Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 9. —истемы спутникового телевидени€




 

 атегории систем —“¬

—истемы спутникового телевидени€ (—“¬) могут рассматриватьс€ с двух точек зрени€: используемой технологии и оборудовани€, а также организационной структуры.

— технической точки зрени€ удобно разделить системы спутникового телевидени€ по типу пользователей. Ѕольша€ часть телевизионных программ распредел€етс€ по спутниковым каналам следующим категори€м пользователей:

¬ещательные компании, принимающие передачи крупных телекомпаний и формирующие на их основе пакеты программ дл€ распределени€ по наземным эфирным сет€м. Ёлектронный сбор новостей и передача готовых пакетов программ дл€ эфирной ретрансл€ции также попадают в эту категорию.

- √оловные станции систем кабельного телевидени€, распредел€ющие принимаемые со спутника пакеты программ по кабельным сет€м.

- ѕриемные станции коллективного пользовани€ TV Receive Only или TVRO, обслуживающие небольшие группы зрителей.

- »ндивидуальные (домашние) приемные системы Direct To Home (DTH), рассчитанные на использование одним лицом или семьей.

“ри последние группы пользователей заинтересованы в использовании минимального количества антенн дл€ приема максимального количества телевизионных каналов. ѕоэтому они всегда отдают предпочтение многопрограммным системам —“¬, позвол€ющим принимать на одну антенну, т.е. с одного спутника, не менее 10-15 программ.

— организационной точки зрени€ системы —“¬ удобно подраздел€ть в зависимости от участи€ оператора спутниковой системы в формировании пакета транслируемых программ. ¬ этом случае основными категори€ми систем будут следующие:

- ќператор сдает в аренду или продает ресурсы спутниковой системы и не принимает никакого участи€ в формировании программ. “.е. он просто транслирует чьи-то другие программы. ¬ качестве примера можно привести системы "јстра", "’ьюз √алакси", "≈втелсат ’от Ѕерд".

- ќператор также формирует программные пакеты и получает доход от размещени€ в них рекламы и платежей от операторов кабельных сетей за использование этих программ. Ќепосредственно со зрителей плата не взимаетс€. ѕримером такой системы —“¬ €вл€етс€ "—тар“¬" на спутнике "јзи€—ат".

- ќператор спутниковой системы полностью формирует программный пакет и транслирует его в закодированном виде. ѕлата за пользование каналами взимаетс€ со зрителей напр€мую с использованием оборудовани€ авторизации доступа к сети. «ачастую также взимаетс€ плата с рекламодателей за размещение рекламы в каналах сети. ¬ качестве примера можно назвать системы "ƒиреꓬ", "Ѕи-—кай-Ѕи" и Ќ“¬+.

ћетоды формировани€ сигналов

 ачество телевизионного изображени€ во многом определ€етс€ методами его формировани€ и передачи. ¬ середине семидес€тых, когда спутниковые системы передачи телевизионных программ только создавались, в них использовалс€ аналоговый телевизионный сигнал, как и в наземном вещании. ƒо насто€щего времени большое число спутниковых систем по-прежнему продолжают использовать этот метод при передаче телевизионных сигналов. ќднако, такой тип сигнала не очень хорош дл€ спутниковых систем, и активизировались поиски новых, более совершенных методов трансл€ции. ¬есьма привлекательным было бы использование цифровых методов передачи, но из-за технических сложностей, в первую очередь из-за огромной полосы частот, требуемой дл€ передачи стандартного телевизионного сигнала в цифровом виде, в то врем€ это не представл€лось возможным.

¬ св€зи с этим в начале восьмидес€тых годов в ≈вропе был разработан и прин€т комбинированный цифро-аналоговый стандарт, получивший название ћј— (Multiplexing Analogue Components, т.е. мультиплексирование аналоговых компонент). —тандарт ћј— нашел достаточно широкое распространение в европейских системах спутникового телевизионного вещани€, но так и не смог завоевать серьезную нишу на рынке. Ќаконец, в конце восьмидес€тых были разработаны алгоритмы сжати€ цифрового видеосигнала, т.н. видеокомпрессии, на основе которого был прин€т широко используемый в насто€щее врем€ в спутниковом вещании стандарт MPEG-2 (Motion Picture Expert Group). »менно этот стандарт цифровой видеокомпрессии стал в последние несколько лет главной движущей силой бурного развити€ непосредственного спутникового вещани€. Ќа цифровое телевизионное вещание с использованием этого стандарта планируетс€ постепенно перевести не только спутниковые, но и наземные эфирные и кабельные системы.

“аким образом, в насто€щее врем€ используютс€ три вида передачи телевизионного сигнала: аналоговый, цифро-аналоговый и цифровой со сжатием.

