Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 5 социологи€ религии




 

–елиги€ €вл€етс€ объектом исследовани€ целого р€да общественных наук, кажда€ из которых рассматривает ее под своим углом зрени€, своими специфическими методами. ѕредметом исследовани€ в каждой из них станов€тс€ те или иные стороны, элементы религии, ее взаимосв€зи с различными сторонами действительности.

 

“ак, философию религи€ интересует как форма общественного сознани€, как специфическое концептуальное видение мира, как особенный способ его познани€. ¬ поле зрени€ философии при изучении религии оказываютс€ такие гносеологические проблемы, как специфика религиозного отражени€ действительности, вопрос об его адекватности, содержание религиозного сознани€. ‘илософи€ стремитс€ дать ответ о природе и происхождении религии, ее гносеологических корн€х, об истинности религиозных представлений и образов.

 

»стори€ и другие исторические науки (археологи€, этнографи€ и др.) исследуют конкретные формы функционировани€ религии, возникавшие и смен€вшие друг друга в определенных исторических услови€х, на тех или иных этапах развити€ человеческого общества, в тех или иных странах или регионах мира. »стори€ изучает роль религиозных систем, конфессий, религиозных организаций и движений в жизни конкретных цивилизаций, стран и народов, в общем ходе исторического процесса.

 

 ультурологи€, эстетика, искусствоведение рассматривают религию как важную составл€ющую, как мощный пласт мировой и национальных культур, духовного наследи€ человечества.

 

„то касаетс€ социологии религии, то как научна€ дисциплина свои первые шаги она сделала в середине XIX века. ”же ќ. онтом (1798Ц1857) была четко выражена мысль, что религи€, представл€юща€ собой неотъемлемую часть человеческого общества в период его возникновени€, постепенно вытесн€етс€ и преодолеваетс€ научными знани€ми.

 

Ќесколько иную точку зрени€ на религию высказал √.—пенсер (1820Ц1903), рассматрива€ ее как один из регул€тивов жизни общества в деле поддержани€ образцов поведени€, но менее значимый по сравнению с рынком и политической де€тельностью.

 

Ё.ƒюркгейм (1858Ц1917) в своей работе ЂЁлементарные формы религиозной жизни. “отемическа€ система в јвстралииї (1912) обсто€тельно обосновал свой главный тезис Ц религи€ как фактор социальной интеграции, выполн€ющий в обществе некую необходимую дл€ его существовани€ функцию.

 

 .ћаркс (1818Ц1883) рассматривал религию в качестве важного социального фактора, обладающего вполне реальными функци€ми в жизни общества: идеологической, ибо религи€ оправдывает существующие социальные пор€дки, и компенсаторной, представл€ющей собой Ђсердце бессердечного мираї Ц страдани€ в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни.

 

ќсобое место в социологии религии занимает позици€ ћ.¬ебера (1864Ц1920), который считал, что главна€ функци€ религии Ц функци€ смыслополагани€, рационализации человеческой де€тельности. ¬ своей работе Ђѕротестантска€ этика и дух капитализмаї он доказывает, что протестантизм способствовал рационализации экономической де€тельности и воспитанию аскетизма. ќн убедительно показал, что идеологи€ протестантизма привела к вершинам успехов предпринимательской де€тельности именно представителей этого религиозного направлени€, проповедующего аскетизм, воздержание, требовательность к себе и окружающим. ¬ этой св€зи напрашиваетс€ сравнение и со старообр€дческой ветвью православи€: по данным ј.ѕ.Ўихарева (1996), 2% старообр€дцев дали 80% представителей купеческого и предпринимательского мира –оссии конца XIX Ц начала XX века.

 

¬ дальнейшем социологические концепции религии развивали Ѕ.ћалиновский, ј.–.–эдклиффмен, “.ѕарсонс, Ќ.Ћуман, –.ћертон, а в 60-е годы XX века Ц –.Ѕелл.

 

¬ отечественной философской и социологической мысли видное место принадлежит —.Ќ.Ѕулгакову, в принципе раздел€ющему веберовскую точку зрени€ на роль религии в экономической жизни. ¬ 20-е годы науковедческий аспект исследовани€ религии был заменен предвз€тым идеологическим подходом, в основе которого лежало рассмотрение религии как пережитка прошлого в сознании и поведении людей, а не как особенной формы общественной и личной культуры человека.

 

¬ советский период религи€ была вытеснена на периферию общественной жизни, церкви было запрещено вести какую-либо самосто€тельную социальную (даже благотворительную) де€тельность. ≈е научным исследованием занималс€ сравнительно узкий круг академических ученых. —егодн€ религи€ оказалась в центре общественного внимани€. ¬ обществе широко используютс€ религиозные символы и сюжеты дл€ обретени€ привлекательного имиджа. –елиги€ все чаще рассматриваетс€ как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство нравственно-духовного возрождени€ (Ћ.Ќ.ћитрохин, 1995).

 

¬месте с тем исследовани€ 90-х годов во многом повтор€ют то, что было вы€влено в специальных исследовани€х 70Ц80-х годов (–.ј.Ћопаткин, ¬.√.ѕивоваров, √.ћ.«акович и др.), которые свидетельствовали о серьезной укорененности в общественном сознании идей религиозного видени€ мира и предупреждали об опасности форсировани€ атеистических усилий (да еще и с помощью государства) по пропаганде светского мировоззрени€ и светского образа жизни.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1426 - | 1380 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.