Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 2 страница




Вышеизложенное дает основание для вывода, который гла­сит: в развитии человеческих обществ действует закон неравно­мерности экономического, политического, социального и духовно­го развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие.

Наконец, история развития различных типов обществ свиде­тельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и отка-


тах назад, в этой эволюции существует определенная направлен­ность. Исторический процесс в основном протекает по такой тра­ектории, на которой происходит восхождение от более низкой ступени технологического, экономического, политического, куль­турного развития - к более высокой. Нет пи одного общества, в котором бы не улучшались орудия труда, не возрастала его произ­водительность, не совершенствовались бы территориальная струк­тура общества и государственная его организация. Всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от более низких ступеней социального, экономического, технологи­ческого, культурного развития к более высоким, называется coi/n-алъным прогрессом.

Конечно, общество не развивается однолинейно. В нем дей­ствуют разнонаправленно ориентированные социальные силы, общности, группы, преследующие различные, нередко противопо­ложные, цели. Поэтому в зависимости ог соотношения этих сил, от их активности, целеустремленности, воли, организованности и т.п. во многом зависит, пойдет ли общество по пути прогрессивного развития или остановится, а, быть может, и двинется вспять, как это было во времена господства социал-национализма (фашизма) в Германии. Попятное движение общества, отступление от завое­ванных позиций, возвращение к предшествующему уровню назы­вается социальным регрессом. Социальный регресс - прямая про­тивоположность социальному прогрессу не только в направленно­сти, но и в масштабах развития. Социальный регресс - процесс бо­лее локальный, чем прогресс, он охватывает отдельные общества или отдельные их подсистемы и небольшие промежутки времени. Что же касается социального прогресса, то это - глобальный про­цесс, охватывающий все компоненты и подсистемы общества во всех его регионах и странах в их движении и развитии на всем протяжении исторического времени.

Исходя их изложенного, мы можем утверждать, что одной из важных закономерностей развития общества является наличие в нем социального прогресса.

В развертывании социального прогресса различают две ос­новных формы - реформы и революцию. Реформа представляет собой ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя и не ведущих к его коренному, качественному преобразованию. В противоположность этому ре­волюция — это коренное социальное преобразование, затрагиваю-


щее основы существующего социального строя и представляющее собой переход общества от одного качественного состояния к дру­гому. Например, преобразование планово-экономической системы производства в рыночную - есть крупная социальная реформа, приводящая к существенному изменению не только отношений в системе производства, но и в жизнеобеспечении основной массы населения, в его жизненных установках, ценностных ориентациях, способах идентификации (отождествления) с теми или иными со­циальными группами. Совершенный же в октябре 1917 г. общест­венно-политический переворот в России — Великая Октябрьская социалистическая революция - был действительной социальной революцией, ибо привел к разрушению существовавшего социаль­ного строя, к коренному, качественному преобразованию всех сто­рон общественной жизни: и экономики, и политики, и культуры.

Октябрьская революция 1917 г. в России была социально-политической. Однако существуют и глобальные цивичизационные революции. Именно таковой была неолитическая революция, про­изошедшая 8-9 тысяч лет назад и приведшая к формированию аг-рарно-ремесленной цивилизации. Такой же глобально-цивилиза-ционный характер имела промышленная революция XVIII-XIX вв., которая привела к замене мануфактурного производства машин­ным (индустриальным), феодализма - капитализмом, сословного типа социальной структуры - классовым типом. Глобально-ци-вилизационная революция приводит и к появлению новой, пост­индустриальной цивилизации, или цивилизации ноосферного типа, где решающую роль во всех сферах общественной жизни станут играть человеческий разум, сила знания.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое общество?

2. Каковы отличительные признаки общества?

3. Что представляют из себя структурные компоненты общества?

4. Каковы основные подсистемы общества?

5. Какие типологии обществ Вы знаете?

6. В чем проявляется ускорение социального развития и его неравномер­
ность?

Литература

1. Гумплович Л. Основы социологии. СПб., 1899.

