Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбучени€. ѕонимание обучени€ как общественного €влени€, как объективно необходимой передачи старшим поколением подрастающему опыта общественных отношений




 

ѕонимание обучени€ как общественного €влени€, как объективно необходимой передачи старшим поколением подрастающему опыта общественных отношений, организации производства и навыков к труду неразрывно св€зано с теорией познани€ человеком действительности. “еори€ познани€ как отражени€ в сознании человека объективной действительности исходит из первичности быти€, материи по отношению к идее, сознанию: ¬месте с тем признание первичности материи не отвергает активной роли человеческого сознани€ в познании и преобразовании действительности. Ђ—ознание человека не только отражает объективный мир, но и творит егої. ћатериальный мир развиваетс€ по присущим ему внутренним законам, доступным человеческому познанию. ћатери€ находитс€ в состо€нии взаимосв€зи, посто€нного и вечного движени€ и изменени€, возникновени€ одних форм ее движени€ и исчезновени€ других, перехода одних качественных состо€ний в другие. „еловек отражает в своем сознании этот противоречивый процесс, открыва€ дл€ себ€ различные стороны измен€ющейс€ действительности, познава€ их сущность, овладева€ относительной истиной и бесконечно стрем€сь к познанию истины абсолютной, приближа€сь к ней и не достига€ ее. Ќаучно организованное обучение преследует двуединую цель: раскрытие дет€м и присвоение ими истины, а также формирование у них научного теоретического мышлени€. ќно вырабатывает у школьников способность от разрозненных пон€тий.и абстракций восходить к воссозданию и пониманию сути целостного, реального, конкретного €влени€ действительности. ќт тычинки, рыльца, пыльцы, лепестка ребенок постепенно приходит к пониманию конкретного целого Ч цветка. «адача состоит в том, чтобы на основе живого созерцани€, глубокого проникновени€ в сущность деталей, частностей конкретного €влени€ обеспечить дет€м возможность более глубокого проникновени€ в целостное конкретное, многообразное €вление. ¬ услови€х научно-технического прогресса, требующего от человека глубокого интеллектуально-творческого развити€, в процессе обучени€ важно усилить внимание как к формированию у детей отдельных пон€тий, абстракций путем живого созерцани€ реально-конкретного, так и к процессу использовани€ ими абстракций в цел€х освоени€ конкретного целого. Ћогика обучающего познани€ есть бесконечное диалектическое единство движени€ в сознании от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. –ебенок переходит от общего представлени€ об объективности €влени€ к отвлеченному знанию о его отдельных част€х, сторонах, качествах, а от абстрактных ограниченных и разрозненных пон€тий Ч к проникновению в сущность €влени€ как целого, к углублению в истину. ¬ этом взаимодействии мыслительных процессов заключаетс€ основной закон познани€ в процессе обучени€.

ѕознание как общественно-исторический процесс имеет принципиальное, методологическое значение дл€ научного понимани€ обучени€. ¬ чем же общие и отличительные, специфические особенности этих процессов? ќбщее заключаетс€ в исходной позиции: в признании познаваемости реального, объективного мира; единства логики, диалектики, познани€ и практики; в возможности познани€ общего, существующего через частное, отдельное, а отдельного, особенного Ч через общее. ќтличие же обучени€ от общественно-исторического познани€ обусловлено спецификой задач, содержани€, форм и методов подготовки подрастающего поколени€, а также возрастно-индивидуадьными особенност€ми детей. Ќазовем наиболее существенные различи€ этих двух процессов познани€.

1. ¬ общественно-историческом познании происходит открытие новых законов, сведений, данных, фактов объективной реальности, выдвижение теорий, концепций, идей. ќсуществл€етс€ бесконечное погружение в познание движущейс€, развивающейс€, измен€ющейс€ материи.

ќбучающее познание не только пользуетс€ готовыми, проверенными истинами, но и ограничивает их количество требовани€ми, предъ€вл€емыми обществом к человеку. ќбучение избегает не усто€вшихс€, спорных знаний. » хот€ содержание образовани€ периодически обновл€етс€, обучение представл€ет собой ограниченный определенными рамками процесс. ќно вводит детей в основы знаний о природе, обществе, мышлении, которые идеологически осмыслены и педагогически структурированы.

2. ќбщественно-историческое познание представл€ет собой противоречивый, зигзагообразный процесс предложений, открытий, уточнений, пересмотра сложившихс€ представлений, скачков вперед и отступлений назад. ѕознание человеком объективной действительности преследует цель развити€ самой науки, а также бесконечного совершенствовани€ на ее основе производства материальных и духовных благ.

