Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 8 страница




1. Каковы характерные особенности и признаки социальных институтов?

2. Что такое социальный институт (определение)?

3. В чем заключается различие между формальными и неформальными
институтами?

4. Каковы цели политических, экономических, социально-культурных
институтов, государства, права, религии и семьи?

5. Посредством каких социальных процессов развиваются социальные
институты?

6. Каковы функции социальных институтов?

7. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных ин­
ститутов?

Литература

1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии.
Разд. VII. «Институт» и «союз» //Избранные произведения. М., 1990.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. Гл. V. М, 1994.

9 Зак.2030


3. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М, 1994.

5. Смелзер Н. Социология. Разд. III. Социальные институты. М, 1994.

6. Фролов С.С. Социология. Гл. 9. М., 1996.

7. Яковлев A.M. Социальные институты. Гл. 7 //Социология /Под ред.
Г.В.Осипова. М, 1996.

Глава 20. ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Какую бы проблему социологии мы ни рассматривали -особенности общества как целостной системы, социальную струк­туру общества или его этнонациональную структуру, социально-пространственные или социально-временные отношения, деятель­ность социальных институтов или организаций и т.д., - везде и всегда мы сталкиваемся с проблемой личности. Общество пред­ставляет собой многокомпонентную и многоуровневую социаль­ную систему, включающую в себя множество переменных, но ос­новной переменной, т.е. изменяющейся сущностью, без которой его быть не может, является личность.

Что же такое личность?

Чтобы точнее и правильнее ответить на этот вопрос, следует выяснить различия в терминах человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «человек», обычно имеется в виду родовое понятие, охватывающие всех людей как представителей специфи­ческого вида «homo sapiens», воплощающего высшую ступень раз­вития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие указывает на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. По­нятием «индивид» обозначается отдельный представитель челове­ческого рода, обладающий своеобразными психофизиологически­ми особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти, чувств и т.п. Когда же употреб­ляется понятие «личность», то имеют в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реа­лизуются в совместной деятельности и общении с другими людьми,


во взаимодействии с социальными институтами, организациями культурой, с сообществом в целом, так же, например, как достоин ство, мужество, доброта или подозрительность, зависть и т.д.

Иногда встречаются утверждения, согласно которым лично стью является не каждый человек, а только тот, кто обладает само стоятельностью мысли, небанальностью чувств, силой воли, соб ранностыо, ответственностью. Такое ограничение, возможно, \ правильно с точки зрения психологической, воспитательной, но i точки зрения социологии, личностью становится любой человек, г не только выдающийся, чем-то выделяющийся из других, потом} что все люди включены в общественные отношения и взаимодей ствия. Понятие «личность» как раз и выражает, как и в какой сте пени в каждом человеке индивидуально окрашиваются и проявля ются его социальные качества, формируемые во взаимодействии с социальным окружением.

С учетом сказанного можно дать определение личности:

Личность — это относительно устойчивая и целостная сис­тема социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с дру гими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность предстает в общественной жизни как уникальны? носитель сознания и самосознания, субъект межличностных отно­шений и социальных взаимодействий. Она существует в опреде­ленном человеческом теле, а потому обладает определенными биологическими предпосылками, без которых она сформироваться не может (нельзя, например, представить себе личность в отсутст­вии мозга). Однако определяется она в конечном счете не физио­логией тела и не структурой мозга, а системой социальных взаи­модействий человека с другим человеком посредством создавае­мых для людей и используемых людьми предметов его деятельно­сти, будь это хлеб, одежа, книги, музыка или танцы.

В отличие от психологии, которая сосредотачивает внима­ние на внутренних субъективных переживаниях личности, моти­вах ее деятельности, особенностях ее темперамента, характера, чувств, мышления, волевых актов, способностей, социология изу­чает личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. А это означает, что со­циология выделяет в личности социально-типическое как целост­ность социальных и нравственных качеств, знаний, умений, навы­ков, ценностных ориентации, социальных установок и позиций,


особенностей социальной активности в тех или иных сферах об­щественной жизни, необходимых для выполнения определенных социальных функций и взаимодействий с другими людьми в пре­делах определенных социальных общностей - классовых, профес­сиональных, территориальных и т.п.

