Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„еловек - разрушитель и созидатель




 

ƒетальные исследовани€ показали, что в биосфере происход€т процессы, ведущие к ее деградации и разрушению. ќсобенно быстро эти процессы идут на суше. ѕричина деградации и разрушени€ биосферы - человек и его стихийна€ де€тельность, котора€ вошла в противоречие с окружающей средой, включающей всю остальную жизнь (помимо человека), котора€ не может мен€тьс€ так быстро, как человек мен€ет технологии, перейд€ от эволюции к прогрессу. “аким образом, эволюци€ не может приспособитьс€ к прогрессу, так как скорость смены технологий при прогрессе на 5 пор€дков выше скорости смены биотических "технологий". “ем не менее это обычно не понимаетс€ или не признаетс€. —читаетс€, что эти движущиес€ с такими разными скорост€ми €влени€ можно совместить и согласовать (коэволюци€) или управл€ть ими. ќбычно за этими утверждени€ми лежат определенные взгл€ды на человека и его роль в биосфере.

Ќаиболее распространен взгл€д на человека и его роль в биосфере как на бога. Ёта мысль была высказана еще в ¬етхом завете: "» сказал Ѕог: сотворим человека по образу и подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимис€ по земле". ¬ более наукообразной современной форме эта же мысль выражена следующим образом: "... главный, научно установленный эволюционный принцип: человек Ч закономерный этап эволюции, своего рода выдвижение биосферы с целью устранени€ стихийности ее развити€ и перехода к эволюции, управл€емой разумом, Ч ноосфере".

ѕодобный взгл€д в насто€щее врем€ широко распространен. ќн фетишизирует возможности человека и его технологическую мощь, но истоки такого взгл€да легко идентифицируютс€.

Ќа самом деле эта точка зрени€ не имеет никакой "научно установленной" основы, какие бы красивые и "внушительные" слова ни употребл€лись по этому поводу. Ёто скорее вера, в которой человек сам себ€ провозгласил высшим достижением ѕрироды, высшей ценностью, ради которой можно уничтожить всю остальную природу. »з такого взгл€да следует, что у эволюции была единственна€ цель Ч создать человека. Ќо у эволюционистов пока нет единого взгл€да на существование у эволюции "цели", как и "предсказуемости". ѕо поводу последнего можно напомнить, что средн€€ скорость видообразовани€ по палеонтологическим данным составл€ет 3 млн лет дл€ одного вида. ѕри таких темпах изменений можно предсказывать что угодно, но невозможно проверить результат.

≈стественно, человеку хочетс€ быть богом или, по крайней мере, полубогом. „еловеку хочетс€ чуда, особенно в смутные времена. ≈му хотелось бы быть бессмертным, особенно когда он болен или стар. Ќо весь опыт свидетельствует, что высоко скоррелированные образовани€ в системах, получающих энергию извне (как, например, биосфера, существующа€ за счет энергии —олнца), всегда распадаютс€, будь то облака, смерчи или живые организмы. Ќепредвз€тому человеку очевидно, что не Ѕог создавал человека по своему образу и подобию, а человек создает богов по своему образу и подобию. Ѕог у человека Ч это тот же человек, который может использовать дл€ своих действий дополнительные мощные источники энергии.

Ќа подобных взгл€дах построены многие религии, философские доктрины, идеологические системы, художественна€ литература, и в частности научна€ фантастика. ¬ них человек выступает как покоритель и созидатель, которому доступны любые вершины познани€. ѕодобные взгл€ды широко распростран€ютс€ и пропагандируютс€. ¬ результате у человека сформировались стереотипы, которые позвол€ют ему считать себ€ творцом своего окружени€. “акие же стереотипы возникают и в сообществах, в том числе государствах. » хот€ одни государства прин€ли централизованное управление экономикой, другие Ч рыночную систему, третьи сформировали синтез этих систем, но все они по убеждению или невежеству фактически следуют принципу вседозволенности по отношению к дикой природе.

„еловек оказываетс€ создателем и строителем только внутри созданной им самим системы. ¬нутри нее он сформировал искусственную среду обитани€. Ќо эта созидательна€ де€тельность оказалась весьма плачевной дл€ многих стран мира: к началу XXI в. мир оказалс€ разделенным по экономическому признаку на развитые и развивающиес€ страны. ¬ развитых странах потребление на душу населени€ в среднем на пор€док выше, чем в развивающихс€. ¬ы€сн€етс€, что проблема глобального экономического неравенства и преодолени€ нищеты и голода посредством наращивани€ производства неразрешима.

ѕо прогнозам приблизить потребление развивающихс€ стран к современному уровню развитых можно при ежегодном приросте потреблени€ в развивающихс€ странах на 2 % (тогда к концу XXI в. оно увеличитс€ в 8 раз). ”читыва€, что численность населени€ в развивающихс€ странах за это врем€ увеличитс€ в 2,6 раза, валовой продукт этих стран должен возрасти в 20 раз.

“акое развитие может привести только к окончательному разрушению биосферы суши.   тому же развитые страны не будут сто€ть на месте, а продолжат наращивание своей экономической мощи. ¬озникает €вное противоречие между экономическим ростом и окружающей средой, которое уже сейчас демонстрирует отклонение от устойчивого состо€ни€. “аким образом, нар€ду с глобальным экологическим кризисом имеет место и глобальный социальный кризис.

¬ыступа€ созидателем и строителем внутри своей системы, внутри своего глобального сообщества, человек, в то же врем€, оказываетс€ разрушителем биосферы Ч биоты и окружающей ее среды. ѕри этом, чем быстрее идет экономическое созидание, тем выше скорость и шире масштаб разрушени€ биосферы. “ем не менее развивающиес€ страны, как и развитые, считают, что решение проблем нищеты и голода невозможно без экономического роста, закрывают глаза на уже разразившийс€ экологический кризис на «емле и не желают признавать тот факт, что продолжение подобного развити€ приведет к окончательному разрушению биосферы.

–азвитые страны, хот€ и выдвигают на передний план проблему защиты окружающей среды, тем не менее продолжают ставить своей целью экономический рост, но на основе ресурсосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. “акой же путь они предлагают развивающимс€ странам, однако последние не располагают ресурсами дл€ внедрени€ дорогосто€щих ресурсосберегающих технологий, способных снизить давление на биоту. √лавное заключаетс€ в том, что такое решение уже запоздало, поскольку человечество давно превысило порог допустимого возмущени€ биосферы.

„еловек, счита€ себ€ верховным существом по отношению к дикой природе, присвоил себе право на ее перестройку и разрушение, даже не пыта€сь применить в своей практической де€тельности выводы из неполных и неточных знаний о том, как и почему возникла биосфера, какими законами управл€етс€ и как зависит от этих законов сам человек и возможность его выживани€.

¬ результате подобной созидательно-разрушительной де€тельности, в особенности в XX в., возникли серьезные глобальные противоречи€, характерные дл€ всех государств: между научно-техническим прогрессом и окружающей средой, между экономическим ростом и населением, между решением социальных проблем и населением, между населением и окружающей средой и между решением социальных проблем и окружающей средой.

ƒругой взгл€д на человека состоит в попытке определить его место в сложнейшей системе Ч биосфере не как верховного существа, а как одного из многочисленных видов, каждый из которых выполн€ет определенную работу в этой системе. “еори€ биотической регул€ции окружающей среды, охватывающа€ широчайший круг вопросов и в том числе обозначающа€ место и предназначение человека в биосфере, может служить основой формировани€ такого взгл€да.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1429 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1626 - | 1590 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.