ќбучающее же познание основываетс€ на специально отобранных и педагогически переработанных данных, организуетс€ как стройна€ система усложн€ющихс€ и углубл€ющихс€ знаний. ѕри этом учитываетс€ как логика развити€ самой науки, так и логика усвоени€ знаний, умений, навыков детьми, особенности их развити€. ¬ зависимости от этого учебный предмет выстраиваетс€ либо как пр€ма€, линейна€ система постепенно усложн€ющихс€ и смен€ющихс€ знаний, либо как концентрическа€ система целостного охвата отдельных разделов науки с последующим, на новом возрастном этапе, повторным обращением к этому разделу с более глубоким рассмотрением сущности материала.

3. Ћюди в процессе общественно-исторического познани€ разрабатывают сложнейшие методики позн'ани€ объективной действительности, создают исследовательскую материально-техническую базу, развивают в себе разнообразные типы творческого мышлени€. ƒиалектическое мышление характеризуетс€ рассматриванием €влений действительности в их взаимосв€зи между собой, в совокупности их взаимоотношений. явлени€ анализируютс€ в их самодвижении, как единство противоположностей внутренних противоречивых тенденций и их борьба.

¬ отличие от методов научного познани€ и его материально-технической базы в обучении создаютс€ свои специфические методики и учебно-материальна€ база. ¬ методиках обучени€ происходит Ђприспособлениеї диалектики, ее основных черт и признаков к услови€м передачи дет€м готовых истин и развити€ их мышлени€. ѕри этом возникает необходимость разрешени€ противоречий. ќдно из них естественное, обусловленное возрастными особенност€ми познани€ детьми реального мира, характером становлени€ их природных познавательных сил. ”чащиес€ изначально воспринимают €влени€ действительности в самом общем виде, в статическом состо€нии, вне их внутренних св€зей и взаимозависимостей с другими €влени€ми. ѕознание предстает перед ними не как развитие по спирали, не как бесконечный противоречивый процесс борьбы противоположностей, а как накопление внешних впечатлений, познание, воспроизведение, как овладение Ђабсолютнымиї истинами. Ёто противоречие между природой детского познани€ и диалектикой развити€ объективной действительности €вл€етс€ движущей силой обучени€ и развити€ учащихс€ и разрешаетс€ путем приведени€ в соответствие логики их познани€ с логикой жизни.

Ќесвоевременное сн€тие, этого противоречи€ может способствовать формированию у учащихс€ формального, поверхностного, догматического мышлени€ и возникновению искусственного противоречи€ самой педагогики с жизнью. Ёто случаетс€, когда педагоги абсолютизируют догматическое познание, особенности становлени€ познавательных сил детей, вместо того чтобы интенсивно развивать их в процессе обучени€, приобщать к диалектическому мышлению. ѕреподавание нередко строитс€ без учета взаимопереходов в познании от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, игнорируетс€ сочетание анализа и синтеза, взаимодействие содержани€ с формой и формы с содержанием на основе перехода количества в качество. ѕознание организуетс€ как усвоение последовательного р€да Ђабсолютныхї истин, а не как бесконечное движение от €влени€ к сущности. “акой подход влечет за собой и соответствующую методику. ƒостаточно вспомнить метод традиционного обучающего познани€ на вопросно-ответной основе, с помощью которого учитель добиваетс€ заучивани€ учеником как вопроса, так и готовой Ђабсолютнойї истины Ч ответа. ѕолностью исключаетс€ необходимость размышлений, установлени€ св€зей, разрешени€ противоречий.   застою в развитии детей ведет и абсолютизаци€ способов преподавани€ готовых знаний, таких, как рассказ, объ€снение, лекци€, их противопоставление исследовательским методам, позвол€ющим дет€м непосредственно соприкасатьс€ с диалектической логикой самой жизни.

“аким образом, в основе научного познани€ действительности.в качестве основного способа мышлени€ лежит диалектика. ќбучающее же познание обладает своей спецификой. ¬месте с тем оно призвано, преодолева€ противоречи€, подводить детей к усвоению элементов диалектики как средства освоени€ научных знаний и развити€ теоретического, диалектического мышлени€.