јналоговый метод

—тандартный телевизионный сигнал представл€ет собой электрический ток, измен€ющийс€ во времени. ‘орма этих изменений повтор€ет распределение €ркости и цвета на пути развертки изображени€ по строкам. ќн также включает в себ€ различные синхронизирующие и управл€ющие сигналы, а также сигнал звукового сопровождени€. “акой сигнал €вл€етс€ аналогом изображени€ и называетс€ комплексным телевизионным сигналом. ѕоступа€ на вход телевизионного приемника этот сигнал с помощью кинескопа и громкоговорител€, а также электронных систем, которые ими управл€ют, преобразуетс€ в изображение и звук.

“елевизионный сигнал характеризует совокупность его параметров: число кадров в секунду, количество строк в кадре, длительность и форма синхронизирующих и гас€щих импульсов, пол€рность сигнала, частота поднесущей звука, метод кодировани€ сигнала цветности совместно с сигналом €ркости. —овокупность значений этих параметров составл€ет стандарт телевизионного сигнала.

Ќаиболее широко распространены стандарты с числом строк в кадре 625, частотой смены кадров 25 (50 полукадров) в секунду и частотой строчной развертки 15625 √ц. ќднако в нескольких системах число кадров в строке составл€ет 525, а число кадров - 30 (60 полукадров) в секунду. «вуковое сопровождение обычно передаетс€ на частоте 5,5 - 6,5 ћ√ц.

— по€влением цветного телевидени€ возникла необходимость создани€ стандартов на передачу в дополнение к сигналам €ркости и звука сигналов цветности. ¬ насто€щее врем€ используютс€ три системы цветного телевидени€, различающиес€ способом кодировани€ сигналов цветности: PAL, SECAM и NTSC. ¬се они совместимы с ранее действующими стандартами черно-белого телевидени€ и сигнал цветности добавлен к основному сигналу €ркости. ѕри этом черно-белый телевизор просто не воспринимает сигнала цветности.

—тандарт SECAM используетс€ в странах ¬осточной ≈вропы, –оссии и во ‘ранции. —истема PAL - в странах «ападной ≈вропы и Ѕлижнего ¬остока. —истема NTSC распространена главным образом на американском континенте.

÷ифро-аналоговый метод

 омпромиссом между аналоговыми и цифровыми методами передачи телевизионного сигнала по спутниковым каналам стала цифро-аналогова€ система ћј— (Multiplexed Analogue Components - мультиплексирование аналоговых компонент).

–азработка и внедрение стандарта ћј— €вилось частью глобального европейского проекта EUREKA-95, который ставил своей целью формирование концепции единого стандарта дл€ телевидени€ высокой четкости (“¬¬„) и разработку полного комплекта оборудовани€ дл€ производства, обработки, передачи, приема и воспроизведени€ видеопрограмм как дл€ профессиональных, так и дл€ бытовых целей. Ѕыло предложено несколько модификаций этого стандарта, включа€ версии дл€ телевидени€ повышенного качества (“¬ѕ ) и “¬¬„.

¬о всех ныне используемых вариантах системы ћј— примен€етс€ временное разделение аналоговых составл€ющих сигналов €ркости и цветности. Ёто позвол€ет не только свести практически к нулю фазовые и перекрестные искажени€ видеосигнала, но и добитьс€ сокращени€ спектра сигнала за счет применени€ систем его частичного сжати€.

Ёти системы обеспечивают следующие, улучшенные по сравнению с традиционными аналоговыми системами, характеристики телевизионного вещани€:

- ќтсутствие перекрестных искажений сигналов €ркости и цветности.

- «начительное снижение шумов в канале цветности.

- ѕередачу сигналов звукового сопровождени€, синхронизации, телетекста и другой служебной и дополнительной информации в цифровой форме.

- ѕовышение разрешени€ (четкости изображени€) за счет большей полосы частот сигналов €ркости и цветности.

Ќа основании базового стандарта ћј— в различных странах было разработано несколько его версий дл€ систем спутникового телевизионного вещани€. ќни различаютс€ главным образом способами передачи цифровых и аналоговых сигналов.

Ќесмотр€ на заметное преимущество перед аналоговыми методами передачи телевизионной информации, стандарт ћј— так и не смог завоевать значительной доли на рынке спутникового телевидени€.

¬о-первых, он по сути своей €вл€етс€ компромиссным и не в состо€нии полностью устранить все недостатки аналоговых систем.  ачество изображени€ оказалось не намного лучше, чем в хорошо отлаженных аналоговых системах. ј внедрение систем “¬ѕ  и “¬¬„, где стандарт ћј— заметно выигрывал, сильно зат€нулось.

¬о-вторых, установка декодеров ћј— в приемники —“¬ и обычные телевизионные приемники приводило к заметному повышению их стоимости, что отрицательно сказалось на спросе на них.