Поскольку личность выступает в своей жизнедеятельности как сложно организованная система, она обладает вполне опреде­ленной социалыю-психочогической структурой В широко распро­страненной и влиятельной психоаналитической концепции, беру­щей начало в трудах выдающегося психолога Зигмунда Фрейда, выделяются три структурных компонента личности

В основании всей психоэнергетики и духовной структуры личности находится Ид(Опо) - наиболее примитивная, бессозна­тельная инстанция, в которой сосредоточены все прирожденные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связан­ные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности) и стимулируемые сфемлением к удо­вольствию: «Мы приближаемся к (пониманию) Оно, - пишет 3 Фрейд, - при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений Мы представляем себе, что у сво­его предела Оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя ин­стинктивные потребности, которые находят в нем свое психиче­ское выражение Благодаря влечениям, Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении прин­ципа удовольствия Для процессов в Оно не существует логиче­ских законов мышления (11; 345).

Более высоко организованной структурой, надстраивающей­ся над бессознательным «Оно», является Эго(Я), которое пред­ставляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рационально-сти(разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. «Это «Я», -подчеркивает 3. Фрейд, - связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению... Это та душевная инстанция, ко­торая контролирует все частные процессы... Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные по­буждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий» (11; 427).


Однако высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер - Эго (Сверх - Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совес­ти, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.

Если эти три подсистемы личности функционируют согла­сованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к ок­ружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с дру­гими людьми в соответствии с нормами морали, права, социаль­ными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоре­чия, это приводит к внутриличностным конфликтам, с которыми индивид не всегда оказывается в состоянии справиться собствен­ными силами. В таком случае он способен на отклоняющееся по­ведение, проявляющееся в психических расстройствах, наркома­нии, алкоголизме, преступности и т.п.

В своей знаменитой работе «Бегство от свободы», выдержав­шей 25 изданий, выдающийся немецко-американский социолог и психоаналитик Эрих Фромм подчеркивал, что в своих взаимодейст­виях с другими людьми, чтобы сохранить свою индивидуальность и неповторимость, личность должна одновременно обладать:

1) высокой степенью связанности с другими;

2) свободой от ограничений, идущих от других людей и пре­
пятствующих процессу ее индивидуализации.

Между этими двумя полюсами и развертывается процесс формирования и реализации основных социальных качеств чело­века, составляющих главное содержание его чичности

Что же такое социальные качества личности? Это совокуп­ность социалъно-психочогических свойств и черт личности, опре-деченным образом взаимосвязанных и обусловленных типом соци­ального взаимодействия с другими людьми в конкретных социаль­но-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества об­наруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействиях с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности. Кто не знает Платона, Цезаря, Ньютона, Микеланджело, Бетховена, Чайковского, Льва Толстого или мать Терезу? Это - выдающиеся личности разных эпох и разных видов деятельности. Но стали они


выдающимися прежде всего в силу их удивительных социальных качеств, которые обнаружились именно в их титанической творче­ской деятельности, в огромном эффекте результата этой деятель­ности.

Но всемирно признанный результат деятельности этих и других выдающихся личностей несет на себе неустранимую пе­чать их индивидуальности. Разве мог кто-нибудь, кроме Микс-ланджело, создать знаменитую «Пиету» или роспись плафона Сикстинской капеллы в Соборе Св. Петра в Риме? А кто, кроме Л. Толстого, мог написать «Войну и Мир»? Кто, кроме Чайковско­го - балет «Лебединое озеро»? Только индивидуальность помогает подлинному творцу нового в искусстве, науке, политике, спорте ломать устаревшие штампы, преодолевать стереотипы мышления и действия, сковывающие инициативу и энергию людей.

