Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬семогущий контроль




ћы исходим из того положени€, что дл€ новорожденного мир и собственное "я" составл€ют единое целое. ѕиаже отразил это утверждение в своей концепции "первичного Ёгоцентризма", - фазы когнитивного развити€, примерно соответствующей "первичному нарциссизму" ‘рейда, в течение которой превалируют первичные мыслительные процессы. Ёто означает, что источник всех событий новорожденный воспринимает в некотором смысле как внутренний, если младенцу холодно и забот€щийс€ о нем человек замечает это и как-то его согревает, у ребенка возникает довербальное переживание магического добывани€ тепла им самим. ќсознание того, что контроль находитс€ в отделенных от него других люд€х, вне его самого, еще не по€вилось.

ќщущение, что ты способен вли€ть на мир, обладаешь силой, €вл€етс€, несомненно, необходимым условием самоуважени€, берущего начало в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развити€ нормальных фантази€х всемогущества. ѕервым, кто вызвал интерес к "стади€м развити€ чувства реальности", был Ўандор ‘еренчи. ќн указывал, что на инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантази€ обладани€ контролем над миром нормальна. ѕо мере взрослени€ ребенка она на следующей стадии естественным образом трансформируетс€ в идею вторичного, "зависимого" или "производного" всемогущества, когда один из тех, кто первоначально заботитс€ о ребенке, воспринимаетс€ как всемогущий.

¬ конце концов, по мере дальнейшего взрослени€, ребенок примир€етс€ с тем непри€тным фактом, что ни один человек не обладает неограниченными возможност€ми. Ќекоторый здоровый остаток этого инфантильного ощущени€ всемогущества сохран€етс€ во всех нас и поддерживает чувство компетентности и жизненной эффективности. ≈сли мы эффективно осуществл€ем свое намерение, у нас возникает естественное "пиковое чувство". ¬с€кий, испытавший когда-либо ощущение "близкой удачи" и вслед за ним выигрыш в некоей азартной игре, знает, сколь прекрасно это чувство всемогущественного контрол€. ”бежденность, что можно достичь абсолютно всего, если твердо решить и сто€ть на своем, €вл€етс€ элементом стандартной американской идеологии, не выдерживающей проверки здравым смыслом и большей частью человеческого опыта. Ќо, тем не менее, эта убежденность порой играет мощную позитивную роль самоактуализируюшегос€ вымысла.

” некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контрол€ и интерпретировать происход€щее с ними, как обусловленное их собственной неограниченной властью, совершенно непреодолима. ≈сли личность организуетс€ вокруг поиска и переживани€ удовольстви€ от ощущени€, что она может эффективно про€вл€ть и использовать собственное всемогущество, в св€зи, с чем все этические и практические соображени€ отход€т на второй план, существуют основани€ рассматривать эту личность как психопатическую.

"ѕерешагивать через" других - вот основное зан€тие и источник удовольстви€ дл€ индивидов, в личности которых преобладает всемогущественный контроль. »х часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели - про€вить свое вли€ние. Ёти люди по€вл€ютс€, на ключевых позици€х в бизнесе, где требуетс€ рисковать: в политической системе, армии, ‘—Ѕ и в других организаци€х скрытого воздействи€ (в коммерции, среди вождей культов и лидеров евангелизма, в рекламной и развлекательной индустри€х и во всех сферах, где много власти в чистом виде).

ѕримитивна€ идеализаци€ (и обесценивание)

“езис ‘еренци о постепенном замещении примитивных фантазий собственного всемогущества примитивными фантази€ми о всемогуществе забот€щегос€ лица по-прежнему важен в психоаналитической клинической теории. Ћюбой может наблюдать, как гор€чо малыш стремитс€ верить, что мама или папа могут защитить его от всех жизненных опасностей. —танов€сь старше, мы забываем, насколько пугающим было первое столкновение с реали€ми враждебности, подверженности болезн€м и неудачам, смерти и другим ужасам.

ќдним из способов, которым ребенок может уберечь себ€ от этих подавл€ющих страхов, €вл€етс€ вера в то, что кто-то, кака€-то благодетельна€ всемогуща€ сила обеспечивает защиту. ”бежденность маленьких детей в том, что их мать или отец способны к сверхчеловеческим де€ни€м, - великое благо и вместе с тем бедствие родительства. —уществует неоспоримое преимущество в целительном действии наших "бо-бо", и трудно найти что-либо более трогательное, чем безогл€дное люб€щее доверие наших детей. Ќо в других случа€х оно вызывает у родителей едва контролируемое раздражение. ƒевочка в возрасте 2,5 лет устраивает самый насто€щий скандал, когда мать пытаетс€ объ€снить ей, что нельз€ остановить дождь дл€ того, чтобы девочка могла пойти купатьс€.

