Разработка стереотаксических инструментов ок. 1920 г. позволила исследователям стимулировать или разрушать малые участки головного мозга, не нанося существенного вреда окружающим тканям. Результат — лавина информ. о функциях подкорковых структур, к-рые до этого времени были недоступны для изучения. Уже через неск. лет стало известно, что разрушение вентромедиального ядра гипоталамуса, расположенного в основании мозга, приводит к чрезмерному потреблению пищи и прибавке веса. Сообщалось, что электрическая стимуляция этой области мозга вызывает прекращение еды. Повреждение соседних с латеральным гипоталамусом участков вызывает распад пищевого поведения и ведет к гибели животного, если ему не обеспечивается специальный уход, включ. внутрижелудочное вливание жидкости и питательных смесей. Произвольное пищевое поведение у таких животных со временем возвращается, но выраженная дефицитарность регулирования энергопотребления (а тж потребления жидкости) нередко сохраняется на неопределенное время. Электрическая стимуляция латерального гипоталамуса вызывает процесс еды и приводит к ожирению при постоянном применении такой стимуляции. Вентромедиальный гипоталамус, по-видимому, не оказывает существенного влияния на метаболические и гормональные механизмы, тесно связанные с регуляцией энергетического обмена веществ и Г., однако его роль определенно сложнее роли простого центра насыщения, предполагавшейся более ранними концепциями. К числу его многоаспектных функций относится регулирование высвобождения инсулина поджелудочной железой, к-рый, в свою очередь, управляет утилизацией глюкозы клетками тела. Латеральный гипоталамус может влиять на состояние Г. посредством изменения реактивности в отношении внутренних и/или внешних сенсорных сигналов и участия в направлении реакций на них. Могут ли эти функции быть приписаны нервным клеткам этой области мозга (скорее чем проходящим через нее нервным волокнам), остается вопросом, широко дискутируемым в настоящее время.
Гипоталамо-центрическая теория Г. принимается большинством исследователей, гл. обр. потому, что в этой области не предложено жизнеспособных альтернатив. Было показано, что др. области головного мозга модулируют чувство Г., насыщение и энергетический обмен веществ, но их влияние обычно мало, носит косвенный характер и в большинстве случаев имеет непонятный механизм. То, что некогда называлось системной моделью, связывающей мотивацию с активностью головного мозга, перестало вызывать интерес у исследователей.
См. также Расстройства аппетита, Питание младенца: феномен «кафе-закусочной», Последствия депривации, Расстройства пищевого поведения, Пищевая депривация, Недостаточность питания и поведение человека, Ожирение, Контроль веса
С. Гроссман
Гомеостаз (homeostasis)
Сложным организмам для выживания и свободного передвижения в меняющихся и нередко враждебных условиях окружающей среды необходимо поддерживать свою внутреннюю среду относительно постоянной. Такое внутреннее постоянство было названо Уолтером Б. Кенноном «Г.».
Кеннон описал полученные им данные как примеры поддержания устойчивых состояний в открытых системах. В 1926 г. он предложил для такого устойчивого состояния термин «Г.» и предложил систему касающихся его природы постулатов, к-рая была впоследствии расширена при подготовке к публикации обзора гомеостатических и регуляторных механизмов, известных к тому времени. Организм, утверждал Кеннон, посредством гомеостатических реакций способен поддерживать стабильность межклеточной жидкости (fluid matrix), контролируя и регулируя т. о. температуру тела, кровяное давление и др. параметры внутренней среды, поддержание к-рых в определенных границах необходимо для жизни. Г. тж поддерживается в отношении уровней снабжения веществами, необходимыми для нормального функционирования клеток.
Предложенная Кенноном концепция Г. появилась в виде совокупности положений, касающихся существования, природы и принципов саморегулирующихся систем. Он подчеркивал, что сложные живые существа яв-ся открытыми системами, образованными из меняющихся и неустойчивых составных частей, постоянно подверженных возмущающим внешним воздействиям в силу этой открытости. Т. о., эти постоянно стремящиеся к изменению системы должны, тем не менее, поддерживать постоянство относительно окружающей среды в целях сохранения условий, благоприятных для жизни. Коррекция в таких системах должна происходить непрерывно. Поэтому Г. характеризует скорее относительно, чем абсолютно устойчивое состояние.
Понятие открытой системы бросило вызов всем традиционным представлениям об адекватной единице анализа организма. Если сердце, легкие, почки и кровь, напр., являются частями саморегулирующейся системы, то их действие или функции не могут быть поняты на основе изучения каждой из них в отдельности. Полноценное понимание возможно только на основе знания того, как каждая из этих частей действует с учетом др-х. Понятие открытой системы тж бросает вызов всем традиционным взглядам на причинность, предлагая взамен простой последовательной или линейной причинности сложную реципрокную детерминацию. Т. о., Г. стал новой перспективой как для рассмотрения поведения разного рода систем, так и для понимания людей как элементов открытых систем.
См. также Адаптация, Общий адаптационный синдром, Общие системы, Модель линзы, Вопрос об отношении души и тела
Р. Энфилд
Гомосексуальность (homosexuality)
Термин «Г.» используется для обозначения сексуальных форм поведения, желаний, влечений и отношений между представителями одного и того же пола, а тж соотв. культуры, особых идентичностей и сообществ.
Важно проводить различие между четырьмя разными феноменами, обычно включаемыми в категорию Г.
Во-первых, этот термин используется для обозначения специфических половых актов. Второе значение термина относится к стойкому паттерну сексуального или романтического тяготения к людям своего пола. Третьим аспектом Г. является психол. идентичность, чувство Я, определяемое на основе влечений человека. В США люди, сформировавшие идентичность гомосексуальной личности, обычно называют себя словом «гей»; мн. женщины предпочитают термин «лесбийская» для обозначения собственной сексуальности. Наконец, этот термин обозначает причастность к группе сексуальных меньшинств.