Но любая личность, в том числе и самая выдающаяся, спо­собна создать нечто своеобразное, оригинальное, новое только в органической связанности с другими людьми. Разве можно пред­ставить Пушкина без его читателей, Чайковского без слушателей и зрителей его симфоний, опер и балетов, а мать Терезу без тех ты­сяч обездоленных, которым она помогала? Неповторимость, уни­кальность подлинной личности заключается именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для людей, лучше и полнее дру­гих воплощает в своих делах ожидания, надежды и стремления этих людей, открывая для них то, чего они еще не знают, что они еще не прочувствовали, к чему они еще не были готовы вчера, но станут благодаря ее действиям и их результатам готовы сегодня или завтра.

Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности?

Первым из таких качеств является самосознание. Оно пред­ставляет собой выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий. Это означает осознание самого себя как «Я», противо­стоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними. Самосознание выражается в том, что личность воспринимает и по­нимает тождественность самой себе в прошедшем, настоящем и будущем, а чем органичнее связаны между собой эти три модуса бытия личности, тем социально развитее, богаче и интереснее для других становится данная личность.


Самосознание в процессах сознания личности присутствует и реализуется в форме осознания и отнесения акта сознания к сво­ему «Я», которое известный американский социолог и психолог К. Роджерс назвал «динамической сущностью личности», имею­щей «самое значительное влияние на поведение». Самосознание выступает в единстве трех компонентов: познания самого себя, эмоционально-оценочного отношения к себе и саморегулирования К. Роджерс вместе со своими учениками установил, что степень самосознания личности является самым лучшим основанием для прогноза ее поведения в определенных ситуациях. Это обусловле­но тем, что с самосознанием теснейшим образом связано самоува­жение, степень схожести между тем «Я», какой Я есть теперь, и тем «Я», каким бы хотел быть (5; 217).

Вторым важнейшим компонентом социальных качеств лич­ности является ее самооценка. Это- оценка личностью самой се­бя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная и значимая функция самооценки - регуляция поведения личности. Весь опыт, все поступки и про­ступки, все окружавшее человека в течении его жизни суммирует­ся, когда индивид пытается ответить на собственный вопрос: ка­кой же Я? Ответить на этот вопрос не так уж и просто, да и не ка­ждый отважится откровенно признаться в том, какой же он на са­мом деле и насколько отличается от того, каким хочет казаться другим. Но только таким путем можно решить жизненно важную проблему: каким нужно быть, а не казаться. А это означает: само­оценка может и должна привести к самокоррекции своих поступ­ков. Такое действие не проходит без сомнений и конфликтов с са­мим собой. Но если эти сомнения и конфликты преодолены, чело­век может с гордостью сказать о результате своего действия: «Это сделал Я». Но он же (в том случае, если не исправился сам собой) способен произнести с укором «Неужели это сделал Я?» или, еще горше- «Что же я наделал?», или: «Ах, зачем я это сделала?» Та­ким образом, самооценка - это своего рода проекция «Я» реально­го на «Я» идеальное с помощью образца, эталона, идеала и т.п.

Важным социальным качеством личности является ее ак­тивность, т.е. способность человека самостоятельно и энергично производить социально значимые действия, проявляющиеся в об­щении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них со­вершаемых) делах, в творчестве. Самое концентрированное во­площение активность получает в так называемой сверхнорм атив-


ности, т.е. в совершении деятельности, которая не является строго обязательной по существующим в обществе или группе (общно­сти) нормам, но вытекает из понимания личностью своего долга, призвания и т.п. Выдающимся проявлением сверхнормативности является титанический четырехлетний труд выдающегося худож­ника Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи над портретом зна­менитой Джоконды.

Важной социальной характеристикой личности являются ее интересы. Они выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности личности, подталкивающего личность к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, со­бытиями, теориями в какой-либо сфере действительности, к пре­образованию последней в соответствии со своими потребностями, целями, представлениями. Человек чаще всего с охотой занимает­ся тем, что его интересует и старается уходить от того, что не вхо­дит в круг его интересов.

