Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СОЦИОЛОГИИ 7 страница





6. Каковы различия индексичных и объективных выражений?

7. Каково содержание основных теоретических постулатов этнометодо-
логии?

Литература

1. Гидденс Э. Социология. Гл. 4. М., 1999.

2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая
социология. Ч. II, гл. 3, §2. Феноменологическая социология и этно-
методология. СПб., 1996.

3. Ермаков И.П. Феноменология //Социология. /Под ред. Э.В. Тадево-
сяна. М., 1995. Гл. 3, §4.

4. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках
//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

5. Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В. Оси-
пова. М., 1995.

Глава 12. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА И

САМОРЕФЕРЕНТНЫХ СИСТЕМ Н. ЛУМАНА

Один из активных разработчиков «постмодернистской» со­циологии, крупнейший социальный теоретик второй половины XX века, Никлс Луман (1927-1999) убежден в «кризисности» и «тупи-ковости» всех прежних социологических схем (за исключением прикладных подходов и эмпирических исследований) и поэтому предлагает создание новой и вместе с тем «единой социологиче­ской теории». Новая социологическая теория, по его мнению, не должна заниматься «метафизическими» вопросами прогресса и эволюции, ее главная задача- разработать теоретические инстру­менты, пригодные для познания социального мира. Основными среди этих инструментов являются социологические понятия и теории общества.

Центральным в системе социологического знания, утвер­ждает Н. Луман, является понятие общества. Но в том виде, в ко­тором оно употребляется социологами, оно оказывается самым не­четким, размытым и неопределенным. Для избавления от этого порока необходимо преодолеть три препятствия, с которыми стал­кивается социологическая теория. Они таковы: ^«гуманистичес­кое предубеждение», согласно которому общество состоит из лю-


дей и отношений между ними; 2) допущение территориального раз­нообразия общества; 3) разделение субъекта и объекта познания.

В том случае, когда понятие общества сопрягается с челове­ком, в него включается слишком много, утверждает Н. Луман, а в случае территориального понятия общества - слишком мало. Под­ход же к истолкованию общества на основе его рассмотрения в ка­честве абсолютно объективного, независимого от сознания и дея­тельности людей обьекта закрывает путь к пониманию сущности и значимости социальной коммуникации, без которой невозможно само существование общества. Поэтому необходимо, с его точки зрения, «революционизировать парадигму теории общества» (5; 202). Это возможно осуществить только на основе системного под­хода, ставящего в центр теоретических изысканий понятие систе­мы. В настоящее время, утверждает Н. Луман, существует лишь одна современная «систематическая социологическая теория -общая теория системы действия Т. Парсонса. Она заявляет о себе как кодификация классического знания и как разработка категори­ального понимания действия. Но именно эта теория... не делает никаких высказываний о степени совпадения аналитических поня­тий с реальным образованием систем. Она не учитывает, что по­знание социальных систем уже как познание зависит от социаль­ных условий, причем не только из-за своего предмета, но и пото­му, что познание (или выработка дифиниций, или анализ) дейст­вий само уже является действованием (5; 199-200). Чтобы изба­виться от этих парадоксов, считает Н. Луман, необходимо от­казаться от традиционного описания общества в понятиях сугубо социологической дисциплины и обратиться к теоретическим ре­сурсам, которые привносятся в социологию извне. Главный ориен­тир в таком преобразовании самого подхода к построению новой теории общества - новейшие тенденции в теории систем, а также в теориях, функционирующих под другими названиями: в киберне­тике, теории коммуникации, теории эволюции. Самое главное, что объединяет эти теории - это центральное место во всех них кате­гории «система».