¬се мы склонны к идеализации. ћы несем в себе остатки потребности приписывать особые достоинства и власть люд€м, от которых эмоционально зависим. Ќормальна€ идеализаци€ €вл€етс€ существенным компонентом зрелой любви. » по€вл€юща€с€ в ходе развити€ тенденци€ деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую прив€занность, представл€етс€ нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации. Ќи один 18-летний не уйдет из дома добровольно, счита€ его много лучшим местом, чем то, куда он отправл€етс€. ” некоторых людей, однако, потребность идеализировать остаетс€ более или менее неизменной еще с младенчества. »х поведение обнаруживает признаки отча€нных архаических усилий противопоставить внутреннему паническому ужасу уверенность в том, что кто-то, к кому они прив€заны, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и психологическое сли€ние с этим сверхъестественным ƒругим обеспечивает им безопасность. ќни также надеютс€ освободитьс€ от стада: побочным продуктом идеализации и св€занной с ней веры в совершенство €вл€етс€ то, что собственные несовершенства перенос€тс€ особенно болезненно, сли€ние с идеализируемым объектом - естественное в этой ситуации лекарство.

“омление по всемогущественному забот€щемус€ существу естественным образом выражаетс€ в религиозных веровани€х. Ѕолее проблематичным оно предстает в таких феноменах, как настаивание на том, что собственный любовник совершенен, гуру непогрешим, школа сама€ лучша€, вкус безупречен, правительство неспособно ошибатьс€ и тому подобных иллюзи€х. ¬ √айане в 1978 году более 900 человек добровольно выпили цианистый калий, предпочт€ суицид, признанию того факта, что их лидер ƒжим ƒжонс оказалс€ не на высоте. ¬ целом, чем более зависим человек, тем сильнее дл€ него соблазн идеализации. ћногие женщины во врем€ беременности - пугающего столкновени€ с собственной у€звимостью - за€вл€ют, что их гинеколог "замечателен" или "лучший в мире".

ѕримитивное обесценивание - неизбежна€ оборотна€ сторона потребности в идеализации. ѕоскольку в человеческой жизни нет ничего совершенного, архаические пути идеализации неизбежно привод€т к разочарованию. „ем сильнее идеализируетс€ объект, тем более радикальное обесценивание его ожидает, чем больше иллюзий, тем т€желее переживание их крушени€. “ерапевты, работающие с нарциссическими пациентами, могут горестно поведать о том "обвале", который происходит, если пациент, полагавший, что его терапевт способен "ходить по воде, как посуху", обнаруживает, что тот решительно не может ходить означенным образом. ќбщеизвестно, что рабочий аль€нс с нарциссическими пациентами имеет свойство внезапно рушитьс€, когда пациент разочаровываетс€ в терапевте. ¬ повседневной жизни аналогией этому процессу служит та мера ненависти и гнева, котора€ может обрушитьс€ на того, кто казалс€ таким многообещающим и не оправдал ожиданий. ћужчина, веривший, что онколог его жены был единственным специалистом по раку, который мог ее исцелить, с наибольшей веро€тностью подаст на врача в суд, если болезнь жены все же одержит верх над усили€ми доктора. Ќекоторые люди всю жизнь занимаютс€ тем, что в повторных циклах идеализации и обесценивани€ смен€ют одни интимные отношени€ другими.  аждый раз они воспринимают нового партнера как идеал, после того как в очередной раз предыдущий партнер оказалс€ обычным человеческим существом. ћодификаци€ защиты примитивной идеализации - вот законна€ цель любой долговременной психоаналитической терапии, однако, в работе с нарциссическими пациентами это особенно актуально благодар€ массивному неблагопри€тному действию этой зашиты на их жизнь и жизнь тех, кто пытаетс€ их любить.

ѕроекци€, интроекци€ и проективна€ идентификаци€ ћы соедин€ем вместе обсуждение двух самых примитивных защитных процессов, проекции и интроекции, поскольку они представл€ют собой две стороны одной психологической медали. » там, и здесь наблюдаетс€ недостаточность психологического разграничени€ собственной личности и окружающего мира. ѕроекци€ - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимаетс€ как приход€щее извне. —ледующие утверждени€ могут быть проекци€м (утверждени€ в скобках могут быть действительными несознаваемыми чувствами): 1. "¬се мужчины и женщины хот€т одного и того же" (я много думаю о сексе). 2. "Ќикогда нельз€ верить цыганам (евре€м), ниггерам (белым), студентам (женщинам) св€щенникам..." (я не чураюсь иной раз обмануть кого-нибудь). 3. "—кажу тебе, что ты от мен€ без ума" (я от теб€ без ума).