Одно из существенных социальных качеств личности со­ставляет направленность. Она представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, не­зависимо от социальных ситуаций, в которых она находится. По­ступки человека как субъекта социальной деятельности всегда на­правлены на достижение вполне определенной цели. Если эта цель имеет принципиально важный для личности характер, она предо­пределяет ее активность в определенном направлении даже в тех случаях, когда социальная ситуация мешает достижению данной цели, вследствие чего приходится изменять ситуацию и преодоле­вать препятствия. Именно в таких ситуациях и проявляются харак­терные особенности направленности личности. Например, дея­тельность В.И. Ленина и его ближайших сподвижников (Л.Д. Троц­кого, И.В. Сталина и др.) была направлена на свершение социали­стической революции, и эта направленность побуждала их пре­одолевать все препятствия, идти на любые жертвы во имя дос­тижения поставленной цели.

Направленность личности теснейшим образом связана с ее убеждениями и установками. Убеждения представляют собой личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, су­щественно определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением. Различаются нравствен-


ные, научные, религиозные и иные убеждения. Когда хотят оха­рактеризовать какого-либо человека, нередко говорят: «он - убеж­денный холостяк» или «Главное для него - его религиозные убеж­дения».

Установка- это такая социальная характеристика личности, которая выражает ее готовность к социальной активности и дейст­виям в определенной сфере деятельности, направленным на дос­тижение поставленной цели. Например, установка Александра Ма­кедонского и Наполеона состояла в совершении завоевательных походов, на такой ориентации деятельности были сконцентриро­ваны основные устремления и энергетический потенциал их лич­ностей.

Установка и направленность личности воплощаются в ее ценностных ориентациях. Ценностная ориентация - это совокуп­ность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жиз­ни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. В ценно­стных ориентациях находит выражение предрасположенность лич­ности к определенному восприятию условий жизни и деятельно­сти, а также к определенному поведению в долгосрочной перспек­тиве. Поэтому они выполняют роль опорных пунктов в принятии личностью важных решений. Различают целевые ценностные ори­ентации, выражающие важнейшие цели, идеалы, смысложизнен-ные ориентиры (счастье, здоровье, личная свобода, творчество и др.) и инструментальные, запечатлевающие одобряемые в обще­стве или социальной группе средства достижения целей (профес­сиональная подготовка, самообразование, удача и т.п.).

Наконец, еще одним чрезвычайно важным социальным ка­чеством личности является ее идентичность. Идентичность - это такое социальное качество, которое является результатом созна­тельного и эмоционального самоотождествления индивида с дру­гими людьми, социальной общностью или идеалом путем избира­тельного и внутренне согласованного движения потоков информа­ции о нем самом как единстве личностного и одновременно соци­ального, взаимодействующего с другими личностями и общнос­тями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации- процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, язы­ковой, религиозной и т.п. группой (Я- белорус, Я- студент, Я-минчанин, Я - православный и др.). Идентичность определяется



 


II


Помимо общесоциальных качеств, охарактеризованных вы­ше, личность в процессе своего развития и деятельности приобре­тает и реализует социальные особенности, обусловленные специ­фикой жизнедеятельности особых социальных общностей, члена­ми которых являются взаимодействующие с ней индивиды. Из­вестный американский социолог Маргарет Мид во время иссле­дований, проведенных в середине 30-х годов XX века в Новой Гвинее, установила, что среди племени арапешей идеальными чер­тами личности как для мужчин, гак и для женщин считались мяг­кость, неагрессивность, кооперативность, пассивность, что по ее утверждению, являлось результатом мягкого воспитания детей своего пола. Наоборот, для другого племени - мундугумор типич­ными чертами личности оказались агрессивность, озлобленность, подозрительность и жестокость Такие черты сформировались по-юму, что это племя состояло из каннибалов, которые могли по­едать не только людей чужого племени, но и своих соплеменни­ков. Воспитание детей в этом племени было очень суровым, их часто били и отцы и матери, превращая их тем самым в маленьких монстров, которые, по словам М. Мида, вырастали во взрослых монстров. Результаты этих исследований, хотя выводы из них и были подвергнуты серьезной критике, привели к пониманию того, что и в развитых сообществах многие социальные черты личности формируются особенностями ближайшего социального окружения.