2. Зиммель Г. Социологический этюд. СПб., 1901.
174


3. Кравченко А.И. Развитие общества //Введение в социологию. Гл. 2.
М., 1995.

4. Осипов Г.В. Природа и общество //Социология /Под ред. Г.В. Оси-
пова. Гл. 3. М., 1996.

5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. Раздел: Социаль­
ное пространство, социальная дистанция, социальная позиция //Чело­
век, цивилизация, общество. М., 1992.

7. Сорокин П. Социологический этюд об основных формах обществен­
ного поведения и морали //Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

8. Социология /Под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. Раздел: Чело­
век и общество. Социологический анализ. Киев, 1996.

9. Тадевосян Э.В. Общество как социальная реальность //Социология
/Под ред. Э.В. Тадсвосяна. Гл.4, §1. М., 1995.

Глава 15. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ДИНАМИКА

Мы уже отмечали, что общество как целостная система структурировано, т.е. обладает определенным строением, взаимо­расположением и связью составляющих его частей. Подчеркива­лось также, что общество не есть механическая совокупность ин­дивидов или ценностей, норм, которыми они руководствуются, а представляет собой сложную систему социальных взаимодейст­вий, в которые вступают между собой индивиды, ценности, нор­мы. Но в процессе социального взаимодействия индивиды объе­диняются в определенные социальные группы, общности, которые и образуют исходные компоненты социальной структуры, своеоб­разные «социальные кирпичики», составляющие в своих различ­ных конфигурациях живую ткань общественного организма.

Одни социологи определяют и исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияю­щих на содержание и направленность социальных отношений; другие, напротив, анализируют социальную структуру, исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся статусные и ролевые различия между людьми. Но и в первом и во втором случае речь идет о социальных отношениях, возникающих только в пределах взаимодействия людей, объединяющихся в те


или иные социальные группы, общности. Поэтому вполне обосно­ванно можно дать следующее определение исследуемому соци­альному феномену. Социальная структура общества есть сово­купность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаи­модействий между ними.

Важнейшая отличительная особенность социальной струк­туры заключается в том, что она тождественна системным (эмерд-жснтным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого ком­плекса. В любой структуре можно выделить элементы, состав­ляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной не­зависимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологиче­скую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, кото­рые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Та­ким образом, социологический анализ социальной структуры ко­ренным образом отличается от изучения составляющих ее элемен­тов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, по­зиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на сис­темных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характери­зующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними.

Социальная структура многогранна и многокомпонентна, но ее основанием, исходными «клеточкам», «кирпичиками», из мно­жества которых создается многоэтажное здание такой структуры, являются социальные группы.

Что же такое социальная группа? Отвечая на этот вопрос, выдающийся американский социолог Р. Мертон утверждал: соци­альная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принад­лежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.


Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:

1. Определенный способ взаимодействия между ее членами.
Например, члены одной театральной труппы вместе обсуждают
намечаемый к постановке спектакль, проводят совместные репе­
тиции, взаимодействуют друг с другом на сцене во время спектак­
ля, выполняя в то же время свою собственную роль. Иными сло­
вами, они объединяются друг с другом общими интересами и об­
щим делом.

2. Осознание членства, чувство принадлежности к данной
группе. Актеры одного театра должны проявлять верность ему,
дорожить его честью, отстаивать ее в состязании с другими теат­
рами во время конкурсов, в негласном соперничестве с ними.

3. Осознание единства: труппа актеров одного театра вос­
принимается как целостность не только ими самими, но и окру­
жающими их людьми: зоителями, критиками, драматургами, зна­
комыми и т.п., которые рассматривают сотрудничающих в театре
людей как единое целое. Скажем, театральную труппу Белорусско­
го драмтеатра им. Я. Купалы называют «купаловцами», Москов­
ского театра им. Е. Вахтангова «вахтанговцами», подразумевая и в
первом, и во втором случае единый творческий коллектив. Мы
часто объясняем поведение человека тем, что он или она является
членом той или иной группы, например, группы рокеров, митьков
или футбольных фанатов.