Под системой Н. Луман понимает нечто, способное отли­чать себя от внешней среды и воспроизводить эту границу. Имен­но под такое определение системы подпадает, по его мнению, об­щество. Оно тем и отличается, что постоянно производит различе­ния себя и внешней среды, различения, дающие ему право имено-


ваться системой. Эта система является самовоспроизводящейся в том смысле, что акт воспроизводства не предполагает воссозда-ваемости и воспроизводимости причин и условий производства. Эти причины и условия могут видоизменяться, что приводит к развитию системы, но это различение должно быть воссоздано в дальнейшем развитии системы. Однако общество выступает не только самовоспроизводящей, но и самореферентной системой, что означает его способность наряду с самовоспроизводством осуществлять описание самого себя, воспроизводя и это само опи­сание.

При таком понимании социальной системы ее элементами оказываются не люди или их действия, а их коммуникации между собой. Коммуникации разлагаются на действия. Действия же воз­никают для упрощения системой самой себя, для преодоления собственной сложности. Коммуникация в таком случае становится не просто передачей информации, а смысловым, самореферент­ным процессом, приводящим к определенному структурированию социальной системы.

Делая общий вывод из этих концептуальных положений, Н. Луман формулирует свое теоретическое кредо следующим об­разом: «Мое предложение- положить в основу понятие коммуни­кации и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе понятия системы вместо понятия действия» (2; 31).

Придавая центральное значение различению системы и ок­ружающего мира, Н. Луман в то же время подчеркивает, что хотя «система и окружающий мир разделены, но не могут существо­вать - как две стороны друг без друга» (5; 206-207). Если системы достаточно сложны, они оказываются в состоянии обратить на се­бя самое различные системы окружающего мира и осуществлять вследствие этого наблюдение себя самих как систему в окружаю­щем мире.

Вслед за разграничением системы и окружающего мира сле­дующий шаг в преобразовании теории общества, сделанный Н. Луманом, состоял во включении в эту теорию понятия «само-рефернтная система». Саморефернтное, или циркулярное отноше­ние, в его понимании, есть включение самого себя в предмет рас­смотрения. Следовательно, саморефернтная система, хотя и зави­сит от окружающего мира и не обходится без него, но детермини­рована отнюдь не им, поэтому «может сама себя организовать и


выстроить свой собственный порядок» и осуществить тем самым «построение структур системы собственными системными про­цессами» (5; 208).

Третий шаг в построении новой теории общества, осуществ­ленный Н. Луманом, заключался во введении в эту теорию поня­тия аутопойесиса, заимствованного им у Хумберио Матураны. «Аутопойетические системы, - утверждает билефельдский про­фессор, — это такие системы, которые производят не только свои структуры, но и свои элементы и сети именно этих элементов». Что же касается сущности последних, то «элементы - это инфор­мация, это различия, которые составляют отличие в системе», а поэтому весьма значимы для нее (5; 208-209). Спецификация ауто-пойететической системы воплощается в том, что она делает выбор из самостоятельно сконструированной области информации и осу-а1,ествляет тем самым процесс коммуникации между своими раз­личными составными частями. Такая трактовка данной системы приводит Н. Лумана к необходимости «признать за понятием ком­муникации ключевое значение для теории общества» (5; 210).

Ключевая значимость коммуникации предопределяется тем, утверждает билефельдский профессор, что «она является изна­чально социальной (причем единственной изначально социальной) операцией.

Она изначально социальна, поскольку, хотя и предполагает множество совместно действующих систем сознания, но (именно поэтому) не может быть как единство - внесена ни одному отдель­ному сознанию. Она социальна также и постольку, поскольку «общее» (коллективное) сознание никоим образом и ни в каком смысле произведено быть не может, т.е. и согласие (konsensus) как полное согласование в строгом смысле слова недостижимо, а вме­сто этого функционирует коммуникация. Коммуникация, если иначе сформулировать тот же самый аргумент, аутопойетична по­стольку, поскольку может быть произведена лишь в рекурсивной связи с другими коммуникациями, т.е. в сети коммуникаций» (5; 215-216).

