Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 9 страница




В прикладной социологии существует еще один срез типо­логии личности, имеющий существенное значение для понимания особенностей взаимодействия каждого конкретного человека с ок­ружающей средой и другими людьми. Каждый из нас в своей жиз­недеятельности сталкивается с широкой сферой вещей и явлений, в той или иной степени затрагивающих наши жизненные интере­сы. Сюда входят здоровье, дети, удовлетворенность учебой или работой, материальное благополучие, личная безопасность, разви­тие культуры, спорт, честь и достоинство, политика и т.п. Некото­рые из них имеют очень большое значение для нас, другие- го­раздо меньшее, а есть и такие вещи, которые не имеют для той или иной личности никакого значения. Например, футбол для одного человека очень значим, а для другого он может вообще не сущест­вовать, поскольку никакого значения для него не представляет. Те вещи, явления, процессы, которые влияют на нашу жизнь, без осо­бого труда можно отделить от тех, которые никак на ней не сказы­ваются, и поместить первые из них в сферу значимости. Если эти вещи и явления проанализировать, то легко заметить, что среди них есть такие, которые подконтрольны нам, и мы можем оказы­вать на них влияние, а есть такие, над которыми мы не властны. Первые из них составляют сферу нашего влияния. При некотором размышлении мы убедимся в том, что сфера влияния у нас мень­ше, чем сфера значимости, поскольку есть немало вещей очень значимых для нас, но мы не в состоянии оказать на них нужное


нам влияние. Более того, мы придем к выводу, согласно которому у одних людей сфера влияния на других людей и на обстоятельст­ва жизнедеятельности гораздо обширнее, чем у других.

Вот здесь-то и открывается возможность разделить людей на две большие группы. Первую составляют те, кто целиком или в большей мере зависят от обстоятельств и других людей. Они веч­но утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сложившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого успеха (в учебе, работе, политике, спорте и т.д.), что им мешают другие, блокирующие их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. Их повседневные разговоры изоби­луют такими оборотами: «Ничего не поделаешь», «От меня ничего не зависит», «Я вынужден так поступать», «Мне ни за что не дадут эту работу», «Она доведет меня до психушки» и т.п. Вторую груп­пу составляют такие личности, которые всегда уверены в себе, го­товы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельст­ва к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Для них характерны такие выражения: «Попробую дока­зать свою нужность», «Необходимо решить задачу при любых об­стоятельствах», «Переберем все возможные варианты», «Пойдем другой дорогой», «Обязательно добьюсь».

Действия первого типа личности - назовем ее личностью ре­активного типа- развертываются чаще всего по схеме: «стимул -реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окру­жающей природной и социальной среды. Когда погода хорошая, они прекрасно себя чувствуют, если плохая — подавлены, угрюмы, раздражительны. Еще больше зависит такой человек от «социаль­ной погоды». Если к нему хорошо относятся, заботятся о нем, по­такают его желаниям и вкусам, у него прекрасное расположение духа, если же всего этого нет, он раздражителен, озлоблен, не удовлетворен ни другими людьми, ни самим собой. Человек тако­го типа все свои неудачи и поражения списывает на обстоятельст­ва или чей-то злой умысел. Он все больше подчиняет себя внеш­ним влияниям, во все большей степени ощущает себя жертвой, не способной контролировать ситуацию и потому не несущей ответ­ственность за свои дела и поступки, за свою судьбу. Это выража­ется в бесконечных нареканиях на несправедливость и обвинениях окружающих людей в их черствости, неблагожелательности, не-



 