В дальнейшем было установлено, что на формирование со­циальных качеств личности оказывают сильное детерминирующее влияние особенности профессиональной, этнической, территори­альной, религиозной общности, в которой действует данная лич­ность. Например, в среде профессиональных военных культиви­руются такие черты личности, как мужество, целеустремленность, храбрость, агрессивность, напористость, неприхотливость к внеш­ним условиям жизнедеятельности.

Все охарактеризованные и иные социальные качества лич­ности реализуются неразрозненно, а во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность есть система социально-зна­чимых качеств, характеризующих индивида как субъекта социаль­ных отношений и социальной деятельности.

Возникает вопрос: каковы основные особенности этой сис­темы?

Первой такой особенностью является ее целостность. Поня­тие «целостность личности» выражает интегрированность, сопод-



чиненность, взаимообусловленность социальных качеств, состав­ляющих в своей совокупности ее сложную внутреннюю структуру, ее отличие и противопоставление социальному окружению, обу­словленные особенностями развития и функционирования этих качеств. Мы уже отмечали, что направленность личности органи­чески взаимосвязана с ее убеждениями и установками, но она так­же постоянно взаимодействует с ее самосознанием, самооценкой, мотивами деятельности и т.п.

Вторая особенность системы личности заключается в ее от­крытости. Личность — открытая социальная система, которая находится в постоянном взаимодействии с окружающей социаль­ной средой. В ней познание окружающего природного и социаль­ного мира осуществляется и сопоставляется в единстве с пережи­ваниями и реальными действиями, направленными на адаптацию к этому миру или на изменение его. Природные свойства индивида выступают только в качестве предпосылок для формирования личности, без которых она развиваться не может, но которые ни­коим образом не выражают ее социальную сущность. Последняя формируется, развивается и реализует свои социальные качества, свою индивидуальность и неповторимость только в непрестанном взаимодействии с социальным окружением, только в общении и деятельности, осуществляемой совместно с другими людьми.

Третья особенность личности заключается в том, что это ди­намически изменяющаяся система, находящаяся в процессе изме­нений. Скажем, способности личности развиваются, интересы мо­гут изменяться, установки или убеждения способны в определен­ных социальных обстоятельствах меняться на совершенно иные, даже противоположные.

Четвертая особенность личности проявляется в том, что она действует в обществе как самопозиающая, т.е. познающая сама се­бя система. Как уже отмечалось, личность осознает сама себя, причем это осознание совершается в постоянном взаимодействии с другими. В классическом социологическом исследовании, прове­денном Ридом Баином (США), было установлено, что дети в про­цессе своего социального развития овладевают словами, обозна­чающими себя, позднее, чем словами, употребляемыми для обо­значения других людей. Из этого был сделан вывод, согласно ко­торому мы узнаем «о нас» от «них», т.е. самопознание личности развивается только в процессе взаимодействия с другими людьми, и человек в процессе развития и саморазвития своей личности,


смотрится, как в зеркало, в другого человека, чтобы скорректиро­вать свои слова, оценки, поступки.

Пятая особенность личности заключается в том, что она предстает перед другими как саморегулирующаяся система. Из­вестный американский психолог и социолог А. Маслоу установил, что существует два совершенно различных типа научения индиви­да. Один из них - «внешнее научение», т.е. приобретение знаний, навыков, умений от других людей, наподобие того, как я дейст­вую, складывая в свой карман монеты или ключи, полученные от кого-либо. Но есть другой, гораздо более трудный, но вместе с тем гораздо более важный тип научения - как «научится быть лучшим человеком, насколько это возможно», т.е. стать таким, каким чело­век способен стать. Этот тип А. Маслоу назвал «подлинным нау­чением» или самоактуалиюцией. Самоактуализация, подчеркивал он, это не только конечное состояние, но прежде всего процесс развития своих возможностей, например, развитие умственных возможностей посредством интеллектуальных занятий. Самоак­туализация дает возможность человеку раскрыться, узнать самого себя, определить свои способности и возможности, в полной мере использовать все это для самосовершенствования. Обладать само­актуализацией, развивать свои способности, знания, навыки, уме­ния, повышать уровень своего профессионализма и компетент­ность в любой сфере- в науке, искусстве, политике, спорте и т.п., а тем самым регулировать свои поступки и свои отношения с дру­гими людьми, - это и означает в совокупности то, что делает лич­ность саморегулирующейся системой.