Итак, в предлагаемой Н. Луманом постмодернистской со­циологической теории в центр внимания выдвигаются два взаимо­связанных понятия: «коммуникация» и «система». В этой теории коммуникация выступает тем элементарным процессом, который конституирует, т.е. создает социальную реальность. Этот процесс характеризуется определенным «смыслом», поскольку в нем все-


гда присутствуют нереализованные возможности событий и дей­ствий, каждое из которых могло быть тем, каким стало, или со­вершенно иным, вследствие чего человеком постоянно осуществ­ляется выбор из многих возможностей. Выборочными являются внимание и понимание отправителя и получателя сообщений, со­держание информации и способ ее передачи (восприятие). Про­цесс коммуникации замкнут на себя, ибо в него включены только те индивиды, которые коммуницируют между собой, следователь­но, он самореферентен. Каждый из коммуницирующих знает о своем партнере, что его восприятия, как и идущие к нему сообще­ния, могли бы быть и другими. Эту вариантность сообщения и его восприятия Н. Луман называет «двойной контингентностью». В процессе коммуникации получатель сообщения может принять или отклонить его. Отклонение тоже является актом коммуника­ции. Поскольку одно и то же сообщение может иметь разный смысл для разных людей (например, сообщение о мяче, забитом в ворота одной из футбольных команд или о победе одной из них), в коммуникации заключена возможность разногласия, «потенциаль­ного конфликта». Такой конфликт превращается в социальную ре­альность в случае отказа, отклонения коммуникации. В таком слу­чае коммуникаторы (как отдельные индивиды, так и целые соци­альные системы) становятся перед выбором: избежать конфликта или же разрешить возникшую проблему посредством давления, влияния, насилия.

В современном, постмодернистском обществе коммуника­тивный процесс становится более масштабным и эффективным благодаря расширившемуся арсеналу «средств коммуникации»: наряду с традиционными (язык, письменность, печать, радио) поя­вились новые коммуникационные средства - телевидение, элек­тронные и компьютерные сети и др. Кроме того, существуют «символические обобщения», (генерализованные) средства ком­муникации - истина, право, собственность и деньги, власть, лю­бовь. Они работают как бинарный (двойной) код предпочитаемо-го/непредпочитаемого, облегчая обработку громадных объемов информации и подталкивая принятие отборов других людей, фор­мирование ценностей и норм, их функционирование. Так, напри­мер, право позволяет разграничивать конкретные нормы на право­вые и не правовые (противоречащие праву); обладающий властью может побудить подчиненных к демонстрации/недемонстрации, усвоению/неусвоению каких-либо определенных ценностей и ус-


тановлению/отвержению каких-либо определенных норм. Такой сильно персонализированный вариант коммуникации, как любовь, требует подтверждения/отвержения наряду с другими факторами ценностной структуры другого человека и ее «проекции на самого себя». С точки зрения Н. Лумана, право ни в коем случае не избав­ляет общество от конфликтов, но инициирует и регулирует их. Си­туация начинает восприниматься как конфликт лишь благодаря существованию нормативной и моральной систем, но в то же вре­мя существование права и встроенного в него социального кода «предпочтения правового» создает возможность «ненасильствен­ного разрешения» конфликтной ситуации, воспроизводя тем са­мым нормативно-правовую «интеграцию» социальной системы.

Именно на таких теоретических основаниях, считает Н. Лу-ман, может быть построена социологическая теория общества. В со­ответствии с разрабатываемой им концепцией самореферентных, аутопойетических систем, теория общества должна рассматрива­ться какдеория объемлющей социальной системы, заключающей в себе все остальные социальные системы» (5, 212). В этой теории, утверждает он, необходимо «различать три разных уровня анализа общества:

1) общую теорию систем, а в ней - общую теорию аутопойе­
тических систем;

2) теорию социальных систем;

3) теорию системы общества как особого случая социальных
систем» (5; 213).