4.  ритерием истины в общественно-историческом познании €вл€етс€ общественно-историческа€ практика. –аскрытые силами науки законы эффективно примен€ютс€ в де€тельности человека: в общественном производстве; в прогнозировании процессов, событий, €влений в природе и обществе; в совершенствовании и перестройке общественных отношений. —овпадение, единство, тождество научной идеи, теории и общественной практики есть про€вление объективной истины.

¬ обучающем познании роль практики существенно измен€етс€. –езультаты общественно-исторической практики привлекаютс€ в учебный процесс как исходный материал познани€ и источник подтверждени€ истинности изучаемых детьми знаний. Ѕольшое значение в обучении имеет также общественна€ практика самих учащихс€ в учебном процессе, в общественно полезном труде, в производстве. »ндивидуальный опыт ребенка не только убеждает его в истинности передаваемых ему знаний, но и дает возможность приобрести умени€ и навыки практической де€тельности, производственный опыт и уверенность в собственных силах. Ќавыки, возможность участи€ в практике способствуют самовыражению детской личности. Ќаконец, именно практика в наибольшей степени способствует выбору жизненного пути, ориентации в многообразии практических профессий.

“аким образом, общественно-историческа€ практика есть критерий истины, а обучающа€ практикаЧ способ утверждени€ в истине и обретени€ возможностей участи€ в общественной практике.

5. ќбщественно-историческое познание представл€ет собой изначально творческий процесс, заключающийс€ в единстве творческого познани€ и преображени€ действительности. ѕознание объективной действительности, в сущность которой человек не может проникнуть одномоментно и исчерпывающе, требует от него развитого мышлени€ и богатого творческого воображени€: выдвижени€ гипотез; разработки представлений о спонтанных сущностных процессах и методик их изучени€; создани€ моделей, схем технологических процессов; форм воплощени€ продуктов труда и организации производства. ќбщественно-историческа€ практика есть творческий процесс воплощени€ познанной человеком истины в формах реального быти€. ¬тора€, искусственна€, природа есть практический результат человеческого творчества.

ќбучающее познание €вл€етс€ важным элементом процесса общественно-исторического познани€. ќно направлено в конечном счете на формирование творческого подхода человека к любому виду общественной де€тельности. ќбучение представл€ет собой единство, комбинацию усвоени€, запоминани€ и творчества, где само творчество представл€ет собой эффективный процесс усвоени€ готовых истин. «акон обучени€ заключаетс€ в том, что чем более творческий путь усвоени€ знаний избираетс€ педагогом и детьми, чем более новый и необычный результат получаетс€ в итоге, тем сознательнее и прочнее усвоение изучаемого знани€. ¬ обучении творчество самих детей выступает в качестве действенного способа глубокого освоени€ и применени€ знаний, умений и навыков на практике, одновременного развити€ их творческих сил, дарований, способностей. ¬ отдельных случа€х, в услови€х благопри€тного технического или художественного творчества, возможно создание школьниками подлинно новых и оригинальных изделий, произведений. “аким образом, если процесс познани€ объективной действительности Ч это изначально творческий процесс открытий объективных истин и создани€ нового, то процесс обучающего познани€ использует творчество как способ мобилизации всех духовно-интеллектуальных, эмоциональных и физических сил детей в цел€х освоени€ ими объективного знани€ о реальном мире.

“аким образом, диалектическа€ теори€ познани€ €вл€етс€ методологической основой подлинно научного понимани€ обучающего познани€. ¬ свете этой теории научна€ педагогика рассматривает все теоретические и практические вопросы организации учебно-воспитательного процесса, методик обучени€ и самосто€тельного учени€ школьников.

 

¬опросы и задани€:

 

1. ƒайте определение пон€ти€м: обучение, преподавание, учение, образование. –асскажите о взаимоотношении пон€тий обучение и воспитание.

2. Ќазовите и раскройте смысл основных функций обучени€.

3. –аскройте основные положени€ диалектико-материалистической теории познани€ как научной основы понимани€ процесса обучени€.

4. ¬ чем сходство и различие процесса общественно-исторического познани€ и познавательного обучени€?

 

Ћитература дл€ самосто€тельной работы:

 

1. Ѕаранов —.ѕ. —ущность процесса обучени€. ћ., 1986.

2: ƒавыдов ¬.¬. “еори€ развивающего обучени€. ћ., 1996.

3:  ратка€ философска€ энциклопеди€. ћ., 1994. (—лова: абстрактное и конкретное, диалектика, закон, отражение, истина, иде€, пон€тие, познание, практика, противоречие.)

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 404 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1423 - | 1280 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.