Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер
развития государства.
Слабые стороны:
1)она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не
всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;
2)недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.
Достоинства данной типологии:
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных
условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций,
получается более «заземленная» типология государств.
Слабые стороны:
1) недооцениваются социально-экономические факторы;
2) по сути дела эта типология не столько государства, сколько общества.
Типология права — это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов.
В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Достоинство:
— продуктивна сама идея делить право на основе социально-эко
номических факторов, которые действительно весьма существенно
влияют на общество.
Слабая сторона:
— формационный подход не позволяет в должной мере учесть
конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-
юридическую специфику права.
В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права:
1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая
совокупность права, юридической практики и господствующей право
вой идеологии отдельного государства);
2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделен
ная на основе общности источников, структуры права и исторического
пути его формирования). Различают следующие правовые семьи: об
щего права, романо-гер.манская, славянская, мусульманская, индус
ская и др.
Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико
юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.
Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.
2. Правовая система общества и её элементы.
Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права, юридические практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:
1) Право (законодательство);
2) Юридическая практика;
3) Господствующая правовая идеология.