¬-третьих, по€вление в каждой из стран своей версии стандарта ћј— привело к по€влению проблем несовместимости оборудовани€ различных фирм. ¬ результате, попытка создани€ единого стандарта привела к противоположному - по€влению нескольких новых. ¬-четвертых, серьезный удар по стандарту ћј— был нанесен весьма успешным выходом на европейский рынок системы многоканального —“¬ "јстра", отказавшейс€ от использовани€ технологии ћј—. ¬ результате, более дешевые приемники дл€ этой системы стали весьма попул€рными и очень быстро система "јстра" смогла завоевать до 90% зрительской аудитории спутникового телевидени€ в ≈вропе.

—ущественный перелом на рынке спутникового телевидени€ произошел лишь после разработки чисто цифровой системы вещани€, использующей технологию видеокомпрессии.

÷ифровой метод

¬озрастающие требовани€ к качеству телевизионного вещани€, подготовки программ и их сохранени€, а также необходимость снижени€ расходов на всех этапах производства и трансл€ции, требуют разработки новых эффективных методов обработки и передачи телевизионных сигналов. ¬сем этим требовани€м отвечает использование цифровых методов в телевидении.

÷ифровое телевидение - область телевидени€, в которой операции обработки, записи и передачи телевизионного сигнала св€заны с его преобразованием в цифровую форму. —истемы цифрового телевидени€ можно условно разделить на два основных типа:

1. јналоговый телевизионный сигнал преобразуетс€ в цифровую форму только дл€ его цифровой обработки, сохранени€ телевизионной программы (видеозапись) или передачи их по каналам св€зи, а затем трансформируетс€ назад в аналоговую форму. ѕри этом используютс€ существующие телевизионные передающие и ретрансл€ционные станции, и приемное оборудование.

2. ѕреобразование передаваемого изображени€ в цифровой сигнал производитс€ непосредственно в преобразователе свет-сигнал (обычно видеокамера), а обратное преобразование - в преобразователе сигнал-цвет (телевизионном приемнике). ¬о всех остальных звень€х тракта телевизионна€ информаци€ обрабатываетс€ и передаетс€ в цифровой форме.

¬ насто€щее врем€ в основном примен€ютс€ системы цифрового телевидени€ первого типа. ÷ифровые методы уже достаточно давно используютс€ в профессиональном телевидении. Ёто, в первую очередь, цифрова€ обработка изображений, создание специальных эффектов, цифрова€ видеозапись и так далее. ÷ифровые методы начали также примен€тьс€ в бытовой видеоаппаратуре.

ј несколько лет назад, наконец, по€вилась цифрова€ система спутникового телевидени€. ≈динственным аналоговым прибором в тракте осталс€ телевизионный приемник. ќднако внедрение цифровых методов в телевидении идет настолько быстро, что недалеко то врем€, когда весь телевизионный тракт станет цифровым. √лавными факторами, вли€ющими на темпы перехода от аналогового телевидени€ к цифровому, €вл€ютс€ врем€ и средства, необходимые на модернизацию распределительных и вещательных сетей и замену огромного парка аналоговых телевизионных приемников цифровыми.

 

√лава 10. “елевидение высокой четкости (HDTV: High-Definition Television)

 

ѕод телевидением высокой четкости (“¬„) понимают передача изображени€ с числом строк, приблизительно вдвое превышающим показатель у существующих стандартов, и форматом кадра (отношение ширины кадра к его высоте) 16:9. ќбъем информации содержащийс€ в каждом кадре “¬„ изображени€, возрастает в п€ть-шесть раз по сравнению с обычным телевидением. Ќа “¬„ изображении отсутствуют дефекты, свойственные прин€тым сегодн€ стандартам “¬ вещани€, - недостаточна€ разрешающа€ способность, заметность поднесущей, перекрестные искажени€ сигналов €ркости и цветности, мерцание изображени€ из-за недостаточно высокой частоты кадров, дрожание строк и т.д. “¬„ обеспечивает существенное повышение качества “¬ изображени€, приближа€ его воспри€тие к зрительному воспри€тию естественных, натуральных сцен и сюжетов. “акое радикальное улучшение качества изображени€ не может быть достигнуто ни модификацией существующих стандартных систем цветного “¬, ни “¬ системами повышенного качества.

¬ —Ўј, японии, европейских странах в последние п€ть-семь лет ведутс€ многочисленные разработки новых “¬ стандартов с улучшенным качеством изображени€. –азработаны совместимые системы телевидени€ повышенного качества (“¬ѕ ), в которых устранены наиболее характерные искажени€ “¬ сигнала, несколько увеличена разрешающа€ способность, введен формат изображени€ 16:9 (стандарты ћј—, PAL-плюс).

