Наряду с преступлением наказание является вторым основным и важнейшим институтом Общей части уголовного права1. Вместе с тем следует отметить, что проблема наказания в теории отечественного уголовного права, несмотря на значительное количество серьезных работ, и по настоящее время является одной из самых спорных и слаборазра-ботанных.
Наказание, как определенное социальное явление, является предметом исследования не только юриспруденции, но и философии, социологии, социальной психологии и т.д. Оно не зависит от воли наказуемого й диктуется объективными потребностями общества. С другой стороны, оно должно быть представлено в глазах общества как справедливая и необходимая реакция на совершенное общественно опасное деяние.
Несмотря на свой относительно самостоятельный характер, наказание неразрывно связано с преступлением. Об этом свидетельствует хотя бы такой формальный признак, как обязательная предусмотренность и преступления, и наказания уголовным законом. Вне рамок уголовного закона нет ни преступления, ни наказания. По мнению В.А. Ни-конова, «утверждение, что не может быть наказания без преступления, аксиоматично (хотя обратную ситуацию — преступление без наказания
Институту наказания в истории дореволюционного и советского уголовного права уделяли серьезное внимание такие ученые, как Л.В. Багрий-Шахматов, НА. Беляев, И.М. Гальперин, А.А. Жижиленко, И.И. Карпец, А.С. Кистяковский, СП. Мокрин-ский, И.С. Ной, А.А. Пионтковский, СВ. Познышев, Н.С Таганцев, М.Д. Шаргород-ский, И.Я. Фойницкий и др.
Раздел четвертый. Наказание
уголовный закон допускает...)»1. Весьма интересным представляется мнение по совпадению в содержательной части преступления и наказания А.Ф. Мицкевича. В своей монографии он пишет: «В определенном смысле преступление есть вредоносное воздействие личности на граждан, общество и государство, а уголовное наказание есть своеобразное воздействие государства, причиняющее вред личности осужденного»2.
Выступая реакцией государства на совершение лицом преступления, уголовное наказание является основным правовым последствием привлечения лица к уголовной ответственности. Основным оно признается, во-первых, потому, что применяется к наибольшему числу лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и, во-вторых, именно в наказании содержится наибольшая сумма карательных элементов, применяемых к виновному лицу. В конце XIX в. И.Я. Фойницкий писал, что «наказание представляет собой принуждение, применяемое к учинившему преступное деяние»3.
Впервые в отечественном законодательстве понятие наказания было сформулировано в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г.: «Наказание — это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)» (ст. 7)4.
УК 1922,1926 и 1960 гг. не содержали определения наказания. Законодатель раскрывал содержание наказания через его цели. В УК 1922 г. устанавливалось: «Наказание и другие меры социальной защиты применяются с целью: а) общего предупреждения новых преступлений как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов общества; б) приспособления нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия; в) лишения преступника возможности совершения дальнейших преступлений» (ст. 8).
В УК 1926 г. термин «наказание» был заменен термином «меры социальной защиты», которые были направлены на: а) предупреждение новых преступлений со стороны лиц, совершивших их; б) воздействие на других неустойчивых членов общества и в) приспособление совершивших преступные действия к условиям общежития государства трудящихся. В доктрине уголовного права отношение к такому законодательному решению было неоднозначным. Например, АЛ. Пионтковский отстаивал принципиальное значение такого изменения5. М.Д. Шаргородский считал, что
Никонов В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование). М., 1994. СП. 2 МицкевичЛ.Ф. Уголовное наказание. СПб., 2005. С. 85.
Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С 9. 4 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-1917-1952. М., 1953. С. 58.
См.: Пионтковский Л.А. Марксизм и уголовное право. М., 1929. С. 68—69.