Личность такого типа — назовем ее проактивной — всегда действует активно и целеустремленно, она ни в какой мере в своих делах не зависит от того, идет ли дождь или светит солнце. Такая личность, разумеется, учитывает влияние окружающей среды и давление обстоятельств, но она действует не столько под их воз­действием, сколько под влиянием цели действия - сознательно из­бранной, тщательно продуманной и выверенной, ставшей жизнен­ной потребностью. На проактивную личность тоже влияют внеш­ние факторы: физические, социальные, психологические, но ее ре­акция на эти воздействия осознанно или нет является ценностно-ориентированной (т.е. ориентированной на достижение какой-либо ценности - успех, престиж, материальное благополучие и т.п.) и целерациональной (т.е. все ее эмоции, поступки, ценностные ори­ентации направлены на достижение разумно выбранной цели). Че­ловек такого типа зачастую оказывается выше обстоятельств, уме­ет подчинить их себе, всегда контролирует ситуацию, полностью отвечает перед собой и другими за свои поступки и дела, за свою судьбу. Такие люди также сталкиваются и с физической болью, и с неприятностями в служебных делах, и с непониманием, и с не­справедливостью, но все эти и другие жизненные невзгоды и ис­пытания становятся для них тем, в чем закаляются характер и во­ля, вырабатывается стремление и умение преодолевать трудности, достигать поставленную цель. Вырабатываемая при этом положи­тельная и в сущности своей созидательная психическая энергия в сочетании с заинтересованностью в совершенствовании той облас­ти действительности, в которой происходит повседневная жизне­деятельность, приводит к успеху, побуждает расширять сферу их влияния не только на себя, но и на других людей, но свойственные им сферы значимости. Эти особенности динамики сферы влияния и значимости проактивного типа личности в сопоставлении с со­ответствующими сферами реактивной личности изображены на рис. 26.

Различие этих двух типов личности проявляется во всем: и в мыслях, чувствах, и в поступках, и в оценках людей и событий. По-видимому, в мире не найдется человека, за редчайшими ис­ключениями, который бы не понимал и не ощутил ценности люб­ви. Каждому из нас хочется, чтобы нас любили, ласкали, нежили. Но гораздо важнее быть не пассивным объектом любви, а ее ак­тивным субъектом. Реактивные люди понимают любовь как со­стояние, полагая, что это чувство - вне пределов нашей компетен-



 


гут быть определены как наши личные успехи и победы. А это оз­начает, что каждому необходимо начать работать над собой. Надо только помнить, что в моих силах - отыскать в себе и мобилизо­вать внутренние ресурсы, проявить волю и упрямство, творческий подход к решаемым проблемам, подчинить свои эмоции и желания высокой цели, стремится не столько иметь что-либо, сколько быть - быть активным, волевым, целеустремленным, настойчи­вым, и тогда черты базисной личности станут дополняться и обо­гащаться чертами личности модальной, особенности личности ре­активного типа — особенностями личности проактивного типа. То­гда волнующие вас проблемы окажутся менее сложными, окру­жающие вас люди - более благожелательными, а выбираемые ва­ми цели — более достижимыми.

Итак, социологический анализ выделяет в личности ее соци­ально-типические качества, составляющие в своей совокупности и функционировании целостную, устойчивую и динамически разви­вающуюся личностную систему. Только такая системность и цело­стность превращает личность в активно действующего субъекта социальных отношений и взаимодействий. Сама же активная дея­тельность личности в качестве субъекта социальных процессов становится возможной только благодаря овладению культурой, социальными нормами и правилами, стандартами поведения, ко­торые наличествуют в обществе и определяют в решающей степе­ни траекторию развития личности.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. В чем состоит различие терминов «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое личность?

3. Какова социально-психологическая структура личности?

4. В чем проявляется индивидуальность и неповторимость личности?

5. Каковы основные социальные качества личности?

6. Каковы особенности личности как социальной системы?

7. Какие основные типы личности выделяет и изучает социология?

Литература

1. Ануфриев Е.А. Личность. Гл. 5 //Социология /Под ред. Г.В. Осипова.
М., 1996.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Гл. 17. Мн., 2000.


3. Инкельс А. Личность и социальная структура //Американская социо­
логия. М, 1972.

4. Кови С. Семь навыков лидера. Деловой бестселлер. Навык 1: Будьте
проактивны. Мн., 1996

5. Кон И.С. Социология личности. М, 1967.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М, 1977.

7. Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М, 1982.

8. Мид Дж. Интернализованные другие и самость //Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М, 1996.

9. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии.
Тексты. М., 1986.

