Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬згл€ды ј. ћаслоу




 

»нтересны также взгл€ды на секс и любовь ј. ћаслоу. ќн описывает, как все это случаетс€ у самоактуализированных, т.е. посто€нно растущих личностей. ј. ћаслоу считает, что мы должны пон€ть, что такое любовь, научитьс€ воспитывать ее, иначе мир будет захлестнут ненавистью и недоверием. ћы должны пон€ть, какой урок могут нам преподнести самоактуализированные люди в таких сферах, как любовь и сексуальные отношени€. Ћюбовь, с точки зрени€ ј. ћаслоу, очень субъективный феномен, и описание его должно быть феноменологическим. ƒл€ любви характерна склонность к идеализации, что суживает воспри€тие. Ћюб€щий человек не замечает других людей. ќбъект любви прит€гивает к себе внимание, и воспри€тие, и мысли люб€щего человека. ’очетс€ все врем€ быть с любимым. —ексуальное возбуждение дл€ люб€щего таково, что он не мыслит себе возможность сексуального акта с другим человеком.

Ћюб€щий стремитс€ и к психологической близости с любимым. »менно эта потребность, не сексуальна€, заставл€ет искать уединени€. ƒаже разговоры они ведут на своем €зыке. Ћюбовь всегда великодушна. ¬сегда имеетс€ стремление к познанию партнера, к аб-

≠  онец страницы 174 ≠

¯ Ќачало страницы 175 ¯

солютной психологической близости.  роме того, хочетс€, чтобы и партнер узнал о нас побольше. Ћюб€щие люди в момент сближени€ очень много рассказывают о себе. ѕри нормальном сближении вначале люди снимают с себ€ психологические Ђодеждыї. ћожет быть, лучшее объ€снение в любви Ч все о себе рассказать, ведь это показатель довери€, а полное доверие Ч одна из характеристик любви. “ому, кто теб€ любит, можно рассказать все. ќн теб€ не выдаст, даже если любовь умерла и вы расстались. ¬от только нужно уметь отличать истинную любовь от подделок. »стинна€ любовь не очень €рка в своих про€влени€х. ћногие даже не слышат, что им объ€сн€ютс€ в любви.

—амоактуализированный человек спонтанен в любви, он не считает нужным таитьс€, сдерживатьс€, или соблюдать приличи€, или подавл€ть партнера. ƒл€ него любовь Ч не способ преодолени€, а способ самовыражени€. Ћюбовь этих людей по мере расцвета становитс€ все более искренней и интимной. ќни не бо€тс€ сплоховать друг перед другом или произвести невыгодное впечатление. ¬ такой любви нет тайн и нет секретов, они перестают быть загадкой друг дл€ друга, станов€тс€ самыми лучшими друзь€ми.

¬ каком-то смысле любовь самоактуализированного человека можно определить как состо€ние беззащитности или предельной спонтанности и абсолютной искренности. «дорова€ любовь позвол€ет открывать в партнере все новые и новые качества, при этом им нрав€тс€ те черты, которые они обнаруживают друг в друге. “от же эффект привыкани€ наблюдаетс€ и при чтении книг. „ем чаще ты читаешь хорошую книгу, тем больше в ней находишь интересного и полезного. ’ороший человек Ч это такой человек, которого чем больше узнаешь, тем больше любишь, с плохим же лучше и не знатьс€, чтобы не испытать разочаровани€.

 ак-то на лекции, когда € дошел до этого места, мне задали вопрос: Ђ–азве плохой человек не может

≠  онец страницы 175 ≠

¯ Ќачало страницы 176 ¯

полюбить хорошего и даже пользоватьс€ взаимностью и исправитьс€?ї. Ќа это € ответил, что плохой человек в принципе любить не может. ” него может быть только влечение к хорошему, иногда такое сильное, которое у нас бывает во врем€ голода. ’ороший человек, использу€ это влечение, может способствовать исправлению плохого, если тот этого захочет. Ќо хороший человек при этом должен быть очень бдительным и не дать себ€ сожрать.

—амоактуализированный человек ценит любовь за то, что она разрешает быть спонтанным, естественным, раскрепощенным, позвол€ет сбросить защитные маски и отказатьс€ от условностей.

„увство, что ты любим, равнозначно тому, что теб€ понимают и принимают. ¬ любви нет угрозы дл€ партнеров. Ћюб€щий человек беззащитен перед своим партнером. ≈сли партнер на самом деле не испытывает любви к другому, а общаетс€ с ним из корыстных побуждений, то когда все это вскрываетс€, рассматриваетс€ как предательство. “е же действи€ человека, которого ты не любил и которому не довер€л, рассматриваютс€ как гадости и не вызывают сильной эмоциональной бури.