На первом из этих уровней теория общества пополняется принципиально новыми понятиями (аутопойсис, саморефернция и др.), а также результатами эмпирических исследований, которые могут иметь силу и для других систем такого же типа (например, мозга).

На втором уровне - уровне теории социальных систем - речь идет об особенностях тех аутопойетических систем, которые могут быть поняты и истолкованы как социальные. На этом уровне об­щество оказывается одной из многих социальных систем и его можно сравнивать с другими социальными системами, например, с системами организации или с системами интеракции, образующи­мися коммуникациями тех, кто непосредственно при этом присут­ствует.

Только на третьем уровне, на котором конструируется тео­рия системы общества как особого случая социальных систем,


проявляется специфика системы общества. Общество как специ­фическая социальная система объемлет собой все остальные соци­альные системы — и системы организации, и системы интеракции, но они не являются его частями или подсистемами. Общество -это принципиально другой тип, другой уровень образования сис­темы, обладающий принципиально новыми, эмерджентными свой­ствами, не присущими ни одной другой системе, входящей с его состав. Одна из самых примечательных особенностей заключается в том, что это - система, обладающая оперативной (или саморефе­рентной) замкнутостью. Это, разумеется, не означает, что общест­во — закрытая система. В том-то и состоит его своеобразие, что свойственная ему «открытость системы основывается на ее замк­нутости» (5; 211). Н. Луман убежден, что только оперативно замк­нутые системы, к каковым принадлежит общество, способны вы­страивать высокую собственную сложность, специфицирующую особенности реагирования данной системы на условия и воздейст­вия своего окружающего мира. Одна из самых важных специфиче­ских особенностей общества как системы состоит в том, что бла­годаря коммуникации оно способно к самонаблюдению. Еще од­ним важным следствием оперативной замкнутости системы обще­ства является то, что эта система «не может обойтись без самоорганизации» (5; 222). Поэтому, отмечает Н. Луман, «как бы ни выделяло в себе общество социальные системы через диффе­ренциацию, поводом для этого всегда является бифуркация его собственных операций» (5; 231).

Но способность общества как специфической социальной системы к самонаблюдению и к самоорганизации неизбежно при­водит его к необходимости самооценки. А это означает, что такая система, каковой является общество, нуждается в функции памяти (т.е. культуре), которая представляет настоящее как результат (вы­ход) прошлого. Но память означает забывание и выборочное запо­минание, что в свою очередь, предполагает конструирование тож­деств для повторного зачатия повторяющихся событий. Кроме то­го, такие системы нуждаются в функции колебания. Чтобы разли­чить память и колебания, система создает время, т.е. различие прошлого и будущего состояний, при помощи которого «про­шлое становится царством памяти, а будущее - царством колеба­ния» (6; 134).

Подходя с этих позиций к описанию и интерпретации со­временного общества, Н. Луман обращает внимание на тот факт,


что при всех недостатках и несправедливостях социальной стра­тификации она уже не является главной социологической пробле­мой, так как свойственные современным людям «идентичности уже не строятся с помощью стратификационной (или иерархиче­ской) дифференциаци» (6; 131). Связанные со стратификацией термины «эксплуатация» и «подавление», — заявляет Н. Луман, — устаревшие мифы, негативные утопии, предлагающие легкий вы­ход из ситуации, например, «революцию». Преобладающими яв­ляются не отношения иерархии, а «отношения включения и ис­ключения, а это относится не к стратификации, а к функциональ­ной дифференциации» (6; 132).

Н. Луман считает, что для социологической теории саморе­ферентных систем принципиально важное значение имеют два ви­да различения: а) различение системы и окружающей среды, кото­рое производится только одной стороной этого взаимодействия -системой; б) разграничение видов социальных систем, каковыми являются системы взаимодействия, организации и социальные системы (5; 48).