Саморегулирование личностью своего поведения осуществ­ляется как двухуровневый процесс. Первый его уровень составляет управление поведенческими актами на всех этапах их развертыва­ния. Второй - действие самоконтроля, т.е. своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль прояв­ляется в прослеживании личностью всех звеньев своего поведен­ческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия, хода его выполнения и в случае не­обходимости изменять его, включать дополнительные усилия, ак­туализировать потенциальные резервы личности.

Саморегулирование не только отражает итоги самопознания, самоотношения и самоконтроля, но включает в себя элементы прогноза, экстраполяции личностью себя в будущее. Физиологи-


ческие механизмы этого процесса раскрыты в веденном в науку выдающимся российским физиологом П.К. Анохиным понятии «акцептора действия», в котором соотнесение действия с целью этого действия позволяет человеку корректировать свои поступки. Компонент возможного или желаемого будущего - весьма сущест­венный момент саморегулирования, включенного в процессы са­моразвития, самовоспитания личности.

Шестая особенность личности воплощается в ее способности, действовать в качестве саморазвивающейся системы. Конечно, человека формирует и развивает окружающая его социальная ере-1 да — семья, школа, сверстники, трудовой коллектив. Но личность-это не воск, из которого можно слепить любую фигуру. Она обла­дает и самосознанием, и самооценкой, и самоактуализацией, и са­морегуляцией. А это означает, что она в своих взаимодействиях с другими людьми выступает в качестве саморазвивающейся систе­мы. Человек не только приспосабливается к определенным обстоя­тельствам, но и изменяет их своей активной деятельностью. Но, преобразуя окружающий мир, он тем самым преобразует, изменя­ет одновременно и самого себя — получает новые знания, уточняет свои оценки, изменяет свои установки и т.д., вырастает и физиче­ски, и интеллектуально, и духовно над самим «собой вчерашним». Следовательно, он действует как саморазвивающаяся система.

В зависимости от своеобразия проявления социальных ка­честв индивида социологи различают два типа личности - модаль­ный и базисный.

Модальная личность трактуется как наиболее часто встре­
чающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепри­
нятые черты, свойственные определенной культуре, доминирую­
щей в данном обществе (общности). Модальную личность имеют в •.
виду тогда, когда, например, говорят о «типичном» американце
или белорусе. Типичного белоруса обычно представляют толе­
рантным (с уважением относящимся к людям других культур, ре­
лигий и т.п.), «памяркоуным», неторопливым в суждениях и выво- ,
дах, обладающим упорством и т.п. *

Кроме того, выделяют базисную личность, такой тип лично- ■ сти, которая является нормативной для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о «подлинном интеллигенте», имеют в виду такие базисные черты этого типа личности, как ду­ховная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сфе­ры, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п. Ко-


гда характеризуют «нового русского» («белоруса»), упоминают чаще всего такие базисные черты личности, как предприимчи­вость, напористость, цепкость, не очень высокий интеллектуаль­ный и нравственный уровень, меркантильность и др.

В социологии принято еще выделять маргинальный тип лич­ности (от лат. marginalis- находящийся на краю). Маргиналом обычно называют человека, поставленного развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал или пыта­ется порвать, а во вторую еще полностью не включился. Марги-нальность чаще всего возникает при миграции - из одного этнона-ционального региона в другой, из села в город и т.д. В любом слу­чае маргинальность обусловлена социальными процессами, связа­на со стратификацией, а в личностном плане сопряжена с пси­хическими переживаниями и может привести к неблагоприятным условиям, к двойственности, даже разорванности самосознания личности, к ее деперсонализации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 315 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.