Гомосексуальное поведение, похоже, существовало во все периоды челов. истории. Наше совр. понимание такого поведения и его отношения к более широкой космологии развилось лишь относительно недавно. Совр. отношение к Г. имеет религиозную, юридическую и мед. основу. До наступления позднего средневековья христианская церковь терпимо относилась к гомосексуальному поведению или игнорировала его вовсе, хотя уже с конца XII в. начало укореняться враждебное отношение к Г. и со временем оно распространилось на все европейские религиозные и светские институты. Осуждение гомосексуального поведения как «неестественного», к-рое достигло пика в трудах Фомы Аквинского и др., стало широко распространенным и сохраняется до настоящего времени.
В эпоху ранней колонизации Америки акты содомии преследовались по закону. В нек-рых местах, напр. в колонии Нью Хэвен, гомосексуальное поведение мужчин и женщин каралось смертной казнью.
В конце XIX в. медицина и психиатрия соревновались с церковью и законом за то, в чьем ведении должна находиться сексуальность. Споры о Г. были тематически весьма разнообразными — от области греха и преступления до области патологии. Обычно они рассматриваются как прогресс в отношении к Г., поскольку больной человек порицался меньше, чем грешник или преступник.
Однако Г. не всегда считалась патологическим проявлением. В то время как Рихард фон Крафт-Эббинг в своей книге «Сексуальная психопатия» называл ее дегенеративным заболеванием, Зигмунд Фрейд и Хэвелок Эллис занимали менее жесткую позицию. Эллис настаивал на том, что к Г. следует относиться как к нормальному варианту поведения человека вроде леворукости. Хотя Фрейд полагал, что Г. не является оптимальным результатом психосексуального развития, он, тем не менее, писал в 1935 г., что «ее не следует считать чем-то постыдным, пороком, деградацией и болезнью».
Отношение церкви и закона к Г., тем не менее, оставалось влиятельным. Гомосексуальные отношения осуждались в большинстве осн. религий и карались законом в США и большинстве др. стран.
В американском психоан., психиатрии и психологии Г. в течение б. ч. XX в. рассматривалась в качестве формы психопатологии. Эта т. зр. являлась официальной политикой правительства во время Второй мировой войны. Хотя в первые годы войны, когда нужда в военнослужащих была самой острой, гомосексуалисты часто призывались в армию, в конце войны их там почти не осталось вследствие неск. эпизодов «охоты на ведьм».
Как это ни парадоксально, но именно приговоры военных трибуналов и массовые увольнения из армии дали толчок к появлению сообществ геев и лесбиянок и совр. движению за права сексуальных меньшинств. Мужчинам и женщинам, уволенным из армии за Г., было отказано в получении льгот, полагавшихся гос. служащим, поскольку мотивом для увольнения было нежелательное поведение «сексуального психопата». Поскольку причина увольнения сообщалась по месту призыва (от военных комиссариатов не требовалось сохранение конфиденциальности), эти люди часто подвергались остракизму, не имели возможности поступить на работу или в учеб. заведение. В результате этого мн. гомосексуалисты предпочитали не возвращаться на прежнее место жительства, оседая в больших городах. Там они формировали свои сообщества с соотв. структурами, включ. бары и частные клубы, в к-рых они могли конфиденциально общаться.
В 70-е гг. эти немногочисленные попытки переросли в движение за права геев и лесбиянок. Толчком к этому послужило событие, происшедшее 27 июня 1969 г., когда полиция произвела облаву в Стоунуолл Инн, одном из гомосексуальных баров Нью-Йорка. Хотя такое притеснение было прежде довольно обычным делом, владельцы бара в тот вечер не стали с этим мириться. Они оказали сопротивление полиции; последовавшая конфронтация вылилась в бунт, длившийся в течение трех дней. За годы, прошедшие после стоунуоллского мятежа, движение за освобождение геев набрало силы под влиянием кампании за расовое, этническое равноправие и равноправие полов, зародившейся в 60-е гг.
Одной из первых мишеней для нападок нового движения было психиатрическое здравоохранение. Г. была включена в первую версию DSM Американской психиатрической ассоц. (АПА), опубликованного в 1952 г.
Первая из опубликованных работ, в к-рой сравнивалось психол. функционирование неклинической выборки гомосексуалов со уравненной по всем параметрам группой гетеросексуалов, была проведена Эвелин Хукер. Были использованы проективные тесты в основной и контрольной группах лиц мужского пола, уравненных между собой по возрасту, уровню образования и интеллекта. Группа экспертов, не имевшая информ. о сексуальной ориентации испытуемых, дала заключение об отсутствии проявлений психопатологии у большинства представителей обеих групп. Они не смогли тж отдифференцировать гомосексуалистов от гетеросексуалов на уровне выше случайного. Хукер сделала вывод о том, что Г. не представляет собой клинического состояния и по своему существу не связана с патологией.
Рез-ты, полученные Хукер, были впоследствии воспроизведены в др. многочисленных эмпирических исслед. В 1973 г. под давлением накопленных исследовательских данных, а тж в связи с изменением соц. норм и развитием в США политически активного сообщества геев, совет директоров АПА вынужден был исключить Г. из DSM. Это решение было подтверждено в 1974 г. голосованием членов ассоц.
С тех пор АПА активно поддерживала движение за снятие с Г. ярлыка диагноза. АПА приняла многочисленные резолюции в поддержку равноправия лесбиянок и геев в трудоустройстве (включ. образование и воинскую службу), усыновлении детей и доступе к разного рода службам. Аналогичную политику проводили др. профессиональные и академические группы.