Взаимодействие системы с окружающей средой становится понятным и объяснимым в том случае, когда принимается во вни­мание различие в комплексности между ними. Поскольку соци­альная система представляет собой совокупность коммуникаций, постольку ее пространственные границы отражают лишь внутрен­нее структурирование системы, ее внутреннюю дифференциацию, направленную на преодоление сложности ее самой и окружающей среды. Этот процесс (редукция сложности) совершается системой в трех измерениях: предметном, временном и социальном. Однако это приводит не к снижению, а, напротив, к повышению ком­плексности вследствие усложнения воздействия системы на окру­жающую среду.

Создавая определенные совокупности норм и ценностей, ко­торыми руководствуются в своих взаимодействиях индивиды и социальные группы, коммуникация приводит к возникновению в обществе интегративно-дезинтеграционных изменений. Эти меха­низмы взаимодействия и взаимопроникновения в современном комплексном обществе не только разнонаправлены, но и действу­ют не вслед друг за другом, а одновременно друг с другом, созда­вая предпосылки собственных альтернатив и возможностей отбо­ра, воспроизводя и интерпретируя эти отборы. Происходящие в результате этого процессы формирования, взаимопроникновения и


разложения консенсусов, локальной и системной интеграции и де­зинтеграции приводят к ценностно-нормативному формированию «обширных социальных систем», доступных для социологических исследований.

Социальные системы, считает Н. Луман, многообразны, а из их совокупности выделяются три основных типа.

Первый из них - системы взаимодействия, которые возни­кают и функционируют в тех случаях, когда присутствующие ин­дивиды воспринимают друг друга, а также воспринимают само взаимное восприятие. Личное присутствие является здесь принци­пом формирования границ таких систем. Примерами могут слу­жить семейный ужин (в отличие от самой семьи), игра в покер, массовая демонстрация, поездка на такси. В каждом из подобных случаев присутствующие имеют приоритетное рассмотрение, а за­бота об отсутствующих уменьшается, независимо от того, в какой мере они влиятельны. Язык в рамках систем взаимодействия дела­ет возможным иметь дело и с отсутствующими, т.е. отображать и тсматизировать в коммуникации определенные аспекты среды в системе, заменяя реальное присутствие знаками, характеризирую-щими и представляющими отсутствующих. Такая ситуация накла­дывает определенные ограничения: в какой-либо момент может говорить только один из присутствующих, сами же системы взаи­модействия фокусируются на одной теме, стоящей в центре обще­ственного внимания, множественность тем может поддерживаться только последовательно. Следовательно, собеседники должны ли­бо ограничивать свой вклад в обсуждаемое, либо пытаться изме­нить предмет коммуникации.

Второй тип систем - социеталъные системы - свободен от каких-либо ограничений. Такие системы являются всеохватываю­щими, независимыми и «авторитарными». В качестве примера та­кой системы можно привести мировое сообщество, являющееся не просто совокупностью личностных и межличностных взаимодей­ствий и состоящих из них систем, но системой более высокого по­рядка. Ее регулятивные принципы автономны по отношению к принципам формирования границ и самоселекции (самоотбора), специфичного для систем непосредственного взаимодействия.

Третий тип социальных систем представляют организации. Организации формируются и функционируют в соответствии с но­выми принципами границетворчества и селекции, занимая как бы промежуточное положение между системами взаимодействия и


системой общества в целом. Организациями являются те системы, которые связывают членство в них с определенными условиями. Безличные правила членства в таких системах (например, подчи­нение руководству в обмен на заработную плату), несмотря на возможность собственного изменения и добровольность выбора, способствуют длительной стабилизации определенных способов поведения. Благодаря этому становится возможным достижение общего равновесия между системой и требованиями к индивиду­альному поведению, способствующее независимости организации от спонтанных личных мотивов, ценностей, нормативного консен­суса. Вследствие этого солдаты маршируют, секретари печатают на машинках, профессора читают лекции, а политические лидеры управляют, независимо оттого, нравится им это или нет.