ј. ћаслоу подчеркивает, что человеку нужно не только ощущать любовь, ему столь же необходимо любить. Ќекоторые считают, что последнее Ч важнее, чем первое.  акой мне толк от того, что мен€ люб€т, а € не люблю. ћен€ это будет только т€готить, если, конечно, € человек пор€дочный и не пытаюсь использовать любовь к себе в корыстных цел€х. ≈сли уж выбирать что-то одно, то лучше выбрать Ђлюбитьї, чем Ђбыть любимымї. ≈сли € люблю, а мен€ не люб€т, то € пытаюсь что-то сделать с собой, чтобы мен€ полюбили. “ак поступил волшебник ‘инн из поэмы ј.—. ѕушкина Ђ–услан и Ћюдмилаї. Ќаина отвергла его. „тобы завоевать ее любовь, он стал рыбаком, героем, а затем муд-

≠  онец страницы 176 ≠

¯ Ќачало страницы 177 ¯

рецом и волшебником. Ќо когда он пон€л мерзкую душу той, кого любил, любовь сразу прошла. ƒело в том, что иногда люб€щий человек надел€ет того, кого он любит, своими достоинствами, которых сам в себе не ценит. ј в любимом, возможно, этих достоинств и нет.

“ак вот, самоактуализированный человек, с точки зрени€ ј. ћаслоу, в состо€нии любить и обладает способностью вызывать любовь. Ћюди хот€т любить, но не знают, как за это вз€тьс€. —амоактуализированный человек знает, как любить, и любовь не рождает в его душе конфликтов и страхов. Ќо круг тех, кто способен вызвать у них любовь, достаточно узок. ќни умеют отличить любовь от при€зни, симпатии и дружеских отношений.

” самоактуализированного человека любовь и секс сплетены. ќн от секса способен получить наивысшее экстатическое удовлетворение. ƒл€ самоактуализированного человека оргазм имеет и большее и меньшее значение, чем дл€ среднего человека, но никогда не становитс€ дл€ него самоцелью. ќн относитс€ к сексу так же спокойно, как и к еде, и в то же врем€ секс приносит ему огромную радость, ибо все базовые потребности у него удовлетворены, и он может полностью отдатьс€ сексу, хот€ секс дл€ него никогда не становитс€ жизненной философией. ќн дл€ него остаетс€ при€тной необходимостью, хот€ он получает от него такое удовлетворение, которое и не снилось среднестатистическому человеку.

ќни терпимы к интригам других, хот€ сами крайне редко завод€т интрижки на стороне. ќни спокойно принимают сексуальное влечение, раскованны в разговорах на сексуальную тему. «десь отмечаетс€ несоответствие между отношением и поведением. ј. ћаслоу подчеркивает, что чем легче человек относитс€ к полигамности, тем легче ему оставатьс€ моногамным. —клонность самоактуализированных людей к монога-

≠  онец страницы 177 ≠

¯ Ќачало страницы 178 ¯

мии обусловлена не целомудрием и подавлением своей сексуальности, а чувством глубокого удовлетворени€ сексуальными отношени€ми в браке. «доровые самоактуализированные люди настолько уверены в своей половой принадлежности, что не считают унизительным дл€ себ€ отступить от своей половой роли. ќни готовы быть и активным и пассивным. »х не устраивает только посто€нство роли.

¬ здоровой любви происходит объединение базовых потребностей партнеров в единую иерархию, т.е. производство становитс€ общим, возникают общие потребности, они не дел€т свои личные желани€ и желани€ партнера.  ак правило, идентификаци€ потребностей про€вл€етс€ в виде ответственности за любимого человека и заботы о нем. Ћюб€щий муж радуетс€ радости жены и способствует ее росту.

ѕри очень хороших отношени€х заболевший партнер принимает заботу и уход люб€щего с беззащитной доверчивостью уставшего ребенка, засыпающего на руках у матери. ¬ нездоровой семье муж и жена, хоть и живут вместе, на самом деле изолированы друг от друга, каждый из них существует в своей скорлупе. «доровую любовь, несмотр€ на высочайшее экстатическое напр€жение всех сил и способностей человека, правильнее было бы уподобить игре двух беззаботных детей, веселой щен€чьей возне.

Ћюб€щий человек видит в объекте своей любви неповторимую, уникальную личность, рост и развитие которой вызывают у него радость и чувство удовольстви€. ≈сли ваш партнер запрещает вам учитьс€, значит, он вас не любит.

ћежду любовью и уважением нет полного тождества. ћожно уважать и не любить, но не наоборот. ”важение предполагает признание автономности другого человека. —амоактуализированный человек не стремитс€ использовать партнера в своих цел€х, не предпри-

≠  онец страницы 178 ≠

¯ Ќачало страницы 179 ¯

нимает попыток подавить или унизить его. ќн хорошо относитс€ к своим дет€м. ¬нешне это может выгл€деть как полное неуважение.