10. Сорокин П.А. Положение личности в системе социальных координат
//Система социологии. Т. 2. М, 1994.

11. Фрейд 3. Я и Оно //Психология бессознательного. М., 1990.

12. Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1986.

13. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Л., 1979.

Глава 21. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Человек, рассматриваемый в его индивидуальности, т.е. в качестве личности, и человек в его родовом понятии, т.е. как все люди, человечество, является, с одной стороны создателем, твор­цом общества, которое возникает только в процессе человеческой деятельности. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включаясь в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индиви­дом социального опыта, определенной системы знаний, норм, цен­ностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и дея­тельности, называется социализацией.

Однако сказанное не исчерпывает содержания многогранно­го процесса, каковым является социализация. То, что мы сказали о ней, концентрирует внимание на вхождении индивида в социаль­ную среду, усвоении им социальных влияний, приобщении его к системе социальных связей и отношений, к нормам и правилам поведения, к ценностям культуры. Если этим ограничиться, то личность предстает как пассивный продукт социализирующего


влияния среды. На самом же деле личность в процессе своего формирования очень избирательно относится к внешним воздей­ствиям, включая и самых влиятельных для нее индивидов; она по­степенно приобретает способности познания и оценки не только окружающих людей и их действий, но и самой себя. По мере взросления она все чаще осуществляет самостоятельный выбор собеседников, интересов и целей своих действий, т.е. становится все более активным субъектом социальных отношений и взаимо­действий.

Иными словами, формирующаяся личность не просто усваи­вает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собствен­ные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Этот, очень важный момент преобразования социального опыта как раз и фиксирует не просто пассивное его принятие и освоение, но предполагает активность индивида в личностном переосмысле­нии и преобразовании социального опыта, возникновение у него стремления и умения осуществлять «индивидуализированную при­бавку» к уже существующему опыту, продвигать его на новую ступень. В таком понимании социализация существенно расширя­ет диапазон своего действия, а формирующаяся в процессе его осуществления личность предстает не только в качестве объекта, но и активного субъекта общественных отношений и взаимодейст­вий, испытывающего влияния окружающей социальной среды и одновременно влияющего на эту среду, на ее изменения.

Таким образом, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соци­ального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхо­ждения в социальную среду, в систему социальных взаимодейст­вий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного вос­производства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет активной социальной деятельности, личност­ной переработки и видоизменения социального опыта.

«Поскольку личность, - подчеркивает выдающийся амери­канский социолог Т. Парсонс, — это усвоенная в процессе обучения организация индивида, процесс социализации имеет решающее зна­чение для ее формирования и функционирования» (7; 503).

Различаются две основные формы социализации — направ­ленная и ненаправленная.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных


социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида is непосредственном социальном окружении — в кругу семьи, свер­стников, сослуживцев и т.п.

Направленная форма социализации - это специально разра­ботанная обществом или его определенными институтами и орга­низациями система средств воздействия на развивающуюся лич­ность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интере­сами и целями. Одним из важных способов направленной социа­лизации является воспитание - процесс сознательно организован­ного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производствен­ной, общественной и культурной деятельности.

Направленная и ненаправленная, стихийная формы социали­зации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае может возникнуть конфликтная ситуация, осложняющая и затрудняющая процесс социализации. Поскольку стихийная форма социализации, детерминированная преимущественно микросоциалыюй средой (семья, компания свер­стников и т.п.), нередко несет в себе немало устаревших, отживших норм, правил, стереотипов поведения; она может наряду с поло­жительным воздействием на личность оказать на нее негативное влияние, способное подтолкнуть ее к отклоняющимся от обще­принятых в обществе норм, к социальной патологии. Следователь­но, стихийная социализация без включения механизмов направ­ленной социализации может стать ущербной как для формирова­ния личности, так и для определенной социальной общности и общества в целом. Поэтому очень важно ее дополнение, а в неко­торых случаях и преобразование корригирующим целенаправлен-: ным влияниям направленной социализации.