Выявление особенностей различных типов систем, с точки зрения Н. Лумана, дает возможность целенаправленного влияния социологически просвещенных органов управления на ценностно-нормативные структуры организаций и тем самым осуществлять стратегию «вмешательства в системы» посредством «организаци­онного развития». Такое «вмешательство» вследствие нелинейно­сти, полицентричности, нестационарности развития социальных систем оказывается, считает Н. Луман, «на стыках» предметных областей и различных дисциплин, например, социология - психо­логия - политология; социология организаций и управления -конфликтология - этика. Это открывает путь к упрочению комму­никаций между различными традициями, нормативно-ценност­ными системами и обществами, «перевода» утверждений, сделан­ных в рамках одной культуры, на язык другой. Тем самым обеспе­чивается взаимное понимание и взаимовлияние, ведущее к «оби­лию значений», к «культуре избытка» и «пластичному» миру разнообразных социальных систем.

С точки зрения своего специфического толкования взаимо­связи коммуникации и системы Н. Луман дает своеобразную трак­товку ролевой социологической теории, берущей начало от работ американских социологов Р. Линтона, А. Радклиф-Брауна, Р. Мер-тона, Т. Парсонса и др. Он, в частности, предполагает рассмат­ривать различные роли и взаимодействия между ними в рамках отношений «симметричности — асимметричности». Асимметрич­ные социальные роли чаще всего проявляются в профессиональ­ной сфере деятельности. Таковы, например, отношения ролей ме­жду воспитателем и воспитанником, судьей и обвиняемым, врачом


и пациентом. Однако в определенных условиях асимметричность отношений между различными ролями приобретает тенденцию к выравниванию. Например, на рынке выравнивается соотношение между производством и потреблением, где принимаются во вни­мание совершенно определенные роли участников взаимодействия (продавец- покупатель), а все другие роли их не должны учиты­ваться. В данном случае мы имеем дело с социальными ролями, реализующимися в процессе коммуникации.

Однако бывает в социальной действительности совершенно иные взаимодействия, при которых коммуникация должна преры­ваться именно вследствие того, что существует наличие других «особых ролей». «В таком случае, - говорит Н. Луман, - ролевые взаимозависимости вырываются за пределы интеракционного про­странства, и благодаря им во взаимодействие привносятся прочие социальные обстоятельства» (6; 102). Например, женщины болта­ют у колодца, но рано или поздно они вынуждены прервать это за­нятие, чтобы поспешить домой и приготовить своим мужьям еду.

«Особые другие роли», считает Н. Луман, не только ограни­чивают то, что выявляется в интеракции, они могут вовлекаться в социальные взаимодействия как определенный социальный ре­сурс, как сеть социальных отношений. Когда известно, что кто-то сын такого-то, это можно учесть, с одной стороны, как своего рода предмет или возможность вступить во взаимодействие, а с дру­гой - как канал обратной информации. Поэтому люди в своих взаимодействиях чаще всего используют правило - «действовать с оглядкой на другие роли участников», что одновременно служит источником авторитета. «Любой авторитет, — подчеркивает Н. Лу­ман, - основывается на ролевых связях. Он ограничен и уравно­вешен тем, кем может быт и чего может достичь носитель автори­тета в других интеракциях» (4; 102).

В системах интеракции осуществляется не только контроль за «особыми другими ролями» участников, но и контроль через противоположное, через соответствующих партнеров. Поскольку ролевые отношения в этом случае остаются симметричными, воз­никает идея партнерства, которая позволяет понять другие роли партнеров. Принцип партнерства, утверждает Н. Луман, предпи­сывает общую терпимость и учет того, что служит в качестве ин­дивидуального образца отношений. Это приводит к социальной интеграции общества, однако ни в коем случае не снижает его сложности. Вследствие этого, подчеркивает Ы. Луман, социология,


изучая общество, складывающиеся в нем интеракции и солидарно­сти, способна сделать больше, чем до сих пор. Ее первичная зада­ча— воздействовать на общество путем его соответствующего описания; иначе говоря, просвещать общество через демонстра­цию его собственной сложности.