В социологии различают первичные и вторичные группы. Впервые такое разграничение ввел американский социолог Ч. Ку­ли, который понимал под первичными «группы, характеризую­щиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством» (6; 28). Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования соци­альной природы и идеалов индивида. Результатом тесной свя ш индивидов в группе является их психологическое слияние в некое общее целое, наиболее простым способом описания которого слу­жит общее представление «мы», заключающее в себе определен­ный тип сопереживания и взаимного отождествления. Разумеется, в группе у различных ее членов могут быть различные стремления, но они подчиняются упорядочению со стороны некоего общего настроения. Так, мальчик может оспаривать у своих товарищей место в команде, но превыше таких споров будет ставить общий успех своего класса и школы.


К числу наиболее важных первичных групп Ч. Кули отнес семью, игровую группу детей, соседство и общинную группу стар­ших. Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные человеческие общности, являющиеся вторичными.

Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи: их взаимодействия обу­словлены стремлением к достижению определенных целен В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции Например, на предприятии должность директора, делопроизводителя, инже­нера, рабочего и т.п. может занимать любой человек, обладающий соответствующей подготовкой Нсли люди, занимающие эги долж­ности, справляются со своей работой, данная организация может успешно функционировать. Личность каждого из них мало значит для организации в целом, занимаемая им должность может быть замещена другим человеком. Наоборот, личность каждого члена семьи уникальна и очень важна для семейной целостности, ни од­ного из них нельзя заменить кем-то другим. У людей во вторичной группе, как правило, не устанавливаются эмоциональные личност­ные связи, характерные для друзей и членов семьи.

В течение последних десятилетий XX века происходит ос­лабление роли первичных групп в обществе. Технологические пе­ремены в производстве, средствах коммуникаций, вызванные на­учно-технической революцией, возникновение гигантских пред­приятий и корпораций, развитие крупных городов привели к соз­данию и усилению роли крупной обезличенной бюрократии, к возникновению так называемого «массового общества». Такое об­щество превращается в массу изолированных друг от друга инди­видов; распространение стандартизированной «массовой культу­ры» в нем приводят к тому, что человек нивелируется, становится безликим элементом социальной структуры, подогнанным под ее потребности, ощущает себя жертвой обезличенного социального процесса. Однако, несмотря на усиливающееся господство вто­ричных групп, в современном обществе первичные социальные группы (семья, друзья) продолжают оставаться важным связую­щим звеном между людьми и исходным компонентом социальной структуры.


 


В социологии в целях более продуктивного исследования социальных групп принято их разделять не только на первичные и вторичные, но и на реальные и квазигруппы, малые и большие, ус­ловные, экспериментальные и референтные группы. Условной груп­пой называют объединенную по определенным признакам (полу, возрасту, уровню образования, профессии и т.п.) общность людей, являющуюся объектом изучения социологии и включающую ин­дивидов, которые не имеют прямых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом и могут даже не подозревать о су­ществовании друг друга, но усчовио объединяются в интересах на­учного анализа— статистического, демографического и т.п. На­пример, в социологическом исследовании нередко фигурирует статистическое понятие «студенчество Беларуси», объединяющее в себе всех студентов всех вузов республики, хотя многие из них ни разу не увидят друг друга и никак между собой не взаимодей­ствуют. Разновидностью услоьной группы является лабораторная (экспериментальная) группа, которая создается для проведения социально-психологических экспериментов, когда люди, не знаю­щие друг друга и не взаимодействующие между собой, объединя­ются исследователем для определенных научных целей.

