Допетровский период
Садовое искусство допетровской России форнировалось на основе хозяйственного сада. Во многих русских городах П-12о вв., наряду с плодовыми, иногда высаживались тенистые деревья или же сохранялись участки естественных рощ. Водоемы чаще тлели прямоугольную форму и использовались для полива и разведения рыбы. В 16 в. сохраняется утилитарное направление садового строительства, но больше обращается внимания художественным достоинствам сада. В это же время появились т.н. аптекарские огороды, или сады» в которых выращивались лекарственные растения.
В 17 в. начали осваивать некоторые приемы планировки садов эпохи Возрождения, приведшие к усложнению общей композиции: террасированные сады Кремлевского холма (т.н. красные, т.е." красивые сады), на правом берегу реки Неглинной, на Москве-реке, сад на Воронцовском поле по реке Яузе и другие. Перепись дворцовых садов, проведенная в 1701 г., показала, что сады устраивались и в других городах, например, в Новгороде было 7 садов, в Брянске - 2, Можайске, Вязьме и Владимире по одному. Всего отмечено 52 сада.
Особой известностью пользовались сады Измайлова (пригородная резиденция царя Александра Михайловича, заложенная в 1666 г.), состоявшие из Круглого огорода, Просяного сада, Потешного сада (самого красивого по планировке) (рис.2Э) и Волчьего круглого двора. Здесь были показательные сады и огород с виноградником, ботанический и аптекарский сады, лабиринт с водным источником в центре, охотничий парк. 0бводнение состояло из широкого канала, который окружал весь садовый комплекс, и водного лабиринта из 37 прудов. Планировка садов имела строго регулярное решение с характерным крестообразным рисунком. Из построек известны: большой дворец (" с тремястами малых со шпилями башен"), окруженный прудами; четверо высоких ворот, которые вели в сад; красивая аптека; в виноградном саду три Терема или беседки, украшенные резьбою и расписанные красками; в просяном саду-два чердака или терема. В виноградном и просяном садах стояли т.н. перспективы - картины» писанине перспективных дел мастером (художником) Петром Энглееом. Измайловские сады были центром интродукции полезных растений в Россию. Здесь выращивались астраханский виноград, грецкий орех, шелковица, кипарисные кусты, венгерские дули, чернослив, терн, черешня, вишня, хвойные деревья - кедр и пихта, а также арбузы, дыни и другие растения. Сады располагались на обширной Измайловской равнине. Занимаемая ими территория неизвестна, но об их размерах можно составить представление по саду при дворце, который занимал площадь 230x215 сажен (т.е. 490x458 м = 22,5 га).
К национальным приемам композиции русских садов, которые не потеряли своего значения в последующие периоды, можно отнести сочетание практической пользы с художественными достоинствами. Обязательным элементом усадьбы был луг. Широко использовались плодовые деревья как непосредственно в парковых композициях, так и в промышленных садахt примыкавших к декоративным садам и часто являвшихся их продолжением. Большое значение в садовых композициях придавалось заповедным рощам из искусственно насаженных деревьев одной породы. Особенно красивы были рощи из кедра и березы, являвшиеся почти обязательной частью воякой усадьбы.
В малых садах, как правило, «охранялась регулярная система планировки, а в больших усадьбах регулярные элементы сочетались со свободным расположением естественных рощ, лугов и прудов.