ќдной из наиболее общих форм проекции €вл€етс€ выискивание козла отпущени€. » мы, как отдельные люди, так и нации, избираем другого человека, группу людей или расу, чтобы спроецировать на них свои непри€тности или страхи.  ак будто у каждого внутри сидит дь€вол, которого мы отказываемс€ признать или прин€ть, и находим выход в том, что считаем этим дь€волом другого человека или группу людей. ѕредрассудок - это рационализированна€ проекци€, котора€, как и люба€ проекци€, представл€ет собой метод защиты Ёго от тревоги. Ёто легкий (и непростительный) способ избавитьс€ от некоторых собственных ошибок и страхов.

ѕроекци€ в своих пагубных формах несет опасное непонимание и огромный ущерб межличностным отношени€м. ¬ тех случа€х, когда спроецированные позиции серьезно искажают объект или когда спроецированное содержание состоит из отрицаемых и резко негативных частей собственного "я", возникают всевозможные проблемы.  то-то может возмущатьс€ тем, что их неправильно воспринимают. ≈сли этим люд€м приписывают, например, предубежденность, зависть или преследование (эти качества чаще всего игнорируютс€ у себ€ и приписываютс€ другим), они плат€т тем же.

ѕроекци€ очень часто встречаетс€ у людей, которые настолько плохо приспособлены к окружающей обстановке, что их следует поместить в клинику дл€ их же собственной безопасности. Ёто люди, которые "знают", что определенные личности, а иногда и весь мир, составл€ют против них заговор. —трах перед собственными бессознательными желани€ми требует, чтобы виновным был кто-то другой, а не они сами. ќни страдают так называемой параноидальной манией - необоснованной, но очень нав€зчивой идеей преследовани€. ≈сли дл€ человека проекци€ €вл€етс€ основным способом понимани€ мира и приспосабливани€ к жизни, можно говорить о параноидном характере.

»нтроекци€ - это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимаетс€ как приход€щее изнутри. ¬ своих благопри€тных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими. ћаленькие дети вбирают в себ€ всевозможные позиции, аффекты и формы поведени€ значимых в их жизни людей. ѕроцесс этот столь тонкий, что кажетс€ таинственным. ќднако если его замечаешь, ошибитьс€ невозможно. «адолго до того, как ребенок становитс€ способным прин€ть субъективное волевое решение быть таким, как мама или папа, он уже "проглотил" их в некоем примитивном смысле.

¬ своих не столь позитивных формах интроекци€, как и проекци€, представл€ет собой очень деструктивный процесс. Ќаиболее известные и впечатл€ющие примеры патологической интроекции включают в себ€ процесс, названный, если учитывать его примитивность, - "идентификаци€ с агрессором". ’орошо известно, что в ситуаци€х переживани€ страха или плохого обращени€, люди пытаютс€ овладеть своим страхом и страданием, перенима€ качества мучителей. "я не беспомощна€ жертва, € сам наношу удары и € могущественен", - людей неосознанно влечет к подобной защите. ѕонимание данного механизма критически важно дл€ процесса психотерапии.

ƒругой путь, которым интроекци€ может приводить к патологии, св€зан с горем и его отношением к депрессии.  огда кого-то мы любим или глубоко к кому-то прив€заны, мы интроецируем этого человека, и его репрезентаци€ внутри нас становитс€ частью нашей идентичности ("я сын ¬ани, муж ћарии, отец —аши, друг ¬аси" и так далее). ≈сли человек, образ которого мы интернализовали, умер, разлучен с нами или отвержен, мы чувствуем не только, что окружающий нас мир стал беднее, но также что мы сами как-то уменьшились, кака€-то часть нашего собственного "я" умерла. „увство пустоты начинает доминировать в нашем внутреннем мире.  роме того, стрем€сь воссоздать присутствие любимого объекта, вместо того, чтобы его отпустить, мы становимс€, поглощены вопросом о том, в результате, какой нашей ошибки или греха он ушел от нас. ѕрит€гательна€ сила этого обычно неосознаваемого процесса основана на скрытой в нем надежде, что, пон€в свою ошибку, мы вернем человека (еще одна манифестаци€ инфантильного всемогущества). “аким образом, если мы пытаемс€ избежать гор€, то взамен получаем бессознательные самоупреки. ‘рейд прекрасно описал процесс горевани€ как постепенное примирение с ситуацией утраты, в которой "тень объекта пала на Ёго". ≈сли же человек не в состо€нии с течением времени внутренне отделитьс€ от любимого существа, образ которого им интроецирован, и не может эмоционально переключитьс€ на других людей (что и составл€ет функцию процесса горевани€), он будет продолжать чувствовать себ€ "уменьшенным", недостойным, истощенным и потер€нным. Ћюдей, систематически использующих интроекцию дл€ уменьшени€ тревоги и сохранени€ целостности собственного "я" путем удержани€ психологических св€зей с неудовлетворительными объектами ранних лет жизни, можно со всем основанием рассматривать как характерологически депрессивных.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 424 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

1284 - | 1103 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.