующие факторы - на свою физическую силу, свое мастерство, профессиональный опыт, надежность техники и т.д. Однако этих обстоятельств в создавшейся ситуации оказывается недостаточно и последствия все же наступают.
Предвидение возможности наступления общественно опасных последствий своего действия - это интеллектуальный критерий легкомыслия, а легкомысленный расчет на их предотвращение - ее волевой критерий.
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
При преступной небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего действия, хотя должно было и могло их предвидеть.
При определении факта уголовной ответственности лица, допустившего небрежность, суд исходит из оценки объективного и субъективного критериев небрежности. Так, обязанность предвидеть последствия ("должно было") —это объективный критерий, а "могло предвидеть" - субъективный критерий.
Пользуясь объективным критерием, суд устанавливает, соблюдались ли правила безопасности работ, эксплуатации машин либо использования других источников повышенной опасности и т.д. Пользуясь субъективным критерием, суд устанавливает, могло ли данное конкретное лицо, а не вообще любое лицо, с учетом индивидуальных особенностей его возраста, профессиональной подготовки и той обстановки, в которой было совершено преступление, предвидеть общественно опасные последствия своих действий и предотвратить их.
Преступную небрежность следует отличать от случая (казуса), т.е. невиновного причинения вреда. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не сознавало и по обстоятельствам дела не должно было или не могло сознавать общественную опасность своего действия, либо не предвидело возможности наступления вредных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть (например, рабочий похитил на складе подсолнечное масло и раздавал его своим знакомым, многие из которых, после его употребления, тяжело заболели. Оказалось, что вместо масла в бутылках был налит витамин Д, о чем рабочий не знал и не мог знать, следовательно он не подлежит уголовной ответственности).