Оба философа относятся к классическому античному периоду, главной темой которого является сущность человека, особенности его познания, синтез философского знания, построение универсальной философии.
Сократ. Самостоятельно ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Использовал диалог как основной метод нахождения истины (та самая диалектика – вскрывал противоречия в рассуждениях собеседника и приводил его к истине, задавая вопросы), никогда не постулировал принципы, критически обсуждал разные подходы. Применял искусство майевтики – с помощью задаваемых вопросов выделял ложные и верные определения. Обсуждая смысл разнообразных понятий, Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики. Совершил резкий поворот в развитии философии, поставив в центр своего внимания человека, его сущность, внутренние противоречия души, то есть сделал главным самопознание. Главная цель философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Впервые выделил духовную сферу как полноценную самостоятельную реальность. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: «никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению». Подвергал резкой критике демократию, считая, что власть должна принадлежать «опытным, честным, справедливым и имеющим опыт управления единицам».
Платон. Основная часть философии Платона философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. Эйдос любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.