Однако и направленная социализация отнюдь не во всех случаях приводит к положительному воспитательному результату, особенно тогда, когда она применяется в антигуманных, реакци­онных целях (например воздействие фашистской идеологии, про­поведь расизма, деятельность деструктивных религиозных сект, наподобие сатанистов и др.). Поэтому направленная социализация может привести к позитивному формированию личности только в


том случае, если она осуществляется в соответствии с высокими] нравственными критериями человеколюбия, свободы совести, мо-1 рального долга и ответственности, в соответствии с принципами и нормами демократического общества.

Если исходить из известного утверждения, согласно которо­му человеком рождаются, а личностью становятся, то процесс со­циализации по своему содержанию есть процесс социального ста­новления и развития личности, который начинается с рождением индивида и продолжается всю его жизнь. Весьма существенным началом, посредством которого осуществляется социализация лич­ности, является ее идентификация... Сущность ее заключается в том, чго человека формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми он себя соотносит, не те нормы и правила, которые существуют в обществе, а те из них, с которыми он себя отождествляет. Каждый индивид причисляет себя к определенной группе, т.е. идентифи­цирует себя, свое «Я» с другими «Я», которые в своей совокупно­сти составляют определенное «мы» (этническое, территориальное, социокультурное, политическое и т.п.), которое и цементирует не­сколько или множество личностей в социальную общность.

Понятие идентификации было введено в науку знаменитым австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом первоначаль­но для обозначения эмоциональной привязанности ребенка к ма­тери, а впоследствии- в более широком понимании- стало трак­товаться в качестве центрального социально-психологического механизма формирования способности индивида к самопознанию и саморазвитию. Известные американские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и другие интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхож­дения его в определенную социальную группу, как процесс фор­мирования социальных установок.

Согласно Дж. Миду индивид, чтобы стать самим собой в] личностном плане, т.е. обладать самостью, должен быть членом] какого-то сообщества. Он «является индивидуальностью постоль-1 ку, поскольку принадлежит к какому-то сообществу, поскольку] перенимает в своем собственном поведении установления этогс сообщества (6; 233).

Только принимая установки определенного сообщества пс отношению к себе, индивид начинает осознавать себя в качестве


члена данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою индивидуальность. Организованное же сообщество (социальную группу), которое обеспечивает инди­виду единство и развитие его самости, Дж. Мид, Т. Парсонс и дру­гие социологи называют «обобщенным другим». Установка сооб­щества - это и есть установка обобщенного другого, воспринимая и усваивая которую, личность идентифицирует себя с данной общностью и одновременно соответствующим образом направляет свое собственное поведение. «Именно в форме обобщенного дру­гого, — пишет Дж. Мид, — социальный процесс влияет на поведе­ние вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов» (6; 227). Индивид же в таком случае принимает установку обобщен­ного другого, поскольку она выражается в установках по отноше­нию к поведению тех или иных индивидов, вместе с которыми он вовлечен в данную социальную ситуацию или данное социальное действие. Он становится самосознательной человеческой лично­стью как раз в той мере, в какой принимает организованные соци­альные установки данной социальной группы, к которой он при­надлежит, по отношению к социальным проблемам разного рода, с которыми сталкивается эта группа или сообщество. Например, в политике индивид отождествляет себя с политической партией и принимает организованные установки этой партии по отношению к остальной части общества, к существующим в обществе соци­альным проблемам и социальной ситуации, поступая в соответст­вии именно с такими установками.

Однако развертывание процесса социализации, включая действие таких важных его социально-психологических механиз­мов, как идентификация и влияние обобщенного другого, во мно­гом зависит не только от направленности и силы социализирую­щего влияния социального окружения — группы, общности и т.п., но и от индивидуальностей формирующейся личности, являющих­ся внутренними условиями, через которые преломляются внешние воздействия. Внутренний мир личности, рассматриваемый как сложная динамично развивающаяся система, предстает в своем функционировании в качестве субъективной стороны личности, определяемой воздействиями окружающей социальной среды, но остающейся, тем не менее, относительно самостоятельной и ак­тивной. А многочисленные и разнообразные связи личности с дру­гими индивидами, с условиями ее бытия, определяющими ее жиз-


недеятельность, выступают в качестве объективной стороны лич­ности. Обе эти стороны в процессе социализации связаны в единое субъектно-объектное взаимодействие, в процессе развертывания которого и формируют уникальные индивидуальные качества лич­ности как активного субъекта социальных отношений и деятель­ности.