А одним из наиболее фундаментальных проявлений возрас­тающей сложности современного общества, убежден билефельд-ский мудрец, становится глобализация, т.е. формирование единой глобальной социальной системы. «В современных условиях, -подчеркивает он, — глобальная система является обществом, в ко­тором все внутренние границы могут быть оспорены и вся соли­дарность пошатнется» (6; 134). А такая ситуация активно привле­кается Н. Лумаиом в качестве еще одного веского аргумента в пользу разработки принципиально новой, постклассической пара­дигмы теории общества и саморефернтных социальных систем.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. В чем усматривает Н Луман три главных порока классических со­
циологических концепций общества?

2. Как понимает и трактует Н. Луман категорию «система»?

3. Что представляет из себя саморефернтная, аутопойетическая социаль­
ная система?

4. В чем состоит сущность коммуникации и почему она играет ключе­
вую роль в самоконструировании социальной системы?

5. Какие три уровня анализа общества предлагаются Н. Луманом?

6. Каковы основные типы социальных систем, анализируемые в кон­
цепции саморефернтных систем?

7. Каково различие симметричных и асимметричных социальных ролей?

Литература

1. Громов И., Мацкевич А., Семенов В Западная теоретическая социо­
логия. Гл. б. §3. Самореферентные системы Н. Лумана. СПб., 1996

2. Луман Н. Понятие общества //Проблемы теоретической социологии.
СПб., 1994.

3. Луман Н. Почему необходима системная теория? //Проблемы теоре­
тической социологии. СПб., 1994.

4. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность //Человек.
1996. №3.

5. Луман Н. Теория общества//Теория общества. М., 1999.


6. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно
понимать современное общество //Социология на пороге XXI века.
М, 1999.

7. Феофанов К.А. Никлас Луман и функционалистская идея ценностно-
нормативной интеграции: конец великой дискуссии //Социологи­
ческие исследования 1997. № 3.

8. Филиппов А.Ф. Памяти Никласа Лумана //Теория общества. М., 1999.

Глава 13. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРАЦИИ ПО Э. ГИДДЕНСУ

В последней четверти XX века возникают социологические теории, стремящиеся дать социологическое осмысление и интер­претацию развития общества в эпоху «модерна» и «постмодерна». Выдающийся английский социолог Энтони Гидденс (1938 г.р.) по­лагает, что фундаментальной характеристикой, отличающей обще­ство «модерна», т.е. современное общество, от «домодерновой» эпохи является внутренне присущая «модерну» рефлексивность поведения человека. В нем знания субъектов действия (рефлексия акторов, или агентов) становятся в новых условиях важным ком­понентом структуры социального действия. Поэтому в своих ре­альных действиях он не предстает жестко зависимым от экономи­ческих, политических и социокультурных факторов, но активно с ними взаимодействует, накладывая на них печать своей рефлек­сивности. Что же касается общества «постмодерна» (постсовре­менности), то, по его словам, постмодерновая система может быть институционально сложной, и мы можем охарактеризовать ее как выражение движения «за» современность вдоль каждого из четы­рех взаимосвязанных измерений» (1; 341). Эти измерения таковы: ^демилитаризация; 2) гуманизация технологии; 3) многоуров­невое демократическое участие; 4) «система - после бедности».

Для правильного понимания и интерпретации социальных систем типа «модерн» и «постмодерн» существующих классиче­ских и постклассических (типа функционализма и структурализма) социологических концепций, уже недостаточно, считает Э. Гид­денс. Необходимы «новые правила социологического метода», реализованные в предлагаемой им «теории структурации». Эта теория, по его утверждению, основывается на трех взаимосвязан­ных утверждениях: ^социальная теория должна включать пони-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 403 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2239 - | 2072 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.