Реальной группой называют ограниченную в размерах общ­ность людей, объединенных реальными отношениями и/или вида­ми деятельности (например, школьный класс, студенческая груп­па, армейский взвод, футбольная команда). Наряду с реальными группами в обществе существуют квазигруппы. Они характеризу­ются: 1) случайностью, стихийностью образования; 2) неустой­чивостью взаимосвязей; 3) кратковременностью взаимодействия. Такие группы существуют непродолжительное время, после чего-либо распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы. К числу квазигрупп относят аудиторию, толпу и социаль­ные круги. Аудитория- это неустойчивая и неоднородная общ­ность людей, объединенная на непродолжительное время взаимо­действием с коммуникатором - индивидом или группой, которые владеют определенной информацией и доводят ее до этой общно­сти. Студенческая группа как относительно устойчивая и длитель­но существующая общность под такое определение не подпадает.. Аудиторией в социологическом смысле может быть группа людей, собравшихся в зале послушать лекцию, концерт или выступление экстрасенса, которая после такого прослушивания чаще всего рас­падается.


Специфическим видом квазигруппы является толпа. Топпа- это бесструктурное скопление людей, лишенных явно осознавае­мой общности целей, но связанных между собой ситуативной общ­ностью интересов, сходством эмоциональных состояний и общим объектом внимания. Основными социально-психологическими ме­ханизмами формирования толпы являются слухи и нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, при котором воз­никает эффект карусели: эмоциональное возбуждение одних пере­дается другим, а затем, усиленное их возбуждением, по принципу заражения воздействует на первых и т.д. Для толпы характерны: 1) повышенная внушаемость; 2) анонимность, являющаяся следст­вием того, что индивид чувствует себя не узнанным в толпе; 3) преобладание эмоций над разумом: люди в толпе, как правило, не задумываются над своими действиями, а их поведение в толпе обусловлено эмоциями; 4) чувство неуязвимости: действуя в каче­стве целостного формирования, люди в толпе как бы утрачивают голос совести, подчас действуют безответственно, агрессивно, раз­рушительно - могут переворачивать автомобили, бить стекла в ок­нах и витринах магазинов, совершить поджог и т.п.

Социальные круги, по определению известного польского социолога Я. Щепаньского, представляют собой «свободные сою­зы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами» (16; 78). Ин­дивиды, входящие в состав социальных кругов, объединяются принадлежностью к какому-нибудь социальному слою и вытекаю­щей отсюда общностью интересов. Именно под такое определение подпадает часто встречающееся в социологии, в официальных до­кументах и средствах массовой информации понятие «деловые круги», объединяющее предпринимателей, банкиров, менеджеров и т.п.

Очень важное значение в социологии имеет дифференциа­ция социальных групп на малые и большие. Малая группа- это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаи­модействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальных (официальных) группах четко определены позиции их членов, они предписаны групповыми нормами и ожиданиями, определены взаимодействия между членами группы по вертикали: отношения старшинства, подчинения и т.п. К таким группам относятся, например, армей-


ский взвод, театральная труппа, научно-исследовательская лабо­ратория, вузовская кафедра и т.п. Неформальные группы возника­ют и складываются стихийно, в них ни позиции, ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует структура властных отношений. К их числу относятся семья, группа друзей, компания сверстников. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. На­пример, в студенческой группе возникают более мелкие группи­ровки, состоящие из близких друзей, объединенных общими инте­ресами, чувствами симпатии, дружбы, либо на основе прагматиче­ской пользы.

Специфическим видом малой группы является референтная группа. Под этим термином понимается группа, в которую инди­виды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эта­лоном и на нормы, ценности, оценки и мнения которой они ориен­тируются в своем поведении и в самооценках. Определенная часть старшеклассников или студентов, например, в своих поступках ориентируется не на советы педагогов, родителей и соучеников, а на поступки, оценки и взгляды людей из другого окружения (группы рокеров, богемы и т.п.) или на героев модных кинобоеви­ков, которым они стремятся подражать в поведении, жаргоне, жес­тах, одежде, прическах и т.п. Большое значение понятие рефе­рентной группы имеет при выяснении причин и мотивов откло­няющегося и противоправного поведения: почему подросток ори­ентирован не на нормы своей семьи или своего школьного класса, а на нормы другой группы, - например, воровской шайки? Таким образом, это понятие позволяет уточнить сложные социальные механизмы взаимосвязей индивида с группой, в том числе и таких взаимосвязей, которые исключаются из системы определяющего влияния на поведение личности господствующих в той или иной реальной группе (или в обществе в целом) норм и ценностей.