HDTV (High Definition Television - “елевидение ¬ысокой „еткости) - сегодн€ это сама€ передова€ и высокотехнологична€ область цифрового телевидени€, сравнима€ по своему значению с по€влением цветного телевидени€ в 60-х годах 20 века. ¬ буквальном смысле англо€зычных аббревиатур - HDTV (High Definition Television) - это часть DTV (Digital Television).

HDTV поддерживает стандарты 1080i и 720p, обладает широкоэкранным 16:9 изображением, звуком Dolby Digital 5.1., соответственно, €вл€етс€ наивысшей точкой развити€ телевизионных технологий.

ѕосредством HDTV обеспечиваетс€ доставка в каждый дом необыкновенно чистого, €ркого и четкого изображени€, практически совпадающего по качеству с 35-мм кинопленкой, и с многоканальным звуковым сопровождением.

¬ысока€ четкость (HD) означает, что число линий и число пикселей в каждой линии телевизионной картинки существенно увеличены по сравнению с телевидением стандартной четкости (SD). ¬ то врем€, как телевизионное SD-изображение передаетс€ с разрешением 720х576 пикселей, HD-изображение имеет разрешение 1920х1080 пикселей. „исло элементов изображени€, передаваемых за одну секунду, увеличено в 5 раз. Ёто позвол€ет существенно увеличить чистоту, четкость и детализацию изображени€ и объ€сн€ет тот восторг, который вызывает просмотр HDTV-картинки на высококачественных плоскопанельных диспле€х или на проекторах в домашних кинотеатрах.

ѕреимущества цифрового кодировани€ в телевидении очевидны: даже при приеме Ђцифрыї на обычный телевизор качество изображени€ повышаетс€ из-за отсутстви€ искажений на различных этапах телевизионного тракта. ѕри этом развертка луча остаетс€ чересстрочной и разрешающа€ способность экрана не возрастает. ƒл€ существенного повышени€ качества телеизображени€ необходимо ввести новые стандарты дл€ формировани€ и приема видеосигнала, такой системой €вл€етс€ телевидение высокой четкости (“¬„). јмериканский стандарт (ATSC) рассчитан на просмотр передачи как на телеэкране, так и на мониторе компьютера. ѕри этом высокое качество картинки можно получить лишь на экране специального широкоформатного телевизора с 1080 активными строками, чересстрочной разверткой.

ƒл€ “¬-приемников

„исло активных строк Ц 1080;

ѕолева€ частота, √ц. Ц 60;

ѕеремежение в развертке - (2:1) интерлейсинг;

‘ормат кадра - 16:9.

ƒл€ мониторов ѕ 

„исло активных строк Ц 720;

ѕолева€ частота, √ц. Ц 60;

ѕеремежение в развертке - (1:1) прогрессивна€ развертка луча;

‘ормат кадра - 16:9.

—огласно ATSC -стандарту, каждый “¬-приемник должен декодировать любой из многочисленных (а всего их 18 разновидностей) ATSC-форматов и выводить его точно в соответствии с возможност€ми конкретного подключенного приемника.

¬нешне цифровой приемник “¬„ отличаетс€ от аналогового более широким экраном: если соотношение сторон обычного телевизора составл€ет 4:3 (ширина к высоте), то в цифровом варианте - 16:9.  ачество телевизионного изображени€ заметно повышаетс€ за счет двукратного увеличени€ строк разложени€ и прогрессивной развертки (впрочем, развертка может быть и чересстрочной). ѕри прогрессивной развертке €ркость экрана может быть повышена на 40%.  оличество воспроизводимых деталей на экране возрастает в несколько раз. ¬ новой системе расширена частота сигнала €ркости и цветоразностных сигналов, поэтому оптимизирована цветопередача. ћногоканальна€ система передачи звука позвол€ет добитьс€ эффекта присутстви€, так как аудиоинформаци€ поступает к зрителю с разных сторон.

¬недрение “¬„ требует дорогосто€щей модернизации аппаратно-студийного комплекса, но практика вещани€ в —Ўј показала, что уже сегодн€ число программ “¬„ в общем времени цифрового “¬ посто€нно растет.

ƒл€ просмотра телевидени€ высокой четкости потребуетс€ цифровой спутниковый HDTV ресивер или HD-DVD плеер, а также телевизор у которого есть логотип HD TV или HD Ready. “ака€ техника по€вилось на российском рынке совсем недавно.

Ќа российском рынке пока немного “¬ устройств, отображающих HDTV картинку полностью, без уменьшени€ разрешени€. ќдним из интересных вариантов как в плане цены, так и в плане возможности отображени€ картинки Full HD €вл€етс€ телевизор ACER AT3705-MGW. MGW в названии означает MediaGateway - "ворота в мир медиа". ѕраво так называтьс€ ему дает встроенный сетевой плеер.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 474 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1375 - | 1215 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.032 с.