«дорова€ любовь не имеет цели или намерени€, она нетребовательна и непредумышленна, так же как радость и восхищение. ¬осхищение и любовь самоактуализированного человека не преследуют никаких целей и не требуют вознаграждени€, они непреднамеренны и бескорыстны. ¬осторженный человек смотрит на мир взгл€дом наивного ребенка, не стрем€сь найти ему применение. ћы ничего не требуем от заката, не в силах повли€ть ни на него, ни на рожденный им душевный трепет. Ёто переживание не св€зано с удовлетворением других базовых потребностей. ћожно наслаждатьс€ картиной, не вору€ ее из музе€, розой, не срыва€ ее с куста. “аким же образом человек может наслаждатьс€ и любоватьс€ другим человеком. ј. ћаслоу считает, что благоговейное восхищение €вл€етс€ главнейшим компонентом состо€вшейс€ любви. ¬осхищение Ђдої ничего не стоит. ¬прочем, это и не восхищение. ¬ нем всегда можно услышать Ђмне надої.

ћногие теоретики исходили из того, что люди скорее обречены на любовь, нежели увлечены ею. ј. ћаслоу же считает, что самоактуализированный человек влюбл€етс€ так же, как мы реагируем на великую музыку, Ч распахива€сь навстречу переживани€м.  . ’орни определила здоровую любовь как способность восприн€ть другого человека per se, как цель, а не как средство.  ак говорил св€той Ѕернард: ЂЋюбовь не ищет смысла. я люблю, потому что люблюї. Ћюбовь самоактуализированного человека ина€, нежели любовь человека, не удовлетворившего своей потребности в любви, Ч последний любит, потому что нуждаетс€ в любви, жаждет ее. Ёто так называема€ дифициентна€ любовь. Ёто срывание розы и наслаждение ее ароматом. —амоактуализированный человек не испытывает

≠  онец страницы 179 ≠

¯ Ќачало страницы 180 ¯

дифициентной нужды. ќн любит, потому что любовь присуща ему. ќн скорее Ђвыдел€етї любовь, тогда как обычный человек ее впитывает. ≈го любовь немотивированна, как процесс роста и развити€.

¬ любви самоактуализированного человека нет старани€, преодолени€, напр€жени€, которые так характерны дл€ любви обычного человека. ƒл€ самоактуализированного человека любовь Ч аспект быти€, поэтому ее можно назвать высшей любовью, или Ѕытийной любовью, любовью к Ѕытию другого. Ѕытийна€ любовь напоминает выращивание роз и одновременно наслаждение их ароматом.

ƒл€ самоактуализированного человека характерно, что он и в любви сохран€ет свою индивидуальность и отчужденность. ѕро самоактуализированного человека можно сказать, что он одновременно и самый большой индивидуалист, и самый последовательный альтруист, существо крайне социальное и до восхищени€ способное любить. ќн, подчеркивает ј. ћаслоу, может быть чрезвычайно близок с любимым человеком, но не воспримет разлуку с ним как катастрофу. ќн не цепл€етс€ за любимого и не держит его на прив€зи, он не становитс€ дл€ него €корем или обузой... ѕрочтите еще раз внимательно эту фразу и вспомните ее, когда вас будут уговаривать, настаивать, шантажировать, угрожать, выслеживать, распускать сплетни. ƒаже пережива€ очень бурный роман, эти люди не отказываютс€ от права быть самими собой, оставатьс€ единственными хоз€евами своей судьбы.

—амоактуализированный человек как никто другой способен к воспри€тию истины, он умеет видеть правду в любой ситуации, как личностной, так и безличностной. Ёто про€вл€етс€ в Ђхорошем вкусеї при выборе сексуальных партнеров. Ћюбовь ослепл€ет только нездорового человека. Ћюбовь у самоактуализированного человека позвол€ет ему увидеть в любимом

≠  онец страницы 180 ≠

¯ Ќачало страницы 181 ¯

такие качества, которые вр€д ли откроютс€ незаинтересованному взгл€ду. Ёто не означает, что он не видит изъ€нов любимого; он видит их, но они не мешают увидеть и достоинства, или он отказываетс€ воспринимать их как недостатки. »менно поэтому он может полюбить человека на вид невзрачного, без соответствующего социального статуса и пр. Ќа первый план выступают душевные качества, дл€ него не имеют значение национальность, классова€ принадлежность, уровень дохода и образовани€. Ќовизна не пугает самоактуализированного человека. Ћюбовный выбор у него не противоречит ни уму, ни сердцу. »мпульсивное сексуальное влечение у самоактуализированного человека возникает к тому, кто подошел бы ему, если бы он выбирал его трезвым рассудком и холодным умом. ¬ общем, у них в ладу ум с сердцем.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 777 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1457 - | 1427 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.032 с.