Американский исследователь Стеллар сформулировал теорию, которая связывает формирование мотиваций с деятельностью специальных мотивациогенных гипоталамических центров головного мозга, на которые оказывают влияние кортикальные импульсы, тормозные гипоталамические центры, чувствительные стимулы, гуморальные факторы и др. Эта точка зрения нашла подтверждение в многочисленных исследованиях.
Многими исследователями показано, что в формировании мотиваций различного биологического качества наряду с гипоталамическими структурами принимают участие лимбические и ретикулярные структуры мозга, включая различные отделы коры больших полушарий.
Ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга. Здесь осуществляются процессы трансформации мотиваций биологической (метаболической) потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга на основе их влияний на другие отделы мозга определяют формирование обусловленного мотивацией поведения.
Как показывают физиологические наблюдения, внутренняя метаболическая потребность находит свое потребности отражение, прежде всего в деятельности определенных внутренних органов и изменении состава крови. Нервные и гуморальные сигналы о доминирующей биологической потребности адресуются к специальным зонам гипоталамуса. Например, наличие нейронов, воспринимающих сигнализацию от пустого желудка, и факторы «голодной крови» обнаружены микроэлектродным методом в области латерального гипоталамуса.
Особенность нейронов гипоталамической области состоит в их тесных функциональных контактах с капиллярами и в специфике метаболических процессов. Каждая группа нейронов гипоталамической области использует в своем нормальном метаболизме только определенные гуморальные факторы и при изменении их содержания избирательно приходит в состояние возбуждения. Таким образом, эти нейроны обладают свойствами рецепции определенной внутренней потребности.
Благодаря специфическому метаболизму различные участки гипоталамической области и составляют так называемые мотивациогенные центры.
Эти центры имеют обширные связи с другими отделами мозга, и в первую очередь с лимбическими и ретикулярнымиобразованиями, а через них с коройбольших полушарий.
В основе биологических мотиваций любого качества лежат восходящие активирующие влияния специфических гипоталамических центров на кору больших полушарий. Эти влияния устраняются после удовлетворения потребности.
Различные отделы коры и другие структуры мозга, в свою очередь, оказывают нисходящие возбуждения и тормозные влияния на инициативные мотивациогенные центры гипоталамуса.
Все это указывает на то, что мотивационное состояние представляет собой качественно особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе восходящих активирующих влияний гипоталамических центров каждая структура мозга вносит свои активирующие или тормозные влияния и тем самым создает специфическую для каждой мотивации интеграцию, приводящую в каждом случае к специфической форме целенаправленной деятельности.