Из огромного многообразия особенностей процесса социа­лизации, проявляющихся по-разному у различных индивидов, со­циология вычленяет только те факторы, которые могу г характери­зовать значительное число индивидуальное гей, а потому способны объединяться в определенные типы, например, возрасшые, поло­вые, профессиональные, субкультурные и г.п. Именно с учетом таких типологических особенностей выделяю! различные этапы социализации.

Первый ее этап - младенчество, охватывающее примерно два года жизнедеятельности, доступно ребенку изначально. Ос­новной канал социализации на данном этапе общение Оно начи­нается с обмена улыбками с матерью, с обращения к ней и к дру­гим вступающим с ним в контакт людьми и к домашним живот­ным (кошки, собаки, попугаи и др.) неартикулированными, но эмоционально-выразительными звуками, а также жестами, мими­кой. Постепенно эти средства общения дополняют, во многом их заменяют словесные формы общения и поведения, где слово, ко­торому ребенка учат взрослые, уже обобщает не одно, а несколько ощущений, чувств, ожиданий и т.п., и является продуктом вопло­щения социального опыта в нормах и ценностях культуры. В связи с такой особенностью развертывания процесса социализации мышление, ценностные ориентации и продуктивное воображение в младенческом возрасте развивается гораздо медленнее и слабее, чем общительность, вырастающая из глубокой привязанности ре­бенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, т.е. к тем людям, с кото­рыми он находится в постоянном общении.

Второй этап социализации — детство, простирающееся примерно от двух до шести лет, т.е. до поступления ребенка в школу. В этот период ведущим каналом социализации становится игра, в первую очередь ролевая игра, которая представляет собой эмоционально-образное воссоздание поведения и действий взрос­лых, но осуществляющееся в игровой форме Основной форми­рующей ребенка в этом возрасте формой деятельности становится освоение различных ролей в игре в прятки, в куклы, в войну, в ав-


югонки и т.п., а также общение его с миром сказок, книжек с кар-i инками, художественно оформленных настольных игр, мульт­фильмов, видеофильмов, детских песен. В этом возрасте развитие воображения, фантазии и активно-вопрошающего отношения к миру (пресловутые «почемучки») значительно опережают обрете­ние знаний и развитие умственных способностей.

Третий этап социализации начинается с переломного для формирующейся личности события — перехода от «возраста игр» к «возрасту учения» в школе, завершаясь другим переломным собы­тием — половым созреванием. Он охватывает возрастную когорту от 6-7 до 13-14 лет. Здесь опять-таки изменяется доминанта социа­лизирующего процесса - ею становится обучение и по знание мира, осуществляемое с помощью учителей, учебников, активного при­общения к художественной литературе, другим видам культуры Такое изменение направленности и средств социализации приво­дит к активному, опережающему все другие психические процес­сы, развитию абстрактного мышления, оттесняющего на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большинства учащихся) одновременно с ослаблением эмоцио­нальной отзывчивости и потребности общения. Последнее стано­вится более избирательным, но зато и более стабильным, что на­ходит свое воплощение прежде всего в дружбе, которая, возникнув в школьные годы, сохраняется нередко на всю жизнь.

Четвертый этап социализации начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а верхним рубежом — завершение учебы В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных прин­ципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих лю­дей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации. Сохраняет­ся социализирующая доминанта, воплощенная в потребности по­знания мира и окружающих людей, но она изменяет свою дисло­кацию: юноша, обдумывающий житье, стремится получить нуж­ные ему знания, ценности, систему оценок и представлений о доб­ре и зле, благородстве и подлости не из учебников и уроков, а из собственного опыта и общения со сверстниками, из активного приобщения к художественной литературе, музыке, театру, не-