Большая группа представляет собой реальную, значитель­ную по размерам и сложно организованную общность людей, во­влеченную в общественную деятельность и систему соответст­вующих отношений и взаимодействий. Примерами таких групп могут выступать коллектив определенной школы, вуза, предпри­ятия. В таких группах вырабатываются определенные групповые нормы поведения, традиции, общественное мнение, система кол­лективных оценок поведения своих членов и других больших и малых групп. Кроме того, термин «большая группа» применяется в социологии и социальной психологии для обозначения количе-


ственно не ограниченной статистической (условной) общности людей, выделяемой на основе определенных социально-эконо­мических, политических, профессиональных, этнических, куль­турных, религиозных или демографических признаков. Именно в этом смысле употребляются такие статистические многомерные понятия, как рабочие города Минска, спортсмены Беларуси, дети Чернобыля, женщины-участницы феминистского движения. Ин­дивиды и их группы, охватываемые такими понятиями, могут ре­ально не взаимодействовать друг с другом, но объединяются опре­деленными социальными признаками и имеют все основания при­менять к себе один из существенных маркеров (определителей) групповой идентификации - объединяющее их всех местоимение «мы».

Если в первобытном обществе или в эпоху феодализма каж­дый индивид мог одновременно входить в состав ограниченного количества социальных групп (семья, религиозная община, друзья, соседи), то в современном обществе люди обычно входят во мно­жество первичных и вторичных, малых и больших групп. Они мо­гут быть членами определенной семьи, входить в группы друзей, компании сверстников или соседей, той или иной социокультур­ной, религиозной, спортивной общности, политической партии, принадлежать к числу учителей, врачей или рабочих и т.д. и т.п. Каждый может сказать о себе и своей группе: это «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «моя религия», «моя партия», «моя футбольная команда» и т.п. В зависимости от принадлежности или не принадлежности индивидов к тем или иным группам, последние подразделяются на ингруппы и аутгруп-пы. Ингруппа — это такая социальная общность, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется с другими таким образом, что расценивает членов данной группы как объединяющее их всех «мы» - «мы - белорусы», «мы - муж­чины», «мы - спортсмены», «мы - офицеры», «мы - Ивановы» и т.д. Все другие группы, к которым данный индивид не принадле­жит и не идентифицирует себя с ними, - другие семьи, другие компании сверстников, другие религиозные, политические, про­фессиональные и т.п. группы - будут для него аутгруппами, кото­рые он обычно обозначает словами «не мы», «не наши», «чужие».

Множество ингрупповых и аутгрупповых связей в совре­менном обществе могут перекрещиваться, создавая сложные и многообразные коммуникационные взаимодействия, в которых


формируется, развивается и действует каждый индивид, каждая социальная группа. Таким образом, общество как единая целост­ная система структурирована на множество различных по составу и социальным характеристикам групп, в пределах которых может взаимодействовать с другими индивидами каждый человек.

Однако распределение людей по группам, имеющее важное значение для понимания сущности и содержания социальной структуры, вовсе не исчерпывает последнюю. Не менее сущест­венно распределение индивидов, их групп и общностей по соци­альным слоям (стратам). Универсальным отличительным при­знаком общества и его структуры является социальное неравенст­во людей.

Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образова­ния, профессии, участия во властных структурах и т.д., - назы­вается социальной стратификацией.

Социальная стратификация обладает несколькими отличи­тельными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:

Во-первых, в процессе стратификации происходит диффе­ренциация людей в иерархически оформленные группы, т.е. выс­шие и низшие слои, классы, страты общества.

Во-вторых, социальная стратификация разделяет людей не только на высшие (по доходу, образованию, власти и т.п.) и низ­шие слои, но и на привилегированное меньшинство (знать, бога­тые и др.) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные, не участвующие во властных структурах и т.п.).