I 283


сколько позже - к политической, религиозной и иной активной деятельности. Именно в этот период происходит формирование жизненных позиций будущих революционеров, музыкантов, по­этов, актеров, спортсменов, конструкторов, математиков и т.д. При­обретение из разных источников, а не только из учебников, раз­личных знаний, жизненных наблюдений, оценок, - одним словом, разнообразного жизненного опыта, становится теперь преимуще­ственным средством формирования самосознания, мировоззрения, жизненной позиции. В это время в воспитании и самовоспитании молодого человека резко возрастает роль культуры, прежде всего искусства; его узкий личный жизненный опыт расширяется и обо­гащается опытом героев, живущих в мирах, созданных Л. Толс­тым, У. Шекспиром, П. Чайковским, Ф. Феллини и других масте­ров культуры, а также вовлечением в сферу спорта, политики, рек­ламной деятельности и т.д.

Четвертым этапом завершается дотрудовая стадия социали­зации и открывается путь к следующей ее стадии - трудовой. Она начинается пятым этапом социализации, знаменующим собой пе­реход от систематического обучения к продуктивному труду В этот этап человек входит в качестве социально и духовно сформи­ровавшейся личности, обладающей более или менее разносторон­не развитым сознанием и самосознанием, более или менее проч­ными мировоззрением, системой ценностей и социальных устано­вок. Тот факт, что в процессе развертывания этого этапа личность не только усваивает социальный опыт, но и активно воспроизво­дит его, обогащает его новым содержанием, придает особое соци­альное значение именно этому периоду. На этом этапе важную роль приобретает специализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а с другой - профессионально-квалифика­ционному развитию личности. Специализация резко интенсифи­цирует развертывание социализационного процесса, который на этапе трудовой деятельности осуществляется на трех уровнях со-; циализации личности: 1)как члена специфической профессио^ нальной группы (микроуровень); 2) как члена конкретного трудо-j вого коллектива или организации (микроуровень); 3) как принад-j лежащего к работающей части населения определенного государ­ства (макроуровень).

Социализация на этом этапе приобретает две возможност! соединения с процессом культурализации, т.е. приобщения личн


еж к ценностям, нормам и идеалам культуры. Одна из них, огра­ничивающая духовное развитие личности, заключается в том, что человек, завершив определенный уровень обучения в системе об­разования, стремится сохранить (нередко — забыть) усвоенные шания, ценности, вкусы. Вторая, создающая широкие возможно­сти для дальнейшего духовного развития личности, проявляется в гом, что человек, став взрослым и начав свой самостоятельный трудовой путь, продолжает овладевать богатствами культуры по­средством самообразования, самовоспитания, саморазвития. Этот путь неустанного духовного обогащения личности через активное включение в сферу культуры особенно значим в нашу эпоху, когда значительно расширился круг интеллектуально развитых людей, подготовленных предшествующим образованием и воспитанием к самостоятельному духовному развитию, а демократизация обще­ства сняла идеологические, цензурные и другие препоны для при­общения к культурным ценностям различных эпох, народов и стран, к подлинным ценностям мировой культуры.

Завершение трудового этапа социализации смыкается с на­чалом ее шестого этапа, завершающей стадии - после трудовой деятепьноспт, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывается весь период пенсионерского существо­вания личности. Проблемы жизнеустройства людей пенсионного возраста в современном обществе приобретают большую социаль­ную значимость, так как в структуре народонаселения люди пожи­лого возраста занимают значительное место. Поэтому проблемы послетрудовой стадии социализации становятся очень актуальны­ми и важными, особенно в связи с углубляющимся социальным расслоением общества на богатых и бедных и значительно более масштабным представительством пожилых людей в составе бед­няков.

Взаимосвязь основных этапов социализации личности, осо­бенностей каждого из них и основных видов деятельности, прису­щих этим этапам, отображена на рис. 27.

Важное значение в социологии придается факторам и аген­там социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются: 1) биологические (в частности, биологическая наслед­ственность индивида); 2) психологические (влияние на процесс со­циализации темперамента, характера, способностей формирую­щейся личности и т.п.); 3) социальные (экономические, политиче­ские, в частности, государственное устройство, культурные).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 398 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2432 - | 2320 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.