В-третьих, социальная стратификация приводит к возникно­вению у низших слоев стремления при возможности перемес­титься в более обеспеченные, привилегированные слои, что по­рождает социальные противоречия, конфликты, потрясения.

П. Сорокин, как уже отмечалось в главе шестой данной кни­ги, выделял три основных типа социальной стратификации, ут­верждая, что необходимо различать социальные слои по трем кри­териям: 1) уровню дохода (богатые и бедные); 2) политическому статусу (имеющие власть и не имеющие ее); 3) профессиональным ролям (учителя, инженеры, врачи и т.п.). Развивая эти идеи, Т. Парсонс дополнил эти признаки стратификации новыми суще­ственными критериями: а) «качественными» характеристиками, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлеж-


ность, половозрастные особенности, родственные связи, интеллек­туальные и физические особенности личности; б)«ролевыми ха­рактеристиками», определяемым тем набором ролей, которые ин­дивид выполняет в обществе (должность, уровень знаний, профес­сиональной подготовки и т.д.); в) «характеристиками обладания», выражающими наличие у индивидов и их групп собственности, материальных и духовных цепное гей, привилегий и т.п.

Обобщение названных критериев в единую многомерную модель позволяет представить процесс социальной стратификации в качестве многопланового расслоения людей и групп в обществе по признакам владения (или невладепия) собственностью, вла­стью, определенному уровню образования и профессиональной подготовки, этническому признаку, половозрастным характери­стикам, социокультурным критериям, политической позиции, за­нимаемыми людьми социальными статусами, выполняемыми ими ролями.

В процессе жизнедеятельности общества социальные страты не остаются раз навсегда данными, неизменными, - они находятся в процессе изменения и развития. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т.е. подвижностью социальных слоев и классов. Социальная мобильность — ото изме­нение индивидом или группой места в социальной структуре об­щества, перемещение их из одного социального положения в дру­гое. Социальная мобильность может обладать различными призна­ками, из которых наиболее существенными являются пространст­венная характеристика, скорость и плотность протекающих стра­тификационных изменений.

По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность представляет собой переме­щение индивида или группы из одной социальной позиции в дру­гую, расположенную на одном и том же стратификаципном уров­не. Перемещение некоего индивида из православной в протестант­скую или кришнаитскую религиозную группу; из одной семьи (как мужа, гак и жены) в другую при разводе; с одного завода на дру­гой; из одного вуза в другой, даже расположенный в другом горо­де (скажем доцента Гомельского университета в Гродненский университет), при сохранении в этом случае того же самого про­фессионального статуса, - все это примеры горизонтальной соци­альной мобильности. Во всех этих случаях перемещение может


происходить без каких-либо заметных изменений социального по­ложения в стратификационном ранге, т.е. в вертикальном направ­лении.

Иное дело мобильность вертикальная. Такой тип мобильно­сти осуществляется тогда, когда индивид или социальная группа перемещается из одного социального пласта в другой, располо­женный в стратификационной иерархии выше или ниже первого. В зависимости от направления такого перемещения существует два типа вертикальной мобильности Первый из них - восходящая социальная мобильность, т.е. социальный подъем из одного соци­ального слоя в другой, более высокий. Пример рабочий, получив соответствующее образование и подготовку, становится инжене­ром, а затем- предпринимателем или директором завода. Второй гип вертикальной мобильности представляет нисходящая социаль­ная мобильность, т.е. социальный спуск, социальное нисхождение, социальная деградация, например инженер, став безработным, был вынужден устроиться работать маляром, столяром или сторожем, а то и вовсе превратиться в бездомного.

По скорости протекания стратификационных перемещений они подразделяются на медленные и быстрые. Например, один выпускник вуза в течение 5-6 и более лет работает на одном рабо­чем месте и занимает один и тот же социальный статус учителя или инженера, второй через три-четыре года перемещается на бо­лее высокую должность, скажем, начальника цеха или лаборато­рии, а третий за то же время становится предпринимателем или директором, т.е. переходит в более высокий социальный слой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2254 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.